ремонт сумок Мы предоставляем любые услуги по ремонту ваших изделий, это лишь самые распространённые. Для оценки стоимости другого ремонта присылайте фото. Расчёт стоимости работ производится по фото.

Особенности земельного кадастра с учетом изменений в законодательстве


Кадастровая палата: кто осуществляет учет

Логично, что единый земельный кадастр России нуждается в администрировании и управлении. Эти функции призвана исполнять Федеральная кадастровая палата (ФКП) – структурное подразделение Росреестра, на которое возложен ряд основных функций службы:

  • ведение госреестра недвижимости (ЕГРН);
  • осуществление госрегистрации объектов недвижимости и сделок с ней;
  • кадастровый учет и утверждение кадастровой оценки;
  • предоставление актуальных сведений из ЕГРН;
  • прием заявлений от граждан и организаций о кадастровом учете, регистрации;
  • определение кадастровой стоимости.

ФКП взаимодействует с кадастровыми инженерами, оказывая им практическую и методическую помощь.

В настоящее время палата имеет 81 филиал и осуществляет деятельность как в отдельных регионах РФ, так и по межрегиональному принципу.

Важной задачей, поставленной перед палатой, является обеспечение работы информационных систем и схем взаимодействия с другими государственными органами.

Подробнее о ФКП в публикации «Кадастровая палата».

Объект кадастра

Земля является непосредственным объектом кадастра как природный ресурс, как составляющая рыночных взаимоотношений, как средство сельскохозяйственной или промышленной деятельности. Как агропромышленный ресурс, характеризуется плодородностью (свойствами почвы, увлажненностью, видами растительности). Как объект труда, подразумевает параметры применения технологий ведения посадки, сбора урожая, возможностей механизации сельскохозяйственной деятельности, учитывая наличие водных ресурсов.

Общая информация о ЕГРН

Основным источником кадастровой информации, администрирование которого осуществляет ФКП, является реестр недвижимости. ЕГРН содержит в себе сведения обо всех недвижимых объектах, существующих в РФ:

  • строениях;
  • объектах незавершенного строительства;
  • земельных участках.

Как гласит ст. 7 (далее ФЗ № 218), реестр представляет собой свод актуальной информации из следующих баз данных:

  • кадастра недвижимости;
  • реестра прав и ограничений по ним;
  • кадастровых карт;
  • реестра границ особо охраняемых зон.

Основная же его роль – фиксация результатов кадастрового учета, возникновения и перехода прав на объекты.

Регистрация в ЕГРН – единственное, что может подтвердить наличие права собственности на землю. Подтверждается такая регистрация выпиской, которая заменяет ранее выдаваемые свидетельства госрегистрации прав на недвижимость.

Сведения в ЕГРН открыты и доступны для любого гражданина. Получить их можно даже онлайн при помощи и прочих электронных ресурсов.

Больше информации о ЕГРН в публикации «Единый государственный реестр недвижимости».

Цели и задачи

Целью этого свода сведений является информационное обеспечение нескольких направлений государственной деятельности. Эти направления и составляют задачи земельного кадастра.

К ним относятся:

  • управление землями;
  • контроль за тем, чтобы земли использовались и охранялись надлежащим образом;
  • мероприятия, которые призваны сохранять и повышать плодородие почв;
  • госрегистрация прав на недвижимость и сделок с ней;
  • землеустройство;
  • оценка земель с экономической точки зрения и учёт стоимости земли наряду с другими природными ресурсами;
  • установление объективной платы за землю, размер которой подтверждается официально.

Особенности кадастрового учета в России

На протяжении последнего десятилетия в России активно формируется единая система кадастрового учета, в которой:

  • интегрированы все существующие информационные системы;
  • объединены все данные об объектах недвижимости;
  • унифицированы регистрационные процедуры.

Этот процесс проходит под началом Росреестра, в рамках которого объединены все кадастровые органы РФ.

Результатом такой работы стало создание ЕГРН и формирование общедоступной публичной кадастровой карты, которую многие воспринимают как официальный сайт земельного кадастра.

Эти электронные сервисы объединяют кадастровую информацию об объектах недвижимости, независимо от ее вида.

Кадастровый учет носит унифицированный характер, то есть проводится одинаково в отношении любого объекта, в том числе земельных наделов.

Об особенностях учета земли читайте в статье «Кадастровый учет земельных участков».

