Юридическая энциклопедия МИП онлайн — » Жилищное право » Коммунальные услуги » Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные class=»aligncenter» width=»583″ height=»344″[/img] Получить заключение эксперта по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги в два клика
Плата за коммунальные услуги включает в себя строго ограниченный перечень статей.
ЖК РФ предусмотрено обязательство вносить плату за жилое помещение и потраченные коммунальные услуги, которая ложится на плечи населения. При этом неважно, на каком праве гражданин пользуется жильем: будет это коммерческий или социальный найм, арендный договор или же договор о праве собственности. Необходимо помнить о том, что со стороны собственника плата за жилое помещение и коммунальные услуги должна вноситься в строго определенный срок, который установлен НПА РФ.
Обязанность своевременной оплаты
Итак, если обратиться к действующим нормативно-правовым актам в сфере жилищного законодательства, то внесение платы за жилое помещение формируется у следующих категорий граждан:
- нанимателя, который заключил социальный найм с органом госвласти на жилье муниципального фонда;
- арендатора квартиры, предназначенной для проживания, которая числится в рамках государственного или же муниципального фонда;
- члена жилкооператива, который осуществил вступление в данную организацию;
- у собственника дома, в момент возникновения права собственности и пр.
Этот перечень граждан, на которых возлагается обязательство осуществлять внесение платы за коммунальные услуги и жилье, закреплен ст. 153 ЖК РФ.
Ну а теперь необходимо остановиться на каждой из категорий населения более подробно. Итак, если говорить о такой когорте, как наниматели, заключившие найм с органами муниципального или государственного уровня власти, то плата за жилое помещение и коммунальные услуги дробится на следующие пункты, которые устанавливает законодательный порядок:
- эксплуатация жилья (если говорить проще — наем квартиры).
- Содержание, а также текущий ремонт жилья. Кроме того, с граждан, заключивших найм, взимается размер платы за жилое помещение и общее имущество, которое находится на территории постройки многоквартирного типа. Капитальный ремонт спонсируется из личных средств собственника жилья муниципального фонда, которое выступает предметом договора, подразумевающего наем нуждающимися слоями граждан.
- Плата за коммунальные услуги, которые были потреблены в момент эксплуатации жилой постройки из муниципального фонда, по поводу которой был заключен найм.
Если говорить про собственника жилого помещения в многоквартирных постройках, то плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя следующие статьи расходов:
- Содержание и ремонт квартиры, а также общего имущества на территории многоквартирного сооружения. Однако в отличие от граждан, которые осуществили наем жилья из муниципального фонда, на данную категорию населения распространяются платежи и за капитальный, и за текущий ремонт. При этом финансовые начисления осуществляются в рамках законодательного порядка в жилищной сфере.
- Плата за коммунальные услуги. При этом размер платы за коммунальные услуги для данной категории населения формируется в соответствии с показаниями личных приборов учета.
Если обратиться к ст. 154 ЖК РФ, то можно прийти к выводу о том, что на плечи собственника жилого помещения ложится все бремя расходов на ремонт и содержание недвижимого имущества, которое оговаривается договорами с официальными лицами, осуществляющими тот или иной вид деятельности.
Но при этом законодательный порядок не предусматривает распространение указанной правовой нормы на категории населения, которые оформили коммерческий найм жилья из муниципального фонда. Это связано с тем, что в данных ситуациях в силу вступает гражданское законодательство РФ, а именно, ст. 421.
Кто будет кормить нового агента?
Напомним о сути реформы. Услуги ЖКХ соберут в единый платёжный документ — ЕПД. Это поможет россиянам оценивать свои расходы, властям — контролировать рост тарифов, а УК избавит от недобросовестных расчётов с поставщиками услуг. Цель нововведения — снизить долги граждан за ЖКУ, которые продолжают расти, особенно в некоторых регионах.
В рамках нововведения, обсуждаемого в кабмине, должны появиться расчётные центры — структуры, обязанностью которых станет централизованно выставлять ЕПД в регионах. Один из авторов инициативы, первый зампред комитета по жилищной политике и ЖКХ Сергей Пахомов, рассказал «Известиям», что для расчётных центров планируется установить «прозрачные и жёсткие правила работы», а также будет конкретизирован правовой статус таких центров.
Меж тем некоторые специалисты считают, что появление единых расчётных центров потребителю ничего хорошего не сулит: оно ограничивает выбор поставщиков и УК, что может привести к росту тарифов. Кроме того, расчётные центры должен будет кто-то содержать.
Эта идея не нова. Ещё при президенте Медведеве Госсовет принимал решение о создании единых расчётных центров. Но это решение так и не было реализовано, так как вопрос один: за счёт чего будут содержаться эти новые структуры? С учётом последнего Постановления Правительства РФ 1164 от 05.09.2019 года, все услуги банков и платёжных агентов (а расчётно-кассовый центр — это чаще всего платёжный агент) потребители обязаны будут оплачивать отдельно, плюсом к уже существующим платежам.
