Функции и компетенция муниципального жилищного контроля


Понятие государственного жилищного надзора

Такое понятие как надзор со стороны государства обозначает функцию специально созданных инспекций или других органов осуществлять постоянное наблюдение за точностью соблюдения законности в определенной сфере деятельности. Государственный жилищный надзор выполняет свои задачи в области защиты жилищных прав населения. Функции и обязанности, которые возложены на государственный жилищный надзор, прописаны в Жилищном Кодексе РФ. Регламенту работы контролирующих органов посвящена статья 20 данного Кодекса, согласно которой основные обязанности по проведению проверки фактов нарушения законности должны исполнять государственные организации в виде отделов и департаментов, входящих в структуру исполнительных органов власти.

Что это такое

С целью контролирования норм Жилищного Кодекса и других нормативных документов в области жилищно-коммунального хозяйства РФ созданы специализированные контрольные органы. С 2013 года данные функции возложены на муниципальный жилищный контроль. Он создается при отделах ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства) или в виде самостоятельного отдела органа местного самоуправления.

Надзорные организации создаются как в городах, так и в сельском поселении РФ.
В зависимости от численности жителей, проживающих в населенном пункте они могут функционировать в виде секторов, отделов или осуществляются 1 государственным жилищным инспектором.
Согласно законодательству, орган местного самоуправления, который владеет определенным жилищным фондом отвечает за рациональность его использования и обязан следить за соблюдением норм ЖК.Согласно изменениям в действующем Жилищном Кодексе, которые вступили в силу в 2013 году, каждый муниципалитет РФ наделен полномочиями касаемо контроля за использованием ЖФ на подчиненной ему территории.

ВНИМАНИЕ! Выполнять надзор должны уполномоченные организации, которые сформированы местным органом самоуправлением субъекта РФ.

Под муниципальным жилищным контролем предполагается работа локальных органов муниципалитета. Деятельность контролирующих органов направлена на организацию и осуществление мероприятий, которые напрямую связаны с проверкой на правомерность, рациональность и правомочность использования ЖФ муниципального типа.

В процессе работы данная организация опирается на нормы, четко регламентированные несколькими законодательными актами:

  • Положения постановления Госстроя от 27.09.2003 г.
  • Жилищный Кодекс РФ.
  • Положения постановления Правительства от 21.01.2006 г.
  • Положения постановления Правительства от 6.05.2011 г.

Муниципальный жилищный контроль и государственный жилищный надзор

Муниципальный жилищный контроль, функции которого регламентируются в той же 20 статье ЖК РФ, создается как самостоятельный отдел в местном самоуправлении, жилом поселении или при сельском совете. Орган муниципального жилищного контроля выполняет свои функции, контролируя соблюдение законности по отношению к объектам жилищного фонда муниципального коммунального хозяйства. Регламент деятельности, которым руководствуется муниципальный жилищный контроль, устанавливается на уровне обязанностей отдельных субъектов, входящих в Российскую Федерацию.

Основные обязанности по надзору в жилищной сфере осуществляет орган государственного жилищного надзора в каждом региональном образовании, который существует в виде департаментов, комиссий, отделов или инспекторов.

Организация строится по территориально-функциональному принципу, т.е. региональный департамент делится на отделы, каждый из которых отвечает за определенную функцию, и имеет подчиненные службы и отделы в муниципальных образованиях. На практике региональный государственный жилищный надзор совмещает обязанности государственных и муниципальных организаций.

Основания

Исполнение функции муниципального жилищного контроля осуществляется на основании:

  • Конституции РФ;
  • КоАП РФ;
  • ФЗ №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;
  • ФЗ №294 от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • ФЗ №59 от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»;
  • Правил подготовки органами государственного и муниципального контроля ежегодных планов проведения проверок юридических лиц и ИП, утверждённых Постановлением Правительства РФ №489 от 30.06.2010 года.

Главный государственный жилищный инспектор и его полномочия

Составление плана, координацию деятельности и порядок осуществления государственного жилищного надзора осуществляет главный государственный жилищный инспектор, назначаемый правительством Федерации. Он контролирует выполнение обязанностей территориальных и муниципальных образований (департаментов и отделов), утверждает планы, и организует работу путем направления актов, указаний, методических рекомендаций и разъяснений, получения информации от местных департаментов и инспекторов. Во исполнение своих контролирующих функций главный государственный инспектор имеет право составлять протоколы по фактам административных нарушений в жилищной сфере, направлять акты и предписания, обязывающие устранить выявленные нарушения в жилом фонде, назначать и освобождать от должности руководителей региональных департаментов, комиссий и отделов.

