Проблемы правового регулирования отчуждения муниципального имущества субъектами малого и среднего предпринимательства


Выкуп арендуемых помещений по закону №159-ФЗ перестал быть временным.

«Малая приватизация» задумывалась как временная мера поддержки малого и среднего бизнеса. В момент вступления закона в силу срок его действия составлял всего два года – до 1 июля 2010 года.

В дальнейшем этот срок продлевался трижды – сначала на три года (до 1 июля 2013 года), потом еще на два (до 1 июля 2015 года) и снова на три (до 1 июля 2021 года).

И вот, наконец, в июле 2021 года ограничение действия закона по времени было отменено. Закон №159-ФЗ стал действующим бессрочно.

Понятие и сущность отчуждения объектов государственной собственности

Определение 1
Отчуждение объектов государственной собственности – это вид взаимоотношений государства и различных экономических субъектов частного сектора по поводу передачи им в собственность имущества, арендуемого ими у государства.

Государство может на возмездной или безвозмездной основе отчуждать свою собственность в пользу юридических и физических лиц. Порядок такого отчуждения предусматривается законодательством.

Отчуждение государственной собственности на безвозмездной основе осуществляется в следующих случаях:

  • при отчуждении регионального государственного имущества в состав федеральной собственности или собственности муниципалитетов;
  • при предоставлении государственной собственности для ликвидации последствия чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
  • в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Отчуждение объектов государственной собственности 460 руб.
  • Реферат Отчуждение объектов государственной собственности 270 руб.
  • Контрольная работа Отчуждение объектов государственной собственности 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Замечание 1

При отчуждении государственной собственности в пользу тех или иных лиц возможно предоставление преимущественного права приобретения этого имущества тем лицам, которые арендуют данное имущество.

Федеральное имущество отныне тоже можно приватизировать.

До сих пор предприниматели могли выкупить только те из арендуемых помещений, которые находятся в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности. Это прямо следовало не только из положений закона №159-ФЗ, но и из его названия.

Однако внесенные в июле 2021 года изменения в закон исключают из его названия и статей слова о собственности субъектов РФ. Отныне малый и средний бизнес может на льготных условиях приобрести не только муниципальное, но и федеральное имущество.

Возмездное отчуждение имущества находящегося в собственности РФ — Малина-групп

Возмездное отчуждение имущества находящегося в собственности РФ

Аренда, покупка и продажа недвижимости осуществляется только согласно законодательству Российской Федерации.

Для разных ситуаций существуют различные законы, определяющие требования и условия осуществления сделок.

Чтобы максимально разъяснить и определить процесс покупки арендуемой недвижимости лицом с малым и средним бизнесом был разработан Федеральный закон 159.

Общие положения закона

ФЗ о муниципальной собственности в РФ был принят Государственной Думой 4 июля 2008 года, а одобрен Советом Федерации 11 июля 2008 года. Последние изменения в него вносились 1 июля 2021 года. ФЗ о муниципальной собственности состоит из 10 статей.

Этот закон регулирует правоотношения между участниками во время отчуждения государственной собственности и при отчуждении недвижимости, принадлежащей государству, арендуемой лицами малого, среднего бизнеса.

Отношения между лицами с малым или средним бизнесом, приватизирующими арендованное у государства имущество, но не относящиеся к описываемому ФЗ, регулируются Федеральным законом номер 178 о приватизации гос. или мун. имущества.

Краткое содержание Федерального закона номер 159 об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в собственности государства или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами с малым и средним бизнесом:

  • 1 ст. – цели и правоотношения, на которые распространяется описываемый Федеральный закон;
  • 2 ст. – список особенностей и нюансов при отчуждении арендуемого имущества;
  • 3 ст. – лица, обладающие преимущественным правом на приобретение арендуемого имущества и процесс использования преимущественного права;
  • 4 ст. – порядок, по которому лица имеют право реализовать свое преимущественное право приобретения арендуемого имущества;
  • 5 ст. – порядок оплаты, по которому лица приобретают при преимущественном праве арендуемое имущество;
  • 6 ст. – последствия и ответственность за нарушения и несоблюдение требований и условий по порядку совершения сделок в сфере возмездного отчуждения государственного или муниципального имущества;
  • 7 ст. – список необходимых изменений, внесенных и вступивших в силу в Федеральном законе 178 о приватизации государственного и муниципального имущества;
  • 8 ст. – список необходимых изменений, внесенных и вступивших в силу в Федеральном законе 209 о развитии малого и среднего предпринимательства;
  • 9 ст. – список переходных положений закона, дополнительных и заключительных условий, положений и требований;
  • 10 ст. – дата и процесс вступления в силу описываемого закона.

Описываемая область регулируется настоящим Федеральным законом, Федеральными законами номе 178 и 209, Конституцией России и международными договорами РФ.

Последние поправки

Последние изменения в 159 Федеральный закон были внесены 1 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 141. Изменения были внесены в статью 10. В часть третью 10 статьи была добавлена фраза «за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи».

В статью 10 также была добавлена часть четыре, в которой написано, что все сделки, осуществляемые с целью реновации жилищного фонда, с отчуждением любого имущества из собственности Российской Федерации регулируются статьями 1 – 6 и 9 описываемого Федерального закона.

Любые действия в таких сделках будут регулироваться этими статьями до окончания срока реновации.

