Статья 38 ГрК РФ. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (действу


Индивидуальное жилое строительство

Речь идет о земельных территориях, предназначенных для частных лиц. Признаки, закрепленные в законе:

  • Назначение – под строительство жилого коттеджа или дачного домика.
  • Коттедж для одной семьи (не многоквартирный).
  • Максимально разрешенная высота – не более трех этажей.
  • Строение отдельно стоящее, не совмещенное с другими.

Дополнительно выделяемый приусадебный надел разрешен для землепользования:

  • Фермерского хозяйства (КФХ) – разведения животных, выращивание культур с целью получения дохода.
  • Личное подсобное (ЛПХ) – используется для пропитания семьи.
  • Садоводство – выращивание плодовых деревьев и кустарников, ягод и проч.
  • Огородничество – растениеводство не промышленных масштабов, для использования одной семьей.

При этом участок с коттеджем и хозпостройками, находящийся в собственности граждан, может располагаться:

  • В городской черте.
  • За границами города (пригород).
  • В сельской местности.

Законодательное требование о соответствии земельных участков минимальным и максимальным размерам направлено прежде всего на обеспечение рационального использования земельных участков и представляется вполне логичным, так как в случае отсутствия подобных ограничений было бы возможно бесконечное деление земельных участков, в результате которого могли бы появляться так называемые микроучастки, непригодные для полноценного использования.

Как правило, появление земельных участков с чрезмерно большой площадью также не способствует их рациональному использованию. Именно это обстоятельство является одной из главных причин применения законодателем ограничений, связанных с предельными размерами земельных участков. У собственников земельных участков нередко возникает необходимость в их разделе. Изучение судебной практики показало, что основными причинами раздела земельных участков являются: — раздел имущества между наследниками; — раздел имущества между бывшими супругами; — желание одного из сособственников выделить свою долю с последующей продажей; — желание собственника продать или подарить не весь земельный участок, а лишь его часть. Деление земельного участка на части, размер которых меньше установленного минимального размера земельного участка, не допускается. Соответственно, земельный участок, раздел которого на части, соответствующие минимальным требованиям, предъявляемым к размеру земельных участков, невозможен, является неделимым. В настоящее время законодательство, регулирующее предельные размеры земельных участков, претерпело значительные изменения. Так, с 1 марта 2015 г. утратил силу п. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ, в котором указывалось, что при разделении земельного участка на несколько участков размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков. Между тем требование о соответствии предельных размеров образуемых земельных участков градостроительным регламентам по-прежнему содержится в п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ. Помимо этого, утратила силу ст. 33 ЗК РФ, согласно которой минимальные и максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства, устанавливались законами субъектов Российской Федерации, а для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. По всей видимости, внося указанные изменения в законодательство, регулирующее предельные размеры земельных участков, законодатель ставил целью упрощение правового регулирования в данной сфере, а также устранение дублирования положений, содержащихся в ряде правовых норм. Так, например, утративший силу п. 4 ст. 41 ГрК РФ по своему смысловому содержанию не сильно отличался от п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ. Еще одной причиной произошедших преобразований является попытка устранения противоречий, связанных с применением законодательства о минимальном размере земельных участков, предоставляемых в собственность граждан из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, к иным отношениям, не связанным с предоставлением земельных участков. На сегодняшний день согласно п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ максимальные и минимальные размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Градостроительные регламенты содержатся в правилах землепользования и застройки муниципальных образований и утверждаются представительным органом местного самоуправления. Правила землепользования и застройки являются основой градостроительного зонирования и определения правового режима земель населенных пунктов, поскольку в них устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и соответствующие ограничения их использования. В градостроительных регламентах нередко содержатся отсылочные нормы, которые указывают на иные муниципальные правовые акты, устанавливающие предельные размеры земельных участков. Являясь муниципальными правовыми актами, градостроительные регламенты распространяют свое действие лишь на территорию соответствующего населенного пункта. В соответствии с п. 2 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с ЗК РФ, другими федеральными законами. В этой связи вполне закономерно возникает вопрос, связанный с определением земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются. На основании ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки: — в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия; — в границах территорий общего пользования; — предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами; — предоставленные для добычи полезных ископаемых. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий, сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития. Минимальные и максимальные размеры земельных участков, на которые в соответствии со ст. 36 ГрК РФ действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых такие регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами. К другим федеральным законам можно отнести ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» и ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которые вместе с ЗК РФ весьма скудно регулируют отношения, связанные с предельными размерами земельных участков. На данное обстоятельство обращает внимание В.Л. Беляев, говоря о том, что такие законы либо отсутствуют, либо крайне слабо регулируют указанные вопросы, что на практике затрудняет развитие территорий. Так, согласно ст. 4 ФЗ от 7 июля 2003 г. №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», максимальные и минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз. (Федеральный закон от 7 июля 2003 г. №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (Российская газета. 2003. №135)). В соответствии со ст. 4 ФЗ от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (Российская газета 2002 №137). Орган регистрации прав принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков (Федеральный закон от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости») Учет и использование изложенных положений в законотворческой деятельности позволит повысить эффективность правового регулирования земельных отношений, а также будет способствовать снижению количества земельных споров.

