О реализации в области жилищных правоотношений функций Роспотребнадзора — письмо Роспотребнадзора РФ от 13.09.2011 г. №01/11702-1-32

На сегодняшний день все организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны раскрывать потребителям практически всю информацию о своей деятельности. Об этом сказано в Стандарте раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. № 731

Это касается и управляющих организаций, и ТСЖ, и кооперативов. Информация раскрывается посредством размещения сведений на федеральном портале dom.gosuslugi.ru, а также по выбору:

  • на сайте органа исполнительной власти субъекта РФ;

либо

  • на сайте органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация, товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность;

либо

  • на сайте управляющей организации (только для управляющих компаний).

Раскрытию подлежит следующая информация:

  • общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе;
  • основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива;
  • сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

Данная информация также должна предоставляться потребителю по его письменному запросу.

За нераскрытие информации установлен один из самых высоких штрафов в сфере ЖКХ — до 300 тысяч рублей. Кроме того, потребитель имеет право в судебном порядке потребовать компенсацию морального вреда за нарушение права на информацию о предоставляемых работах, услугах.

Государственная информационная система ЖКХ

Размещению в системе в обязательном порядке подлежит следующая информация:

  • о жилищном фонде, включая технические характеристики домов;
  • о перечне и стоимости услуг по управлению общим имуществом, его содержанию и ремонту для каждого многоквартирного дома в отдельности;
  • о принятых в каждом многоквартирном доме решениях общего собрания собственников или общего собрания членов ТСЖ;
  • о нормативных актах сферы жилищно-коммунального хозяйства;
  • о предоставлении коммунальных услуг и поставках коммунальных ресурсов;
  • о размере платы за содержание общего имущества и коммунальные услуги;
  • о задолженности по оплате;
  • об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур;
  • об органах государственного жилищного надзора, муниципального контроля;
  • о капитальном ремонте многоквартирных домов;
  • другая информация, предусмотренная федеральными законами.

Главная особенность системы заключается в том, что каждый собственник помещения в многоквартирном доме сможет найти информацию применительно к своему многоквартирному дому, то есть узнать, какие решения общих собраний приняты в его доме, по каким тарифам и нормативам предоставляются коммунальные услуги, на каких условиях заключен договор управления многоквартирным домом, и т.д.

Роспотребнадзор напоминает гражданам о разграничении полномочий госорганов в сфере ЖКХ

В связи с многочисленными обращениями граждан, связанными с вопросами некачественного предоставления жилищно-коммунальных услуг, ненадлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирных домов управляющими организациями, ТСЖ, ресурсоснабжающими организациями и прочими исполнителями услуг в сфере ЖКХ, необоснованного начисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги, Роспотребнадзор напоминает о разграничении полномочий государственных органов в сфере жилищно-коммунальных услуг.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», кардинально перераспределены полномочия госорганов, и редакцией статьи 20 Жилищного Кодекса Российской Федерации, установлено, что государственным жилищным надзором является исключительно региональный государственный надзор.

Проверки по выявлению и пресечению, предупреждению, нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на территории Ростовской области осуществляет Государственная жилищная инспекция по Ростовской области.

Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2013 года № 493 «О государственном жилищном надзоре» (далее Положение), определен предмет проверок службы государственного жилищного надзора по соблюдению обязательных требований в сфере ЖКХ (п.11 Положения), а именно соблюдение обязательных требований к:

— жилым помещениям, их использованию и содержанию;

— содержанию общего имущества в многоквартирном доме;

— порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;

порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерацией положением;

— учету жилищного фонда;

— порядку переустройства и перепланировки жилых помещений;

— определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

— управлению многоквартирными домами;

— выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

— установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;

— раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;

— созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов;

— предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;

— созданию и деятельности советов многоквартирных домов;

— определению размера и внесению платы за коммунальные услуги;

— обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов;

— деятельности специализированных некоммерческих организаций, по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

— порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

— формированию фондов капитального ремонта;

