Правом собственности на сегодняшний день обладает множество граждан Российской Федерации. Данное право является не просто имуществом, а довольно сложной категорией, которая имеет свою специфику, влияние на общее состояние государства.
В ходе эволюции право собственности видоизменялось и усовершенствовалось как с точки зрения гуманности, так и юридической и экономической категорий. На сегодняшний день в Российской Федерации существует как частная, так и общая собственность. А также выделяют такую разновидность, как собственность публично-правовых образований. Что это значит? Кто к ним обносится и какие особенности она имеет рассмотрим далее.
Собственность публично-правовых образований: что это значит
Собственность публично-правовых образований – это вид собственности, который является общим и даёт собственникам возможность распоряжаться и пользоваться правами в отношении какого-то имущества на правах больше, чем обладают обычные физические и юридические лица.
Публично-правовое образование выступает в роли государства Российской Федерации и его субъектов, а также к ним относят ещё и муниципальные учреждения.
По сути, публично-правовые образования – это органы власти, которые наделены правом собственности и имеют законное право издавать нормативно-правовые акты, законы, которые касаются непосредственно самой собственности.
Публично-правовые образования делятся на:
- государство;
- субъекты Российской Федерации;
- муниципалитет.
Законы, которые издаются данными образованиями, как правило, касаются следующих позиций:
- правила и нормы, которые должны придерживаться субъекты при проведении сделок;
- выделения земли;
- налогообложение;
- наложение публичного сервитута;
- распоряжение имуществом, в том числе выморочным;
- другое.
Какие участки могут находиться в публичной собственности?
Прежде всего, участок должен соответствовать общим требованиям, которые выдвигаются в законе к нему как к объекту права собственности:
- наличие установленных границ;
- определенное месторасположение или точный адрес;
- постановка на государственный кадастровый учет.
В остальном государственные или муниципальные органы могут владеть землей практически без каких-либо ограничений. Стоит выделить отдельные виды участков, которые могут находиться только в государственной собственности:
- земли лесного и водного фондов (в последнем случае водные объекты должны находиться в федеральной собственности);
- особо охраняемые территории, которые имеют федеральное значение;
- земли обороны и безопасности;
- земли запаса, при условии размещения на них федерального недвижимого имущества;
- земли населенных пунктов, транспорта, связи, промышленности, сельскохозяйственного назначения, телевидения и радиовещания, природоохранного и культурного значения, информатики, энергетики и космического назначения;
- участки, под поверхностью которых находятся недра федерального значения.
Этот перечень не является исчерпывающим, поэтому федеральными и региональными законами РФ могут быть определены и другие дополнительные основания для нахождения земли только в государственной собственности.
Что касается муниципальной, то в нее могут быть переданы любые виды участков, принадлежащие как государству, так и частным лицам (например, в случае их смерти или добровольного отказа от земли).
Собственность государственных и муниципальных ППО
По российскому законодательству публично-правовые образования (ППО) имеют абсолютные права. Государству принадлежит:
- ресурсы природы;
- земли;
- оборонные объекты;
- космические объекты;
- культурные и исторические памятки;
- дороги, трассы;
- стратегические объекты;
- институты;
- научная деятельность.
В собственности у субъектов Российской Федерации и муниципалитетов пребывают:
- недвижимость;
- инженерные сооружения;
- коммунальные учреждения;
- объекты культуры и истории.
Публично-правовые организации (ст.124 ГК) это — Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, к ним применяются правила, определяющие участие юридических лиц. При этом юридически значимые действия от имени Российской Федерации и ее субъектов осуществляют органы государственной власти, а от имени муниципального образования — органы местного самоуправления. Указанные органы действуют в рамках их компетенции. В отдельных случаях в законе может быть указан специальный орган, который вправе совершать соответствующие действия.
Указанные выше субъекты выступают в правовых отношениях по осуществлению кадастрового учета и государственной регистрации прав в качестве носителей прав на недвижимое имущество. Другой стороной в данных правоотношениях выступает орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.
Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (п.1 ст. 3 218-ФЗ). Создан на основании Указа Президента №1847 от 25.12.2008 «О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», путем переименования Федеральной регистрационной службы в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, и возложения на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Росреестр осуществляет свою деятельность на основании Положения о федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 №457). Согласно п. 1 этого Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — государственная регистрация прав на недвижимое имущество), по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти согласно п. 2 ст. 3 218-ФЗ:
1) координирует и контролирует деятельность органов регистрации прав;
2) обеспечивает соблюдение органами регистрации прав порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, а также осуществляет эксплуатацию федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости;
3) разрабатывает и издает методические материалы для органов регистрации прав по вопросам осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения Единого государственного реестра недвижимости, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;
4) обеспечивает обучение и повышение квалификации работников органов регистрации прав;
5) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
3. К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;
3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;
4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав;
5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем;
7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей;
иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
4. Предусмотренные частью 3 настоящей статьи отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2 — 4 части 3 настоящей статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение. В целях применения положений настоящего Федерального закона федеральное государственное бюджетное учреждение, наделенное полномочиями в соответствии с указанными решениями, считается органом регистрации прав. При этом на такое федеральное государственное бюджетное учреждение распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований. Положения настоящего Федерального закона применяются к такому федеральному государственному бюджетному учреждению постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
5. Предусмотренные частью 3 настоящей статьи полномочия органа регистрации прав могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В целях применения положений настоящего Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с настоящей частью переданы полномочия органа регистрации прав, считается органом регистрации прав.
Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии возглавляет заместитель Министра экономического развития Российской Федерации — руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра экономического развития Российской Федерации.
Концепция права в основе публичной собственности в РФ
По законодательству Российской Федерации муниципальная собственность может быть передана населению по распоряжению местной администрации. Органы власти по своему усмотрению разделяют жилищный и земельный фонд.
Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно
— попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:
+7 (495) 128-73-40 (Москва)
+7 (812) 603-71-55 (Санкт-Петербург)
8 (800) 302-33-75 (бесплатный звонок по России)
Это быстро и бесплатно! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.
Согласно концепции права, в основе которой является право собственности, Россия имеет англо-американский вариант. Это когда в роли главных собственников выступают ППО, а временных пользователей физические и юридические лица.
Передача в частную собственность
Передача прав собственности от ППО к гражданам осуществляется согласно законодательству Российской Федерации, а именно Жилищного и Земельного кодексов. На безвозмездной основе земли и недвижимость предоставляется:
- многодетным семьям;
- гражданам, которые пользуются землёй на правах аренды;
- граждане, которые получили надел для ведения фермерского хозяйства;
- земли дачных и садовых кооперативов;
- граждане, которые получили земельный надел под строительство.
Документы
Для оформления земли в частную собственность гражданин должен предоставить и собрать следующий пакет документов:
- заявление о предоставлении земельного надела;
- копия паспорта и его оригинал;
- акт о территориальном местоположении надела;
- межевой план;
- свидетельство о том, что земля используется на законных основаниях;
- документы, которые подтвердят, что гражданин имеет право претендовать на получение участка в частную собственность;
- чек об уплате государственной пошлины;
- заявление в участиях на аукционе и протокол с его проведения;
- другое.
Передача полномочий
Собственник (государство, муниципалитет) может передавать права на земельные участки, в том числе и частным лицам, имея для этого основания и правильно оформив передачу. Передаче земли уделяется особенное внимание, так как это самый ценный природный ресурс.
К тому же, помимо грунта на участке могут быть еще и природные ископаемые или объекты строения.
Оборот земельных ресурсов находится по строгим контролем, но все же передача площадей от одного собственника другому возможна, даже передача недр частным лицам. Для такого процесса организовываются торги.
Государство может отдавать землю профильным предприятиям для их работы, хозяйственной деятельности. Передавать права на землю можно полностью (она становится постоянной собственностью) или частично (для аренды).
Участие в имущественном обороте
Участие в имущественном обороте подразумевает под собой использование по целевому назначению имущества, которое входит в публичную собственность.
ППО принимают участия в приватизациях, могут изъять или конфисковать имущество для нужд государства. ППО обязательно должны предоставлять интересы страны и выступать в качестве заказчика различных услуг.
Публично-правовые образования имеют законное право на участие в уставном капитале.
Плюсы и минусы
К преимуществам стоит отнести следующие позиции:
- защищённость от мошенников
- нет налогообложения;
- замена имущества в случае её потери;
- возможность улучшения имущества через договор социального найма.
К недостаткам относятся:
- гражданин не имеет права дарить, продавать, распоряжаться имуществом;
- гражданин не имеет права вносить в качестве залога под ипотечные кредит;
- гражданин может потерять право на использование имущества.
Особенности выбора участка
Если осуществлять самостоятельный поиск несформированных участков, пользуясь Публичной кадастровой картой, то можно просто не найти свободного места. В Москве найти незанятую площадь практически невозможно. В других крупных городах РФ ситуация схожая.
Если вы наметили несколько потенциальных мест на карте, необходимо осмотреть участок в натуре. На нем не должно быть строений, проведенных коммуникаций, даже остатков фундамента. Ведь может оказаться, что у участка есть правообладатели, которые просто не провели межевание, поэтому место на карте осталось пустым.
Пользоваться для проведения торгов удобно, можно сразу получить всю необходимую информацию о мероприятии, единственный минус – выбор объектов крайне невелик. Но и преимущества значительные: на аукцион выставляются сформированные участки. Сайты уполномоченных организаций тоже могут помочь: на них регулярно появляется информация о продаже имущества.
При выборе объекта из существующих участков, находящихся в публичной собственности, обращайте внимание на права и ограничения.
Нажмите для увеличения изображения
Откройте участок, который вы нашли с помощью карты, через справочную информацию об объектах недвижимости, вкладку «Права и ограничения».
Нажмите для увеличения изображения
Если ограничение зарегистрировано, то такой участок невозможно рассматривать в качестве предмета аукциона.
Распоряжение общественным имуществом
Распоряжение общественным имуществом происходит Росимуществом. К его основным правам относят то, что данный орган власти имеет право на распоряжение имуществом по своему усмотрению. Он имеет право передать объекты в частную собственность физическим и юридическим лицам.
Росимущество имеет право распоряжаться общественными объектами исключительно при соблюдении всех законов Российской Федерации и никак не нарушая интересов страны.
Государство имеет все права на федеральное и муниципальное имущество.
Распоряжение землей
Для распоряжения государственным и муниципальным имуществом создана специальная правовая основа. Главное отличие государственной собственности от частной заключается в том, что объекты государственного имущества могут использоваться только в соответствии с целевым назначением этих объектов.
Так, органы местного самоуправления вправе использовать принадлежащие муниципалитету земельные участки исключительно для решения проблем населенного пункта.
Посмотрите видео. Виды права собственности: