При заключении компаниями, управляющими многоквартирными жилыми домами (УК), договоров с ресурсоснабжающими организациями (РСО) на тепло-, водо-, электро- и газоснабжение очень часто возникают споры об определении точек поставки соответствующего ресурса и границ эксплуатационной ответственности сторон по договору. | Статьи по теме: —Граница эксплуатационной ответственности и договор —Проверки жилищной инспекции: регламент взаимодействия —Заключаем договор с РСО |
С целью сокращения потерь на сетях РСО стремится установить точку поставки как можно дальше от конечного потребителя, что абсолютно невыгодно для другой стороны договора. В данной статье будет рассмотрен способ законного определения точек поставки и границ эксплуатационной ответственности сторон.
Понятия и нормативное регулирование.
Для начала определим, что же является точкой поставки и границей эксплуатационной ответственности для каждого вида ресурсов согласно действующему законодательству.
Наиболее полное представление о названных категориях можно составить на основе законодательных актов, регулирующих порядок поставки электрической энергии. Так, определение точки поставки содержится в Правилах электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530. Это место в электрической сети, находящееся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя электрической энергии либо лица, в интересах которого он ее приобретает, и являющееся местом исполнения обязательства по поставке электрической энергии, используемым для определения объема взаимных обязательств субъектов розничного рынка.
Как видно из данного определения, точка поставки находится на границе балансовой принадлежности, которой в соответствии с Правилами доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, является линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами праве, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по ее передаче (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
Границы балансовой принадлежности определяются актом разграничения балансовой принадлежности электросетей – документом, составленным в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.
Границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства устанавливаются актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон, составляемым сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств.
В Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167, также приведены понятия границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. В частности, границей балансовой принадлежности названа линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации и сооружений на них между владельцами по признаку собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Границей эксплуатационной ответственности признается линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации (водопроводных и канализационных сетей и сооружений на них) по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию элементов систем водоснабжения и (или) канализации, устанавливаемая соглашением сторон. При отсутствии такого соглашения граница эксплуатационной ответственности определяется по границе балансовой принадлежности.
В пункте 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) также указано, что местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.
Подпунктом 3 п. 4 ст. 17 Закона о теплоснабжении установлено, что ответственность теплосетевой и теплоснабжающей организаций за состояние и обслуживание объектов тепловой сети определяется границей балансовой принадлежности, фиксируемой в акте о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и акте о разграничении эксплуатационной ответственности сторон (в приложениях к такому договору).
Согласно п. 2 ст. 19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет тепловой энергии и теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Точка учета тепловой энергии и теплоносителя – это место в системе теплоснабжения, в котором с помощью приборов учета или расчетным путем устанавливаются количество и качество производимых, передаваемых или потребляемых тепловой энергии и теплоносителя для целей коммерческого учета (п. 24 ст. 2 Закона о теплоснабжении).
Понятия в области газоснабжения несколько отличаются от приведенных выше. Они изложены в п. 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549. Поставкой газа считается выполнение поставщиком газа обязательств, вытекающих из договора, выражающееся в совершении совокупности действий, обеспечивающих подачу природного газа по газораспределительной сети либо сжиженного углеводородного газа из резервуарной или групповой баллонной установки до границы раздела собственности на газораспределительные (присоединенные) сети, определенной в установленном порядке. В свою очередь, к внутридомовому газовому оборудованию отнесены газопроводы многоквартирного дома (МКД) или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо резервуарной (групповой) баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа.
Несмотря на то, что во всех перечисленных законодательных актах даны отличные друг от друга понятия точки поставки, границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, их суть все же сводится к следующему. Граница балансовой принадлежности, являющаяся границей раздела собственности, определяет границу эксплуатационной ответственности, а также точку поставки коммунального ресурса (точку учета, в которой устанавливается соответствующий прибор). При этом граница эксплуатационной ответственности предполагает линию раздела по признаку возложения бремени содержания соответствующих инженерных коммуникаций и в основном проходит по границе балансовой принадлежности, однако стороны договора могут согласовать и иную границу эксплуатационной ответственности.
Состав общего имущества собственников помещений в МКД.
Из анализа приведенных выше норм следует, что границы балансовой принадлежности зависят от границ собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления инженерных сетей. Следовательно, необходимо определить, где проходят данные границы.
В связи с тем, что УК заключает договоры с РСО и приобретает соответствующие ресурсы с целью оказания коммунальных услуг гражданам, положения ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг, а также Правил содержания общего имущества регулируют взаимоотношения по договору ресурсоснабжения.