В последние годы само понятие о земельном кадастре претерпело значительные изменения, которые стоит обсудить подробнее.

Объекты и субъекты

Объектами государственного кадастрового учета ЗУ являются территории, принадлежащие как физическим, так и юридическим лицам. Если надел не зарегистрирован в ЕГРН, с ним нельзя осуществить ни одну сделку.

В качестве субъектов кадастрового учета могут выступать:

  • государственный орган, осуществляющий процедуру учета;
  • правообладатель или его законный представитель;
  • кадастровый инженер.

При выделении нового ЗУ его следует сразу поставить на кадастровый учет. Наличие данных о наделе в ЕГРН является единственным доказательством его существования.

Как узнать, зарегистрирован ли ЗУ в ЕГРН?

Кадастровый номер земли можно посмотреть в кадастровом паспорте (выдавались до 2021 г.) или в свидетельстве о регистрации прав собственности. Кроме того, можно заказать выписку из ЕГРН или воспользоваться публичной кадастровой картой, размещенной на сайте Росреестра (что из себя представляет кадастровый паспорт и выписка из ЕГРН и какая информация там отображена, можете почесть в отдельной публикации). Если участок есть на карте, значит он стоит на кадастровом учете. Можно кликнуть по нему и просмотреть данные, занесенные в реестр.

Общая информация о земельном кадастре

Реформа системы кадастрового учета затронула и государственный земельный кадастр (ГЗК). В результате унификации систем государственного учета он был преобразован в государственный кадастр недвижимости (ГКН), хотя его сущность и принципы создания особо не изменились.

Согласно прежним нормативам, кадастр земельных участков – это информационная система, содержащая сведения, полученные в результате кадастрового учета участков земли:

  • расположение;
  • назначение;
  • зарегистрированные виды прав;
  • территориальные зоны, в которых они расположены;
  • прочие данные, позволяющие индивидуализировать конкретный участок.

Однако с 2008 года эта система была упразднена в связи с образованием государственного кадастра недвижимости. Сегодня сложно объяснить, что такое земельный кадастр, ведь он не существует.

Пришедший ему на смену кадастр недвижимости – идентичная база данных, но содержащая сведения обо всех объектах, а не только о земле. Да и объем информации в нынешней системе значительно шире, чем в земельном кадастре.

В соответствии со ст. 8 ФЗ № 218, в нынешнем виде государственный земельный кадастр содержит информацию о:

  • виде объекта, его кадастровом номере и описании расположения;
  • площади и прочих основных характеристиках;
  • кадастровом инженере, осуществившем учет;
  • возведенных на его территории объектах строительства и их номерах;
  • кадастровом квартале и кадастровой стоимости;
  • категории земель, видах пользования и природных объектах, размещенных в пределах участка;
  • отнесении участка к особым категориям;
  • результатах земельного надзора;
  • обременениях и ограничениях на использование;
  • истории образования и межевания участка и так далее.

Таким образом, несмотря на разные термины и преобразование ГЗК в ГКН, уполномоченным службам удалось сохранить сущность информационной системы. Она по-прежнему систематизирует данные о недвижимости, но теперь спектр объектов кадастрового учета выходит далеко за пределы земельных участков.

Правовые основы государственного земельного кадастра

Государственный земельный кадастр — систематизированный свод документальных сведений об, объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. Объектами государственного кадастрового учета признаются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается также информация о субъектах прав на земельные участки.

Порядок ведения государственного земельного кадастра установлен ФЗ от 2 января 2000 г. «О государственном земельном кадастре», другими нормативными правовыми актами. Государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке до вступления в силу ФЗ «О государственном земельном кадастре», является юридически действительным. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним,’ органы (организации), осуществляющие специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и территориальных зон, бесплатно в десятидневный срок представляют информацию о зарегистрированных правах, наличии объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками, и территориальных зон органам, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, в необходимом объеме.

Полномочия по ведению государственного земельного кадастра распределяются между Российской федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления. Органы государственной власти Российской Федерации разрабатывают, принимают федеральные законы и иные право- вые акты в данной области, их соблюдение,

разрабатывают и утверждают и реализуют федеральные программы развития государственного земельного кадастра, определяют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление деятельности по ведению госземкадастра, утверждают перечни основных сведений государственного земельного кадастра, устанавливают предельные размеры и порядок использования платы, взимаемой за предоставление сведений из госзем- кадастра, определяют перечни сведений госземкадастра ограниченного доступа.

