Купить лазерные уровни в интернет-магазине LTlaser.ru, низкие цены, отзывы.. Бренд LT представляет собственное производство лазерных нивелиров (они же лазерные уровни). Лазерный нивелир - оптический и электромеханический инструмент, с помощью которого на поверхность проецируются точки, линии и плоскости, четкой горизонтальной, вертикальной или заданной наклонной ориентации. В нашем интернет-магазине можно купить лазерный нивелир для любых видов работ, купить лазерный уровень с богатой комплектацией.

Ремонт крыши многоквартирного дома: правовая азбука

Источник: Журнал «Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение»

В 2014 году в доме, которым управляет УК, было проведено общее собрание собственников помещений в МКД по вопросам капитального ремонта общего имущества. На этом собрании было принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого является региональный оператор. Кто в описанной ситуации должен предъявлять собственникам к уплате взносы на капитальный ремонт, составлять платежные документы и вести учет фонда?

Для ответа на поставленный вопрос, прежде всего, необходимо сформировать представление о том, кто обязан осуществлять капитальный ремонт МКД и связано ли наличие такой обязанности с решением собственников помещений в МКД о выборе способа формирования фонда капремонта.

Общие положения об обязанностях управляющих

Надлежащее содержание общего имущества в МКД является одной из ключевых целей управления МКД (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ). Правила осуществления деятельности по управлению МКД утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416. Согласно п. 4 названных правил управление МКД обеспечивается выполнением ряда стандартов, одним из которых является подготовка предложений по вопросам проведения капитального ремонта (реконструкции) МКД (см. пп. «в»). На основании таких предложений собственники помещений в МКД принимают решения о проведении капитального ремонта общего имущества (ч. 1, 2 ст. 189 ЖК РФ).
Другой стандарт управления, сформулированный в пп. «ж» п. 4Правил осуществления деятельности по управлению МКД, посвящен организации и осуществлению расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД. Этот стандарт подразумевает, что в обязанности управляющего входят в том числе:

  • начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в МКД. Они производятся в адрес собственников как жилых, так и нежилых помещений, поскольку расходы на содержание общего имущества несут собственники всех помещений в МКД независимо от их статуса (ч. 1 ст. 158 ЖК РФ);
  • оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в МКД;
  • ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством РФ.

Напомним, что в состав платы за жилое помещение для собственника помещения в МКД входят (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ):

  1. плата за содержание и ремонт жилого помещения;
  2. взнос на капитальный ремонт.

Что касается самого надлежащего содержания общего имущества в МКД, то оно осуществляется с учетом требований ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ. Данная статья связывает возникновение у конкретных лиц обязанности по содержанию общего имущества в МКД с выбором способа управления этим домом. Так, в силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении МКД управляющей организацией именно она несет ответственность перед собственниками помещений в доме за оказание всех услуг и (или) выполнение всех работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и Правилам содержания общего имущества. Важно, что капитальный ремонт, как и текущий, назван в числе мероприятий, образующих понятие «содержание общего имущества» (см. пп. «з» п. 11Правил содержания общего имущества).
Сделаем вывод. По общему правилу при управлении домом УК на последнюю возлагаются обязанности:

  • по планированию и оказанию услуг и выполнению работ, связанных с капитальным ремонтом общего имущества в МКД;
  • по оформлению платежных документов и направлению их собственникам и пользователям помещений в МКД, а также по ведению претензионной и исковой работы в отношении должников.

Как сформировать фонд капитального ремонта

Законодательство разрешает формирование фонда капремонта несколькими способами. Первый – это открытие специального счета и сбор средств уполномоченным владельцем. Это может быть управляющая компания или ТСЖ. Владелец берет на себя всю ответственность по проведению капремонта и целевой трате денег. Второй способ – это сотрудничество с региональным оператором, который берет на себя все эти функции.

егиональный оператор – это некоммерческая организация, которую всеми необходимыми полномочиями наделяет государство. Владельцы помещений лишь перечисляют средства на специальный счет оператора. А организация обязуется провести текущий капремонт. Сотрудничество жильцов с региональным оператором дает им возможность использовать свое право на контроль за проведением ремонта.