Игорь Кокин
эксперт центра федеральных, региональных и сетевых проектов Института управления и регионального развития
Долги россиян за услуги ЖКХ действительно растут. В первом квартале 2021 года сумма долга достигала 564,5 млрд рублей, что на 5,4% больше, чем за этот же период 2018-го, пишут «Известия» со ссылкой на Минстрой. Число злостных неплательщиков, на которых подали суд, увеличилось на 16%. Эксперты, однако, считают, что дело не в разгильдяйстве граждан, а в невысоких доходах населения.
Сергей Булкин/News.ru
Станет ли людям лучше от того, что им придётся из своего кармана оплачивать ещё одного платёжного агента?
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги имеет определенную структуру, которую устанавливает законодательный порядок. Если говорить про размер платы за коммунальные услуги, приобретенные любой из категорий населения, то он формируется с учетом потребления:
- холодной и горячей воды;
- сточных вод;
- электричества;
- газа, в том числе, если собственник или гражданин, заключивший найм, приобрел для себя баллоны с природным газом;
- топлива для отопления (в том числе если отопление жилья собственника или иной категории населения происходит за счет твердого топлива, которое они приобретают для себя посредством использования услуг специализированных на то компаний);
- вывоз ТБО, полученного в рамках жизнедеятельности населения.
Таким образом, плата за коммунальные услуги включает в себя строго ограниченный перечень статей, установление которого происходит при соблюдении законодательного порядка для всех без исключения категорий населения. Независимо от того, будет это гражданин, заключивший наем помещения из социального фонда, или лицо, выступающее в качестве собственника квартиры.
Кто обязан вносить плату за жилье и коммунальные услуги?
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги – это обязанность, которая возлагается на все без исключения слои граждан, проживающих на территории РФ. При этом законодательный порядок не устанавливает каких-либо исключений из общего правила. Жилищно-коммунальные начисления за услуги на содержание и ремонт сооружений должны быть оплачены в срок, который устанавливает законодательный порядок.
В частности, плата за жилое помещение и коммунальные услуги должна вноситься не позднее 10 числа каждого месяца, который следует за расчетным периодом (то есть предыдущим месяцем).
При этом законодатель не подразделяет, будет осуществляться внесение платы за коммунальные услуги от граждан, которые заключили наем помещения из социального фонда с соблюдением порядка, или же от лица собственника. Если обязанность не будет исполняться со стороны граждан, которые оформили наем квартиры, то есть будет фиксировано нарушение правил, или же собственника недвижимости, то со стороны государства могут быть применены определенные санкции, например, принудительное взыскание задолженности или начисления штрафа в виде пени.
Оплата расходов за содержание жилого помещения и коммунальные услуги до вселения в жилое помещение
Интересен вопрос и о том, кто несет бремя расходов на содержание и ремонт жилья (будет это коммерческий наем или социальный найм, неважно) до непосредственного заселения квартиры. Если обратиться к жилищному законодательству РФ, то размер платы за пользование жилым помещением и коммунальными услугами до момента вселения граждан на территорию жилплощади возлагается на плечи непосредственного владельца недвижимого имущества.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что обязанность вносить предельный размер платы за пользование жилым помещением, возлагается на:
- муниципалитет, если кто-либо из граждан подал заявление на наем жилья в рамках законодательного порядка из социального фонда, числимого на местном уровне;
- государство, если найм жилья происходит из федерального жилищного фонда;
- частного собственника, если аренда или коммерческий найм осуществляется на жилье, которое принадлежит лицу на праве собственности.
При этом следует помнить о том, что законодательный порядок устанавливает, что размер платы за жилое помещение включает в себя пункты и на содержание должного состояния недвижимости, и на ремонт сооружения до непосредственного вселения на территорию жилплощади субъекта правоотношений. Нарушение этого порядка влечет за собой ответственность как со стороны физлица, так и юрлица.
Статус ответственного лица
Плательщиком платежей за капремонт и коммунальные услуги может являться:
- владелец объекта недвижимости;
- наниматель объекта по договору соц. найма.
Если собственник сдает объект в аренду и договор предусматривает обязанность нанимателя оплачивать использование коммунальных услуг, то долг по выплатам все равно возлагается на собственника. Закон возлагает на него обязанность по отслеживанию своевременного внесения оплаты.
Платежи могут перечисляться в уполномоченной орган следующим образом:
- если обслуживание многоквартирного дома осуществляет управляющая компания, то средства по договору перечисляются управляющей компании;
- если жильцы самостоятельно осуществляют управление домом (ТСЖ), то средства перечисляются в ТСЖ;
- если собственники отказались от создания специализированной компании, то средства перечисляются по договору непосредственно поставщику услуги;
- если застройщик еще не заключил необходимые договоры, то выплаты осуществляются непосредственно застройщику;
- до передачи объекта по контракту социального найма, обязанность по оплате возлагается на государственные или муниципальные органы;
- наниматель помещения по контракту социального найма выплачивает коммунальные услуги владельцу объекта;
- наниматель жилья может вносить платежи непосредственно компании – поставщику услуг, при наличии соответствующего условия в договоре.