Субъекты Федерации вправе самостоятельно устанавливать перечень дополнительных сведений государственного земельного кадастра, не установленных Российской Федерацией. Сбор, обработка и хранение указанных сведений осуществляются за счет средств субъектов Федерации.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Включение в государственный земельный кадастр дополнительных сведений, не установленных Российской Федерацией и ее субъектами, осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно и за счет средств местных бюджетов.

Сведения государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом, носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных к категории ограниченного доступа. Органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, обязаны предоставить сведения государственного земельного кадастра заинтересованному физическому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме, и юридическому лицу с представлением документов, подтверждающих государственную регистрацию юридического лица и полномочия его представителя. Сведения, предоставленные из государственного земельного кадастра на законных основаниях гражданам и юридическим лицам, могут быть использованы ими для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательным указани- ем источника информации. Порядок предоставления этих сведений определяется Правительством РФ. В настоящее время действуют Правила предоставления сведений государственного земельного кадастра, утвержденные постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 918.

Государственное управление деятельностью по ведению государственного земельного кадастра осуществляется Правительством РФ непосредственно либо через уполномоченный федеральный орган. В настоящее время таким органом является Федеральная служба земельного кадастра (Росземкадастр). Она действует в соответствии с Положением о Федеральной службе земельного кадастра России, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 января 2001 г. № 22.

Принципы ведения кадастра

Законодатель позволяет выделить 4 главных принципа, лежащих в основе ведения ГКН:

  1. Принцип единства используемых систем и ведения кадастра по всей России.
  2. Принцип непрерывности ведения кадастра и внесения в него изменений для обеспечения актуальных данных.
  3. Принцип открытости информации ГКН: общедоступность сведений.
  4. Принцип совместимости сведений кадастра недвижимости с иными информационными системами: формирование единого ЕГРН.

Можно утверждать, что государственный земельный кадастр ведется в целях систематизации работы по управлению, охране и регистрации прав на землю, деятельности по землепользованию, землеустройству, владением и распоряжением землей.

Сведениями из кадастра могут воспользоваться не только представители власти, но и любые другие лица, ведь информация о недвижимости находится в публичном доступе.

Если рассматривать кадастровое дело как научную дисциплину, можно выделить предмет и методы земельного кадастра. Предметом кадастра можно считать закономерности, используемые при создании и ведении ГКН как единой информационной базы, обеспечивающей граждан актуальными данными о недвижимости.

В деятельности кадастра используются методы математического моделирования и экономической оценки. Это позволяет ГКН исследовать, изучать и обрабатывать поступающую информацию, а также систематизировать ее для выполнения главной задачи.

Ведение государственного земельного кадастра

На всей территории Российской Федерации государственный земельный кадастр ведется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках. Сведения о состоянии и,об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, предоставленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо- геодЬзических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий. Перечень сведений о земельных участках применяется с учетом каждой категории земель.

О правах на земельный участок об ограничениях (об- ременениях) этих прав сведения вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки., являющиеся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в государственный земельный кадастр.

Об экономических характеристиках земельных участков сведения вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Сведения о территориальных зонах вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных, полученных от органов, осуществляющих регистрацию или учет территориальных зон.

Документирование сведений государственного земельного кадастра осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При наличии расхождения в сведениях, записанных на бумажных носителях, и сведениях, записанных на электронных носителях, приоритет имеют сведения, записанные на бумажных носителях, если иное не установлено федеральным законом.

Исправление технических ошибок, допущенных при ведении государственного земельного кадастра, осуществляется в случае, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб либо нарушит законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре. Если названные опасения существуют, то такое исправление осуществляется на основании решения суда, арбитражного суда. Информация об исправлении технических ошибок или об отказе в исправлении технических ошибок в пятидневный срок направляется в письменной форме правообладателям земельных участков или третьим лицам, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре.

Единый государственный реестр земель и кадастровые дела подлежат вечному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. Порядок хранения иных документов государственного земельного кадастра, кроме названных, устанавливается Правительством РФ. Основные документы государственного земельного кадастра подлежат страхованию в установленном порядке.

Задачи ГКН

Учитывая принципы ведения и цели создания, можно понять, для чего нужен земельный кадастр. Главная его задача – обеспечение доступности сведений о конкретных участках, а также систематизация данных кадастрового учета.

