Основа регулирования публичных сервитутов Госрегистрация публичного сервитута Определение понятия публичный сервитут в законодательстве Установление публичного сервитута. Порядок. Цели Публичный сервитут и общественные слушания Основания (цели) установления публичного сервитута Оспаривание нормативного акта об установлении сервитута в суде. Подведомственность спора Сервитут в отношении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности Новое: нормы ЗК РФ о публичном сервитуте с 1 сентября 2021 года
Основа регулирования публичных сервитутов
Основа регулирования частных сервитутов содержится в гражданском законодательстве (статья 274 ГК РФ), публичных сервитутов — в земельном законодательстве (ст. 23 ЗК РФ).
Статья 23 ЗК РФ не содержит определения сервитута, но описывает виды сервитутов, устанавливаемых в отношении земельных участков, особенности их установления.
Специфика публичных сервитутов состоит в том, что их установление обусловлено интересами общества, а не отдельного собственника соседнего земельного участка.
Понятие публичного сервитута было введено статьей 23 Земельного кодекса РФ, вступившего в силу с 30.10.2001 года.
Согласно статье 23 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей до 01.09.2018г.) публичный сервитут на земельный участок устанавливается законом или иным нормативно-правовым актом органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения. В соответствии со статьей 23 ЗК РФ (в редакции, действующей с 01.09.2018 года) публичный сервитут устанавливается не законом (иным нормативным актом РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления), а административным правовым актом — решением соответствующего органа.
Виды обременений
Разграничение осуществляется на основании целей их утверждения. Кроме описанных выше задач, обременение может оформляться в отношении следующих объектов:
- Водный фонд (сервитут определяет ограниченное право каждого гражданина пользоваться объектами водного фонда общего пользования; публичный водный сервитут оформляется для забора водных ресурсов без специальных технических приспособлений, для организации водопоя с/х животных, для передвижения небольших плавательных средств).
- Лесной фонд (сервитут предполагает возникновение права у граждан беспрепятственного и бесплатного нахождения на территории объектов лесного фонда, сбора и использования пищевых лесных ресурсов, участия в различных незапрещенных мероприятиях).
- Публичный сервитут на дорогу — участки территории в пределах зон отвода автодорог общего пользования федерального значения (публичные обременения устанавливаются для проведения работ по прокладке, переносу и переоборудованию технических коммуникаций и их использованию).
Далее мы поговорим про порядок установления публичного сервитута на земельный участок.
Определение понятия публичный сервитут в законодательстве
Публичный сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком (объектом недвижимости) в интересах неопределенного круга лиц, установленное законом или иным правовым актом Российской Федерации, правовым актом субъекта Российской Федерации, правовым актом органа местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Территория сервитута определяется на стадии подготовки документации по планировке территории — проекта межевания (Решение Совета депутатов городского округа Щербинка МО от 23.03.2012 N 404/91 «Об утверждении Правил землепользования и застройки части территории городского округа Щербинка Московской области»)
Публичный сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком, установленное законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления с учетом результатов общественных слушаний по обсуждению документации по планировке территории, в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков (статья 1 Правил землепользования и застройки города Кирова, утвержденных решением Кировской городской Думы от 29.04.2009 N 28/10)
Публичный сервитут — сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. В нормативных правовых актах, указанных в настоящем пункте Методических рекомендаций, может быть установлена обязанность органа, установившего сервитут, по выплате лицу, земельный участок которого обременен сервитутом, соразмерной платы за сервитут, а также может быть установлен размер данной платы («Временные Методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут», утвержденные Росземкадастром 17.03.2004 года (впоследствии признанные недействующими решением Верховного Суда РФ от 18.12.2014 N АКПИ14-1093)
Установление публичного сервитута. Порядок. Цели
В отличие от сервитута частного, который устанавливается либо соглашением сторон, либо на основании решения суда, публичный сервитут устанавливается органами власти или местного самоуправления.
Для установления публичного сервитута не требуется согласие владельца земельного участка, не заключается с ним и соглашение.
Права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются законом или иным нормативным правовым актом, которым установлен такой сервитут (п. 2 ст. 41 ЗК РФ).
Публичный сервитут, согласно п. 2 ст. 23 ЗК РФ, может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков.
Процедура регистрации
Обременение начинает действовать с момента его госрегистрации – внесения сведений о нем в ЕГРП.