— других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В свою очередь федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей (статья 40 Закона № 2300-1) не подразумевает проверку соблюдения (в порядке, установленном Законом № 294-ФЗ) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований жилищного законодательства (часть 2 статьи 5 ЖК РФ), а осуществляет организацию и проведение проверок:

— соблюдения обязательных требований, установленных международными договорами Российской Федерации, законом «О защите прав потребителей» другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей;

— соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Правовые аспекты разграничения полномочий в жилищной сфере в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей позволяет обеспечить защиту потребительских прав граждан – участников жилищных правоотношении, чьи права в свою очередь соответствующим образом защищаются органами регионального государственного жилищного надзора.

Это означает, что такие виды полномочий Роспотребнадзора в установленной сфере деятельности как привлечение к ответственности лиц, совершивших (допустивших) нарушения обязательных требований законодательства в области защиты прав потребителей, в частности права на информацию, право на безопасность и др., обращение в суд с заявлением в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, вступление в рассматриваемое судом дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством РФ, в области жилищных отношений в своей основе могут, в том числе базироваться на соответствующих материалах проверок, поведенных органами государственного жилищного надзора по вопросам соблюдения обязательных требований жилищного законодательства регулирующего правоотношения с участием граждан – потребителей жилищно-коммунальных услуг.

В связи с вышеизложенным, территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г.Волгодонске, Дубовском, Ремонтненском, Заветинском, Зимовниковском районах рекомендует жителям при оформлении своих обращений исходить из правовой природы отношений, при реализации которых возникают нарушения.

Переадресация обращения по подведомственности зачастую приводит к потере времени, что неблагоприятно сказывается на результатах проверки доводов, изложенных в обращении.

Как распознать нарушение прав в сфере ЖКХ

Нарушения прав в сфере ЖКХ происходят по двум направлениям:

  1. при предоставлении жилищных услуг;
  2. при предоставлении коммунальных услуг.

Распознать нарушения при предоставлении коммунальных услуг проще: в законе четко прописан их перечень, порядок начисления платы за них и требования к качеству.

С жилищными услугами несколько сложнее. Нужно помнить, что перечень работ и услуг, плата за них утверждаются собственниками на общем собрании. Предлагает этот перечень управляющая компания. Если на самом собрании собственники понимают, что их не устраивают расценки или объем работ, который предлагает управляющая компания, не нужно торопиться подписывать с ней договор. Лучше потратить время на то, чтобы изучить предложения других управляющих организаций и выбрать в итоге более достойную, либо прийти к компромиссу путем составления протокола разногласий.

Нарушение прав при предоставлении жилищных услуг возникает в случае, если собственники договорились с компанией о перечне услуг, работ, сроках и порядке их проведения, размере оплаты, а она свои обязательства не исполняет либо требует оплатить то, что не отражено в договоре.

Не забывайте: в законе прописан минимальный перечень работ и услуг, который в любом случае должен выполняться организациями, управляющими домом.

Никто не имеют права уменьшать этот список, как бы ни хотелось сэкономить на обслуживании дома, таким образом, тариф должен быть экономически обоснован не только по мнению собственников, которые хотят сэкономить, но и в плане выполнения обязательных жилищных услуг.

О полномочиях Роспотребнадзора и жилищной инспекции в части услуг ЖКХ

В адрес Ногинского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Московской области продолжают поступать обращения потребителей по поводу качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг. Между тем, контроль качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг не входит в компетенцию Роспотребнадзора. Роспотребнадзор контролирует выполнение требований санитарного законодательства (СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СанПиН 42-128-4690-80 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест») и законодательства в области защиты прав потребителей, и рассматривает обращения, связанные с нарушением условий проживания. Например, низкий уровень освещения в жилых помещениях, повышенный уровень звука от определенного источника, повышенная влажность, плохое качество питьевой воды, оборудование и эксплуатация контейнерных площадок с нарушением санитарных требований и т. п. В части соблюдения законодательства по защите прав потребителей Ногинский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Московской области рассматривает обращения граждан, связанные с недоведением до потребителей информации, предусмотренной действующим законодательством. В частности, в соответствии со ст. 39, 156 и 157 ЖК РФ правительством Российской Федерации приняты следующие документы, устанавливающие требования к перечню и порядку предоставления жилищно-коммунальных услуг:

– постановление правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;

– постановление правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Данные нормативно-правовые акты содержат требования, связанные с порядком и условиями предоставлением информации. В частности, в квитанциях, при непосредственном обращении и т. п.