Как обратиться в органы контроля

Если жильцы считают, что управляющая компания допускает нарушения, они имеют право обратиться в орган, контролирующий ЖКХ, для того, чтобы факты были проверены и соответствующие меры осуществлены. Чтобы уведомить о нарушении закона, можно сделать следующее:

  • Посетить офис, в котором органы жилищного контроля осуществляют приём граждан. При этом можно проконсультироваться относительно своих дальнейших действий или вручить жалобу для рассмотрения и принятия мер.
  • Возможно выполнить обращение, посетив официальный сайт МЖК.
  • Такая услуга предоставляется на сайте Госуслуги.
  • Можно отправить жалобу в виде заказного письма. При этом нужно, чтобы оно было с уведомлением и описью содержимого. Это необходимо для того, чтобы зафиксировать факт подачи жалобы.
  • Допускается вручить такой документ, воспользовавшись услугами курьера.

После получения документа в течение 20 дней его принимается решение о том, необходимо ли делать проверку. В результате может быть принято одно из следующих решений:

  1. организовать внеплановую проверку;
  2. переадресовать обращение при условии, что его рассмотрение входит в компетенцию других государственных органов;
  3. отказать подателю заявления при наличии соответствующих причин для этого.

Для выполнения своей работы МЖК не обязаны уведомлять государственные органы или получать разрешение прокуратуры.

ВАЖНО! В том случае, если гражданин обращался в органы жилищного контроля, но получил отказ, он может подать жалобу в Жил.надзор или прокуратуру, а также обратиться с исковым заявлением в суд.

Если это необходимо, органы жилищного контроля могут вмешаться в отношения между жильцами и их УК. Например, их полномочия по контролю за управляющими компаниями включают в себя следующее:

  • В том случае, если точно установлено, что УК нарушает права и интересы граждан, то муниципальный жилищный контроль может предпринять действия для их защиты.
  • При наличии достаточных оснований МЖК может отменить решение, принятое на общем собрании. Обычно это происходит при обнаружении соответствующих нарушений во время проверки.
  • Иногда может быть так, что УК была выбрана с нарушениями. В этом случае органы контроля имеют право сделать недействительным договор между ней и жильцами.

Перед МЖК стоят не только задачи проверки соблюдения норм в сельских или в городских поселениях, предусмотренных законодательством, но и предупреждать нарушения, которые могут произойти в дальнейшем.

Предмет проверки жилищного надзора

Жилищный Кодекс РФ и положение о порядке осуществления муниципального жилищного контроля определяют основные принципы работы департаментов и отделов надзора и контроля.

Среди них дается определение предмета проверки. Основные обязанности контролирующих отделов и организаций состоят в выявлении нарушений обязательных для исполнения требований законодательных органов федерального и регионального значения в жилищной сфере.

В перечень вопросов, подлежащих проверке, входит:

  • законность и соблюдение регламента выборов организации для управления жизнедеятельностью многоквартирных домов;
  • принятия решений по вопросам создания ТСЖ, разработки устава и прочих актов, определяющих регламент деятельности;
  • выявление нарушений в деятельности лиц, исполняющих функции управляющих в многоквартирном жилом фонде.

Весь порядок осуществления муниципального жилищного контроля строится на проведении проверок, выявлении и требовании устранения нарушений путем составления актов, а также привлечении виновных лиц к мерам административной ответственности.

Как работает госорганизация?

Как было упомянуто ранее, жилищный контроль на территории муниципальных образований РФ представлен специальным центрами, имеющими аналогичное название.

Деятельность таких структур осуществляется в соответствии с рассмотренными ранее законами и функциями.

По итогу, деятельность отделов жилищного контроля направлена на поддержание стабильно правильного использования ЖФ муниципалитета.

Работа данной госорганизации проводится в двух основных режимах:

  • Первый – проведение проверок и прочих мероприятий относительно использования ЖФ по своей инициативе.
  • Второй – проведение аналогичных процедур по просьбе других лиц, обратившихся в орган с соответствующим заявлением.

В первом случае, все предельно просто: отдел выбирает день и проводит плановую проверку работы одной или нескольких ЖУК, работающих на подконтрольной ему территории.

Однако во втором случае принцип организации деятельности слегка иной. Здесь на первый план выходит обращение в организацию со стороны третьих лиц, которыми могут быть как физические, так и юридические лица.

Работа с обращением граждан

Чаще всего в муниципальный жилищный контроль обращаются обычные граждане, которые недовольны работой их управляющей компании.

Основания для включения плановой проверки

Инспекция государственного жилищного надзора и аналогичные муниципальные отделы и департаменты для своей деятельности составляют план проверок, в котором определяют перечень лиц, подлежащих проверке в текущем году. Для включения в такой план контрольной деятельности необходимо, чтобы соблюдался годовой диапазон с момента:

  • От первого дня деятельности лица, выполняющего обязанности управляющего многоквартирным жилым фондом. Для этого все лица, производящие работу в этой сфере, направляют уведомления в службы надзора о дате начала своей деятельности.
  • От даты, когда на учет муниципального реестра поставлен дом социального использования, в котором наймодатель попадает в категорию проверяемых лиц.
  • От предыдущей проверки по плану или внеплановой, если деятельность ответственных лиц и проверяемых объектов длится более одного года.

План проверок, который разрабатывает орган государственного жилищного надзора, включает все категории субъектов, охватывая весь перечень юридических и физических лиц, работающих в сфере жилищных отношений и жилого фонда.

Принцип работы

Жилищный контроль на территории отдельных муниципальных образований Российской Федерации представлен специализированными центрами. Деятельность организаций осуществляется в строгом соответствии с действующими законами. Работа отделов жилищного контроля состоит из поддержания правомерного и рационального использования ЖФ муниципалитета.

Работает орган государственного жилищного надзора в основных режимах:

  • проведение проверок и других мероприятий относительно использования жилищного фонда муниципалитета по своей инициативе;
  • выполнение проверок по просьбе лиц, которые обратились в государственный орган с заявлением.

В первом случае отдел ЖК проводит плановую проверку работы жилищно-коммунальных управляющих компаний, работающих на подконтрольной госоргану территории. Во втором случае предполагается совершенно другой принцип организации деятельности контролирующего органа. За основу берется обращение в госорганизацию третьих физических или юридических лиц.

ВНИМАНИЕ! Плановые проверки ЖУК проводятся согласно ст.20 ЖК РФ, с учетом графика и при наличии приказа по организации о начале проведения проверки и назначении лиц, которые в ней участвуют.

Плановые мероприятия отдел МЖК должен проводить 1 раз в год. Первая проверка производится контролирующим органом по истечение 1 года с начала деятельности лица, занимающегося управлением МКД. Следующая проверка надзорного госоргана назначается минимум через год после последнего визита проверяющих.

Внеплановые проверки производятся представителями муниципального жилищного контроля на основании статьи 10 ФЗ No 294-фз. Выход проверяющих лиц на внеплановое мероприятие осуществляется в следующих случаях:

  1. поступившие в МЖК обращения и жалобы от юридических и физических лиц;
  2. сведения от муниципальных служб и государственных органов;
  3. сотрудники контролирующего органа выявили факты нарушений действующего законодательства.

В службу жилищного контроля часто обращаются рядовые граждане, недовольные работой управляющей компании. Для того, чтобы сообщить о плохом качестве обслуживания, несоблюдении условий договора и нарушении правил законодательства граждане РФ могут выбрать оптимальный способ обращения в муниципальный жилищный контроль:

  • посещение контролирующей организации с целью проведения консультации, а также подачи жалоб и заявлений;
  • обращение в ЖК через официальный сайт госоргана МЖК или при помощи единого портала «ГосУслуги»;
  • отправка жалобы, заявления курьером или заказным письмом по адресу центра.

Независимо от формы обращения, сотрудники муниципального жилищного контроля обязаны отреагировать на жалобу и принять соответствующие меры.Органы МЖК имеют право рассматривать жалобу в течение 20 календарных дней. В этот период принимается решение провести внеплановую проверку, делается переадресование жалобы или заявителю направляется отказ.

В отличие от запланированных мероприятий, при внеплановом посещении субъекта не предупреждают о визите контролирующих органов. Также не требуется согласование предстоящей проверки с прокуратурой.

ВАЖНО! Если госорган не отреагировал на обращение гражданина РФ, тогда заявитель может пожаловаться на контролирующую организацию, обратившись в Госжилнадзор, Прокуратуру, Суд.

Основания для включения внеплановой проверки

Регламент, по которому работает государственный жилищный надзор, кроме проведения проверок в соответствии с планом, включает такой пункт как проверки внеплановые.

Регламент проведения мероприятий вне плана в качестве оснований указывает:

  • заявления, жалобы и обращения, поступившие в отдел или департамент от граждан или лиц — субъектов хозяйственной деятельности, в которых приводятся факты нарушений или злоупотреблений в вопросах создания, регистрации или деятельности управляющих многоквартирными домами;
  • акты о невыполнении предписаний, выданных ранее контролирующим отделом для устранения выявленных фактов нарушения законодательных норм;
  • составленные акты о принесении вреда здоровью или жизни граждан, связанные с нарушением жилищного законодательства.

