Все земли разбиты на участки, у которых помимо категории, есть также определенный вид разрешенного использования (ВРИ).
Этот термин, используемый в законодательных актах РФ, (Земельном и Градостроительном кодексе), существует для того, чтобы определять, какую деятельность можно вести на участке.
Например, нельзя выбрать любое место в городе или за городом и построить там магазин, торговый центр или начать выращивать помидоры и картошку.
Нужно знать, предполагается ли в этом месте подобная деятельность и какое-либо строительство на уровне городского (территориального) планирования. Подробнее о том, как можно узнать ВРИ, читайте в статье «Как узнать вид разрешенного использования земельного участка«.
Виды разрешенного использования земельного участка (ВРИ ЗУ), согласно действующего классификатора, указаны в документе градостроительного зонирования «Правила землепользования и застройки» (ПЗЗ) города (где также указаны размеры участка и расположенных на нем построек, ограничения по использованию и расчетные показатели).
Каждый земельный участок имеет три вида разрешенного использования, согласно Градостроительному кодексу РФ, ст. 37:
- основной,
- условный,
- вспомогательный.
Для чего нужен классификатор?
Чтобы структурировать и классифицировать информацию о ВРИ, в 2014 году был принят приказ 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».
В 2015 году были внесены изменения, действующие на сегодняшний день.
До этого четких правил по формулировке видов разрешенного использования не существовало, и они не имели классификации.
Некоторые названия были довольно «размытыми» и не несли четкого смысла.
Владелец участка выбирает деятельность согласно основному или вспомогательному ВРИ сам, без дополнительных разрешений. На условный ВРИ владелицу необходимо получить разрешение.
Подытожим: классификатор разрешенного использования земельных участков — это документ, содержащий перечень всех видов разрешенного использования. Многие из них приобрели более конкретную формулировку смысла, не предполагающую другие варианты его трактовки.
Основные отличия нового классификатора
В первом разделе (код 1.0) описаны все возможные виды сельскохозяйственного использования с описанием построек и сооружений.
Все виды ведения садового и дачного хозяйства вынесены в новый код 13 (13.1., 13.2., 13.3).
Крестьянско-фермерское хозяйство не упоминается вообще, а все виды жилого строительства приобрели более упорядоченную классификацию.
Какие ВРИ подходят для индивидуального строительства
Для индивидуального строительства, в соответствии с классификатором, подходят следующие участки.
Жилые здания постоянного проживания
На участках с кодом разрешенного использования:
- 2.0. – жилая застройка;
- 13.2. – ведение садоводства;
- 13.3 – ведение дачного хозяйства (в соответствии с ФЗ N217, который вступает в силу с 2021 года).
Сезонные жилые объекты
На участках с кодом:
- 13.1. – ведение огородничества (только некапитальное строительство);
- 13.2. – ведение садоводства;
- 13.3. – ведение дачного хозяйства.
Нежилые здания, сооружения и постройки
На участках с кодом 1.0. – сельскохозяйственное использование (вспомогательные сооружения для ведения хозяйства), на участках с кодом 4.0 – предпринимательство (строительство нежилых зданий с целью получения прибыли).
Строительство гаража на участке правила и нормативы
МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ:
РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР:
Разрешение на строительство гаража на участке ИЖС в 2019 году
Строительство гаража – лучший выход для владельцев автомобилей, желающих обезопасить свой транспорт от ряда негативных факторов. Преимущества, получаемые от использования гаража в сравнении с автостоянкой (особенно открытой), заставляют многих задуматься о собственном сооружении для стоянки.
Место строительства гаража – свой участок
Самая распространенная ситуация – это возведение здания на своем участке. Сразу может возникнуть вопрос: «нужно ли разрешение на строительство гаража на своем участке?». В соответствии с ГрК РФ (п.1 ч.17 ст.51) такое разрешение не требуется, если это касается только физических лиц, которым земельный участок предоставлен для дачи (садоводства) или других целей, не связанных с предпринимательством.
Однако разрешение нужно получить для возведения гаража, как капитального сооружения или его пристройки к жилому дому. Строительству гаража в предпринимательских целях также должно предшествовать получение соответствующего разрешения.