За непредоставление информации, а также за включение в договор условий, ущемляющих права потребителей, Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность по ч. 1 и ч. 2 ст. 14.8. Рассмотрение вопросов, связанных с нарушениями, предусмотренными этой статьей, относится к компетенции Управления Роспотребнадзора по Московской области.

С 25 июня 2013 года вступило в силу постановление правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 493 «О государственном жилищном надзоре», которым утверждено Положение о государственном жилищном надзоре (далее – Положение). Уполномоченным органом, осуществляющим жилищный надзор, является Государственная жилищная инспекция Московской области, куда следует обращаться при возникновении проблем, связанных с несоблюдением требований по использованию и сохранности жилья или общего имущества в многоквартирном доме. При некачественном оказании коммунальных услуг управляющими компаниями. При неправомерности решений на общем собрании жителей многоквартирного дома, в т. ч. о выборе способа управления многоквартирным домом. При невыполнении управляющей организацией своих обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома, несоблюдении порядка предоставления коммунальных услуг или несоответствии их качества и объема установленным требованиям законодательства и т. п.

Главное Управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» расположена по адресу: 123592, г. Москва, ул. Кулакова, д. 20, корп. 1, технопарк «Орбита-2».

Ногинский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Московской области рекомендует жителям региона направлять свои обращения по вопросам обслуживания жилого фонда в соответствии с компетенцией и полномочиями контролирующих органов. Это сократит время рассмотрения обращений и позволит принять необходимые меры в установленные законодательством сроки.

Объектом федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей для Роспотребнадзора и его территориальных органов служат исключительно обязательные требования законодательства в установленной сфере деятельности, а предметом проверок – вопросы соблюдения хозяйствующими субъектами императивных требований к товарам (работам, услугам), сформулированных в конкретных нормативных правовых актах, регулирующих отношения с участием потребителей (пункт 1 статьи 1 и подпункты 1 и 2 пункта 2 статьи 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Роспотребнадзор и его территориальные органы (в т. ч. Ногинский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Московской области) в жилищной сфере обеспечивает реализацию своих надзорных функций и полномочий по защите прав потребителей:

– вступлением в рассматриваемое судом дело, касающееся защиты прав потребителей коммунальных услуг, по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством РФ (п. 5 ст. 40 Закона о защите прав потребителей).

привлечение к административной ответственности лиц, допустивших нарушение права потребителей на информацию о коммунальных услугах (пп. 3 п. 2, пп. 5 п. 4 ст. 40 Закона о защите прав потребителей);

– обращением в суд с заявлением в защиту прав потребителей коммунальных услуг, законных интересов неопределенного круга потребителей коммунальных услуг (пп. 7 п. 4 ст. 40 Закона о защите прав потребителей).

При этом основанием для реализации указанных полномочий могут среди прочего являться соответствующие материалы проверок, проведенных органами государственного жилищного надзора по вопросам соблюдения обязательных требований жилищного законодательства, регулирующего правоотношения с участием граждан по вопросу предоставления им коммунальных услуг.

В этой связи ни Роспотребнадзор, ни его территориальные органы не вправе предметно рассматривать и выносить в административном порядке обязательные для исполнения решения по обращениям, суть которых, в том числе, сводится к изложению спорных вопросов, связанных с установлением тарифов на услуги ЖКХ, начислением оплаты за жилищно-коммунальные услуги, наличием задолженности по оплате этих услуг, равно как и оценивать правильность взаиморасчетов в жилищной сфере в целом.