Где не применяется определение предельно допустимых значений?

Рассматриваемые нормативы минимума и максимума не относятся к случаям:

  • Приобретение за плату территории, которая находится в ведении государства или муниципалитета.
  • Планирование и строительство учреждений и предприятий федерального или местного значения.

При этом на участке допускается расположение:

  • Дороги для движения транспорта – частные, региональные, федеральные.
  • Отопительных объектов, либо снабжающих водой, электроэнергией, и принадлежащих субъекту федерации.

Правовые акты

Минимальная и максимальная площадь земельного участка устанавливается законодательными актами, на федеральном уровне:

  • Земельный кодекс РФ – статья 11,9.
  • Градостроительный кодекс РФ – статья 30, 6 часть, 1 пункт.
  • Государственный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», за номером 123.
  • ФЗ за номером 112 «О личном подсобном хозяйстве».
  • ФЗ «О крестьянском хозяйстве», номер 74.
  • Строительные нормы и правила.

Цель регулирования размеров – почему граждане не могут получать сколько угодно земли – сделать ее использование оптимальной и полезной по максимуму. Кодексы – первая инстанция, которая дает общие требования к решениям, принимаемым на региональном уровне.

Конечным пунктом, где устанавливаются параметры наделов, является муниципалитет конкретного района. Он издает нормативные акты, где четко прописаны цифры. Местная администрация использует в работе градостроительные регламенты и «Правила землепользования и застройки».

На практике в законодательстве используется такой порядок:

  • Акты Правительства страны регулируют правоотношения, связанные с землями, принадлежащими федерации.
  • Региональные нормативные документы касаются льгот, которые относятся к индивидуальному строительству.
  • Постановления местных административных органов действуют по отношению к ИЖС в целом.

Правило, которое должно соблюдаться во втором и третьем случаях – отсутствие противоречий между федеральными законами и актами муниципальных образований.

Предельные максимальные размеры земельных участков в Московской области

Как уже было сказано выше, предельные максимальные размеры земельных участков устанавливаются законодательными актами сразу нескольких уровней (в зависимости от того, кому принадлежит земля).

Градостроительные регламенты, утвержденные местными органами власти, должны регламентировать все элементы застройки населенного пункта вплоть до облика конкретного здания и его постройки на определенной улице.

Каждый из таких регламентов не должен противоречить всем законам федерального уровня, но в первую очередь, не должен идти в разрез с нормами Градостроительного кодекса РФ.

В Московской области 17 июня 2003 года был принят закон «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области».

Данный нормативно правовой акт устанавливает следующие нормы для предельных размеров участков:

Вид разрешенного использованияВозможный максимальный размер в сотках
Фермерское хозяйство4000
Садоводство15
Огородничество10
Дачное строительство25

На уровне муниципалитетов также были приняты местные акты, устанавливающие максимальный размер земельных участков для каждого района Московской области.

Как устанавливаются предельные размеры земельных участков?