Особенности
Публичное обременение регистрируется при наличии сведений в Реестре о ранее возникших правах на землю. Для регистрации необходим следующий перечень документов:
- заявление от органа госвласти или органа местного самоуправления, издавшего постановление об установлении публичного сервитута;
- квитанция об уплате госпошлины;
- подтверждение полномочий представителя;
- НПА, которым установлено публичное обременение;
- кадастровый план с отображением границ действия обременения при его установлении только на часть участка.
Регистрирующий орган вправе запросить и иные документы.
Далее мы расскажем про протокол общественных слушаний по установлению публичного сервитута.
Протокол общественных слушаний
Итогом общественных заседаний являются следующие документы:
- список участников;
- протокол общественного слушания;
- перечень поступивших вопросов и примечаний.
Однако определяющим документом является протокол, который должен содержать следующую информацию:
- место проведения заседания;
- обсуждаемый вопрос;
- участники с описанием их мнения по установлению публичного обременения;
- результаты публичного заседания с указанием числа лиц, проголосовавших «за», «против» и «воздержались»;
- итоговое решение.
Нормы земельного законодательства предписывают, что для принятия решения об оформлении публичного обременения итоги заседания лишь принимаются во внимание.
Однако конституционные нормы, защищая права граждан и интересы местного населения, относят итоги заседания к обязательному их исполнению. В противном случае за защитой общественных интересов можно обратиться в суд.
Постановление об установлении обременения
На основании итогового решения общественного заседания госорган выносит постановление об установлении публичного обременения. Данный документ содержит:
- решение об установлении обременения;
- сведения об участке с указанием кадастрового номера, места расположения;
- цели оформления сервитута;
- распоряжение по прохождению процедуры госрегистрации конкретной организации;
- распоряжение по публикации документа в официальных СМИ;
- указание конкретного лица, который обязан осуществлять контроль над исполнением постановления.
Следующее видео расскажет еще больше о публичных сервитутах, их установлении, оспаривании и подобных нюансах:
Публичный сервитут и общественные слушания
Прим.: 1). Обязательность проведения общественных слушаний до 01.09.2018
Установление публичного сервитута на земельный участок осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 статьи 23 ЗК РФ в ранее действующей редакции).
Порядок проведения общественных слушаний может устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований. Для этого производится информирование населения через СМИ о планируемом установлении сервитута с указанием на способы выражения мнения заинтересованных лиц.
Если, например, постановлением администрации города в отношении земельного участка, принадлежащего организации на праве собственности, установлен публичный сервитут, а общественные слушания не содержат сведений о необходимости в установлении указанного публичного сервитута для обеспечения интересов местного населения или интересов органов местного самоуправления, то в отношении этого земельного участка данный нормативный акт признается недействительным (например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 июня 2009 г. по делу N А43-31249/2008-1-452).
Вместе с тем, следует учитывать, что общественные слушания, как правило, проводятся формально, а мнение «общественности», полученное по результатам их проведения, может и не учитываться местными или федеральными властями.
Прим.: 2). С 01.09.2018 для установления публичного сервитута общественные слушания не проводятся
Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ статья 23 ЗК РФ изложена в новой редакции, действующей с 01.09.2018 года. В отличие от прежней редакции статьи с указанной даты публичный сервитут устанавливается не законом (иным нормативным актом РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления), а административным правовым актом — решением соответствующего органа. Из процедуры установления публичного сервитута исключены общественные слушания.
Процедура оформления
Итак, как установить публичный сервитут на земельный участок? Утверждение его проходит несколько последовательных стадий.
Обращение с заявлением
Правом подачи наделены граждане и организации, госорганы или органы на местах. До сих пор в законодательстве существует недочет в урегулировании вопроса о том, в какой орган обращаться с заявлением. Практика сводится к тому, что для оформления публичного обременения необходимо обращаться либо к законодательным органам, либо органам исполнительной власти.
Поэтому в ситуации, когда заинтересованным лицом является орган местного самоуправления, то заявление представляется в администрацию муниципального образования. Если заинтересованное лицо – это субъект федерации, то обращаться необходимо в исполнительный орган, компетентный разрешать земельные вопросы.
Заявление должно содержать следующую информацию:
- данные об участке, на котором планируется установить обременение.
- цели его утверждения;
- период действия обременения;
- данные о землевладельцах;
- данные о заинтересованных лицах.
Рассмотрение заявления
Федеральным НПА определяется соответствующий орган, который уполномочен рассматривать заявление и заниматься мероприятиями по оформлению публичного обременения. Данный документ также содержит указание на временные рамки рассмотрения подобного заявления вместе с представленными документами.
