Формирование, ведение и основные принципы государственного кадастра недвижимости

Перейти к следующей статье
Государству свойственно пересчитывать все, чем оно располагает. Результаты подсчетов фиксируются в различных кадастрах. Слово «кадастр», истоки которого берут начало в древней латыни, в большинстве языков мира имеет одинаковый смысл: перечень, реестр, список, опись.

Кадастр ─ универсальная форма учета различных видов ресурсов, предметов и вообще чего-то бы ни было. Кадастры и объекты кадастрового учета могут быть самыми разными.

Данные о водных объектах и водных ресурсах содержит государственный водный кадастр.

В целях организации эффективного геологического изучения и комплексного использования месторождений полезных ископаемых и рационального размещения предприятий по их добыче, ведется государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых. В нем содержатся сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и залегающих совместно с ними полезных ископаемых.

А еще есть государственный кадастр полостей недр.

Информация о крупных скоплениях материалов, образовавшихся в результате добычи и переработки минерального сырья, собрана в государственном кадастре техногенных месторождений полезных ископаемых. В нем хранятся сведения о количестве и качестве техногенных ископаемых, содержащихся в них полезных компонентах и характере их распределения, а также многих других характеристиках.

Систематизированный на федеральном уровне свод сведений о происхождении и физико-химических свойствах различных видов отходов поддерживается в кадастре отходов.

Для радиоактивных отходов ведется кадастр пунктов хранения радиоактивных отходов.

Кадастры животных, рыб и …оружия

Интерес для кадастров представляет даже живая природа. Пример ─ государственный кадастр объектов животного мира. Объекты кадастра в данном случае ─ представители фауны. Кадастр содержит сведения об их географическом распространении, численности, среде обитания, хозяйственном использовании и иные данные.

Для чего служит кадастр промысловых рыб и других водных животных и растений России, понятно из его названия.

Есть и совсем уж экзотические (на первый взгляд, по крайней мере) кадастры. Например, государственный кадастр гражданского и служебного оружия и патронов, предназначенный для хранения сведений о гражданском и служебном оружии и патронах к нему, разрешенных к обороту на территории РФ.

Цели и задачи

Основной задачей ГКН является предоставление чётких данных и полной характеристики обо всех объектах недвижимости для гражданского населения, а также присвоение кадастровых номеров всем земельным участкам для дальнейших манипуляций, касающихся недвижимости.

Следует знать: для определения местонахождения любого объекта, кадастровый инженер должен произвести полный анализ здания, сооружения или земельного участка и впоследствии внести координаты поворотных точек соответствующего объекта в базу данных ГКН.

Особенностью госкадастра недвижимости является программа единого ведения базы данных по всей территории Российской Федерации, прогресс которой заключается в непрерывной синхронизации и обновлении всех сведений отдельно каждого участка или объекта недвижимости, а также оперативная общедоступность и актуальность данных для всех нуждающихся граждан страны.

Система ведения государственного кадастра требуется для выполнения таких пунктов, как:

  • признание нормативным нахождение (ненахождение) предметов недвижимости на территории государства;
  • осуществление регистрации и надзора за пользованием имуществом и землёй, их защита;
  • схема и координация использования земель;
  • анализ, оценка недвижимости и установление соответствующих тарифов за её эксплуатацию;
  • применение норм государственной регистрации на недвижимое имущество, а именно Росреестр;
  • защита физ. и юр. лиц на нормативность предметов недвижимого имущества;
  • наличие общедоступных сведений о совокупности действий касательно недвижимости;
  • ведение налогообложения учтённых земель и объектов.

Главная задача гос. кадастра недвижимости — предоставление заинтересованным лицам необходимых материалов об объектах учёта.

Из всего вышеописанного показывается общее назначение этого вида деятельности — правильная эксплуатация всех земель и ресурсов страны. Если в точности владеть всей информацией о статусе земельных участков и объектах недвижимости, можно рационально распоряжаться, а также принимать правильные решения, касающиеся их назначения.

Что такое государственный кадастр недвижимости

Большому числу людей лучше других известен государственный кадастр недвижимости (ГКН), являющийся систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с законом недвижимом имуществе. В нем также содержатся данные о прохождении Государственной границы РФ, о других границах (между субъектами РФ, муниципальных образований, населенных пунктов), о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий и целый ряд иных сведений.