Кроме этого, собственникам дается право требовать выполнения обязательств в указанные сроки. Что касается денег, которые аккумулирует на своем счету организация, то они могут быть израсходованы только на ремонтные услуги, подготовку проектной документации и т. д.

Первоначальный выбор способа формирования фонда находится в компетенции жильцов дома. Для этого управляющая компания или ТСЖ собирает всех собственников помещений и ставит на повестку дня вопрос о проведении капитального ремонта. Далее следует заключение договора с региональным оператором. Он считается заключенным при оплате жильцами взноса на его счет, а также при оформлении в письменной форме.

Законодатель определил типовой договор, который могут заключать региональные операторы с жильцами. Право подписывать соглашение имеет уполномоченное лицо, назначенное общим собранием. Для этого может потребоваться заверенная нотариусов доверенность. Соглашение вступает в силу после его подписания. Если собственники не хотят заключать договор, региональный оператор может обратиться в суд с соответствующим иском.

Специальные положения об обязанностях управляющих

Далее необходимо разобраться, корректируются ли обязанности УК, установленные в общем случае, в зависимости от того, каким способом собственники помещений в МКД формируют фонд капитального ремонта.
Согласно ч. 2 ст. 158 ЖК РФ расходы на капитальный ремонт общего имущества в МКД финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников. Сам фонд пополняется за счет взносов собственников и иных перечисленных в ч. 1 ст. 170 ЖК РФ поступлений.

Особенности уплаты взносов на капитальный ремонт установлены в ст. 171 ЖК РФ, однако определенно они сформулированы только в отношении способа формирования фонда на счете регионального оператора.

Преимущества регионального оператора

Если многоквартирное здание находится под управлением, к примеру, ТСЖ, то владельцам помещений может быть удобнее самостоятельно держать под контролем все организационные вопросы о ремонте. С другой стороны, это большая ответственность, и не только финансовая. Поэтому многие выбирают именно регионального оператора. Преимуществ у этого способа формирования фонда очень много:

  • даже при недостатке средств запланированный капитальный ремонт будет осуществлен региональным оператором;
  • все средства, собранные жильцами, идут только на ремонтные услуги, даже содержание организации государство берет на себя;
  • владельцы помещений могут принять решение о досрочном проведении капремонта, а региональный оператор не может им в этом отказать;
  • вся организация ремонта также ложится на регионального оператора, в том числе и поиск подрядчика, и закупка материалов;
  • организация берет на себя всю ответственность за целевое расходование денег и проведение ремонтных услуг;
  • региональный оператор возмещает хозяевам помещений все убытки, согласно заключенному договору.

Этот способ формирования фонда для осуществления капитального ремонта необходимо использовать, если здание очень старое, так как иначе копить на ремонт придется в течение длительного времени. А также, если жильцы дома не принимают активного участия в его управлении.

Фонд формируется на счете регионального оператора

В этой ситуации собственники помещений в МКД уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, если иное не установлено законом субъекта РФ. Учет фондов (в том числе в разрезе плательщиков взносов) также ведет оператор (ч. 1 ст. 183 ЖК РФ), поскольку платежи собственников помещений, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, образуют имущество последнего (п. 2 ч. 1 ст. 179 ЖК РФ). Одновременно у оператора возникает обязанность перед собственниками помещений в МКД обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в их доме (ст. 182 ЖК РФ). В рамках исполнения данной обязанности региональный оператор:

  • подготавливает и направляет собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и объеме услуг и (или) работ, их стоимости, порядке и источниках финансирования названных работ (услуг) и т. д.;
  • привлекает подрядные организации и контролирует ход выполнения работ;
  • осуществляет приемку выполненных работ и т. д.

Таким образом, в случае формирования фонда капремонта на счете регионального оператора обязанность по оформлению платежных документов (в части взносов на капитальный ремонт) и направлению их собственникам и пользователям помещений в МКД возлагается на регионального оператора, если иное не установлено субъектом РФ. Одновременно обязанность спланировать и провести капитальный ремонт в доме тоже закреплена за региональным оператором. По логике закона региональный оператор выполняет возложенные на него обязательства без участия УК, таким образом, ряд вопросов, «исторически» подведомственных управляющим, перераспределен на регионального оператора.