Ногинский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Московской области

Источник:

https://inbalashikha.ru/novosti/podmoskove/o-polnomochiyah-rospotrebnadzora-i-zhilishchnoy-inspekcii-v-chasti-uslug-zhkh

Что делать, если есть подозрения, что нарушаются потребительские права?

Итак, собственник подозревает, что его права нарушены. Куда ему обратиться? В первую очередь — в совет многоквартирного дома. Члены совета дома, как правило, являются собственниками, разбирающимися в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Они в состоянии объяснить, действительно ли имеет место нарушение прав или просто возникло недопонимание тех или иных моментов.

Если же в совете дома не смогли дать вам четкий ответ (или уверяют, что никаких нарушений нет, а вы в этом сомневаетесь), обратитесь за разъяснениями в ту организацию, которая и предоставляет вам жилищные или коммунальные услуги: ТСЖ, управляющую компанию, ресурсоснабжающую организацию.

Заявление/претензию следует грамотно подготовить: указать конкретные требования и основания. Помочь в этом могут сотрудники регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ (например, комитет по защите прав потребителей, общественные организации потребителей услуг ЖКХ и т. п.).

Данные организации созданы практически в каждом субъекте РФ. Их основная задача — консультирование, разъяснение действующего законодательства. Также они могут помочь в составлении заявлений, претензий в организации, предоставляющие услуги, жалоб в контролирующие органы. Положительная сторона обращений в общественные организации заключается в том, что потребитель получает квалифицированную консультацию по возникшей проблеме, реальную помощь в досудебном, а иногда и в судебном порядке урегулирования спора.

Еще одним из вариантов «поиска истины» может стать обращение в юридические фирмы. Правда, здесь уже за помощь юристов придется платить. Не забывайте: сфера ЖКХ довольно специфична, далеко не все обладатели юридических дипломов могут назвать себя специалистами в ней. Поэтому лучше всего искать юриста по рекомендациям.

В любом случае, где бы вы ни получали консультацию, просите, чтобы вам объяснили не только то, правы вы или нет, но и озвучили правовые нормы, на которые вы можете сослаться, отстаивая свои права и интересы.

В нашей стране существуют и государственные, и муниципальные органы, которые занимаются контролем и надзором в сфере ЖКХ — государственная жилищная инспекция, окружная/территориальная админис трация, департамент ЖКХ при мэрии и т.д.

Муниципальное образование городской округ Алушта

В Территориальный отдел по г.Алуште Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю поступают обращения потребителей по поводу качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг.

Между тем, вопросы предоставления жилищно-коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов относится к компетенции органов государственного жилищного надзора.

В статье 20 ЖК РФ определено, что государственным жилищным надзором является исключительно региональный государственный контроль (надзор).

Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2013г. №493 «О государственном жилищном надзоре» утверждено Положение о государственном жилищном надзоре», которое вступило в силу с 25 июня 2013г.

Пунктом 11 данного Положения определен широкий спектр предмета проверок, осуществляемых органами государственного жилищного надзора.

Таким образом, именно органы государственного жилищного надзора субъектов РФ осуществляют проверки, предметом которых являются вопросы соблюдения ЮЛ и ИП обязательных требований правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и порядка предоставления коммунальных услуг, определения размера и внесения платы за жилищные и коммунальные услуги (в том числе и за ОДН), т.е. соблюдение нормативных правовых актов, утвержденных в соответствии со ст. ст. 39, 156 и 157 ЖК РФ, к которым в частности относятся:

— постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;

— постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»;

— постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;

Полномочия Роспотребнадзора и его территориальных органов в установленной сфере деятельности сводятся к следующему:

— привлечение к ответственности лиц, совершивших (допустивших) нарушения обязательных требований законодательства в области защиты прав потребителей, в частности, права на информацию, права на безопасность и др. (пп.3 п.2, пп.5 п.4 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей»);

— обращение в суд с заявлениями в защиту потребителя, а также законных интересов неопределенного круга потребителей (пп.7 п.4 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей»);

— вступление в рассматриваемое судом дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством РФ (п.5 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей»),

Важное значение имеет также и то, что предметом отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей, являются вполне определенные объекты гражданских прав (ст. 128 ГК РФ), а именно — товары, работы, услуги, приобретаемые гражданами для потребительских нужд в рамках соответствующих возмездных договоров: купли-продажи, выполнения работ, оказания услуг.