Разрешение на строительство: как и где оформить
Если проектируемый гараж будет обладать одним из вышеуказанных параметров (предпринимательство, капитальное сооружение), то нужно знать, как получить разрешение на строительство гаража. Процесс состоит из таких моментов:
1. Сбор необходимых документов (право собственности на землю или разрешение от владельца участка, готовая смета с указанием всех размеров).
2. Подача заявления в орган местного самоуправления (местное отделение архитектуры) с заранее подготовленными документами.
3. Рассмотрение заявления – проходит в течение 10 рабочих дней.
4. Получение решения. Если получен отказ – его можно обжаловать в суде.
Важно: отказ сопровождается обоснованием. При устранении недостатков можно подать заявление снова.
ИЖС – нормы при строительстве гаража
Зачастую при создании места стоянки своего авто строительными нормами пренебрегают. Такое нарушение может обернуться как минимум недовольством соседей. Более существенная неприятность – разбирательства в суде. Поэтому важно соблюдать правила и нормативы строительства гаража на участке ИЖС.
Для гаража применяются такие нормы размещения:
- Расстояние к постройкам на участке соседей – не менее 6 м.
- Расстояние до забора, разделяющего с соседями, должно быть больше 1 м. При этом сохраняется требование к расстоянию между гаражом и соседскими постройками.
- Отступ от края проезжей части (боковой проезд) – 3 м, от центральной дороги – 5 м.
- Расстояние от собственного дома – не менее 3 м.
Для перестраховки можно к этим расстояниям добавить хотя бы полметра. Ворота не должны при открытии препятствовать проезду и проходу по улице.
Получение участка для строительства гаража
Если нет никакой перспективы получить место в ближайшем гаражно-строительном кооперативы – стоит выяснить, как получить землю под строительство гаража. Это непростая процедура, которая связана с публичными торгами.
Необходимо обратиться в местную администрацию с просьбой ознакомить со свободными земельными участками, где можно построить гараж. После выбора приглянувшегося участка подается заявление с соответствующей просьбой. Также следует направить ходатайство в администрацию о проведении аукциона по выбранному участку. На принятие решения об аукционе отводится 2 месяца. Нужно контролировать ситуацию с проведением аукциона – отслеживать сайт администрации, где будет дано объявление, чтобы вовремя подать заявку и оплатить задаток.
С победителем аукциона подписывается договор аренды земельного участка на срок, необходимый для постройки и ввода в эксплуатацию. Затем участок выкупается по специальной цене – 2,5% от стоимости по кадастру.
ВРИ, указанные в документах ранее
В старом классификаторе видов разрешенного использования земельных участков (документ 2014 года) для строительства вспомогательных и жилых помещений подходят те же коды.
Отсутствуют лишь вновь введенные коды:
- 13.1.,
- 13.2.,
- 13.3.
Классификатор не отменяет предусмотренного в градостроительном кодексе деления видов разрешенного земельных участков использования на основные, вспомогательные и условно разрешенные.
Так, например, в качестве основного может быть выделен укрупненный ВРИ – сельскохозяйственное использование. Значит, на участке можно будет заниматься любой деятельностью, описанной под кодом 1.1 -1.18.
ВАЖНО: если некоторые уже существующие постройки стоят на не предназначенной для них земле согласно новому классификатору – они все равно признаются законными. Владельцу не нужно переводить свой участок в другую категорию. (согласно статье 34, п. 11. ФЗ от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ).
Виды использования, которые можно отнести к вспомогательным, так же содержатся в классификаторе под описанием содержания расширенного кода.
Например, код 2.5 «среднеэтажная жилая застройка», включает озеленение, гаражи, детски и спортивные площадки.
Будущие изменения
С 2014 года в документах наряду со старыми, появляются и новые виды разрешенного использования. Также, потребуют решения отдельные вопросы.
Например, в некоторых городах производственные зоны на картах зонирования обозначаются по отдельности, в зависимости от опасности детальности (вредных выбросов, возможности взрыва), а в классификаторе все сведено в единую производственную деятельность.
Эти и многие друге противоречия повлекут за собой изменения, потому что, в соответствии с уже упомянутым ФЗ от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ (ст. 34, п 12),
документы градостроительного зонирования до 1 января 2019 года должны быть изменены в соответствии с классификатором.
С 2021 года вступает в силу ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором решаются некоторые спорные вопросы и уточняются недостающие моменты.