Основой кадастра недвижимости является земельный кадастр. Земля имеет особое значение для людей. Она ─ важнейший природный ресурс, необходимое материальное условие существования человека. С землей неразрывно связаны множество отраслей экономики, на ней формируются государства, за нее веками не прекращались кровопролитные войны. А еще, земля ─ это товар, первооснова играющего огромную роль в экономике почти любой страны земельного рынка.

Исторически потребность в земельном кадастре возникла в силу возникновения необходимости располагать сведениями о земле как объекте налогообложения. Затем ему стала отводиться функция защиты земельного владения и собственности. Сегодня одной из важнейших задач земельного кадастра является сохранение земли как составной части окружающей среды.

Государственный кадастр недвижимости в России имеет многовековую историю. Уже на современном этапе исторического развития работы по его созданию активизировались после вступления в силу Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», принятого Государственной Думой 4 июля 2007 года.

Технология ведения кадастрового учета объектов недвижимости

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества — действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.

Кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется ОКУ в соответствии с ФЗ-№221 от 24.07.2007 г который вступил в действие на территории Российской Федерации с 1 марта 2008 г. и Порядка ведения государственного кадастра недвижимости.

При ведении кадастрового учета объектов недвижимости в ОКУ уполномоченными лицами выполняются следующие кадастровые процедуры:

1. Внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;

2. Постановка на кадастровый учет объекта недвижимости в связи с образованием или созданием объекта недвижимости;

3. Учет изменений объекта недвижимости (учет части объекта недвижимости, адреса правообладателя, вида прав);

4. Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости (прекращение его существования);

5. Внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступившими в ОКУ из органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия;

6. Исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.

Выполнение кадастровых процедур производится по заявочному принципу. Это означает, что все действия инспекторов ОКУ заключаются в приеме заявлений, их обработке и выдаче запрашиваемых сведений. Технологией ГКУ не предусматривается получение самостоятельно какой-либо информации, которая не была предоставлена в документах, поданных заявителем.

С приема заявления в ОКУ начинается процедура служебного документооборота, под которым понимается строго регламентированное и формально контролируемое движение документов внутри организации с момента их получения (или создания) до завершения исполнения (отправки). Служебный документооборот- это процесс, который начинает, сопровождает и поддерживает выполнение всей технологической цепочки кадастрового учета объектов недвижимости. Он предназначен обеспечить обязательность соблюдения установленных технологических процедур, а также персональную ответственность специалистов и должностных лиц за выполнение отдельных ее этапов. Технологическая схема проведения ГКУ приведена на рис.14.

Заявление о кадастровом учете, представленное в орган кадастрового учета заявителем или его представителем лично, регистрируется в день обращения в орган кадастрового учета в книге учета заявлений с указанием времени его получения с точностью до минуты (по местному времени), после чего специалистом органа кадастрового учета, уполномоченным на прием заявлений (далее — специалист), на заявлении проставляется отметка о его регистрации. На всех представленных вместе с заявлением документах (включая копию документа об оплате государственной пошлины) указывается регистрационный номер заявления в книге учета заявлений и дата его регистрации.

Заявление и необходимые для кадастрового учета документы комплектуются в учетное дело, которое идентифицируется регистрационным номером заявления, а в случае поступления документов для кадастрового учета изменений объекта недвижимости в порядке информационного взаимодействия — регистрационным номером поступивших документов.

Заявителями или их представителями предъявляются следующие документы:

— заявление о кадастровом учете;

— документ, подтверждающий полномочия заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

— оригиналы или заверенные надлежащим образом копии правоустанавливающих документов. Оригиналы правоустанавливающих документов, прилагаемые к заявлению о проведении государственного кадастрового учета, подлежат копированию органом кадастрового учета за счет заявителя, после чего возвращаются заявителю. Порядок и размер платы за копирование устанавливаются органом правового регулирования в пределах средств, затрачиваемых на изготовление копий соответствующих правоустанавливающих документов;

— межевой план (при постановке на учет земельного участка, его части), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка;