Причем, в жилищной сфере предмет правового регулирования по законодательству о защите прав потребителей должен находиться в очевидной и неразрывной причинно-следственной связи с объектом жилищных прав, в качестве которого, согласно положениям ч. 1 ст. 15 ЖК РФ, рассматривается исключительно жилое помещение (ст. 16 ЖК РФ).

Отношения, касающиеся возникновения, осуществления, изменения и (или) прекращения как таковых жилищных прав, в том числе, связанных с реализацией гражданами прав собственности на жилое помещение, прав на часть общего имущества в многоквартирном доме и бремени по его содержанию (ст. 4, 10, 11, 30, 37, 39 и др. ЖК РФ), нормами законодательства о защите прав потребителей не регулируется.

Также не подпадают под отношения, регулирующие законодательством о защите прав потребителей, отношения по управлению многоквартирным домом и его содержанию, т.к. данные вопросы изначально решаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (ст.ст. 36 и 44, 161, 162 ЖК РФ).

Таким образом, в целях разрешения вопросов, возникающих в рамках получения жилищно-коммунальных услуг, потребителю, прежде всего, необходимо обращаться с письменным заявлением в организацию, в управлении (обслуживании) которой находится многоквартирный дом («Исполнителю» услуг), и в случае не получения ожидаемого результата — в Государственную жилищную инспекцию.

Государственная жилищная инспекция

Государственная жилищная инспекция — это самый главный надзорный орган в ЖКХ. Её специалисты выявляют и пресекают нарушения в этой сфере со стороны и государственной власти, и местного самоуправления, и юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей. От рядовых граждан Госжилинспекция тоже требует неукоснительного соблюдения норм ЖКХ.

Координирует работу государственной жилищной инспекции в регионах Главный государственный жилищный инспектор РФ.

Жилинспекция работает в каждой области, республике, крае РФ. Она контролирует:

  • как используется жилищный фонд, общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме и на придомовых территориях;
  • как обстоят дела с техническим состоянием домов, общего имущества собственников в многоквартирном доме и инженерного оборудования;
  • своевременно ли выполняются работы по содержанию и ремонту домов;
  • обоснованно ли установлены нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг;
  • соответствует ли нормам санитарное состояние помещений, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
  • как дом готовится к зиме или к лету;
  • насколько рационально в доме используются топливно-энергетические ресурсы и вода;
  • как соблюдаются нормативный уровень и режим обеспечения жителей коммунальными услугами (отоплением, электро-, водо-, газоснабжением и т. д.);
  • как соблюдаются правила пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями;
  • как соблюдаются порядок и правила признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также как происходит процесс перевода их в нежилые;
  • имеются ли и соблюдаются ли договоры между собственниками жилых помещений, производителями услуг и потребителями;
  • как проводятся конкурсы на обслуживание и капитальный ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов;
  • как выполняются жилищно-коммунальные услуги по заявкам населения;
  • имеются ли в жилых домах приборы регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов.

Если вы понимаете, что вам неверно начисляют плату за ЖКУ или качество услуг оставляет желать лучшего, то государственная жилищная инспекция — первый из контролирующих органов, в который вам следует написать заявление.

Форма заявления может быть произвольной, главное — четко и ясно, без лишней «воды» описать, в чем состоит суть нарушения. Ссылаться на правовые нормы необязательно.

Отправить заявление можно любым способом, лишь бы при этом был зафиксирован факт его подачи.

Ответ на свое заявление вы должны получить в течение месяца. Причем сама форма ответа может быть разной.

Если сотрудники жилинспекции изучат ситуацию и не найдут в ней факта нарушения, вам пришлют письменный ответ. Если же факт нарушения будет установлен, вам также передадут письменный ответ, а управляющая компания (или ТСЖ, ресурсоснабжающая организация) получит предписание об устранении нарушения.

