Постановка на кадастровый учет: особенности процедуры
Поделиться в соцсетях:
Любой объект недвижимости в представлении государства уникален. Поэтому оно ведет строгий учет всех разноплановых объектов. Существующий элемент недвижимости, земельный или водный участок, загородный коттедж, коммерческий, жилой или производственный объект, должен быть отмечен в государственной описи. Именно этим занимается кадастровый учет.
Постановка на кадастровый учет: особенности процедуры
Постановка надела/объекта на кадастровый учет происходит по четко отработанной схеме. Для составления плана дома, участка, квартиры, прочего приглашается кадастровый инженер. Он:
- согласовывает границы, для установления точных рубежей, площади, размеров объекта;
- разрабатывает межевой план, состоящий из текстового и графического контекста, определяющий полную стоимость объекта, размер последующего земельного налога;
- подготавливает технический план, отражающий назначение, характерные особенности объекта, адрес расположения;
- составляет акт обследования для выведенных из эксплуатации объектов.
Помимо плана недвижимости собственнику необходимо в Росреестр подать заявку о зачислении на учет, копию документа регламентирующего право владения недвижимостью, причисление участка к определённой земельной категории.
Что такое бюро кадастровых инженеров
Основным руководящим документом в сфере кадастровой деятельности является Закон № 221-ФЗ. В нем есть определение «кадастровый инженер» – это гражданин, состоящий членом СРО кадастровых инженеров. Указанный специалист может работать самостоятельно, либо в организациях различных правовых форм. Компании, объединяющие инженеров, могут быть представлены как:
- архитектурно-кадастровое бюро;
- земельно-кадастровое бюро;
- межрегиональное или региональное бюро кадастровых инженеров;
- кадастровая компания.
Это далеко не полный перечень названий, которые вы можете найти на рынке кадастровых услуг. Принципиальной разницы между ними нет, так как все инженеры обладают одинаковыми полномочиями, правами и обязанностями. Более того, инженеры могут работать в БТИ или других организациях, которые объединяют специалистов и экспертов по множеству направлений. Например, штат нашей компании включает не только кадастровых инженеров, но и проектировщиков, изыскателей, архитекторов, дизайнеров, экспертов. Это позволяет оказывать максимально полный комплекс услуг заказчикам, выполнять все работы самостоятельно и без посредников.
Уважаемые КЛИЕНТЫ!
Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефонам:
8 Москва (наш адрес)
8 Санкт-Петербург (наш адрес)
Все консультации бесплатны.
Комментарий эксперта. Чтобы заниматься кадастровой деятельностью, инженер должен не только войти в состав СРО. В ст. 29 закона № 221-ФЗ указан ряд дополнительных требований к специалистам. Они обязаны сдать теоретический экзамен, получить квалификационный аттестат, подтвердить отсутствие судимости и наличие высшего образования. Стать инженером можно только при наличии опыта от двух лет, отработанных помощником при выполнении кадастровых работ.
Кадастровые работы включают обмеры здания внутри и снаружи, определение местоположение строения на участке.
Законы, приказы, подзаконные акты о кадастровой деятельности
Все направления деятельности в сфере кадастра описаны в законах и подзаконных актах. Выделим основные руководящие документы, которые применяют инженеры в своей работе:
Получите расчет стоимости этой услуги с помощью нашего калькулятора цен — здесь
- Закон № 221-ФЗ () – описывает основы кадастровой деятельности, требования к специалистам и организациям, основным видам работ;
- Закон № 218-ФЗ () – содержит требования к документам, по которым проводится учет и регистрация в Росреестре (большинство этих документов готовит инженер);
- Приказ МЭР № 953 () – описывает правила подготовки и заполнения техплана (это документ с характеристиками и координатами объекта кап. строительства);
- Приказ МЭР № 921 () – регламентирует порядок оформления и требования к содержанию межевого плана (это документ с характеристиками и координатами участков);
- Приказ МЭР № 861 () – описывает порядок оформления акта обследования (он нужен для снятия с учета объекта, утратившего существование).
Это основной, но далеко не полный перечень нормативных актов, которыми руководствуются бюро кадастровых инженеров и сами специалисты. Также по отдельным вопросам в сфере кадастра свои документы могут принимать региональные власти.
№ п/п | Направления деятельности бюро кадастровых инженеров | Описание |
1 | Межевание, оформление межевых планов | Необходимо при формировании нового участка, при разделах. Выделах, объединениях. Межевые работы заключаются в определении точек границ участка, переносе их в межевой план. |
2 | Кадастровые работы на объекта кап. строительства | Проводятся в отношении нового объекта, при реконструкциях, перепланировках. Кадастровые работы заключаются в координировании объекта, определении его характеристик. |
3 | Обмеры, обследования | Могут проводиться в рамках кадастровых работ, либо по отдельному техническому заданию. Заключаются в определении размеров и характеристик зданий, помещений. |
4 | Устранение реестровых ошибок | Работы проводятся, если выявлено несоответствие в координатах границ или характеристиках объекта и сведениях ЕГРН. |
Объекты, ставящиеся на учет, бывают двух типов:
- ранее учтенные — имеющие отметку о праве владения имуществом;
- вновь созданные — не имеющие отметки о подтверждении прав собственности.
После проведения необходимых мер в государственном органе, все документы, используемые в работе, возвращаются заявителю.
Для этого нужно предъявить паспорт. Помимо этого собственник получает кадастровые документы, в которых указываются все произошедшие с участком изменения. Постановка недвижимости на кадастровый учет — услуга абсолютно бесплатная. А вот услуга выдачи готового кадастрового паспорта — платная услуга. Поэтому отправляясь в Росреестр за документом, придется прихватить квитанцию об уплате пошлины. Получить кадастровый паспорт может доверенное лицо. Для этого придется оформить доверенность.