Акты, имеющие федеральное значение, не содержат подобных требований.
Организация и проведение публичных заседаний
Данное мероприятие представляет собой одну из разновидностей участия населения в решении публичных вопросов. Результатом таких слушаний должен стать протокол, который устанавливает мнение лиц, участвующих в собрании, по установлению публичного обременения.
В данной процедуре принимают участие:
- заинтересованное население конкретной территориальной единицы;
- лица, представляющие интересы организаций, которые расположены на конкретной территории;
- землевладелец, на участке которого планируется установить обременение;
- лица, представляющие интересы органа госвласти или местного самоуправления.
Принятие решения и издания НПА
Решение об установлении обременения должно содержаться в НПА с указанием следующих данных о:
- земельном участке;
- его месте нахождения;
- кадастровом номере, который присваивается в процессе проведения межевания границ участка;
- землевладельце, чей участок обременяется;
- наименовании обременения и его содержание;
- периоде действия обременения и иные условия.
Основания (цели) установления публичного сервитута
Статья 23 Земельного кодекса РФ в редакции до 1 сентября 2018 года содержала исчерпывающий перечень оснований (целей) для установления публичного сервитута. Так, указанная статья содержала нормы о возможности установления публичного сервитута для целей:
1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе; 2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; 3) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним; 4) проведения дренажных работ на земельном участке; 5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; 6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; 7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства); 9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ
В редакции, действующей с 1 сентября 2021 года цели установления публичного сервитута в статье 23 ЗК РФ существенно не изменились: в п. 4 статьи содержится аналогичный перечень целей, за исключением:
- пп. 2 «использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры»
- пп. 9 («временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ».
- добавлен пп. 8 («использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса»).
Оспаривание нормативного акта об установлении сервитута в суде. Подведомственность спора
Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке, то есть, требовать в суде признания указанного правового акта недействительным (п. 8 статьи 23 ЗК РФ в редакции, действующей до 1 сентября 2021 года).
С 1 сентября 2021 года п. 14 статьи 23 ЗК РФ содержит следующую норму права:
«Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке».
Пунктом 1 статьи 61 ЗК РФ предусмотрено, что … нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 N 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в арбитражный суд, если федеральным законом прямо предусмотрено обжалование нормативного правового акта в арбитражный суд, а также, если в федеральном законе содержится указание на рассмотрение в арбитражном суде споров в определенной сфере правового регулирования, так как это означает, в том числе и возможность обжалования в арбитражный суд нормативных правовых актов в этой сфере.
Таким образом, законодатель помимо связи предмета спора с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, определил необходимость установления судом федерального закона, который бы отнес рассмотрение данных дел к компетенции арбитражного суда.
Исходя из положений пункта 8 статьи 23 и пункта 1 статьи 61 ЗК РФ, не содержащих указаний о том, что споры о признании недействующим нормативного правового акта об установлении публичного сервитута отнесены к компетенции арбитражных судов, такие споры не подлежат рассмотрению арбитражным судом.
Учитывая изложенное, за защитой своих прав, в данном случае, следует обращаться не в арбитражный суд, а в суд общей юрисдикции в порядке, изложенном в Кодексе административного производства РФ с административным исковым заявлением о признании недействующим нормативного правового акта РФ, субъекта РФ, или органа местного самоуправления.
Сервитут в отношении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Глава V.3 Земельного кодекса РФ («Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности») введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ.
Теперь Земельным кодексом предусмотрена возможность установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности). Если такой земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, с целью заключения соглашения об установлении сервитута необходимо обратиться к землепользователю, землевладельцу, арендатору (п. 1 ст. 39.24 ЗК РФ).
Новое: нормы ЗК РФ о публичном сервитуте с 1 сентября 2021 года
Кроме того, что с 1 сентября статья 23 ЗК РФ изложена в новой редакции, внесены и другие существенные изменения.