В итоге размер земли под ИЖС устанавливает администрация области. Факторы, которые учитываются при регулировании границ наделов под застройку:

  • Размер территории субъекта Федерации, которая еще не занята жилыми домами и приусадебными площадями.
  • Общее количество заявок, поданных в территориальные органы власти гражданами, претендующими на регистрацию и строительство в районе.
  • Состояние экономики и социальной сферы в регионе (в том числе количество жителей на квадратный метр общей территории субъекта).
  • Состав семьи заявителя (сколько несовершеннолетних детей, пожилые лица на попечении и т.п.).
  • Цель использования – ферма или ЛПХ, насколько это перспективно.
  • Особенности проекта здания.

Так города федерального значения с плотной застройкой (Москва, Санкт-Петербург) не относятся к субъектам, где можно получить участки под ИЖС – здесь проще купить квартиру. Напротив, в сельских местностях Московской и Ленинградской областей вполне реально приобрести наделы для личного подсобного хозяйства, размеры которых широко варьируются.

Размер земельного участка в 2021 году: количество соток под дом

Предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков в городах и поселках устанавливает государство.

Минимальная площадь участка

Минимум – это три сотки. В том случае, если семья соберется приобрести меньший надел, он не будет зарегистрирован в Росреестре как объект под ИЖС. Аналогично соответствующие органы не выдадут разрешение под строительство дома или дачи. Это следует учитывать на стадии выбора земли под будущую застройку.

Некоторые регионы устанавливают гораздо больший показатель – шесть соток (Ленинградская область, Новосибирск и проч.). В Подмосковье, Екатеринбурге и Краснодарском крае значение равняется четырем.

Максимальная площадь земельного участка

Нормативы максимум могут варьироваться, это зависит от условий в конкретном регионе. Средний показатель – тридцать соток. Точные цифры необходимо уточнить в администрации региона, где планируется выделить надел в собственность. Даже если удастся получить большую территорию, зарегистрировать ее уже не получится.

Минимальные показатели также сильно разнятся:

  • Санкт-Петербург – 15 сот, Ленинградская обл. – 25 сот.
  • Москва – не выдается, Подмосковье – 30 сот.
  • Новосибирск и Краснодар – 10 сот.
  • Екатеринбург – 25 сот.

Как и где получить точную информацию?

Подробности можно узнать в виде консультации:

  • Лично на приеме в местной кадастровой службе.
  • по телефону – позвонить на горячую линию администрации.
  • На сайте местных органов самоуправления – данные опубликованы под значением «параметров землепользования и застройки». Для их поиска нужно найти общие правила, касающиеся ИЖС.

В любом из трех случаев необходимо указать, что интересует зона Ж1, т.е. надел для коттеджа с малым количеством этажей и личного пользования. Важно учесть и то, что все указанные ограничения по площадям касаются безвозмездного приобретения недвижимости. Проблему можно решить путем покупки объекта.

Минимальный размер участка под иные нужды (не ИЖС)

Порядок определения минимума территории для наделов прочего назначения будет иным. Вопрос касается фермерской деятельности и дачных массивов. Это также указано в нормативных документах конкретного субъекта России. Для примера – данные по Санкт-Петербургу и Ленинградской области:

  • Под сад – от 200 кв. м до 0,05 гектар.
  • Под огород – от 200 кв. м до 0,1 гектар.
  • Для разведения животных – от 0,01 до 5 гектар.
  • Для строительства гаража – 18 кв. м.
  • Ферма – от одного до 50 гектар.

Средний минимальный показатель по стране – 6 соток, максимальный – 0,15 гектар. Пределы уменьшаются в зависимости от того, какими площадями обладает муниципалитет в целом, имеет ли место их дефицит.

Общее требование к земле под сельское хозяйство – не более 10 процентов от общей территории, которой владеет муниципальное образование.

Максимальный предельный размер

Такое выражение включает в себя несколько понятий, это не только сама площадь надела, но и нормативные отступы строений от границ участка, максимальный процент застройки в границах земельного участка, разрешенное количество этажей.

Такие нормы указываются в градостроительном регламенте, устанавливаемом каждом населенном пункте местными органами самоуправления. Чтобы узнать, какие установленные нормы действуют в вашем городе или поселке, нужно обратиться в органы власти, муниципалитет.