(статья написана по основаниям положений нормативных документов, действующих в РФ
)
В ПОСТАНОВЛЕНИИ Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 13391/09 от 2 марта 2010 г. сказано:
«Если по состоянию на указанный момент подвальные помещения жилого дома были предназначены (учтены, сформированы) для самостоятельного использования в целях, не связанных с обслуживанием жилого дома, и не использовались фактически в качестве общего имущества домовладельцами, то право общей долевой собственности домовладельцев на эти помещения не возникло».
(Конец цитаты)
Но возникает вопрос: Что такое «учет, выделение, формирование»?
Например, можно ли считать, что помещения учтены
как самостоятельные, если в записях БТИ на момент даты первой приватизации, они числятся служебные или лечебно-санитарные и т. п., но как таковые не используются?
Можно ли считать, что подвальные помещения дома выделены
как самостоятельные, если они без документального оформления, на момент даты первой приватизации, временно были
предназначены
и
использованы
для каких-либо целей (например, для складирования дворницкого инвентаря).
Мне представляется, разрешение этого вопроса с правовой точки зрения очень важно для практики судебных дел по спорам, касающимся вопросов общей долевой собственности (ОДС). Таких судебных споров множество и далеко не все разрешаются адекватно Российскому Законодательству.
В этой небольшой статье я постараюсь, исходя из нормативной базы, действующей в Российской Федерации, ответить на поставленный выше вопрос.
При техническом учете в БТИ осуществляется не формирование, а только описание реально существующего объекта.
Формирование и учет объекта недвижимости состоит из трех этапов:
1. Формирование объекта недвижимости.
2. Присвоение кадастрового номера.
3. Регистрация — выдача свидетельства о собственности.
Поскольку подвал и чердак дома являются частями здания, то их индивидуализация в качестве самостоятельного объекта трактуется, как формирование вторичного объекта недвижимости.
Вторичный объект — это оформленная в установленном порядке пространственная часть здания или сооружения, которая должна получить правовой статус, отличный от правового статуса первичного объекта недвижимости.
Формирование объектов недвижимости — это процесс описания и индивидуализации объекта недвижимости, в результате которого создаются:
— документы, подтверждающие существование объекта; и
— характеристики, позволяющие однозначно выделить его из других объектов.
Формирование объекта недвижимости (инвентаризация) предусматривает, прежде всего, его индивидуализацию, то есть формально-документальное придание объекту таких технических, экономических и юридических характеристик, которые позволяют однозначно выделить объект из других объектов.
Формирование объекта недвижимости заканчивается составлением стандартного кадастрового дела, который заводит специальный отдел Комитета по земельным ресурсам и землеустройству. В нем содержится вся юридическая информация об участке, об имуществе и объектах недвижимости, которые находятся на участке, информация об обременениях и сервитутах, сведения по сделкам, залогам объекта и т.д.
Таким образом, на самостоятельный объект недвижимости
, первичный или вторичный создается
инвентарное дело
— совокупность технической и правовой документации:
— характеризующей историю возникновения и изменения объекта недвижимости;
-подлежащей хранению с определенным инвентарным номером в архиве специализированной организации по государственному техническому учету объектов недвижимости.
При осуществлении инвентаризации сформированному объекту недвижимости присваивается кадастровый номер
.
В Российской Федерации это уникальный
, не повторяющийся во времени и на территории РФ номер объекта недвижимости, который
сохраняется
, пока объект недвижимости существует как единый объект зарегистрированного права.
Государственная регистрация равно как и запись в реестре – явления вторичного порядка, которые не формируют, не отменяют и не изменяют правового статуса объекта, а лишь фиксируют права на него. В противном случае пришлось бы говорить о том, что государственная регистрация является первоначальным способом приобретения прав на недвижимое имущество.
Если законодательно подтверждено отсутствие прав на объект недвижимости, то государственная регистрация (зарегистрированное право) должна быть отменена.
Основные документы, по основаниям которых написана эта статья.
1.Указ Президента Российской Федерации от 11.12.93 № 2130 «О Государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость»;
2. Указ Президента Российской Федерации от 28.02.96 N 293 «О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования»;
3. Федеральный закон 122-ФЗ от 21.07.97 № «О Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
4. Постановление Правительства РФ от 15.04.96 N 475 «Об утверждении Положения о структуре и порядке учета кадастровых номеров объектов недвижимости и Порядка заполнения форм государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
5. Постановление Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации»;
6. Постановление Правительства РФ от 04.12.2000 № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности»;
7. Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 № 373.
8. Методические указания о порядке формирования и учета кадастровых номеров объектов недвижимости в Московской области (утв. Мособлкомземом 18 марта 1998 г.);
9. Письмо Государственного учреждения — Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости от 18 мая 2004 г. исх. № 483 «О порядке формирования объектов недвижимости, в составе которых есть как жилые, так и нежилые помещения»;
10. Распоряжение мэра Москвы № 967-РМ от 9 декабря 1997 г. «Об утверждении Положения порядке присвоения и учета кадастровых номеров земельных участков и прочно связанных ними объектов недвижимости»;
11. Москва, Приказ городского управления инвентаризации и оценки недвижимости № 27 от 18 августа 1998 года (Об исполнении совместного приказа КЗРиЗ и ГУИОН от 14.08.1998 № 170/26);
12. Инструкция о порядке проведения технического и кадастрового учета объектов недвижимости (с изменениями, внесенными приказом КЗРиЗ и ГУИОН от 14.08.1998 N 170/26).