Жилинспекция имеет право обратиться в суд с заявлением:

  • о ликвидации ТСЖ;
  • о признании недействительными решений общего собрания собственников помещений;
  • о признании договора управления многоквартирным домом недействительным.

Указанные иски подаются в случае неустранения в соответствующий срок нарушений Устава ТСЖ, нарушений порядка выбора управляющих организаций, условий договора управления многоквартирным домом и порядка его заключения.
Муниципальный жилищный контроль
Этот контроль проводят районные и городские администрации. В принципе, их задачи и права примерно те же, что и у жилинспекции, но проверять они могут лишь те дома, где есть муниципальное жилье.
Органы прокуратуры РФ
«Я буду жаловаться в прокуратуру!» — часто можно услышать от граждан, которые отчаялись найти правду в борьбе с недобросовестными исполнителями услуг. Но можно ли писать заявления в прокуратуру, если дело касается сферы ЖКХ?

Конечно, можно. Прокуратура надзирает за соблюдением законности во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Еще одна важная функция этого органа — надзор за соблюдением прав и свобод человека.

Прокурор имеет право беспрепятственно входить на территории и в помещения, куда рядовым гражданам может быть вход запрещен, он может знакомиться с документацией — по требованию прокурора руководители организаций обязаны предоставить её в полном объеме. Если прокурор усмотрит признаки административного правонарушения или уголовного преступления, он имеет право возбуждать административное производство или передавать материалы в полицию, чтобы там приняли решение о возбуждении уголовного дела.

Обратиться к прокурору с жалобой на ущемление своих прав и свобод может любой гражданин России. При этом прокурор должен рассмотреть заявление, разъяснить порядок защиты прав и свобод и, если факты, описанные в заявлении, подтвердятся, и начать работать над привлечением к ответственности лиц, нарушивших закон.

Требования прокурора обязательно должны быть исполнены в установленный срок.

У прокуратуры есть еще одно важное полномочие. Если гражданин из-за своего возраста, недееспособности, состояния здоровья (или по другим уважительным причинам) не может самостоятельно обратиться в суд, за него это может сделать прокурор.

Также прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Речь идет о ситуации, когда нарушаются права значительного числа граждан или когда нарушение приобрело особое общественное значение.

Таким образом, в органы прокуратуры есть смысл обращаться, если вы сомневаетесь в том, что правонарушение относится только к сфере ЖКХ, если по состоянию здоровья не можете защищать свои права в суде или в случае, когда ответ из других государственных и муниципальных органов не позволяет разобраться в ситуации.

Заявление в органы прокуратуры составляется в произвольной форме и подается любым способом, позволяющим зафиксировать факт его передачи.
Роспотребнадзор
Главные задачи Роспотребнадзора — следить за санитарно-эпидемиологическим благополучием граждан и защищать права потребителей. Если в вашем доме не вовремя вывозят (или не вывозят вообще) мусор, если в подъездах плесень, вечная грязь, крысы и тараканы — вы имеете полное право писать заявление в Роспотребнадзор.

Жаловаться на слишком громких соседей тоже нужно сюда: определение «шум» также входит в понятие «санитарно-эпидемиологическое благополучие».

Наиболее типичное нарушение — обман потребителей. Чаще всего он выражается во взимании чрезмерной платы за жилищно-коммунальные услуги. В платежных документах могут указываться неполные или ложные сведения о ЖКУ и их исполнителях.

Сотрудники Роспотребнадзора имеют право привлекать к ответственности лиц, совершивших или допустивших нарушение требований закона «О защите прав потребителей».

Кроме того, специалисты Роспотребнадзора тоже могут обратиться в суд с заявлением в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга лиц. Помимо этого они могут вступить в рассмотрение дела в суде и давать заключение по нему.

Также в Роспотребнадзоре можно получить консультацию по вопросам, которые входят в компетенцию его специалистов.

Заявление в Роспотребнадзор составляется в свободной форме и подается любым способом, позволяющим зафиксировать факт его принятия.

По каким вопросам можно обратиться в Роспотребнадзор?

