Аутсорсинг по охране труда в Красноярске Наши специалисты опираются только на правовые нормы и статистику, поэтому субъективная оценка в нашей работе сведена к минимуму. Мы уменьшим ваши финансовые затраты, а также поможем сэкономить время, поэтому вы сможете сконцентрироваться на главных бизнес-процессах своей компании. Мы решаем все задачи, которые ставят перед нами клиенты и помогаем решить вопросы, которые появляются во время взаимодействия работодателя с сотрудниками и надзорными органами.

Договор мены с городом. Квартира была в собственности 20 лет. | Москва


Понятие и предмет договора мены недвижимого имущества

Согласно статье 130 ГК Российской Федерации к недвижимому имуществу относятся земельные участки, строения, здания. Все объекты, неотделимо связанные с землей, перемещение которых невозможно без разрушения. К данной категории относятся как жилые помещения, так и объекты нежилого фонда, гаражи, подвалы, части строений. Согласно этой статье и определяется предмет договора мены.

Мена недвижимого имущества – это обмен недвижимым имуществом между его собственниками. То есть, полноправный владелец объекта передает права на его владение другому лицу. Взамен он получает в собственность равноценный по ценности объект недвижимости.

Не стоит путать мену с обменом. Второй – это фактически переезд с одного места жительства на другое, без передачи прав на недвижимость. Чаще всего обмен осуществляется между арендаторами объектов, которые принадлежат государству. При этом перезаключаются оба договора найма. Таким образом, мена регулируется Гражданским Кодексом, а обмен Жилищным Кодексом.

Обменять собственное жилье на государственное невозможно, как и совершить сделку в обратном направлении.

Договор мены квартиры

  • мена – передача прав собственности двумя сторонами, объект мены – жилье, оформленное в собственность, и меняют его собственники;
  • обмен применим к квартирам, используемым для проживания на основании договоров социального найма. Стороны, обменивающие жилье, не имеют прав собственности на него.

Степень равноценности квартир, являющихся объектами мены, определяется сторонами самолично. Если договором предусмотрена мена неравноценными объектами, то разница оплачивается в соответствии с положениями контракта (до или после оформления сделки, наличными деньгами или за безналичный расчет).

Особенности мены и условий договора

Несмотря на некоторую схожесть с договором купли-продажи, документ, регламентирующий мену, существенно отличается. В этом случае каждая физическая сторона является и продавцом и покупателем. Согласно с этим, в обязанности сторон входит передача другому участнику сделки в собственность объекта, который не обременен никакими обязательствами. К таким может относиться;

  • право на пользование объектом третьего лица;
  • залог;
  • совместное владение и др.

Этот фактор очень важен, поэтому к оформлению договора обязательно подключать грамотного нотариуса или даже запросить у него типовой образец. Узнать о проблемных объектах он может из общей базы, к которой имеют доступ только лицензированные юристы.

Это поможет избежать непростой ситуации, когда после заключения соглашения мены имущество, переданное в собственность одной из сторон, отчуждается третьими лицами. Если это происходит вследствие обстоятельств, возникших до заключения сделки, то пострадавший имеет право вернуть себе имущество, которое было объектом соглашения с его стороны. Это возможно только в том случае, если подобная возможность была учтена нотариусом при составлении юридического документа.

Так же в договоре должны быть указаны и другие условия. Это могут быть любые пункты, которые одновременно не противоречат определению договора мены и законодательству РФ. Это может быть ремонт, которому подлежит помещение или другие улучшения жилищных условий.

Если правом пользования жилым домом, квартирой или объектом нежилого фонда обладают другие лица на законном основании, то для заключения договора необходимо их согласие. В этом случае в документе обязательно указать перечень тех членов семьи или близких людей, которые могут так же пользоваться новой собственность владельца, как и той, которую он обменял.

Если на жилой площади прописаны несовершеннолетние, то для мены подлежит оформить документ от органов опеки. Получить их согласие возможно только в том случае, если количество квадратных метров, не уменьшится, а в идеале, если жилищные условия в процессе мены у несовершеннолетнего улучшатся.

Все эти обстоятельства обязательно должны быть учтены, в противном случае, документ может быть признан недействительным.

Мена с доплатой – цена вопроса

Выше было сказано о равноценной мене недвижимого имущества. В некоторых случаях объекты могут быть неравноценны по стоимости. Для таких сделок предусмотрен договор мены с доплатой.

Доплата – компенсация одной из сторон меньшей стоимости ее имущества. Она может быть осуществлена как денежными средствами, так и другими ценностями:

  • дополнительные строения;
  • движимое имущество;
  • ценные бумаги, товар и др.

Определяют размер компенсации и ее форму после оценки обоих объектов сделки. Чаще всего для этого привлекается независимый оценщик. В определении размеров доплаты есть много нюансов. Особенно если речь идет о земельных участках или частях объекта, например доли собственности в квартире.