По контракту социального найма на нанимателя возлагается обязанность по оплате коммунальных платежей и платежей за пользование жилым помещением. Если гражданин своевременно не выполняет обязанность по внесению средств, то получатель платежей имеет право рассчитать для него пеню. Необходимо обратить внимание, что расчет пени проводится в том числе для граждан, которые оплачивают коммунальные услуги частично.
Нормы ч 14 ст 155 жк рф распространяются исключительно на собственников, которые являются физическими лицами.
Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг
Несмотря на то, что законодатель устанавливает обязанность вносить предельный размер платы за коммунальные услуги и начисления за эксплуатацию квартиры (в том числе и на содержание, и на ремонт) на всех без исключения граждан, предусмотрена возможность осуществить изменение размера платы за коммунальные услуги и жилье. В первую очередь это достигается за счет предоставления государственных субсидий, которые направляются на содержание, ремонт недвижимого имущества и оплату коммунальных услуг.
Что включает в себя определение понятия госсубсидии? Кому положены подобные начисления? Более подробно содержание этих тем затронуто в ст. 159 ЖК РФ.
Субсидии могут быть выплачены всем категориям граждан РФ, если будет выявлено нарушение, которое касается начисления платежей за коммунальные услуги. Иными словами, если размер платежа составляет сумму, которая превышает предельный уровень расходов в пропорциональном соответствии с доходами субъекта, то лицу полагается компенсация со стороны государства.
В частности, субсидия будет перечислена в том случае, если размер платежей составляет более 22 % от общего семейного бюджета, так как это прямое нарушение прав и интересов российских граждан.
Подобные субсидии представляют собой одну из самых действенных мер социальной защиты граждан. Чтобы произошел перерасчет размера платы за коммунальные услуги, и были перечислены субсидии, со стороны лица в уполномоченный орган должны быть предоставлены все необходимые документы, в том числе заявление и документ, который подтверждает собой нарушение прав граждан.
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги посредством начисления субсидий возможен лишь в том случае, если будет получено официальное заявление со стороны пострадавшего лица. Заявление должно быть представлено в типовой форме. Заявление на перерасчет размера платы за коммунальные услуги и предоставление субсидий не должно содержать как фактических, так и юридических ошибок.
Заявление на перерасчет размера платы за коммунальные услуги и выплату субсидий может подать лично как заинтересованный гражданин, так и уполномоченный от его имени субъект правоотношений.
Заявление направляется либо в МФЦ, либо в Городские центры, в компетенцию которых входит начисление субсидий. Оно может быть представлено в письменной форме, если направляется посредством почты или предоставляется лично, или же в электронном виде. Электронное заявление на перерасчет размера платы за коммунальные услуги и перечисление субсидий можно скачать на портале госуслуг в свободном доступе. Заявление рассматривается на протяжении 5 рабочих дней с момента получения документа компетентным органом, после чего дается официальный ответ, если нарушение будет подтверждено.
Принудительное взыскание задолженности по коммунальным платежам
Несмотря на то, что законодатель предусмотрел правовой механизм защиты прав и интересов граждан, если будет выявлено нарушение начисления коммунальных платежей, нормативно-правовые акты регламентируют собой и принудительное взыскание финансовых средств от злостных неплательщиков.
Принудительное взыскание задолженности происходит в том случае, если нарушение сроков оплаты за коммунальные услуги фиксируется на протяжении 2-3 месяцев. При этом взыскание может осуществляться как коммунальным предприятием, посредством наложения дополнительных санкций (отключения от электро- водо- и газоснабжения), так и в судебном порядке.
Принудительное взыскание через суд наступает в том случае, если со стороны неплательщика не поступали финансовые средства на протяжении 36 месяцев.
Если взыскание не возможно по уважительным причинам, то суд может принять решение о выселении жильцов из квартиры, если это не запрещается законом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что избежать ответственности за неуплату коммунальных услуг или платежей за пользование жильем невозможно. Если субъект правоотношений не будет вносить платежи добровольно, то будет осуществлено взыскание по судебному решению.
Автор статьи
Судебная практика по статье 155 ЖК РФ:
Решение Верховного суда: Определение N 302-ЭС15-1968 от 09.06.2015 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-2632/14 от 20.03.2014 Высший арбитражный суд, надзор
Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС15-8047 от 21.09.2015 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 304-КГ15-9505 от 20.07.2015 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС17-2343 от 27.07.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 310-ЭС17-6627 от 08.06.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 302-ЭС15-1968 от 01.09.2015 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 303-ЭС15-7918 от 07.12.2015 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Постановление N 308-АД15-15288 от 20.04.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 307-ЭС14-3202 от 23.10.2014 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
- Первая
- «
- Последняя