Официальный сайтВерховного Суда Российской Федерации

Заказчик капитального ремонта многоквартирного дома несёт перед собственниками ответственность за качество работы и обязан возмещать убытки в случае порчи имущества, указал Верховный суд РФ. Он также отметил, что сумма компенсации в таких случаях не может быть ограничена размером взносов на капитальный ремонт, оплаченных одним жильцом.

Суть спора

Правовая коллизия возникла в деле жительницы Рязани, у которой из-за работ с кровлей в рамках капитального ремонта дважды затопило квартиру во время осадков. Собственница недвижимости подала иск к фонду капитального ремонта многоквартирных домов о возмещении ущерба за испорченное имущество. Комиссионные акты подтвердили связь между заливом квартиры и ремонтными работами. Эксперт оценил стоимость ремонтно-восстановительных работ в квартире истицы в 68 тысяч 394 рубля. Также заявительница просила компенсировать проведённую экспертизу, которая обошлась ей в 8 тысяч рублей. Ответчик в добровольном порядке отказался выплатить эти расходы, мотивируя свою позицию тем, что оба залива квартиры произошли по вине подрядной организации, проводившей ремонт, поэтому она и должна возместить ущерб. Тогда женщина обратилась с иском в Октябрьский суд Рязани, и он требования заявительницы удовлетворил.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответственность за последствия неисполнения или плохо выполненных обязательств по проведению капитального ремонта несет именно региональный оператор — фонд капитального ремонта жилых многоквартирных домов, который привлёк подрядчиков к работе. В связи с чем суд взыскал с ответчика в счет возмещения причиненного подрядчиком материального ущерба 68 тысяч 394 рубля.

Однако суд апелляционной инстанции изменил это решение. По мнению апелляции, в деле необходимо применять часть 5 статьи 178 и статью 188 Жилищного кодекса РФ, которые устанавливают, что размер взыскиваемых убытков за действия регионального оператора определяется суммой внесенных взносов на капитальный ремонт. Поэтому, решил суд, в пользу истицы подлежит взысканию ущерб только в том размере, который она оплатила за капитальный ремонт. В связи с этим он снизил собственнице размер компенсации почти в 12,5 раза — до 5,5 тысячи рублей.

Но судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ с таким решением не согласилась и отменила его, оставив в силе решение суда первой инстанции.

Позиция ВС

«Региональный оператор, как заказчик работ на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, несет перед собственниками помещений в таком доме ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств привлеченными им подрядными организациями в соответствии с принципом полного возмещения убытков.
Ответственность регионального оператора за причинение собственнику помещения в многоквартирном доме убытков в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязательств не ограничивается», — указывает ВС РФ.

Он напоминает, что правовое регулирование деятельности региональных операторов по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено ЖК РФ, а статья 180 этого кодекса определяет его функции и регламентирует обязанности регионального оператора:

— привлечение для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту подрядных организаций и заключение с ними от своего имени соответствующих договоров;

— контроль качества и сроков оказания услуг подрядными организациями и их соответствие требованиям проектной документации;

— приемка оказанных услуг и выполненных работ.

Действительно, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств установлена частью 5 статьи 178 и частью 1 статьи 188 ЖК Р, согласно которым сумма возмещаемых убытков зависит от размера уплаченных за капремонт взносов или подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством, указывает ВС.

Вместе с тем частью 6 статьи 182 ЖК РФ установлена ответственность регионального оператора за действия привлеченного им для капитального ремонта подрядчика.

В соответствии с положениями данной нормы региональный оператор несёт ответственность перед собственниками квартир за последствия некачественного ремонта или его отсутствие, напоминает он.

«Из приведенных выше норм права следует, что жилищным законодательством установлены разные виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме: ответственность за неисполнение своих обязательств (часть 5 статьи 178, часть 1 статьи 188 ЖК РФ), при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение как сторона, нарушившая обязательство. И ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (часть 6 статьи 182 ЖК РФ), при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома», — говорится в определении.