Согласно п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом УК обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме и предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме. Поэтому необходимо определить состав общего имущества собственников и установить, зависят ли границы балансовой принадлежности инженерных сетей от состава общего имущества.
В силу п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в МКД принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений дома и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – на основании нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Следовательно, принимая в управление МКД, УК обязуется обеспечить поставку коммунальных ресурсов, объем которых определяется по показаниям приборов учета, а также надлежащую эксплуатацию всего вышеперечисленного общего имущества собственников помещений в МКД. Для определения точки поставки соответствующего коммунального ресурса в МКД необходимо определить, в каком месте должен быть установлен прибор учета, а также ответить на вопрос, где проходит граница эксплуатационной ответственности и находится точка поставки ресурса при отсутствии прибора учета.
В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг коллективный (общедомовой) прибор учета является средством измерения, используемым для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в МКД.
Собственники помещений в МКД (в случае выбора непосредственного управления МКД) и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у РСО объемы (количество) холодной и горячей воды, газа, электрической и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ (п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг).
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг определено, что к внутридомовым инженерным системам относятся инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях МКД или в жилом доме.
Из пунктов 5, 6 и 7 Правил содержания общего имущества следует, что внутридомовые системы холодного, горячего водоснабжения, газоснабжения, отопления и электроснабжения, а также коллективные (общедомовые) приборы учета включаются в состав общего имущества собственников помещений.
Согласно п. 8 Правил содержания общего имущества внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены МКД (если иное не установлено законодательством РФ), а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса – место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в МКД (если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или РСО).
Из совокупности вышеназванных норм следует, что точкой поставки соответствующего коммунального ресурса и границей эксплуатационной ответственности является внешняя граница сетей, входящих в состав общего имущества собственников. По общему правилу этой границей при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета считается внешняя граница стены МКД, а при его наличии – место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей сетью РСО, входящей в МКД.
На практике часто встречаются случаи, когда на границе стены МКД не заканчивается общее имущество собственников. Соответственно, точка поставки и границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности определяются не по внешней границе стены МКД.
Это согласуется с положениями ст. 36 ЖК РФ, на основании которой к общему имуществу относятся, в частности, земельный участок, на котором расположен МКД, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер этого земельного участка определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Границы ответственности между собственниками и управляющей компанией
Управляющая компания, согласно действующим законодательным нормам РФ берет на себя ответственность за содержание имущества многоквартирного дома. Между собственниками жилья и УК обычно составляется договор, в котором четко прописывается, какие работы УК обязана производить в доме, какую несет ответственность и размер ежемесячной платы, взимаемой с жильцов.
Редко, но встречаются случаи, когда между собственником жилья и УК договор был не подписан. При этом, если есть факт предоставления услуг и принятия их жильцом, то такая ситуация расценивается как возникновение договорных обязательств и означает, что собственник все равно должен выполнять предписанные требования.
Со своей стороны, управляющая компания также обязана выполнять все наложенные на нее законами обязательства.
Прежде всего, собственник жилья несет ответственность за своевременную оплату коммунальных услуг (ст.156 ЖК РФ), и оплату того, что входит в обязательный ремонт помещений (Постановление Правительства № 491, п. 17 и 35).
Отдельно следует сказать о непосредственном управлении (ст.161 ЖК РФ), во время которого границы ответственности между собственниками и УК могут показаться весьма размытыми.
Такой способ управления домом собственники зачастую выбирают из-за дешевизны. Они сами решают большую часть задач по поддержанию МКД в надлежащем состоянии. Для УК непосредственное управление жильцов также намного выгоднее, ведь тогда за собой она сохраняет лишь номинативные обязательства, например, уборка и вывоз мусора.
Но и эти обязательства должны быть прописаны в договоре и являются обязательными для выполнения управляющей компанией.
Обратите внимание! Если в доме более двенадцати квартир, то управление может осуществляться только непосредственно управляющей компанией.
Все, что касается содержания жилища и стоимости услуг, управляющая организация должна решать на общем собрании владельцев квартир. Если по каким-то причинам этого не происходит — за основу берется муниципальный тариф (п.4 ст.158 ЖК РФ).
Из видео вы можете узнать подробную информацию о границах ответственности управляющей компании:
По водоснабжению
Зоны ответственности управляющих компаний по водоснабжению и водоотведению определены в Постановлении правительства Российской Федерации под номером 644. Согласно этому документу, граница балансовой принадлежности определяется исходя из определения границы раздела собственности.