С его помощью не только формируется база данных о недвижимости, но и обеспечивается открытый доступ к ней заинтересованных лиц:

  • органов государственного управления;
  • кадастровых инженеров;
  • организаций или частных лиц, осуществляющих сделки с недвижимостью.

Более глубокой задачей ГКН является обеспечение корректной деятельности по зонированию, кадастровому учету, межеванию, регистрации, оценке земель и прочей профессиональной деятельности.

Перечисленные задачи, пожалуй, представляют интерес лишь для выпускника специальности «земельный кадастр и землеустройство», обывателей они, как правило, не касаются.

Задачи

Ведение кадастра земель осуществляется в целях:

  1. Надзора за охраной и эксплуатацией территорий.
  2. Признания факта существования наделов, их объединения или разделения.
  3. Зонирования земель.
  4. Оценки плодородности почв.
  5. Учета связанных с земельными участками объектов недвижимости.
  6. Осуществления кадастровых съемок.
  7. Оценки территорий для установления разумной оплаты за их использование.
  8. Защиты прав собственников земель.
  9. Получения информации о гражданском обороте наделов.
  10. Регистрации прав на земли и узаконивание сделок с ними.

Основная задача кадастрового учета — обеспечение всех заинтересованных лиц достоверной информацией о местоположении земель и их основных характеристиках.

Законодательство о кадастровой деятельности

До 2021 года кадастровая деятельность осуществлялось в соответствии с . Им же вводился в действие государственный кадастр недвижимости, его содержание, правила и условия ведения.

С 01.01.17 деятельность по кадастровому учету регулируется исключительно ФЗ № 218. Этот закон:

  • регулирует основания для проведения учета;
  • определяет ответственных должностных лиц;
  • устанавливает сроки проведения учета;
  • определяет пакет необходимых документов и прочие особенности в зависимости от вида недвижимости.

Объекты кадастровой деятельности

По ранее действующим правилам кадастровой деятельности деление информационных систем кадастра производилось не только по видам недвижимости, но и по территории.

Прежде существовал городской кадастр, включавший в себя объекты в пределах населенного пункта, а также региональный и государственный.

После объединения информационных систем в единую базу данных городские базы были ликвидированы, а под этим понятием следует подразумевать городское подразделение Росреестра.

После объединения информационных систем, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 8 ФЗ № 218, общественный кадастр земельных участков и прочей недвижимости ведется в отношении:

  • земельных участков сельскохозяйственного, лесного, дачно-садового и прочего назначения, участков для жилищной застройки;
  • зданий и сооружений, независимо от их целевого назначения, объектов незавершенного строительства;
  • помещений в зданиях, единых имущественных комплексов, в том числе предприятий;
  • парко-мест и иных видов недвижимости.

Кадастровая документация

Несмотря на внедрение электронных систем, кадастровый учет сопровождается составлением множества документов. Вся земельно-кадастровая документация делится на текстовую и планово-картографическую.

Текстовая документация обычно отображает действующее правовое положение объектов учета и составляется на основе картографической информации, которая включает в себя:

  • кадастровые планы и кадастровую карту;
  • карты и схемы землевладения;
  • почвенную карту;
  • карту земель с обременениями;
  • картограмму оценки;
  • экспликацию земель или поконтурную ведомость;
  • земельный баланс района и так далее.

Составление и использование этих документов – задача органов учета, для граждан они особого значения не имеют.

После проведения кадастрового учета или регистрации права на землю собственник получает на руки только кадастровый паспорт на участок с его планом, межевой план и выписка из ЕГРН о праве собственности.

Подробнее о выписке читайте в материале «Кадастровая выписка о земельном участке».

Этапы проведения кадастрового учета

В целях постановки земельного участка на кадастровый учёт совершаются следующие действия:

  • Собственник участка заключает договор с кадастровым инженером на проведение межевых и кадастровых работ.
  • Кадастровый инженер собирает всю доступную информацию по земельному участку. Изучает правоустанавливающие документы, выписки из Росреестра, кадастровый план территории, сведения о правообладателях соседних земельных участков.
  • Геодезисты выезжают на местность. Выполняют съёмку координат поворотных точек, для описания границ земельного участка. Наносят на карту территории все существенные объекты: заборы, столбы, объекты недвижимости, расположенные на участке. После проведения межевания геодезисты закрепляют поворотные точки, поставленные на кадастровый учёт, межевыми знаками.
  • Положение границ земельного участка согласовывается с собственниками смежных участков. При несогласии соседей с установленными границами в акте согласования делается запись. Дело разрешается в судебном порядке. Если соседи уведомлены о проведении межевания надлежащим образом, но от них нет ни подписи согласия, ни письменного отказа, граница считается согласованной. В этом случае необходимо приложить к межевому плану основания, подтверждающие уведомление соседей о проводящихся работах.
  • Сведения об участке из ГКН, документов собственника, геодезические данные сводятся воедино и составляется межевой план участка.
  • Межевой план, согласованный в установленном порядке со смежными землепользователями и заверенный кадастровым инженером, получает заказчик. Межевой план включает в себя свод информации, которая потребуется, чтобы поставить участок на кадастровый учёт.
  • Собственник или его представитель предоставляют в Росреестр заявление о постановке участка на кадастровый учёт, правоустанавливающие документы, межевой план. При невозможности подать документы лично, возможно обращение в многофункциональный центр или отправка документов по почте.
  • Сведения о земельном участке вносятся в ГКН. Земельному участку присваивается кадастровый номер.
  • После того, как участок поставлен на учёт, заявителю выдаётся кадастровый паспорт участка.

Проведение кадастрового учёта и межевание земельных участков обеспечивают максимальное соответствие документальных сведений с ситуацией на местности, позволяют установить порядок в границах участков.

Автор статьи

Кадастровая карта земель РФ

Пожалуй, наиболее простой и общедоступной электронной системой, составленной на основе данных ГКН, является (ПКК). Этот информационный ресурс Росреестра предназначен для просмотра актуальных сведений, содержащихся в госкадастре недвижимости.

ПКК представляет собой интерактивную топографическую карту, разделенную на кадастровые округа, районы, кварталы и конкретные участки – наиболее мелкие единицы деления территории, принадлежащие собственникам.

Для получения актуальной информации из ГКН достаточно найти нужный участок на публичной карте и кликнуть по нему мышью, после чего система предоставит актуальную информацию о:

  • типе недвижимости и ее кадастровом номере;
  • категории земель и форме собственности;
  • кадастровой стоимости и присвоенном участку адресе;
  • площади участка и видах разрешенного использования;
  • дате постановки на учет, внесения изменений, их публикации и прочей актуальной информации об объекте.

Во вкладке “Услуги” можно запросить официальную информацию, в частности, подать в Росреестр запрос на получение сведений из ЕГРН и ГКН на официальном бланке.

На самой же карте расположены специальные инструменты, с помощью которых можно отфильтровать сведения, изменить вид карты, измерить расстояние либо распечатать информацию.

Развитие кадастра

Для развития кадастра государственной земли кадастровая регистрация земельных участков, т.е. описание и индивидуализация в Объединенном государственном реестре земель земельных участков поэтому каждый земельный участок получает специальные особенности для своей оценки качества, и экономическая оценка выполнена.

Государственная кадастровая оценка территорий земель выполнена для определения кадастровой стоимости сайтов различной цели. В ходе государственной кадастровой оценки земель выполнено оценочное зонирование территории. Оценочная зона является частью универсальной формы земель в цели, типе функционального использования и земельных участков близко к кадастровой стоимости. Результатами оценочного зонирования карты (схема) оценочных зон составлен, и кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон установлена.

Методические и нормативные и технические документы, необходимые для выполнения государственной кадастровой оценки.

Кадастровая оценка земель является базой налогообложения, как это – банк данных в картографическом и семантическом показе, созданном как система информации о территории, материальных элементах, населении, инфраструктурах, и т.д.

Основание кадастра земли составлено следующими деталями:

  • земля (с точной оценкой областей и мерами объектов землепользования);
  • эколого-географический, содержа объединенную систему особенностей компонентов среды;
  • экономическая, дающая информация об особенностях планирования, учета, прибыльности землепользования, стоимости;
  • законный – юридические аспекты регулирования землепользования на основе Земельного кодекса.

Что такое кадастровая ошибка

ГКН должен содержать актуальную информацию об объектах учета. Несоответствие сведений фактическому положению дел (не совпадает площадь, адрес, вид использования, стоимость и прочее) считается кадастровой ошибкой.