Рисунок 14 Схема централизованной технологии ведения ГКУ -технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию; -акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости); -документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя; — копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на объект недвижимости; — копия документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории; — копия документа, подтверждающего установленное разрешение использования земельного участка; -копия документа, подтверждающего изменение назначения здания или помещения. Юридические лица представляют документы подтверждающие их статус (Устав, Свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе, Свидетельство о государственной регистрации юридического лица) При оформлении садовых участков (Устав СНТ, зарегистрированный в налоговом органе, Свидетельство о внесении СНТ в госреестр юридических лиц, выписка из протокола общего собрания СНТ о выборе председателя) В случае направления заявления о проведении государственного кадастрового учета заказным письмом подпись заявителя и копии правоустанавливающих документов, прилагаемых к заявлению, должны быть нотариально удостоверены. Подлинность электронной цифровой подписи подтверждается в соответствии с федеральным законом № 1-ФЗ от 10.01.2002 «Об электронной цифровой подписи». Электронные документы представляются в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем, размещенных по адресу: www.rosreestr.ru Проверка документов, предоставленных для кадастрового учёта. Сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета. При этом не является основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка, образуемого в счет земельной доли, наличие временного статуса сведений в отношении земельного участка из которого осуществлен выдел. Виды проводимых проверок: проверка полномочий заявителя; проверка на комплектность документов; проверка документов по форме и содержанию сведений, требуемых для кадастрового учета; проверка на соответствие сведениям ГКН, в том числе графического отображения. Не подлежат приему заявления о проведении государственного кадастрового учета в случае: — отсутствия документов, предусмотренных частями 4 — 6 статьи 14 настоящего Федерального закона; -если заявление и прилагаемые к нему документы имеют подчистки, приписки, зачеркивания или иные исправления, а также если эти исправления сделаны карандашом или имеют серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание; -если заявление не отвечает требованиям частей 1 и 2 статьи 14 настоящего Федерального закона. 3. О приеме либо об отказе в приеме заявления о проведении государственного кадастрового учета орган кадастрового учета в день принятия соответствующего решения: 1) производит соответствующую запись в книге учета документов; 2) вручает заявителю лично под расписку или направляет ему заказным письмом уведомление о приеме заявления либо об отказе в его приеме с приложением представленных им документов и описи вложения. Протокол проверки документов содержит заключение по каждому виду проверки, а также выявленные основания для приостановления или отказа в проведении кадастрового учета. Если предоставленные заявителем документы позволяют внести в ГКН необходимые сведения о земельном участке, уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета принимается решение, оформленное в письменном виде (специального бланка) и регистрируется в регистрационно-контрольной форме. Подлинник решения подшивается в кадастровое дело. Виды решений: 1) о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости: 2) о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости; 3) об учете изменений объекта недвижимости (изменении либо снятии с учета части объекта недвижимости, а также об учете адреса правообладателя): 4) о снятии с учета объекта недвижимости: 5) о внесении сведений в ГКН в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия; 6) об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях. При выполнении кадастровых процедур, связанных с постановкой на кадастровый учет, учетом изменений, снятием с учета объекта недвижимости может быть принято решение: 1) о приостановлении осуществления кадастрового учета: 2) об отказе в осуществлении кадастрового учета. При внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, а также поступающих в порядке информационного взаимодействия может быть принято решение 3) об отказе во внесении соответствующих сведений При выполнении кадастровых процедур. связанных с исправлением технической ошибки в кадастровых сведениях может быть приято решение 4) об отказе в исправлении технической ошибки. При проверке документов, представленных в целях устранения оснований приостановления осуществления кадастрового учета, проверяется наличие в представленных документах необходимых для возобновления осуществления кадастрового учета сведений, а также соблюдение установленного срока такого приостановления. Результаты проверки оформляются протоколом, в котором отражается принятое по каждому показателю проверки решение. Факт проведения проверки, в том числе по отдельным ее показателям, подтверждается в АИС ГКН путем указания фамилии и инициалов уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета и даты внесения сведений об объекте недвижимости. Протокол проверки и проект решения направляются должностному лицу, уполномоченному на принятие решений ( п. 18 Порядка). Данное должностное лицо вправе изменить протокол проверки, удостоверив изменения своей подписью. В АИС ГКН вносятся фамилия и инициалы уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета, а также дата подписания протокола проверки и принятия соответствующего решения. Оформленные на бумажном носителе протокол проверки и соответствующее решение, подготовленное с использованием специального бланка, оформленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, помещаются в учетное дело. Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если: 1.Имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения). 2.Одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости). 3.Местоположение помещения, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями частично или полностью совпадает с местоположением другого помещения (за исключением случая, если другое помещение является преобразуемым объектом недвижимости). 4.