Владельцев недвижимости привлекает сделка мены в связи с не обложением ее налогом. Отчисления в казну предусмотрены в случае получения прибили, а это соглашение равноценное и материальной выгоды не предусматривает. Если одна из сторон сделки должна совершить доплату, то разница обязательно облагается налогом.

Стараясь избежать уплаты налогов, некоторые владельцы недвижимости, которую будут менять, договариваются о сумме компенсации разницы между собой. При этом, они не вносят ее в договор мены недвижимого имущества. Это дает возможность избежать уплаты налогов, но и представляет некоторый риск. Если сделка заключается без присутствия нотариуса, то гарантий нет, что владелец большего объекта после заключения сделки получает причитающуюся ему доплату. Это условие еще один повод обращения к юристу при составлении и подписании документов.

Возможны и более серьезные нарушения, от которых профессиональный нотариус с высокой квалификацией отговорит своих клиентов – слишком очевидная, неравнозначная мена баз доплаты. Например, меняет свое имущество владелец хорошей квартиры в центре города на старый дом в отдаленной деревне без доплаты. По такой сделке могут возникнуть серьезные вопросы у разных органов, в том числе налоговой.

МЕНА (договор)

Договор дарения — договор, по которому одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать определенное имущество другой стороне (одаряемому), либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности (статья 572 ГК РФ). Видами… … Бухгалтерская энциклопедия

МЕНА — в гражданском праве Договор, в силу которого между сторонами производится обмен одного имущества на другое. После исполнения договора МЕНЫ каждая из сторон утрачивает право собственности на передаваемоеимущество и приобретает такое право на… … Финансовый словарь

Преимущества работы с профессионалом

В юриспруденции мало получить соответствующее образование. Нужно обязательно иметь лицензию на работу нотариусом в обозначенном территориальном округе. Это дает не только профессиональную возможность заверять договора мены и другие документы, но и учитывать все условия при их составлении.

Нетипичные случаи мены требуют углубленных знаний порядка оформления документов и их регистрации. К таким ситуациям можно отнести сделки по мене жилых помещений на земельные участки или обмен частями квартир. Нужно знать, что в последнем случае должен быть оформлен отказ других проживающих в квартире от выкупа меняемой доли. Такое предложение по закону в первую очередь делается. Не имя соответствующего документа, будущий владелец может столкнуться с серьезными проблемами, вплоть до обращения в суд. И не исключено, что сделка обмена будет признана недействительной.

Если вы хотите грамотно, выгодно и быстро поменять квартиру, дом, земельный участок или объект нежилого фонда на равноценное или неравноценное по цене имущество, то поможет вам в этом нотариус Иванов Борис Сергеевич. Оказание всех услуг, связанных с нотариальным сопровождением сделок, в том числе по мене, и помощь в сборе и оформлении необходимых пакетов документов. Записывайтесь на прием и заключайте договора правильно, при необходимости, запросите образец.
Записаться на приём

Совершение сделок мены жилых помещений между органами местного самоуправления и юридическими лицами

Введение

В настоящее время организации различной организационно-правовой формы осуществляют строительство многоквартирных жилых домов в уже сложившихся кварталах и районах населенных пунктов на основании инвестиционных контрактов, заключенных с органами местного самоуправления. Зачастую такие проекты предполагают переселение граждан из старых домов во вновь построенные жилые дома путем заключения с собственниками квартир договоров мены и/или купли-продажи с целью дальнейшего приобретения в собственность организацией-застройщиком старого жилого дома.

Однако при указанной схеме существуют и подводные камни. Например, как осуществлять переселение жильцов старых домов, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, — путем заключения договора мены или купли-продажи?

Договор социального найма жилого помещения

Пример. Организация «А» заключила с органом местного самоуправления города «Б» инвестиционный контракт, по условиям которого организация-застройщик обязуется построить новые жилые дома, часть квартир в которых по договорам мены передает жильцам старых домов, которые в последующем подлежат сносу после перехода права собственности на все жилые и нежилые помещения и вместо которых возводятся новые. Часть квартир, подлежащих передаче организации «А», находится в пользовании физических лиц по условиям договором социального найма. В соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ (пункт 1 статьи 49) по договору социального найма предоставляются жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда.

При этом основным признаком договора социального найма является предоставление собственником жилого помещения (которыми являются орган местного самоуправления, или Российской Федерация, или субъект РФ) указанного помещения гражданину РФ, признанному в установленном порядке малоимущим или имеющим право на предоставление жилого помещения по договору социального найма на ином законном основании.

Особо следует отметить, что договор социального найма предусматривает сохранение права собственности на жилое помещение, предоставленное гражданам и являющееся объектом договора социального найма, за органом местного самоуправления, или Российской Федерацией, или субъектом РФ.