Основные нарушения, по которым объявляются проверки, не включенные в план деятельности:

  • отступление от утвержденного регламента создания объединений владельцев жилья, разработки или внесения изменений в уставных документах, выборов управляющих и заключения с ними договоров и актов на выполнение возложенных обязанностей по содержанию жилого фонда;
  • неправомерные решения и деяния лиц, управляющих многоквартирными домами, в вопросах управления и содержания жилого фонда, проведения ремонтных работ, необоснованного изменения ставок оплаты за оказание коммунальных услуг и так далее.

Внеплановые проверки не включаются в годовой план контролирующих отделов, проводятся внезапно, без предварительного уведомления проверяемых и согласования с органами прокуратуры выхода инспекторов на проверяемый объект.

Права, предоставленные МЖК

Обычно в функции этих органов контроля входят регулярные ежегодные проверки, а также внеплановые, которые могут инициироваться гражданами, организациями, а также по распоряжению руководства.
Для того, чтобы контролировать исполнение требований нормативных актов, органы контроля занимаются следующими видами деятельности:

  1. Проверяется правомерность использования жилого фонда, общего имущества, придомовой территории в соответствии с требованиями законодательства.
  2. Выполнение положений нормативных актов при проведении выбора способа управления многоквартирными домами.
  3. Проверка наличия нарушений при заключении соглашений об оказании различных коммунальных услуг между владельцами жилой недвижимости и сторонними фирмами. Нужно учитывать, что такое оформление таких документов, как указано в части 1 статьи 164 Жилищного Кодекса, должно происходить только в тех случаях, когда имеется соответствующее решение общего собрания жильцов.
  4. Иногда проверки могут проводиться по причине обнаружения фактов нарушений третьими лицами. Эти мероприятия могут быть инициированы индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, другими государственными или муниципальными органами в городе или в сельском поселении.
  5. Инспекторами рассматриваются возможные нарушения, которые сделаны наймодателями жилой недвижимости в квартирах, полученных жильцами в качестве социального жилья.
  6. Изучается выполнение правил, в соответствии с которыми происходит содержание общего имущества в домах, проведения ремонтных работ в его отношении в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
  7. В полномочия надзора контроль того, насколько подготовлен жилой фонд и общее имущество к предстоящему сезону.
  8. Органы контроля проверяют стоимость коммунальных услуг в муниципальном районе, отражённую в квитанциях для оплаты жильцами. При этом контролируется, не выходят ли эти суммы за рамки максимальных и минимальных границ, установленных законодательством.
  9. Контролируется соблюдение законности при выборе управляющей компании жильцами многоквартирного дома.
  10. Имеют право проверять частное жильё при условии, что для этого получено разрешение его владельцев.
  11. При наличии нарушения условий, предусмотренных выданной лицензией МЖК составляет протокол, в котором они документально фиксируются.
  12. Проводится проверка состояния газового оборудования, контроль условий его содержания и проведения ремонтных работ.
  13. Могут происходить внеплановые проверки того, как управляющая компания выполняет свои обязанности в отношении граждан. Они могут быть инициированы владельцами жилой недвижимости в многоквартирном доме или органами управления, выбранными ими.

Если это необходимо, МЖК имеет право обращаться в другие контролирующие органы для проведения совместных проверок.

ВНИМАНИЕ! Когда в результате проверки были выявлены нарушения, органы контроля инициируют собрание жильцов, на котором обсуждается произошедшее и принимаются необходимые меры.

После того, как проверка была проведена отделом муниципального контроля, чем занимается УК будут уведомлены соответствующие ведомственные структуры для исполнения необходимых действий.

Права жилищного инспектора и органов жилищного надзора

Положение о государственном жилищном надзоре содержит регламент, определяющий права жилищного инспектора, который разрабатывается в соответствии со статьей 20 Жилищного Кодекса РФ.