Неточность может появиться в результате оплошности кадастрового инженера, местных органов власти, готовивших документы о расположении, либо технической ошибки, допущенной сотрудником органа кадастрового учета, например, опечатки.

Порядок исправления ошибки зависит от ее характера. Такими полномочиями наделен исключительно Росреестр. В случае обнаружения неточности он обязан уведомить собственника объекта и о необходимости внесения исправлений в подлинники кадастровых документов.

Подробнее о процедуре читайте в материале «Кадастровая ошибка».

Земельный надзор

Земельный надзор – это деятельность должностных лиц по выявлению и предупреждению нарушений земельного законодательства. Данная функция возложена на сотрудников Росреестра.

При службе была создана специальная профессия и учреждена должность государственного инспектора по использованию и охране земель. Он проверяет деятельность собственников и владельцев земли на предмет:

  • соблюдения целевого назначения земель и использования в соответствии с разрешенными видами деятельности;
  • соблюдения требований об обязательном использовании участков;
  • самовольного использования земельных участков;
  • выполнения обязанностей по приведению земель в надлежащий вид;
  • нанесения вреда и загрязнения земель;
  • исполнения предписаний по устранению нарушений законодательства и так далее.

Надзор осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок либо систематического наблюдения.

По результатам составляется акт проверки. Если в нем зафиксированы нарушения, инспектор выносит предписание об их устранении.

Подробнее о процедуре читайте в материале «Государственный земельный надзор».