При этом пунктом 1 приложения 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 о разграничении государственной собственности в Российской Федерации жилищный фонд был отнесен к муниципальной собственности.

Таким образом, следует, что право собственности на жилое помещение сохраняется за органом местного самоуправления, который предоставил такое жилое помещение физическим лицам по договору социального найма.

Приобретение жилого помещения, находящегося в собственности органа местного самоуправления, путем мены на имущество, находящееся в частной собственности

Продолжение примера. Орган местного самоуправления города «Б» предложил организации «А» осуществить переселение жителей старых домов из квартир, занимаемых по договорам социального найма, путем совершения сделок мены, предметом которых предполагалась мена квартир в старых домах, являющихся муниципальной собственностью, на квартиры в новых домах, являющихся частной собственностью организации «Б».

Статья 1 ФЗ от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ) устанавливает, что приватизация государственного и муниципального имущества — это возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Таким образом, приобретение имущества, находящегося в том числе и в муниципальной собственности, является приватизацией. Вместе с тем статьей 567 Гражданского кодекса РФ установлено, что по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.

Следует отметить, что согласно пункту 2 указанной выше статьи к договору мены применяются правила о купле-продаже (глава 30 ГК РФ), если это не противоречит правилам главы 31 ГК РФ и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется продать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

На основании указанных выше норм можно сделать вывод, что договор мены является договором, по которому отчуждается муниципальная собственность, и, следовательно, организации, являющиеся сторонами договора мены, одновременно являются и покупателями, и продавцами.

Из изложенного следует, что заключение договоров мены относительно муниципального недвижимого имущества является приватизацией, которая должна осуществляться по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ.

Вместе с тем обращает на себя внимание содержание пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ, который содержит закрытый перечень способов приватизации государственного и муниципального имущества, и такой способ приватизации, как мена, названным пунктом не предусмотрен.

Более того, пунктом 5 указанной статьи определено, что приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Также следует отметить позицию Высшего Арбитражного суда РФ, выраженную, в частности, в Определении от 15.07.2009 № ВАС-8814/09 по делу № А52-2101/2008 и заключающуюся в следующем: в пункте 1 статьи 13 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ перечислены способы приватизации государственного и муниципального имущества. Мена имущества как способ приватизации в названном перечне не предусмотрена.

С учетом императивных положений указанных законов, регулирующих основания и порядок приватизации государственного и муниципального имущества, с учетом цели передачи указанного имущества иным лицам суды обоснованно удовлетворили заявленное требование о признании недействительным распоряжения администрации города Великие Луки от 28.09.2007 № 2263-р «О мене имущества», согласно которому организации передано в собственность встроенное нежилое помещение площадью 71,5 кв. м по пр. Ленина, д. 42/34, в обмен на принимаемую в муниципальную собственность г. Великие Луки двухкомнатную квартиру № 37 в доме 43/26 по пр. Ленина площадью 55,5 кв. м, принадлежащую организации на праве частной собственности.

Таким образом, из изложенного следует, что действующее законодательство не допускает мену муниципальной собственности на частную, и, более того, такой же запрет установлен сложившейся арбитражной практикой (см. например Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.12.2010 по делу № А58-2035/2010, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.04.2009 по делу № А52-2101/2008, Постановление ФАС Московского округа от 10.06.2008 № КГ-А41/4838-08 по делу № А41-К1-10034/05).

Возможность приватизации жилых помещений юридическим лицом

Частью 1 статьи 217 ГК РФ предусмотрено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, установленном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ действие указанного Федерального закона не распространяется на приватизацию муниципального и государственного жилищного фонда.

Приватизация муниципального или государственного жилищного фонда регулируется Законом РФ от 04.07.1991 3 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Названным законом РФ не предусмотрена возможность передачи жилых помещений в собственность юридических лиц. Данным Законом регулируются отношения по бесплатной передаче в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 30.11.2010 по делу № А33-2392/2010 указал, что сделка по приватизации общежития является недействительной в силу ничтожности.

ФАС Уральского округа в своем Постановлении от 23.08.2007 № Ф09 6631/07-С6 по делу № А76-29040/2006 сделал вывод, что на основании вышеназванных законов жилые помещения не могут отчуждаться муниципальным образованием в собственность юридических лиц.

Аналогичный вывод содержится и в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.08.2008 № А58-8943/07-Ф02-3724/08 по делу № А58-8943/07, а также в Решении Арбитражного суда г. Москвы от 03.10.2006, 10.10.2006 по делу № А40-46550/06-120-238, оставленном без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2007 № 09АП-17449/2006-АК, 09АП-17450/2006-АК.

Таким образом, юридические лица не вправе приватизировать жилищный фонд, находящийся в муниципальной или государственной собственности.