Жилищный инспектор, осуществляющий муниципальный жилищный контроль имеет право:

  • получать сведения от органов власти, отделов коммунального сектора и предпринимательских структур на свои запросы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
  • проходить на территорию любого объекта, подпадающего под определение многоквартирного жилого фонда, предъявив удостоверение и приказ о проведении проверки;
  • проводить обследование, испытательские работы, назначать экспертизу или мероприятия по расследованию;
  • составлять акты и предписания, в которых выдвинуто требование прекратить и исправить все выявленные факты нарушений, и по истечении шестимесячного срока согласно регламенту работы требовать отчет об их исполнении;
  • оформлять протоколы по вопросам административных правонарушений, заводить и рассматривать дела по нарушениям административного правопорядка в жилищной сфере;
  • при выявлении нарушений, влекущих уголовную ответственность, составлять акты и материалы, по которым соответствующими органами возбуждаются уголовные дела;
  • передавать в суд дела об отмене неправомерно принятых документов и договоров или ликвидации созданных объединений собственников жилья, о защите прав пользователей или собственников жилого фонда.

Государственные и муниципальные органы, осуществляющие контроль и надзор в сфере ЖКХ

Государственная жилищная инспекция

Государственная жилищная инспекция – это самый главный надзорный орган в ЖКХ. Ее специалисты выявляют и пресекают нарушения в этой сфере со стороны и государственной власти, и местного самоуправления, и юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей. От рядовых граждан Госжилинспекция тоже требует неукоснительного соблюдения норм ЖКХ.

Координирует работу государственной жилищной инспекции в регионах – Главный государственный жилищный инспектор РФ.

Таким образом, жилинспекция работает в каждой области, республике, крае РФ. Она контролирует:

  • как используется жилищный фонд, общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме и на придомовых территориях;
  • как обстоят дела с техническим состоянием домов, общего имущества собственников в многоквартирном доме и инженерного оборудования;
  • своевременно ли выполняются работы по их содержанию и ремонту домов;
  • обоснованно ли установлены нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг;
  • соответствует ли нормам санитарное состоянием помещений, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
  • как дом готовится к зиме или к лету;
  • насколько рационально в доме используются топливно-энергетические ресурсы, и вода;
  • как соблюдаются нормативный уровень и режим обеспечения жителей коммунальными услугами (отоплением, электро-, водо-, газоснабжением и т. д.);
  • как соблюдаются правила пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями;
  • как соблюдается порядок и правила признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также как происходит процесс перевода их в нежилые;
  • имеются ли и соблюдаются ли договоры между собственниками жилых помещений, производителями услуг и потребителями;
  • как проводятся конкурсы на обслуживание и капитальный ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов;
  • как выполняются жилищно-коммунальные услуги по заявкам населения;
  • имеются ли в жилых домах приборы регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов;
  • как обстоят дела с формированием фондов капитального ремонта в многоквартирных домах;
  • правильно ли начисляется плата за жилищно-коммунальные услуги;
  • как раскрывается информация в системе ГИС ЖКХ.

Органы государственной жилищной инспекции имеют право:

– проводить инспекционные обследования и проверки объектов;

– давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений;

– выносить заключения о пригодности домов и помещений для проживания;

– привлекать юридических и должностных лиц к административной ответственности по некоторым правонарушениям в жилищно-коммунальной сфере.

Если вы понимаете, что вам неверно начисляют плату за ЖКУ или качество услуг оставляет желать лучшего, то государственная жилищная инспекция – первый из контролирующих органов, в который вам следует написать заявление.

Форма заявления может быть произвольной, главное – четко и ясно, без лишней «воды» описать, в чем состоит суть нарушения. Ссылаться на правовые нормы необязательно. Отправить заявление можно любым способом, лишь бы при этом был зафиксирован факт его подачи. С 01 января 2021 года заявления поданные в электроном виде не являются основаниями для проведения проверки. Исключения составляют заявления, поданные через систему ГИС ЖКХ.

Ответ на свое заявление вы должны получить в течение месяца. Причем сама форма ответа может быть разной.

Если сотрудники жилинспекции изучат ситуацию и не найдут в ней факта нарушения, вам пришлют письменный ответ (где и сообщат об этом). Кроме этого, вам могут выдать акт проведенной проверки (его можно будет потом предъявлять в суде, если вы решитесь довести дело до конца).

Если же факт нарушения будет установлен, вам также передадут письменный ответ и акт проверки, а управляющая компания (или ТСЖ, ресурсоснабжающая организация) получит предписание об устранении нарушения.

Не все вопросы жилинспекция может решить самостоятельно, выдав предписание об устранении имеющихся нарушений. Но она имеет право обратиться в суд с заявлением:

  • о ликвидации ТСЖ,
  • о признании недействительными решений общего собрания собственников помещений,
  • о признании договора управления многоквартирным домом недействительным,
  • в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований

Указанные иски подаются в случае неустранения в соответствующий срок нарушений Устава ТСЖ, нарушений порядка выбора управляющих организаций, условий договора управления многоквартирным домом и порядка его заключения.