6.3. Правовые основы ведения государственного земельного кадастра

В соответствии со ст. 70 Земельного кодекса РФ, Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного учета, о правовом режиме земель в РФ, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В Государственный земельный кадастр включается также информация о субъектах прав на земельные участки. Необходимо отметить, что объектами государственного учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества. Правовое регулирование ведения Государственного земельного кадастра осуществляется Федеральным законом от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ «О Государственном земельном кадастре». В ст. 1 Закона содержится определение Государственного земельного кадастра как систематизированного свода документированных сведений, получаемых в результате государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов. В Законе (ст. 4) определена также область применения сведений, содержащихся в Кадастре. Эти сведения используются для: государственного и муниципального управления землями; государственного контроля за использованием и охраной земель; проведения мероприятий по сохранению и повышению плодородия земель; государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; землеустройства; экономической оценки земель и учета стоимости земли; установления обоснованной платы за землю; иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности. Статья 5 Закона закрепляет принципы ведения Государственного земельного кадастра. К ним относятся: единство системы и технологии ведения Государственного земельного кадастра на всей территории РФ; непрерывность внесения в Государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков; открытость сведений Государственного земельного кадастра; сопоставимость и совместимость сведений Государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах. Значение Государственного земельного кадастра заключается в том, что его сведения являются государственным информационным ресурсом. В соответствии со ст. 7 Закона, государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории РФ, независимо от форм собственности на них, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков. Следует отметить, что государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке на территории страны до вступления в силу указанного закона, юридически действителен. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и территориальных зон, обязаны бесплатно в десятидневный срок предоставлять информацию о зарегистрированных правах, наличии объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками, и территориальных зонах органам, ведущим Государственный земельный кадастр, в необходимом объеме. Сведения Земельного кадастра носят открытый характер, за исключением отнесенных к категории ограниченного доступа (ст. 8 Закона). Органы, которые ведут Государственный земельный кадастр, обязаны предоставлять содержащиеся в нем сведения заинтересованному лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу — документы, подтверждающие государственную регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя). Правила предоставления сведений Государственного земельного кадастра утверждены постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. № 918. Статья 12 Закона «О Государственном земельном кадастре» определяет его содержание. В него включаются сведения о земельных участках; территориальных зонах; землях и границах территорий, на которых осуществляется местное самоуправление; землях и границах субъектов РФ; землях и границах РФ. Закреплены также правовые формы земельнокадастровой документации (ст. 13 Закона): Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы). Кроме того, используются вспомогательные документы Государственного земельного кадастра: книги учета документов, книги учета выданных сведений и каталоги координат пунктов опорной межевой сети. K производным документам кадастра относятся документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, производные кадастровые карты (планы), иные справочные и аналитические документы. В Единый государственный реестр земель включаются следующие основные сведения о земельных участках: кадастровые номера; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков, их отдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю; качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками. Установлено также содержание иных форм земельнокадастровой документации. На всей территории РФ Государственный земельный кадастр ведется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках. Согласно ст. 18 Закона, кадастровое деление территории РФ осуществляется в целях присвоения земельным участкам кадастровых номеров. Кадастровый номер земельного участка состоит из номера кадастрового округа, номера кадастрового района, номера кадастрового квартала, номера земельного участка в кадастровом квартале. Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2000 г. № 660 были утверждены правила кадастрового деления территории РФ и правила присвоения кадастровых номеров земельным участкам. В соответствии с ними вся территория РФ, включая территории субъектов Российской Федерации, внутренние воды и территориальное море, делится на кадастровые округа. Кадастровым округом является часть территории Российской Федерации, в границах которой осуществляется ведение государственного реестра земель кадастрового округа. Государственный реестр земель кадастрового округа является составной частью Единого государственного реестра земель. Кадастровый округ включает в себя, как правило, территорию субъекта Российской Федерации, а также акваторию внутренних вод и территориального моря, прилегающую к этой территории. В свою очередь, территория кадастрового округа делится на кадастровые районы. Кадастровым районом является часть территории кадастрового округа, в пределах которой осуществляется государственный кадастровый учет земельных участков и ведение государственного реестра земель кадастрового района. Государственный реестр земель кадастрового района является составной частью государственного реестра земель кадастрового округа. Кадастровый район включает в себя, как правило, территорию административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации. Акватория внутренних вод и территориального моря может образовывать самостоятельные кадастровые районы. Территория кадастрового района делится на кадастровые кварталы, являющиеся наименьшими единицами кадастрового деления территории кадастрового района, на которую открывается самостоятельный раздел государственного реестра земель кадастрового района и ведется дежурная кадастровая карта (план). Кадастровый квартал включает в себя, как правило, небольшие населенные пункты, кварталы городской или поселковой застройки и иные ограниченные природными и искусственными объектами территории. В процессе кадастрового деления кадастровым кварталам присваиваются кадастровые номера. Кадастровый номер кадастрового квартала состоит из номера кадастрового округа, номера кадастрового района в кадастровом округе и номера кадастрового квартала в кадастровом районе. Кадастровое деление территории кадастрового округа на кадастровые районы и кадастровые кварталы осуществляет территориальный орган Федерального агенства кадастра объектов недвижимости на основании разрабатываемых проектов кадастрового деления соответствующих территорий. Таким образом, кадастровый номер земельного участка состоит из кадастрового номера кадастрового квартала и номера земельного участка в этом квартале. Номером земельного участка в кадастровом квартале является порядковый номер подраздела, открываемого для записи сведений о данном земельном участке в соответствующем разделе государственного реестра земель кадастрового района. Кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Несколько обособленных земельных участков, представляющих собой единое землепользование, по заявлению правообладателя могут быть учтены в качестве одного объекта недвижимого имущества с присвоением им одного кадастрового номера. Присвоение кадастровых номеров осуществляется после проверки представленных документов о межевании ранее учтенных земельных участков и проведения на основе заявки кадастровых работ (выделение, слияние, разделение, перераспределение) по формированию вновь образованных земельных участков. В то же время, отдельным сформированным частям земельных участков (входящим в территориальные зоны, имеющим ограничения (обременения), занятым иными объектами недвижимого имущества и т.п.) в процессе государственного кадастрового учета присваиваются учетные кадастровые номера. Учетным кадастровым номером части земельного участка является порядковый номер записи, содержащей сведения о данной части земельного участка, в соответствующем подразделе государственного реестра земель кадастрового района. Сведения государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны земель, при подборе участков земель для их предоставления и изъятия, при совершении сделок с землей, определении размеров платежей за землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятий по использованию и охране земель. Необходимо, чтобы сведения всех разделов кадастра были объективными и достоверными, соответствовали фактическому состоянию земель и их использованию. Объективность и достоверность кадастра, поддержание его данных на уровне современности обеспечиваются непрерывностью кадастровых работ. Для оперативного обновления земельно-кадастровых сведений используются материалы текущих обследований, съемок и мониторинга земель. Другим требованием, предъявляемым к кадастру, является сопоставимость кадастровых данных как в разрезе административно-территориальных единиц и государственно-территориальных образований, так и с данными о земле, содержащимися в кадастрах других природных ресурсов (лесном, водном, горном). Земельный кадастр ведет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его органы на местах за счет средств бюджета.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]