Таким образом, считает ВС, апелляция ошибочно истолковала нормы материального права, применив в спорном деле часть 5 статьи 178 и часть 1 статьи 188 ЖК РФ.

«Что касается определения объема ответственности при применении к спорным правоотношениям части 6 статьи 182 ЖК РФ, то в данном случае необходимо исходить из общих правил ответственности должника по обязательствам, установленным главой 25 ГК РФ.

Согласно статьям 15, 393, 400 ГК РФ убытки должны возмещаться в полном объеме, если право на полное возмещение убытков не ограничено законом или договором (ограниченная ответственность)», — отмечает высшая инстанция.

Она поясняет, что часть 6 статьи 182 ЖК РФ не устанавливает ограничение ответственности регионального оператора за проведение негодного ремонта, поэтому он отвечает за действия подрядной организации перед собственниками в соответствии с принципом полного возмещения убытков.

Влияние суммы взносов

При отмене решения апелляционной инстанции ВС также обратил внимание на неправильное толкование и применение ею положений части 5 статьи 178 ЖК РФ по поводу возможности взыскания с регионального оператора убытков только в пределах внесенных истцом взносов на капитальный ремонт.
Эта правовая норма устанавливает, что ущерб, причиненный собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежит возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством.

Высшая инстанция отмечает, что в статье отсутствует указание на ограничение ответственности регионального оператора внесенными взносами на капитальный ремонт только одного собственника.

Она ссылается на часть 1 статьи 179 ЖК РФ, по которой имущество регионального оператора формируется за счет:

1) взносов учредителя;

2) платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

3) других не запрещенных законом источников.

То есть в части 5 статьи 178 ЖК РФ конкретизируется вид имущества, за счёт которого будут возмещаться убытки, поскольку оно формируется из разных источников. Однако речь идёт о взносах, оплаченных всеми жильцами дома, а не только одним собственником, подчеркивает ВС РФ.

«Поскольку имущество регионального оператора формируется из различных источников, часть 5 статьи 178 ЖК РФ конкретизируется вид имущества (внесенные взносы на капитальный ремонт, то есть платежи всех собственников помещений в многоквартирных домах в фонд капитального ремонта), за счет и в пределах которого исполняется обязанность регионального оператора по возмещению убытков при неисполнении им своих обязательств перед собственниками.

Такой подход согласуется с принципами, лежащими в основе функционирования централизованной системы аккумулирования накоплений на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, призванной обеспечить совместное участие всех собственников помещений этих домов в создании финансовой основы для осуществления капитального ремонта, а не резервирование денежных средств в отношении каждого конкретного собственника в отдельности», — отмечает высшая инстанция.

Алиса Фокс

Обязанности регионального оператора

Всю деятельность данной организации регулирует жилищное законодательство и нормативные акты местных органов власти. Региональный оператор не только собирает деньги на капремонт. Он также обязан вести специальный учет этих средств. При этом учитывается не только общая сумма, которая поступила от всех жильцов. Оператор ведет учет по каждому собственнику. Это делается в первую очередь для того, чтобы выявить должников. Кстати, не сдавать деньги не получится, так как их могут взыскать с помощью суда.

Сумма сбора средств определяется в соответствии с региональной программой ремонта, в которой учитывается техническое состояние дома, сроки и указывается список ремонтных работ.

Региональный оператор может добавить недостающую часть денег из бюджета или за счет перечисленных средств собственников других домов. За полгода до начала ремонта региональный оператор обязан предоставить жильцам всю необходимую информацию, в том числе и стоимость работ, сроки и т. д. Владельцы помещений несут ответственность за принятие решения о проведении ремонтных работ в течение 3 месяцев. Если решение жильцами не принято, это делает местная власть. На основании решения региональный оператор начинает подготовку к ремонту.

Далее организация начинает поиск подрядчиков, проводя тщательный отбор. Именно региональный оператор заключает с ними договор и контролирует проведение ремонта. При чем, этот контроль осуществляют также собственники и местные органы власти. Стоит отметить, что собственникам дают возможность в любое время запрашивать отчет о расходовании денег.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]