Правонарушения, по которым государственная жилищная инспекция вправе привлекать к ответственности участников сферы ЖКХ.

В Кодексе РФ об Административных правонарушениях содержатся со — ставы правонарушений, по которым орган государственного жилищного надзора вправе привлекать недобросовестных участников сферы ЖКХ. Виды правонарушений и размеры штрафов приведены в таблице

Статья КоАП РФДеяниеРазмер штрафа, руб.
6.24Нарушение установленного Федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях на объектах500–3000
7.21. ч. 1Порча собственником жилых домов, жилых помещений, а также использование их не по назначению.1000–1500
7.21. ч. 2Самовольная перепланировка собственником жилых помещений в многоквартирных домах2000–2500
7.21. ч. 1Нарушение УК или ТСЖ правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещениемдолжностные лица: 4000–5000 юридические лица: 40000–50000
7.23.Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугамидолжностные лица: 500–1000 юридические лица: 5000–10000
7.23.Отказ от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов организации осуществляющей управление домов или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо уклонение от передачи таких документов указанным лицам, либо нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документовграждане: 2000–5000 должностные лица: 30000–40000 юридические лица: 150000–200000
7.23.3. ч. 1Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.должностные лица: 50 000–100 000 юридические лица: 150 000–200 000
7.23.3. ч. 2Действия, указанные в ч. 1 ст. 7.23.3, совершенные в период прекращения действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами или ее аннулирования, если указанные лица обязаны надлежащим образом осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.должностные лица: 100 000–200 000 юридические лица: 150 000–500 000
9.16. ч. 4Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имуществадолжностные лица: 5000–10000 индивидуальные предприниматели: 10000–15000 юридические лица: 20000–30000
9.23Нарушение правил обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудованияфизические лица: 1000–30000 должностные лица: 5000–100000 юридические лица: 40000–400000
13.19.2 ч. 1Нарушение порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.физические лица: 3000–5000 должностные лица: 5000–10000
13.19.2. ч. 3Повторное совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19.2должностные лица: 15000–20000
14.1.3 ч. 1Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление, если таковая лицензия обязательна.должностные лица: 50000–100000 или дисквалификация до 3 лет; индивидуальные предприниматели: 150000–250000 или дисквалификация до 3 лет; юридические лица: 150000–250000
14.1.3 ч. 1Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверокграждане: 500–1000 должностные лица: 2000–4000 юридические лица: 5000–10000
19.4.1. ч. 2Действия, указанные в ч. 1 ст. 19.4.1., если они повлекли невозможность завершения проверкидолжностные лица: 5000–10000 юридические лица: 20000–50000
19.5. ч. 1Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательстваграждане: 300–500 должностные лица: 1000–2000 юридические лица: 10000–20000
19.5. ч. 1Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требованийдолжностные лица: 50000–100000 юридические лица: 200000–300000
19.7Непредставление или несвоевременное представление орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном видефизические лица: 100–300 должностные лица: 300–500 юридические лица: 3000–5000
19.7.11Нарушение установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к предоставлению в орган местного самоуправления, осуществляющий учет наемных домов социального использования, документов, подтверждающих сведения, необходимые для учета в муниципальном реестре наемных домов социального использования, в том числе непредоставление таких документов или предоставление документов, содержащих заведомо ложные сведениядолжностные лица: 20000–50000 юридические лица: 50000–100000

Муниципальный жилищный контроль

Этот контроль проводят районные и городские администрации. В принципе, их задачи и права – примерно те же, что и у жилинспекции, но проверять они могут лишь те дома, где есть муниципальное жилье.

В некоторых регионах часть своих полномочий Государственная жилинспекция официально делегирует муниципальному жилищному контролю. Если в вашем регионе дела обстоят именно таким образом, то и обращаться с жалобой нужно в первую очередь именно в местную администрацию. Как и в случае с государственной жилищной инспекцией заявление в муниципалитет составляется в свободной форме и подается любым способом, позволяющим зафиксировать факт его передачи.

Лицензионный контроль

Лицензионный контроль – это контроль за соответствием управляющих организаций лицензионным требованиям. Осуществляет его, как правило, Госжилинспекция региона. Однако в некоторых субъектах отдельные полномочия могут быть переданы муниципалитетам. К лицензионным требованиям относятся не только требования, которые являются необходимыми условиями для получения лицензии на право управления многоквартирными домами, но и требования, которые необходимо соблюдать, чтобы ее не лишиться. К таковым относятся:

  • выполнение обязательств по договору управления многоквартирным домом;
  • выполнение работ и услуг по содержанию общего имущества и управлению многоквартирным домом;
  • выполнение требований, предусмотренных законодательством для работ и услуг по содержанию общего имущества и управлению многоквартирным домом, периодичности их оказания;
  • выполнение нормативных требований к предоставлению коммунальных услуг, в тех случаях, когда они предоставляются управляющей организацией;
  • осуществление правильного расчета размера платы за жилищно-коммунальные услуги.