Земельный кодекс РФ дополнен новой главой V.7 «Установление публичного сервитута в отдельных целях». В указанную главу вошли статьи, регулирующие порядок, цели, условия, сроки установления публичного сервитута, вопросы платы за установленный публичный сервитут и ряд других вопросов:
Глава V.7 Земельного кодекса РФ. «Установление публичного сервитута в отдельных целях»:
- Цели установления публичного сервитута (статья 39.37 ЗК РФ);
- Органы, принимающие решение об установлении публичного сервитута (статья 39.38 ЗК РФ);
- Условия установления публичного сервитута (статья 39.39 ЗК РФ);
- Лица, имеющие право ходатайствовать об установлении публичного сервитута (статья 39.40 ЗК РФ);
- Ходатайство об установлении публичного сервитута (статья 39.41 ЗК РФ);
- Выявление правообладателей земельных участков в целях установления публичного сервитута (статья 39.42 ЗК РФ);
- Решение об установлении публичного сервитута (статья 39.43 ЗК РФ);
- Отказ в установлении публичного сервитута (статья 39.44 ЗК РФ);
- Срок публичного сервитута (статья 39.45 ЗК РФ);
- Плата за публичный сервитут (статья 39.46 ЗК РФ);
- Соглашение об осуществлении публичного сервитута (статья 39.47 ЗК РФ);
- Последствия невозможности или существенного затруднения использования земельного участка (его части), обремененного публичным сервитутом (статья 39.48 ЗК РФ);
- Особенности публичного сервитута, устанавливаемого в целях реконструкции инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 39.49 ЗК РФ);
- Права и обязанности обладателя публичного сервитута (статья 39.50 ЗК РФ).
Увеличение срока аренды земельного участка на срок установления на него сервитута
Статья 39.8 ЗК РФ дополнена пунктом 12.1 в соответствии с которым:
В случае, если после заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен публичный сервитут в соответствии с главой V.7 настоящего Кодекса, арендатор вправе требовать внесения изменений в договор аренды земельного участка в части увеличения срока этого договора на срок, в течение которого использование земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением публичного сервитута…
Публичный сервитут для строительства линейных сооружений
Публичный сервитут для строительства линейных сооружений
1 сентября 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2021 г. № 341 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов». Принятие этого закона связано с тем, что оформление и согласование строительства линейных объектов занимает слишком много времени. Чтобы упростить этот процесс, Правительство Российской Федерации предложило ввести публичный сервитут, то есть административное решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об ограничении права пользования земельным участком, принятое по ходатайству определенных организаций. Для размещения линейного объекта публичный сервитут интересен его владельцу тем, что не требуется образования земельного участка. А значит, не нужно проводить множество кадастровых работ и регистрационных действий, изменять категорию земель и виды разрешенного использования земельных участков, изымать или предоставлять в пользование земельные участки.
В Земельном кодексе Российской Федерации установлены цели публичного сервитута:
— размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей;
— складирование строительных и иных материалов, размещения временных или вспомогательных сооружений, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры на срок строительства, реконструкции, ремонта;
— устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования, пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам;
— размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях; — проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов, для проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов.
Публичный сервитут в отношении земельных участков для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса, устанавливается решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в случаях размещения инженерных сооружений соответственно федерального, регионального или муниципального значения.
В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об установлении публичного сервитута орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, обязан:
¾ разместить решение об установлении публичного сервитута на своем официальном сайте;
¾ обеспечить опубликование решения по месту нахождения земельных участков, в отношении которых принято указанное решение;
¾ направить копию решения правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение об установлении публичного сервитута, а также в Росреестр;
¾ направить обладателю публичного сервитута копию решения об установлении публичного сервитута, сведения о правообладателях земельных участков, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав (обременений прав) на земельные участки, способах связи с ними, копии документов, подтверждающих права указанных лиц на земельные участки.
Публичный сервитут будет считаться установленным со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости. Решение об установлении публичного сервитута может быть оспорено правообладателем земельного участка в суде до истечения тридцати дней со дня получения правообладателем земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута. Предоставление земельного участка, обремененного публичным сервитутом, переход прав на него, образование из него или из земель, в отношении которых установлен публичный сервитут, земельного участка, переход прав на инженерное сооружение, размещенное на условиях публичного сервитута, и выявление правообладателей земельных участков по истечении срока, указанного в пункте 8 статьи 39.42 Земельного кодекса, не влияют на действительность решения об установлении публичного сервитута и не являются основанием для его пересмотра.
При установлении публичного сервитута предусмотрена определенная плата. Так, плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01% кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год его использования. Если публичный сервитут собираются установить в отношении частных земель, то плата определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Помимо платы за публичный сервитут, возмещению подлежат убытки, причиненные невозможностью исполнения правообладателем земельного участка обязательств перед третьими лицами, а также иные убытки, причиненные правообладателю земельного участка в результате деятельности, осуществляемой обладателем публичного сервитута на земельном участке, включая убытки, причиненные повреждением имущества.