По разным регионам максимальные и минимальные размеры земли, выделяемой под индивидуальное строительство, отличаются. Но среднее количество выделяемых соток под дом – это 3. Количество небольшое, но нужно узнавать в инстанциях, занимающихся земельными вопросами, возможно вы сможете получить и более просторную территорию.

При выделении участка под ИЖС его новый собственник может столкнуться с рядом проблем, в частности, с конфликтами, которые возникают иногда с соседями, владельцами смежных участков.

Если знать права собственника и правила, по которым выделяется земля, происходит определение установленных максимальных размеров надела под строительство дома, конфликт быстро будет закрыт.

Территориальные зоны под некоммерческие, религиозные образования

Основные правила, касающиеся пределов и застройки:

  • Расстояние от здания до границы – три метра. На практике правило носит рекомендательный характер, т.к. некоторые, уже построенные храмы (речь идет о реконструкции) располагаются краю территории.
  • Максимально площадь не должна быть застроена более, чем на 80 процентов.
  • Разрешено сооружение до двух этажей.
  • Можно делать пристрой.

Допустимо использовать двор храма под:

  • Жилой дом для служащих.
  • Подсобные помещения.
  • Гостиницу для паломников.
  • Торговую точку.
  • Посадку деревьев и кустарников.

Подача заявки на земельный надел: как не получить отказ?

Для того, чтобы избежать ошибок и сэкономить время на процедуры оформления, необходимо:

  • Изучить регламент градостроения: найти материалы по конкретным размерам земельного участка.
  • Ознакомиться с законами, касающимися ИЖС данного региона, уточнить основные требования.
  • Подать заявку в местный геодезический отдел. Специалисты составят план межевания с точным указаниям границ надела.

Начинать строительные работы можно только после процедуры регистрации в кадастровой службе – на отрезок земли будет получен паспорт.

Документы, которые необходимы для выделения земли в собственность:

  • Паспорт РФ и свидетельство ИНН.
  • Паспорт из кадастровой службы.
  • План межевания.
  • Чек, подтверждающий оплату госпошлины.

Перераспределение уже существующего участка

Процедуру регулирует Земельный кодекс РФ – статья 39. Речь идет как о частной, так и муниципальной собственности.

При этом установлены ограничивающие правила:

  • Является обязательным общее соглашение между собственниками об изменении уже имеющихся границ надела.
  • Не допускаются излом, вклинивание и расположение одного участка на другом.
  • Увеличить территорию можно только до максимально допустимой в регионе.

После того, как заключено соглашение, обязательной является процедура межевания – после этого составляются акт и схема новых границ, участникам выдаются новые кадастровые паспорта.

Условия объединения земельных участков

В законодательстве отдельно оговорены требования, предъявляемые к исходным участкам, в частности:

  • кроме их смежности, границы следует установить в соответствии с нормативными государственными актами;
  • на этих территориях должны быть с должной точностью закреплены характерные точки. Если окажется, что точность ниже, чем требуется по нормативам, потребуется дополнительно уточнить граничные точки такого участка;
  • объединяемые участки должны принадлежать к одной земельной категории. В некоторых случаях, когда собственник нового участка будет сам выбирать вид его использования, это правило может быть нарушено;
  • исходные участки должны территориально располагаться в одинаковом населенном пункте (муниципальном образовании);
  • если планируется объединение земельных участков, которые предоставлены в бессрочное пользование, унаследованы в пожизненное владение или находятся в срочном безвозмездном пользовании, они должны иметь одного правообладателя;
  • при объединении участков должна сохраняться допустимость использования расположенных на них объектов недвижимости;
  • образование новых участков не должно вызывать на местности недостатков, препятствующих охране земель и их рациональному использованию: вклиниванию и вкраплению, изломанности и чересполосице, а также нарушать требования,
  • установленные в Земельном кодексе России и федеральном законодательстве.

Кроме того, законодательство отдельно оговаривает требования к максимальному пределу размеров земли, что должно соблюдаться и для новых территорий.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]