Иначе говоря это все те моменты предоставления жилищно-коммунальных услуг, которые контролирует жилинспекция по роду своей деятельности, но только в отношении управляющих организаций, работающих по лицензии.

Органы прокуратуры РФ

«Я буду жаловаться в прокуратуру!» – часто можно услышать от граждан, которые отчаялись найти правду в борьбе с недобросовестными исполнителями услуг. Но можно ли писать заявления в прокуратуру, если дело касается сферы ЖКХ?

Да, можно и нужно. Прокуратура надзирает за соблюдением законности во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Еще одна важная функция этого органа: надзор за соблюдением прав и свобод человека.

Прокурор имеет право беспрепятственно входить на территории и в помещения, куда рядовым гражданам может быть вход запрещен, он может знакомиться с документацией (от жителей ее могут скрывать) – по требованию прокурора руководители организаций обязаны предоставить ее в полном объеме. Если прокурор усмотрит признаки административного правонарушения или уголовного преступления, он имеет право возбуждать административное производство или передать материалы в полицию, чтобы там приняли решение о возбуждении уголовного дела.

Обратиться к прокурору с жалобой на ущемление своих прав и свобод может любой гражданин России. При этом прокурор должен рассмотреть заявление, разъяснить порядок защиты прав и свобод, и, если факты, описанные в заявлении, подтвердятся, работать над привлечением к ответственности лиц, нарушивших закон.

Требования прокурора обязательно должны быть исполнены в установленный срок!

У прокуратуры есть еще одно важное полномочие. Если гражданин из‑за своего возраста, недееспособности, состояния здоровья (или по другим уважительным причинам) не может самостоятельно обратиться в суд, за него это может сделать прокурор.

Также прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Речь идет о ситуации, когда нарушаются права значительного числа граждан или когда нарушение приобрело особое общественное значение.

Таким образом, в органы прокуратуры есть смысл обращаться, если вы сомневаетесь в том, что правонарушение относится только к сфере ЖКХ, если по состоянию здоровья не можете защищать свои права в суде или в случае, когда ответ из других государственных и муниципальных органов не позволяет разобраться в ситуации.

Заявление в органы прокуратуры составляется в произвольной форме и подается любым способом, позволяющим зафиксировать факт его передачи.

Роспотребнадзор

Главные задачи Роспотребнадзора – следить за санитарно-эпидемиологическим благополучием граждан и защищать права потребителей. Поэтому, если в вашем доме не вовремя вывозят (или не вывозят вообще) мусор, если в подъездах плесень, вечная грязь, крысы и тараканы – вы имеете полное право писать заявление в Роспотребнадзор.

Жаловаться на слишком громких соседей тоже нужно сюда же: определение «шум» также входит в понятие «санитарно-эпидемиологическое благополучие».

Сотрудники Роспотребнадзора имеют право привлекать к ответственности лиц, совершивших или допустивших нарушение требований закона «О защите прав потребителей».

Пример!

Наиболее типичное нарушение, при этом, – обман потребителей. Чаще всего он выражается во взимании чрезмерной платы за жилищно-коммунальные услуги. В платежных документах могут указываться неполные или ложные сведения об ЖКУ и их исполнителях

Кроме того, специалисты Роспотребнадзора тоже могут обратиться в суд с заявлением в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга лиц. Помимо этого, они могут вступить в рассмотрение дела в суде и давать заключение по нему.

Также в Роспотребнадзоре можно получить консультацию по вопросам, которые входят в компетенцию его специалистов.

Заявление в Роспотребнадзор составляется в свободной форме и подается любым способом, позволяющим зафиксировать факт его принятия.

Важно! Перед тем, как обращаться в органы Роспотребнадзора, обязательно нужно написать претензию в адрес компании, которая нарушила ваши права. К заявлению в Роспотребнадзор необходимо приложить документы, которые подтверждают факт обращения с претензией. Если таких документов не будет, Роспотребнадзор проверку организации проводить не будет!