Относительно этих параметров и устанавливается граница эксплуатационной ответственности, которая в итоге и определяет – кто должен отвечать за содержание объекта в надлежащем состоянии – РСО, управляющая компания или сами собственники жилья.
Зоной ответственности управляющей компании в сфере водоснабжения и водоотведения являются стояки горячего и холодного водоснабжения, водозапорные устройства на ответвлениях стояков, а также запорно-регулирующая арматура на разводке внутри квартир.
Границы ответственности между управляющей организацией и собственниками жилья устанавливаются на основании имущественной принадлежности – при поломках, жильцы должны самостоятельно оплачивать ремонт того, что находится в личной собственности, например, сантехнического оборудования, смесителей, приборов индивидуального учета, унитазов и др.
Иными словами – все, что находится дальше первых запорных вентилей на отводах от стояков. Управляющая компания при этом будет обязана бесплатно отремонтировать:
- Стояки как холодного, так и горячего водоснабжения (до первых запорных кранов).
- Стояки, отвечающие за водоотведение и их ответвления (в том числе заглушки, тройники и прочее).
- Счетчики, в том случае, если они установлены до точки установки первого запорного крана.
Важно! Границей ответственности между управляющей компанией и РСО является соединение внешней распределительной сети с первым внутридомовым вентилем.
По отоплению
Зона ответственности за теплоснабжение определяется исходя из норм Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 161 п. 2.1. Границей эксплуатационной ответственности по отопительной системе является соединение отопительного прибора (резьбовое) или магистрального трубопровода с первым отключающим вентилем.
Ответственность за техническое состояние и ремонт радиаторов, расположенных внутри помещения, трубопровода до первого запорного вентиля, а также за целостность и герметичность резьбового соединения с вентилем несет собственник жилья. При этом ответственность за техническое состояние отключающего устройства и стояков берет на себя управляющая организация.
Если запирающего устройства нет, а с общедомовыми коммуникациями выполнено соединение в форме резьбового соединения или сварного шва – границей ответственности эксплуатации становится первый сварной шов или резьбовое соединение со стороны прибора отопления.
Герметичность соединения труб отопительного прибора со стояковым трубопроводом несет владелец жилья. При этом управляющая компания отвечает за целостность сварного соединения прибора со стояковым трубопроводом.
Обязательства по поддержанию требуемой температуры в квартире и горячей воды
Единой нормы для показателей температуры нет. Норма температуры устанавливается в соответствии с требованиями по предоставлению жилищно-коммунальных услуг администрацией того или иного города РФ.
Критерии нормы температуры зависят от таких факторов:
- климатические условия вашего региона;
- показатели зимних и летних периодов;
- данные средней месячной и годовой температур, также — солнечная радиация (СНИП 23-01-99).
Отдельно устанавливаются критерии для угловых комнат.
Справка: температура горячей воды не должна быть меньше 60 градусов. Самый долгий период ее отключения — две недели.
Если в доме отсутствует горячая вода больше 2-х недель, УК обязана снизить стоимость услуги на 0,15% от нормы оплаты за каждый лишний час. А если вода холоднее, чем требуется — то на 0,1% за каждые три градуса.
Если у вас в квартире нет горячей воды, либо помещение не отапливается должным образом, вы вправе привлечь УК к ответственности следующим образом:
- Составить акт о ненадлежащем предоставлении услуг.
- Потребовать устранить недостатки в инженерных системах.
- Потребовать перерасчета.
- Обратиться в суд в случае отказа со стороны УК решать проблему.
Чтобы добиться рассмотрения вашего дела в судебном порядке, нужно грамотно составить исковое заявление, приложить акт обследования квартиры и предоставить доказательства того, что вы пытались решить проблему с УК в досудебном порядке.
Если вы собираетесь судиться с УК — советуем нанять хорошего адвоката, потому что в процессе разбирательстве вас может ожидать масса подводных камней. Они могут и развалить все ваши претензии и дать вашим противникам неоспоримые преимущества.
По электричеству
Граница эксплуатационной ответственности для электроснабжения квартиры определена как место подключения внутриквартирных проводов электропитания к защитному автомату, установленного до прибора учета (электросчетчика) данного помещения.
Исходя из установленных Жилищным кодексом норм, УК ответственна за состояние внутридомовой электрической сети от вводного устройства распределения до первых клемм на индивидуальных приборах учета. В том случае, если счетчик отсутствует – границей считаются первые клеммы отключающего прибора.
Прибор индивидуального учета расходования электроэнергии не принадлежит к общедомовому имуществу и является зоной ответственности собственника жилья.