Роспотребнадзор всегда наслуху. Отчасти это заслуга его руководителя, «главного санитарного врача» господина Онищенко. Но истинная причина все же в том, что эта Служба выполняет действительно важные функции. В том числе в жилищно-коммунальной сфере.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (коротко – Роспотребнадзор) образована в 2004 году. Действует на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 г. №154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и соответствующего Положения, утвержденного Правительством 30 июня 2004 г. Административно входит в Министерство здравоохранения (бывший Минздравсоцразвития).

Компетенция Роспотребнадзора – это надзор за исполнением обязательных требований российского законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

Иными словами, контроль за выполнением предписаний двух законов, составляющих правовую основу деятельности Службы: ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения» от 30.03.1999 г. и Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г.

В соответствии со статьей 20 Жилищного Кодекса РФ, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченным органами исполнительной власти субъектов. Такими органами являются региональные Государственные жилищные инспекции. Их деятельность координируется Правительством РФ.

Однако Роспотребнадзор так же обладает некоторыми полномочиями в жилищно-коммунальной сфере. Условно их можно разделить на полномочия в сфере санитарно-эпидемиологического контроля и сфере защиты прав потребителей.

Санитарно-эпидемиологический контроль

Вы можете обратиться в Роспотребнадзор по таким санитарным вопросам, как:

  1. Нарушение правил вывоза и хранения ТБО. Любые действия с твердыми бытовыми отходами регулируется многочисленными СанПиНами и СНиПами, а значит, входит в компетенцию Службы.
  2. Нарушение санитарно-гигиенических норм в местах проживания (плесень, шум и т.п.). Мы уже рассказывали, что делать, если у соседей «вечный» ремонт – одной из мер является обращение в Роспотребнадзор.
  3. Курение и вред табака (о том, как бороться с соседом, курящем в подъезде, мы также рассказывали в одном из постов) и другим вопросам.

Что касается эпидемиологического контроля, Роспопотребнадзор поможет вам, если в доме появились крысы, а в квартире завелись тараканы.

Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

В общем виде полномочия Роспотребнадзора в этой сфере указаны в статье 40 Закона «О защите прав потребителей». Согласно этой норме к компетенции Службы относятся:

1. Привлечение к ответственности лиц, совершивших (допустивших) нарушение обязательных требований законодательства в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.


Наиболее типичное нарушение, при этом, – обман потребителей. Чаще всего он выражается в оказании услуг ненадлежащего качества или не в полном объеме, а также взимании чрезмерной платы за жилищно-коммунальные услуги. В платежных документах нередко указываются неполные или ложные сведения об ЖКУ и их исполнителях. Кроме того, часто управляющие компании не надлежаще исполняют свои обязанности по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов.

2. Обращение в суд с заявлением в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.

3. Вступление в рассмотрение судом дела по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей ЖКУ.

Кроме того, Роспотбернадзор оказывает правовую поддержку, консультирование по вопросам, входящим в его компетенцию. Иными словами, вам могут оказать практическую помощь в составлении претензии или искового заявления по тому или иному вопросу.

Обратиться в Роспотребнадзор можно:

  • Письменно по почте.
  • Через официальный сайт – rospotrebnadzor.ru, заполнив, специальную форму.
  • По телефону бесплатной горячей линии – 8-800-100-0004.

Судебный порядок урегулирования спора

Обращение в суд сегодня становится всё более популярной формой разрешения конфликта. С одной стороны, это требует времени и нервов, с другой — зачастую окончательную точку в деле может поставить только суд.

Однако при этом нужно помнить: судебное производство имеет немало своих правил, которые приходится соблюдать всем участникам процесса. Если не разбираться в них хотя бы на минимальном уровне, велик риск проиграть дело, даже если по сути вы будете абсолютно правы. Поэтому зачастую люди нанимают адвокатов или юристов, которые могли бы представлять в суде их интересы.

Но наличие адвоката вовсе не обязательное условие, и не обязанность гражданина. Каждый гражданин имеет право защищать свои права сам.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]