0

Автор публикации

не в сети 1 день

GarryB83

0

Комментарии: 0Публикации: 1252Регистрация: 17-07-2018

Понятие общественного жилищного контроля

Положение о государственном жилищном надзоре и ЖК РФ предусматривают существование такого понятия как общественный жилищный контроль. В его функции входит организация контроля со стороны общественности за правомерностью и законностью деятельности, которую проводят уполномоченные лица и организации, входящие в систему государственных, региональных и муниципальных исполнительных органов.

Регламент деятельности общественного жилищного контроля базируется на принципах защиты интересов граждан, учитывает общественное мнение и дает оценку того, насколько добросовестно управление государственного жилищного надзора справляется со своими обязанностями.

Подводя итог, стоит отметить, что функции органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере жилищного права, не распространяются на организации, которые получили лицензию и осуществляют свои обязанности в роли управляющих в многоквартирных домах.

Автор статьи

Российское законодательство о жилищном контроле (надзоре)

Система жилищного контроля (надзора) включает в себя государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль, общественный жилищный контроль.

Надзорную и контрольную деятельность в жилищной сфере регулируют более четырехсот нормативных правовых актов, в число которых входят федеральные законы, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, ведомственные акты.

Вслед за Указом Президента РФ от 15.05.2008 № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» в целях усиления гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) был принят Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Положения этого федерального закона применяются к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок субъектов жилищных правоотношений. При этом при регулировании отношений, связанных с осуществлением государственного жилищного надзора в отношении деятельности региональных операторов, следует учитывать нормы, сформулированные в ч. 4.3 ст. 20 ЖК РФ.

Постановление Правительства РФ от 05.04.2010 № 215 (ред. от 25.02.2014) «Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)» направлено на повышение эффективности контроля (надзора) с помощью установления показателей и методики проведения контроля (надзора). Важно подчеркнуть, что Пленум ВС РФ и ВАС РФ в постановлении от 11.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» отметили необходимость учитывать, что в силу ст. 55 Конституции РФ и ст. 1 ГК РФ ограничение гражданских прав допустимо лишь на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Постановление Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 (ред. от 29.10.2014) «О государственном жилищном надзоре» (вместе с Положением о государственном жилищном надзоре) определяет задачи, порядок осуществления государственного жилищного надзора.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 23.08.2013 № 360 были утверждены Методические рекомендации по разработке порядка осуществления государственного жилищного надзора в субъектах Российской Федерации, в том числе порядка взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный жилищный надзор.

Координирует деятельность органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации на основании п. 4 постановления Правительства РФ от 12.09.2014 № 927 «О главном государственном жилищном инспекторе Российской Федерации и порядке согласования назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор».

С 2014 года в соответствии с ч. 8 ст. 20 ЖК РФ введены положения об общественном жилищном контроле в целях обеспечения прав и законных интересов граждан. Предусматривается, что его субъектами являются общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица. Однако механизм осуществления общественного жилищного контроля в Жилищном кодексе РФ пока детально не урегулирован.

Законодательство о жилищном надзоре (контроле) включает в себя нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Следует иметь в виду, что среди полномочий органов государственной власти Российской Федерации — установление порядка осуществления государственного жилищного надзора (ст. 12 ЖК РФ), а органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации — осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, осуществление регионального государственного жилищного надзора (ст. 13 ЖК РФ).

К полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление муниципального жилищного контроля (ст. 14 ЖК РФ).

Например, законами субъектов Российской Федерации устанавливается порядок взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок проведения муниципального жилищного контроля определяется муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Особое значение для осуществления жилищного контроля (надзора)

имеет порядок использования государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, определяемый на основании Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Основное назначение МЖК

Муниципальный жилищный контроль – это отрасль деятельности подразделения местных органов самоуправления, нацеленная на проведение регулярных проверок субъектов по вопросам соблюдения ими законодательных и нормативных актов, регламентирующих сферу жилищных отношений.

Основная задача МЖК – проведение проверочной работы юридических лиц, предпринимателей и граждан, выполняющих функции управляющих многоквартирных домов, в том числе жилищных кооперативов и товариществ собственников жилья, и осуществление лицензионного контроля в их отношении.

Методы работы включают следующие действия:

  • проведение проверок выполнения норм и требований, установленных в сфере жилищного хозяйства нормативными документами различного уровня;
  • выдача предписаний об устранении выявленных нарушений, установление сроков для их исполнения;
  • получение информации и фактические проверки выполнения выписанных ранее предписаний;
  • передача материалов в органы, осуществляющие жилищный надзор.

В своей деятельности МЖК тесно сотрудничает с региональными органами государственного жилищного надзора.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]