Идеальной УК не существует, но чтобы она выполняла свою работу максимально законно, стоит внимательно присмотреться к кандидатам на управление домом еще на этапе конкурса по отбору управляющей компании.
Но и после выбора, в процессе работы, важно держать руку на пульсе. Для этого нужно не только понимать свои права, но и знать, кто контролирует УК и как ее проверить.
Акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
В связи с тем, что от установленных границ эксплуатационной ответственности зависит, какие участки инженерного оборудования будет обслуживать УК, во избежание споров в процессе исполнения договора между РСО и УК должны быть подписаны акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. При этом необходимо учитывать следующее.
Пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 установлено, что границы обособленных земельных участков, в пределах которых расположены объекты недвижимого имущества, предназначенные для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения и водоотведения, а также зон действия публичных сервитутов в пределах жилых кварталов, микрорайонов для обеспечения беспрепятственного обслуживания указанного имущества, устанавливаются органами местного самоуправления.
Таким образом, по каждому МКД органы местного самоуправления должны определить границы земельного участка, относящегося к общему имуществу дома. Границы земельного участка, входящего в состав общего имущества МКД, определяют границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, которые должны фиксироваться в акте между УК и РСО. Соответственно, если границы земельного участка больше площади МКД, содержание инженерных коммуникаций, проходящих по данному земельному участку, возлагается на УК на основании договора управления.
Зона ответственности по водоснабжению
Зона ответственности управляющей компании по водоснабжению определена:
- Жилищным кодексом РФ;
- правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее — Правила содержания общедомового имущества);
- правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила предоставления коммунальных услуг).
Положения подп. 3 п. 1 ст. 36 и ст. 161 ЖК РФ, п. 5 Правил содержания общедомового имущества обязывают управляющую организацию поддерживать в исправном состоянии внутридомовые системы горячего и холодного водоснабжения до первого отключающего устройства и само это устройство.
Так, в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга обратился с исковым заявлением к управляющей организации собственник квартиры, которую залило водой из-за аварии в стояке холодного водоснабжения, произошедшей на техническом этаже. Суд признал исковые требования обоснованными и удовлетворил иск частично, взыскав с ответчика сумму компенсации меньшую, чем просил истец. Санкт-Петербургский городской суд апелляционную жалобу истца удовлетворил и определением от 04.09.2018 по делу № 33-11105/2018 увеличил суммы, взыскиваемые с ответчика.
Согласно подп. «а» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг, управляющая многоквартирным домом на основании договоров с собственниками фирма несет ответственность за качество водоснабжения и других услуг ЖКХ.
Бесхозяйные инженерные сети.
К сожалению, на практике часто встречаются случаи, когда инженерные сети не входят в зону ответственности ни одной стороны договора ресурсоснабжения, то есть являются бесхозяйными. Кто в этом случае должен обслуживать данные сети и оплачивать потери коммунальных ресурсов в них?
Пунктом 4 ст. 8 Закона о теплоснабжении определено: если организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляют эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию таких тепловых сетей учитываются при установлении тарифов в отношении указанных организаций в порядке, предусмотренном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждаемыми Правительством РФ.
В соответствии с п. 6 ст. 15 Закона о теплоснабжении в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные тепловые сети в течение 30 дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с данными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят такие тепловые сети и которая осуществляет их содержание и обслуживание. Орган регулирования должен включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Согласно п. 55.1 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (в ред. Приказа от 31.07.2007 № 138-э/6), если расходы на эксплуатацию бесхозяйных сетей не учтены при установлении тарифов, потребитель электрической энергии, присоединенный к бесхозяйным сетям, оплачивает потери электрической энергии в этих сетях пропорционально его фактическому электропотреблению.
Таким образом, если участок сетей между стеной МКД и сетями РСО является бесхозяйным, при установлении тарифа для РСО Федеральной службой по тарифам должны быть включены затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию данного участка сетей. До того момента, пока расходы на эксплуатацию бесхозяйного участка сети не включены в тариф, потери энергии на данном участке должны оплачиваться УК пропорционально фактическому потреблению. В частности, в Постановлении ФАС МО от 11.01.2011 № КГ-А41/14529-10 суд пришел к выводу об обязанности потребителя уплачивать стоимость потерь тепловой энергии на бесхозяйном участке тепловой сети пропорционально фактическому потреблению другими потребителями. Но при этом обязанность по эксплуатации и несению расходов по данным сетям возникает у РСО.