Согласно третьей статьей преимущественное право может быть использовано лицом только при условиях:

  • Имущество у арендатора временно находится от двух лет и более, при составленных официально и по закону договорах аренды;
  • В день заключения сделки купли-продажи арендуемого имущества информация о лице, занимающимся малым или средним предпринимательством не была исключена из единого реестра;
  • У лица, арендуемого имущество, отсутствуют штрафы, неустойки, просроченные платежи;
  • Имущество, которое лицо арендовало и собирается покупать, не включено в перечень предназначенного к передаче, но принадлежащего государству, согласно ФЗ 209;
  • Последний пункт утратил силу 1 июля 2013 года.

Таким образом, в статье три написано, что лица с малым или средним бизнесом при возмездном отчуждении государственного имущества имеют право на использование преимущественного права при покупке.

В статье номер шесть описаны последствия и ответственность лиц при нарушениях и при несоблюдении условий и требований при совершении сделок с возмездным отчуждением госимущества. Согласно первому пункту статьи такие сделки, с нарушенными требованиями и условиями, считаются ничтожными.

Согласно второму пункту статьи, в случае, если субъект малого или среднего предпринимательства, арендующий определенное государственное имущество, узнал, что имущество было продано без использования преимущественного права, он имеет право подать в суд. Для подачи в суд у лица есть два месяца.

Иск подается с бумагами, доказывающими, что лицо не знало о продаже и не было использовано преимущественное право. В случае положительного решения суда субъект сможет стать покупателем имущества.

В статье восемь описаны изменения, внесенные в Федеральный закон номер 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В статью номер девять был добавлен 16 пункт, согласно которому среди полномочий органов государственной власти – формирование развития и помощи инфраструктуры субъектов и объектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно этим изменениям в статью 13 был добавлен пункт 5. Согласно этому пункту, все решения и действия, проводимые для развития инфраструктуры, публикуются средствами массовой информации и на официальных страницах органов в сети интернет.

Источник: https://malina-msk.ru/vozmezdnoe-otchuzhdenie-imuschestva-nahodyaschegosya-v-sobstvennosti-rf/

У арендаторов-«отказников» появился второй шанс.

Если предприниматель не стал заключать договор купли-продажи арендуемого помещения или не подписал присланный ему договор в течение тридцати дней с момента его получения, он лишается преимущественного права на выкуп. Такое правило действовало все десять лет существования закона №159-ФЗ.

Но благодаря внесенным в закон поправкам арендаторы, отказавшиеся от покупки или вовремя не подписавшие документы, вновь могут воспользоваться возможностью льготной приватизации. Если предприниматель продолжает арендовать помещение, то может направить его собственнику заявление о выкупе.

Порядок отчуждения муниципального имущества

Порядок отчуждения муниципального имущества

Согласно действующему законодательству орган местного самоуправления самостоятельно осуществляет правовое регулирование в сфере управления муниципальной собственностью: владения, пользования, распоряжения. Порядок управления муниципальной собственностью должен быть определен уставом муниципального образования. Приватизация муниципального имущества осуществляется в соответствии с федеральным законом и порядком, определенным нормативными правовыми актами органа местного самоуправления.

Муниципальное имущество может быть продано по договорам купли-продажи (с обязательной оценкой рыночной стоимости имущества) в следующем порядке:

1. Недвижимое имущество, находящееся в хозяйственном ведении муниципального унитарного предприятия, может быть продано только с согласия собственника — органа местного самоуправления (в порядке, установленном уставом муниципального образования или иным правовым актом). В данном случае стороной по договору купли-продажи выступает это предприятие. При этом предприятие должно быть представлено экономическое обоснование предполагаемой сделки. 2. Движимое имущество МУП может быть реализовано предприятием самостоятельно, если иное не установлено его уставом и правовыми актами органы местного самоуправления. 3.Имущество, находящееся в оперативном управлении муниципального учреждения, если оно было приобретено за счет средств от приносящей доходы разрешенной уставом деятельности, может быть отчуждено учреждением самостоятельно. 4. Имущество, закрепленное на праве оперативного управления за учреждением, и имущество, приобретенное за счет бюджетных средств, не может быть отчуждено учреждением. Орган местного самоуправления вправе принять решение об изъятии в казну неиспользуемого учреждением имущества или используемого не по назначению, и принять решение о его продаже (приватизации) в установленном порядке. В целях достижения социальных, благотворительных и иных целей муниципальное имущество из казны может быть отчуждено по решению органа местного самоуправления по договору безвозмездной передачи (дарения) юридическим и физическим лицам. Недвижимое имущество, находящееся в хозяйственном ведении МУП по договору безвозмездной передачи (дарения) может быть отчуждено только по решению органа местного самоуправления. Движимое имущество, находящееся в хозяйственном ведении, по договору безвозмездной передачи (дарения) может быть муниципальным предприятием передано самостоятельно. Учреждение вправе по договору безвозмездной передачи (дарения) отчуждать только то имущество, которое приобретено за счет средств полученных от деятельности, приносящей доходы. Во временное пользование физическим и юридическим лицам муниципальное имущество может быть передано по договору аренды, договору безвозмездного пользования, договору доверительного управления. Решение об отчуждении по указанным договорам из казны муниципальной собственности принимается органом местного самоуправления. Стороной по договору передачи выступает орган местного самоуправления в сфере управления муниципальной собственностью и лицо, которому передается данное имущество.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]