Вместе с тем обращает на себя внимание, что зачастую органы местного самоуправления сознательно нарушали нормы закона, шли навстречу как организациям-застройщикам, так и жителям старых домов, подлежащих сносу по условиям инвестиционного контракта, и допускали мену квартир в старых домах на квартиры в домах, построенных в соответствии с условиями инвестиционных контрактов.

Так, например, комитет муниципального жилья г. Москвы распоряжением от 20.04.1998 № 93 «О регистрации прав собственности на жилые помещения на основании договоров передачи в собственность физических и юридических лиц жилых помещений в счет инвестиционного вложения в строительство по территориальному заказу, договоров мены при переселении и договоров передачи при приватизации жилья через окружные центры регистрации» не только допустил такой вариант переселения граждан из старых домов во вновь построенные, но и признал эксперимент по регистрация договоров передачи в собственность физических лиц жилых помещений в порядке приватизации, договоров передачи в собственность физических и юридических лиц жилых помещений в счет инвестиционного вложения в строительство по территориальному заказу, договоров мены при отселении граждан из пятиэтажного и ветхого жилищного фонда удачным.

В настоящее время пунктом 1.1. Постановления Правительства Москвы от 26.05.2009 № 491-ПП «Об обмене жилыми помещениями в городе Москве» предусмотрено, что гражданин, проживающий в жилом помещении жилищного фонда города Москвы по договору социального найма, найма, вправе с письменного согласия Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы осуществить обмен занимаемого им жилого помещения на жилое помещение, предоставленное, соответственно, по договору социального найма, найма другому гражданину, а также произвести обмен занимаемого им жилого помещения на иное жилое помещение, принадлежащее иному лицу на праве собственности.

Таким образом, налицо преемственность нормативных актов Правительства города Москвы, согласно которым допускается мена жилыми помещениями, принадлежащими физическим лицам на праве социального найма, и жилыми помещениями, находящимися в собственности.

Однако Верховный Суд РФ в Определении от 02.06.2010 № 5-Г10-58 пункт 1.1 Постановления Правительства Москвы от 26.05.2009 № 491-ПП в части слов «а также произвести обмен занимаемого им жилого помещения на иное жилое помещение, принадлежащее иному лицу на праве собственности» признал недействующим и не подлежащими применению.

А также указал, что в силу части 6 статьи 5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

Анализ статьи 13, статей 72–75 ЖК РФ свидетельствует о том, что к компетенции субъектов Российской Федерации не относится установление порядка и условий обмена жилых помещений, находящихся в собственности граждан, на жилые помещения, занимаемые гражданами по договору социального найма.

Регулирование вопросов мены жилыми помещениями также не относится к компетенции органов власти субъектов Российской Федерации, поскольку согласно п. «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

Таким образом, судебная практика не только не допускает совершение мены жилыми помещениями, находящимися в частной собственности и принадлежащими физическим лицам на праве социального найма, но и не позволяет органам местного самоуправления устанавливать порядок обмена жилыми помещениями, отличный от установленного федеральным законодательством РФ.

Заключение

Из всего изложенного следует, что сделки по мене жилых помещений, находящихся в частной собственности юридических лиц, и жилых помещений, принадлежащих физическим лицам на праве социального найма, являются ничтожными, что порождает сложности и неопределенность в процессе исполнения инвестиционных контрактов.

Следует отметить, что с исковыми заявлениями по указанным выше основаниям в суды вправе обращаться прокуроры (статьи 21 и 22 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации») и иные лица, чьи права и законные интересы затрагиваются такой приватизацией.

Продолжение примера. Так, прокуратура города «Б» обратилась в суд общей юрисдикции с требованием признать сделки мены жилых помещений, принадлежащих организации «А» на праве собственности на жилые помещения, являющиеся муниципальной собственностью, ничтожными.

Вместе с тем нередки случаи, когда исполнение инвестиционных контрактов невозможно и реализация инвестиционного проекта приостанавливается на неопределенный срок из-за того, что или договоры мены признаны ничтожными сделками, или же из-за позиции органа местного самоуправления, согласующейся с выводами судебной практики.

Однако действующее законодательство допускает приватизацию жилых помещений, находящихся у физических лиц на праве социального найма, но не путем совершения сделки мены.

Отсюда видится один возможный и абсолютно законный вариант реализации инвестиционного контракта — это приватизация гражданами жилых помещений, которыми они владеют на основании договоров социального найма, и последующая мена таких помещений на жилые помещения, построенные организацией-застройщиком.

Окончание примера. Организация «А» совместно с администрацией города «Б» провела общее собрание с участием как собственников жилых помещений в старых домах, так и с участием нанимателей, согласно условиям договоров социального найма, на котором всем нанимателям жилых помещений было предложено приватизировать занимаемые ими жилые помещения и одновременно до них была доведена информация о том, что иные возможные варианты недопустимы в силу закона.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]