Не представлены необходимые для кадастрового учета документы. В случае, если решение о приостановлении принято в соответствии с пунктами 1, 2, 3, одновременно с решением заявителю или его представителю для доработки возвращаются представленные вместе с соответствующим заявлением межевой план, технический план или акт обследования. Решение о приостановлении осуществления кадастрового учета принимается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца. Данное решение выдается заявителю или его представителю лично под расписку, либо направляется посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в заявлении почтовому адресу. В случае, если нарушения не будут устранены, принимается решение об отказе в осуществлении кадастрового учета. 1. Если документы, представленные заявителем для проведения государственного кадастрового учета (снятия с государственного кадастрового учета), не могут подтвердить его полномочий на подачу такого заявления, орган кадастрового учета приостанавливает на один месяц проведение государственного кадастрового учета. В случае непредставления в указанный срок заявителем соответствующих документов орган кадастрового учета принимает решение об отказе в проведении государственного кадастрового учета. 2. При поступлении документов, подтверждающих полномочия заявителя, орган кадастрового учета проверяет соответствие акта формирования требованиям законодательства Российской Федерации, а также определяет соответствие сведений, содержащихся в акте формирования, сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости. В случае выявления несоответствия акта формирования требованиям законодательства Российской Федерации либо несоответствия сведений, содержащихся в акте формирования, сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, орган кадастрового учета приостанавливает на два месяца проведение государственного кадастрового учета и направляет заявителю и кадастровому инженеру, составившему акт формирования, уведомление с обоснованием своего решения и рекомендациями по доработке документов, представленных для проведения государственного кадастрового учета. Кадастровый инженер, составивший акт формирования, должен в двухмесячных срок за свой счет доработать акт формирования и представить его заявителю и в орган кадастрового учета. В противном случае орган кадастрового учета по истечении срока, на который приостановлено проведение государственного кадастрового учета, принимает решение об отказе в проведении государственного кадастрового учета, о чем уведомляет заявителя, кадастрового инженера, составившего акт формирования, а также саморегулируемую организацию, членом которой кадастровый инженер является. Государственный кадастровый учет может быть приостановлен на основании судебного акта на срок, установленный этим судебным актом. Приостановление проведения государственного кадастрового учета прерывает течение срока, установленного частью 3 статьи 17 настоящего Федерального закона. В случае принятия решения о приостановлении проведения государственного кадастрового учета или об отказе в его проведении орган кадастрового учета производит соответствующую запись в книге учета документов. Уведомление о приостановлении проведения государственного кадастрового учета или об отказе в его проведении орган кадастрового учета вручает заявителю лично или направляет по почте заказным письмом в течение пяти рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в книгу учета документов. Решение о приостановлении проведения государственного кадастрового учета или об отказе в его проведении может быть обжаловано в суде. Решение об отказе в кадастровом учете может быть принято если: -заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона; -с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо; — объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется в результате преобразования объекта недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком преобразовании действие не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями; -объект недвижимости, образуется в результате преобразования объекта недвижимости и внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о таком преобразуемом объекте недвижимости носят временный характер; -истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении; -размер земельного участка не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (максимальным и минимальным) размерам земельных участков; -земельный участок образуется в результате преобразования земельного участка и размер последнего в связи с этим преобразованием не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным минимальным размерам земельных участков; -доступ к земельному участку (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута, не обеспечен; -земельный участок образуется в результате преобразования земельного участка и к последнему в связи с этим преобразованием не будет обеспечен доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута; -одна из границ земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта; -земельный участок образуется в результате преобразования земельных участков, и эти преобразуемые участки не относятся к одной категории земель, за исключением установленных федеральным законом случаев; -в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением местоположения его границ; -площадь земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой содержатся в ГКН, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, если такой размер не установлен, на величину более чем 10% площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ГКН; -нарушен порядок согласования местоположения границ земельных участков, за исключением случаев признания указанных границ, уточненными в порядке разрешения земельного спора; Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с данным законом. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в течение 20 календарных дней (ч.1 ст.17 №221-ФЗ). Данное решение об отказе выдается соответствующему заявителю или его представителю лично под расписку либо не позднее рабочего дня, следующего за пятым рабочим днем со дня истечения указанного срока, направляется посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в соответствующем заявлении почтовому адресу. В случае принятия решения о постановке на государственный кадастровый учет орган кадастрового учета:

присваивает новому объекту кадастрового учета кадастровый номер;

вносит соответствующие записи в государственный кадастр недвижимости;

утверждает кадастровый паспорт, содержащий необходимые сведения, либо вносит в него изменения.

Датой постановки объекта на государственный кадастровый учет является дата принятия правового акта о постановке на государственный кадастровый учет. Подлинник решения помещается в соответствующее кадастровое дело (номенклатурное дело). Если в результате преобразования объекта недвижимости образуется несколько объектов недвижимости или представленные в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия документы свидетельствуют об изменении сведений в отношении нескольких объектов недвижимости, решение оформляется в виде одного документа.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что понимается под государственным кадастровым учетом ОН и с какой целью он проводится?
  2. Основные разделы ГКН и их содержание.
  3. Какие процедуры выполняются в ОКУ и какие решения по ним принимаются?
  4. Какие проверки осуществляются при экспертизе документов?
  5. В каком случае может приостановка в ГКУ?
  6. Что служит основанием для отказа в постановке на ГКУ?.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основные принципы ведения государственного кадастра недвижимости

Таких принципов несколько. Один из важнейших ─ в силу особенностей России (громадная площадь, наличие большого числа субъектов Федерации) ─ единство технологии ведения на всей территории страны.

Успешному ведению кадастра очень помогает принцип сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Не отставать от жизни в самом прямом смысле слова государственному кадастру недвижимости позволяет принцип непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений.

Для граждан крайне важным является принцип общедоступности. Содержащиеся в ГКН кадастровые сведения являются открытыми, за исключением тех, доступ к которым ограничен законодательством.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости и осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). В круг ее обязанностей также входит государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, вопросы землеустройства, геодезии, картографии и другие.

Специфика кадастрового учета

Инициатором формирования объекта кадастрового учета выступает существующий или потенциальный собственник. Это происходит в следующем случае:

  • при постановке на учет всего недвижимого имущества или его части;
  • при изменении характеристик имеющих кадастровый номер участков.

Заинтересованное лицо заключает договор с кадастровым инженером на проведение кадастровых работ. В результате определяются границы участка, составляется межевой план, подготавливается пакет документов для подачи заявки о постановке на учет. Смена адреса, изменение категории земельного участка не являются основанием для формирования объекта.


Пример кадастрового паспорта земельного участка

Собственник участка получает выписку из кадастра в форме кадастрового паспорта, а с 2015 года в виде межевого или технического плана. Этот документ, в котором перечислены характеристики имущества и необходим при заключении сделок с ним.

Достоверность и актуальность информации об объекте недвижимости достигается благодаря ведению ГКН в соответствии со следующими принципами:

  • Единства. Методы и технологии формирования, получения и предоставления информации одинаковы для любой недвижимости и на всей территории РФ.
  • Общедоступности. Получить необходимые сведения в полном объеме может любой субъект, причем обновление данных выполняется систематически и непрерывно. Информация предоставляется по запросу и актуальна на дату выписки.


    Пример данных о земельном участке из кадастровой выписки

  • Сопоставимости. Подход и методика сбора информация в кадастр и другие государственные реестры одинаков, потому данные, полученные на любом государственном ресурсе, сопоставимы. К тому же межведомственный обмен данными обеспечивает актуальность данных из любого реестра и упрощает выполнение операций с недвижимостью.

Кадастровый учет выполняется в электронной или бумажной форме. Электронная обеспечивает оперативную обработку и обмен данными и является более удобной и перспективной. Но при обнаружении различий предпочтительны печатные материалы, которые хранятся в архивах и не уничтожаются, пока существует объект.

ГКН – многоцелевая система, содержащая сведения, характеризующие объекты от отдельного участка до земельного фонда всей России, которая ведется на нескольких уровнях:

  • Муниципальных образований. В кадастр поступают данные о недвижимости, находящейся в пределах одного муниципалитета и входящая в него. Проводится инвентаризация и оценка, выполняются землеустроительные работы, составляются карты территорий.


    Пример схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории

  • Субъектов Федерации. Это информация, необходимая для осуществления государственного управления и контроля. Она касается входящих в область, округ или республику муниципальных образований, границ, объектов, принадлежащих субъекту РФ. На этом уровне принимаются региональные законы, касающиеся земельных отношений, выполняется контроль за работой региональных кадастровых палат.
  • Федерации. Это все объекты недвижимости, расположенные на ее территории, субъекты федерации, границы, включая государственную. На этом уровне Росреестр утверждает нормы и правила ведения кадастрового учета, автоматизирует его, руководит деятельностью региональных структур.