Процесс изменений, можно сказать, только начался и будущее покажет практика.
Существующий ВРИ любого участка (на настоящий момент, без учета многих изменений в соответствии с классификатором) можно посмотреть на кадастровой карте Росреестра.
Плохие новости для ИП, у которых есть земельные участки
Очень многие индивидуальные предприниматели начинают свою деятельность с того, что на своем земельном участке строят помещение и используют его для оказания различных услуг или торговли и даже устраивают автостоянку на принадлежащем им земельном участке.
До недавнего времени никого сильно не волновал вид разрешенного использования земельного участка, однако, после проведения кадастровой оценки и установления кадастровой стоимости, фискальные органы решили, что бюджет много теряет на земельном налоге.
Минфин России подготовил письмо от 3 апреля 2021 г. N 03-05-04-02/23083 «Об исчислении земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования „Для индивидуального жилищного строительства“, используемых в предпринимательской деятельности».
ФНС России обязало довести настоящие разъяснения до сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование земельного налога, и организовать исполнение разъяснений, в т.ч. при формировании налоговых уведомлений (письмо №БС-4-21/[email protected] от 05.04.2019 г.)
Минфин России в своем письме сообщает следующее:
Пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) определено, что налогоплательщиками земельного налога (далее — налог) признаются организации и физические лица.
При этом Кодекс в целях обложения земельным налогом не предъявляет требований и не устанавливает особенностей налогообложения в зависимости от наличия или отсутствия у физического лица статуса индивидуального предпринимателя.
В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса в отношении отдельных категорий земельных участков, в том числе приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, включая индивидуальное жилищное строительство, устанавливается пониженная налоговая ставка 0,3 процента.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, приведено следующее описание вида разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства»: размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений.
По смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для физических лиц, непосредственно использующих земли для индивидуального жилищного строительства (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2018 N 301-КГ18-7425).
Необходимость использования земельных участков по целевому назначению для применения пониженной налоговой ставки 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, была отмечена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2018 N 307-КГ18-20670 по делу N А66-16992/2017 и от 30.10.2018 N 305-КГ18-16987 по делу N А41-80451/2017.
Таким образом, для применения пониженной налоговой ставки 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, помимо категории и вида разрешенного использования земельного участка, необходимо также учитывать целевой характер использования указанных земельных участков.
На основании вышесказанного Минфин России сделал вывод:
исчисление земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», используемых в предпринимательской деятельности и предназначенных для дальнейшей перепродажи, осуществляется с учетом налоговой ставки, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса.
Т.е. в отношении земельных участков «для индивидуального жилищного строительства», используемых в предпринимательской деятельности, применяется налоговая ставка, предусмотренная НК РФ для «прочих земельных участков» в размере, не превышающем 1,5 процента, что в 5 раз выше ставки земельного налога, установленного в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
Комментарий:
- в связи с тем, что физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом, вполне вероятна ситуация когда налоговый орган, только на том основании, что физическое лицо является ИП, будет указывать повышенную ставку земельного налога.
- на основании этих разъяснений, можно привлечь физическое лицо по ст. 8.8 КоАП за нецелевое использование земельного участка, что влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей.
- следующим шагом фискальных органов следует ожидать изменение в налоге на имущество физических лиц. Ведь жилые дома облагаются налогом на имущество по минимальной ставке (0,1%), а следуя логике Минфина, необходимо облагать по ставке для «прочих объектов налогообложения» (0,5%).
По всему видно, что фискальному творчеству нет предела в нашей стране.
Что еще влияет на присвоение участкам вида разрешенного использования:
Вид разрешенного использования является частью градостроительного регламента, который, в свою очередь, входит в Правила землепользования и застройки (наряду с картой градостроительного зонирования).
Все эти документы повлияли на создание классификации видов разрешенного использования земельных участков.
Таким образом, с принятием этого документа вид использования присваивается сразу всей зоне (которые выделены на карте зонирования) и включает в себя и основные, и вспомогательные, и условно разрешенные виды сразу.
Это является плюсом, так как у участка появляется большее количество возможностей использования, которые можно легко сменить.
Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка
Регламент изменения вида разрешенного использования земельного участка имеет определенный порядок действий. Для начала необходимо получить информацию по текущему типу земли, а также по тем возможностям, в которых ее можно использовать.
Для получения такой информации в органы местного самоуправления по местоположению участка подается заявление о предоставлении справки или соответствующей выписки. Оформляется она в течение месяца и указывает на все виды возможного использования — основные, дополнительные и условно разрешенные.
Если смена типа земельного надела все таки актуальна, то порядок действий выглядит следующим образом:
- подача заявления и сопутствующих образцов документации в те же органы местного управления;
- анализ всей документации по градостроительным, земельным вопросам, планам разделения территорий и застройки — на данном этапе администрацией устанавливается сама возможность внесения корректировок;
- при положительном решении касательно анализа, документы направляются на дальнейшее рассмотрение на основе декларации;
- проведение публичных слушаний по вносимым коррективам;
- протокол слушаний направляется в администрацию, где затем принимается решение.
Далее выносится постановление, в котором отображается все внесенные правки. На основе данного распоряжения подаются документы в Росреестр, чтобы соответствующим образом изменить категоризацию в кадастровом учете.
Заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка
Заявление о внесении корректировок составляется по стандартному образцу делового документа. Подается оно собственником с указанием своих паспортных данных и оформляется на имя главы администрации по местоположению указываемого земельного участка. В тексте документа обозначается просьба о внесении правок, а также указывается та земля, тип которой нужно изменить. Информация должна содержать в себе следующие данные:
- полный адрес;
- кадастровый номер;
- текущая категоризация и возможность использовать указанный земельный участок;
- просьба о внесении корректив.
Вместе с заявлением подается следующий пакет документов
:
- удостоверение личности;
- в случае если речь идет об индивидуальном предпринимательстве или предприятии — выписка из ЕГРИП или ЕГРЮЛ;
- документы, подтверждающие право на землю, включая декларацию;
- план, указывающий границы участка и его местоположение относительно иных объектов недвижимости;
- документы на имеющиеся постройки;
- копия проекта, согласно которому осуществляется планировка сопряженных территорий.
Если заявление подается представителем, то в тексте указывается на соответствующую доверенность. Ее наличие в перечне также становится необходимым.
Декларация об изменении вида разрешенного использования земельного участка
Декларация является документом, который включается в перечень необходимых как правоустанавливающий образец документации. Фактически он указывает на право собственника изменить категоризацию выделенной территории и выбрать новый тип согласно доступным вариантам.
Составляется такой образец в произвольном порядке, однако все вносимые данные должны быть достоверными и актуальными. Они указывают на следующие аспекты:
- паспортные данные собственника;
- реквизиты документов, на основании которых он владеет указанной землей;
- указание на сам земельный участок, его адрес и технические данные;
- указание на те правовые нормы, на основании которых может быть изменен тип земли.
Декларация является своего рода продолжением заявления. Многие аспекты в их содержании пересекаются. Однако если заявление является стартовым документом, инициирующим процесс, то декларация его продолжает на всем протяжении. То есть фактически снимает необходимость на каждом этапе писать новое отдельное заявление.
Публичные слушания по изменению вида разрешенного использования
Решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка выносится на основании публичных слушаний. Данная процедура подразумевает участие не только представителей администрации и самого заявителя, но и присутствие всех лиц, интересы которых в данном вопросе затрагиваются.
К таковым относятся владельцы соседних территорий, арендаторы или арендодатели и иные лица. По итогам слушаний проводится голосование всех присутствующих. Поэтому рекомендуется заранее удостовериться в согласии таких лиц с предлагаемыми коррективами.
Протокол публичных слушаний по изменению разрешенного вида использования составляется с учетом не только обсуждения, но и принятого решения. Процедура оформления может несколько отличаться, однако оба данных документа должны присутствовать для дальнейшей их отправки в администрацию.
Постановление об изменении вида разрешенного использования
Распоряжение о внесении изменений в вид разрешенного использования администрация выносится по результатам проведенных публичных слушаний. Принятие соответствующего решения основывается на постановлении, принятом в качестве локального норматива.
Данный документ содержит в себе всю процедуру действий, по которым вносятся коррективы в категоризацию земли. В случае положительного решения и издания соответствующего распоряжения должна быть произведена процедура перерегистрации в Росреестре. Все внесенные правки должны быть прописаны в кадастровом учете.