Реестры субъектов входят в Росреестр и включают в себя муниципальные кадастры. На муниципальном уровне идет формирование кадастра, регистрация недвижимости и информационное обслуживание населения.

Структура государственного кадастра недвижимости

Государственный кадастр недвижимости состоит из трех разделов: реестр объектов недвижимости; кадастровые дела; кадастровые карты.

Реестр объектов недвижимости ─ это систематизированный свод записей об объектах недвижимости.

Совокупность документов, на основании которых были внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, образует кадастровые дела.

На кадастровых картах в графической и текстовой форме воспроизводятся внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения об объектах недвижимости, о прохождении Государственной границы Российской Федерации и других границ, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории РФ, указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей.

Что такое ГКН

Документ государственного кадастра недвижимости (ГКН) — это свод данных, где расположена информация обо всех учтённых объектах недвижимости РФ, а именно: категория земли, кадастровый номер, площадь, стоимость, месторасположение и т. д. Такие данные об объекте подтверждают статус его существования как официально зарегистрированного и поставленного на соответствующий учёт.

Для того чтобы совершать любого рода операции с имуществом, необходимо получить выписку с вышеописанными из ГКН данными.

Существует определённая профессия для проведения всех операций, касающихся недвижимости — кадастровый инженер. Человек данной профессии занимается межеванием и восстановлением границ. А также кадастровый инженер может работать с документацией, касающейся судебных разбирательств. Если подробнее, то этот высококвалифицированный специалист может распознавать старые и новые кадастровые номера, кодировать их и расшифровывать, изменять и регулировать все сведения об объекте недвижимости, а также подготавливать их к выписке.

Информация, находящаяся в базе кадастра, делится на два класса показаний:

Основные:

  • форма имущества (здание, сооружение, помещение и т. д.);
  • кадастровый номер, а также дата его занесения в государственный кадастр. Дата занесения индивидуального номера предусматривает то, что постановление на учёт реализуется в срок 20 рабочих дней с момента предоставления соответствующего заявления;
  • месторасположение границ наглядного предмета недвижимости. Суть ведётся о визуально отображаемой карте и плане этого имущества. Все сведения об общем объёме площади участка находятся в специальном документе под названием технический план;
  • кадастровый номер здания либо сооружения, сведения о помещении, конкретный этаж и подробное описание территории этого этажа.

Дополнительные:

  • полная информация о местонахождении объекта (город, муниципальное образование, координаты и т. д.).
  • бумаги, предоставляющие полную информацию о ценности имущества, включающие дату определения установленной и утверждённой суммы;
  • почтовый или электронный адрес для контакта с владельцем объекта;
  • данные инженера, выполняющего кадастровую работу на объекте.

Переход от земельного кадастра к кадастру недвижимости

В России кадастровый надзор вёлся ещё с 1765 года. При создании специальной комиссии начал вестись учёт земель и межевания. Эти сведения заносились в особую книгу, в которой описывались размеры земельных угодий.

В 1861 году, в связи с отменой крепостного права, платёж за землю подвергся некоторым изменениям. Так, после осуществления определённых реформ, появилась потребность в изучении принципа управления, анализа и выявления выгоды от земель. Проще говоря, был порядок действий, который в итоге привёл к более точной статистике. Так образовался земский кадастр, который действовал без изменений вплоть до 1917 года.

Во времена СССР как такового кадастрового учёта не было, так как земля была собственностью одной большой страны. По прошествии небольшой правовой реформы в 1965 году учёт начал реализовываться по плановым и картографическим материалам, где изображались границы территорий землеустройства.

В нынешней России серьёзные перемены произошли уже 1991 году, когда Государственной думой были приняты новые реформы и кодексы. Главным изменением стала возможность присваивать личные владения на законодательном уровне, а также предпринимать любые действия касательно недвижимости (продажа, аренда и т. д.). В 2007 году был принят Закон ФЗ-221 «О государственном кадастре недвижимости» при внесении ряда поправок и изменений в 2021 году этот закон был введён в состав Закона ФЗ-218 и принят к исполнению. В результате чего была улучшена структура ведения государственного учёта в стране.

До 2008 года в стране происходило немало изменений, целью которых было систематизировать недвижимость, что в результате привело к лицензированию кадастровой деятельности и переходу от земельного кадастра к кадастру недвижимости.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]