Самовольное строительство: особенности регистрации постройки и возможные последствия

Г. Алексеев Автор статьи

Самовольное возведение на земельном участке различных зданий и сооружений – довольно распространённое явление. Кому-то не удаётся в срок получить разрешение на проведение строительных работ, кто-то просто не знает о том, что для строительства на территории, находящейся в частной собственности, нужны какие-то дополнительные документы, и т. д. Одним словом, причин хватает. Главное – вовремя начать оформление самовольной постройки, чтобы избежать возможных проблем с исполнительными органами государственной власти.

Самовольное строительство в контексте российского законодательства

Порядок и условия признания права собственности на объекты самовольного строительства устанавливаются Гражданским кодексом РФ (часть I, раздел №2). В качестве дополнительных оснований используются действующие постановления пленумов Верховного Суда РФ.

Что такое «самострой»?

Под самовольной постройкой в российском законодательстве понимаются здания, жилые дома или иные недвижимые сооружения, которые:

  • были возведены на участке, не предназначенном для тех или иных объектов;
  • были возведены без получения застройщиком необходимых разрешительных документов;
  • были возведены с серьёзными нарушениями установленных государством градостроительных стандартов и технических норм.

Для признания здания самостроем достаточно его соответствие хотя бы одному из вышеперечисленных критериев.

Реконструкция и перепланировка

Изменение конструктивных характеристик объекта недвижимости, произведённое без согласования с соответствующими органами и получения разрешения, также может быть приравнено к самовольному строительству. Происходит это обычно в тех случаях, когда реконструкция и/или перепланировка влияют на безопасность и надёжность здания.

Последствия самовольного строительства

Любое самовольное строительство имеет свои последствия. Так, лицо, которое осуществило незаконное возведение того или иного сооружения, не имеет права в полной мере распоряжаться им (дарить, продавать, передавать по наследству, сдавать в аренду и т. д.). Самовольная постройка подлежит сносу за счёт застройщика, если в результате судебного разбирательства не было установлено иное. Истцами по делу о сносе самостроя могут выступать как владельцы земельных участков, так и представители муниципалитета или прокуратуры.

Так как подобное строительство также является гражданским правонарушением, застройщик может быть привлечён к административной ответственности. Максимальный размер штрафа по делу о самострое – 1 000 000 рублей.

Риски ведения строительных работ без разрешения на строительство

Сегодня актуален вопрос ведения строительных работ на объектах капитального строительства (ОКС) без наличия соответствующего разрешения. Рассмотрим данную ситуацию с позиции рисков Генподрядчика.

Для начала определимся, что представляет собой разрешение на строительство, что грозит субъекту, который нарушает данное требование и кто является субъектом данного нарушения.

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 ст. 9.5. КоАП РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Штраф сам по себе довольно значителен, но хуже того – приостановление деятельности, что может повлечь более серьезные последствия для Генподрядчика и реализации проекта в целом.

Градостроительный кодекс предполагает, что разрешение на строительство должен получать застройщик, поэтому возникает справедливый вопрос, будет ли нести ответственность Генподрядчик, если разрешение на строительство не получил застройщик?

Частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 названной статьи.

В ч. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 №11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» прямо установлено, что субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться как застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, так и иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.

Таким образом, Генподрядчик, осуществляющий строительство ОКС без разрешения на строительство, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5. КоАП РФ.

Если Генподрядчик решает осуществлять строительные работы без разрешения, нужно понимать, что сам факт ведения строительных работ вряд ли удастся скрыть, поскольку застройщик или технический заказчик до начала строительства не позднее чем за семь рабочих дней должен будет предоставить в органы государственного строительного надзора значительный объем документов, в том числе и копию разрешения на строительство (часть 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В связи с этим органы государственного надзора не смогут игнорировать, что генподрядчик все это время осуществлял строительство без разрешения на строительство. Тогда, скорее всего, и встанет вопрос о привлечении Генподрядчика к административной ответственности по основаниям ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, если по каким-либо причинам это не произойдет раньше.

В этом случае даже не стоит пытаться доказать отсутствие вины Генподрядчика при ведении работ без разрешения на строительство, поскольку это не представляется возможным в виду того, что предполагается обязанность Генподрядчика до начала проведения работ убедиться в наличии у застройщика разрешения на строительство в отношении соответствующего земельного участка.

Однако, если Генподрядчик взял на себя риск и выполняет работы без разрешения, нужно понимать, что значительную роль в самом порядке привлечения будет играть процессуальный аспект.

На практике положения о процессуальном порядке привлечения лиц к административной ответственности используются при оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности, в связи с чем избежать привлечения к административной ответственности возможно только при нарушении процессуального порядка к ее привлечению, для чего рекомендуется привлекать юристов в данный процесс как можно раньше.

Конечно, каждый определяет для себя, выполнять работы без разрешения на строительство или не выполнять, исходя из личных соображений, однако наша рекомендация в данном случае однозначна: выполнять работы без разрешения недопустимо.

Поэтому до начала работ и при заключении договоров на генподряд стоит обратиться за консультацией к юристам, имеющим опыт в строительной сфере, для минимизации рисков и предотвращения негативных последствий.

Похожие записи:

  • Управление проектированием: современные реалии и опыт ИРБИС
  • «ИРБИС» дарит скидки на строительный контроль в…
  • Отличия технического заказчика и генерального подрядчика
  • ИРБИС онлайн
  • «Семь раз отмерь, один раз отрежь» или как выбрать…
  • Обзор ситуации на рынке труда в строительной отрасли

Легализация самовольной постройки

Что делать, если вы, в силу тех или иных причин, провели самовольное строительство дома? Как узаконить свое право собственности на него?

Выход один – обратиться в суд. На сегодняшний день это, пожалуй, единственный законный способ подтвердить свои права на объект самовольного строительства.

Кто может зарегистрировать право собственности?

Собственником самостроя может быть признано только лицо, которое является собственником земельного участка, на котором возведено здание. Если территория была арендована или передана во временное пользование на безвозмездной основе, право на самовольно возведённые постройки принадлежит не застройщику, а непосредственному владельцу земли.

Процесс легализации самостроя и получение свидетельства

Этап I: подготовка документов

Перед обращением в суд необходимо собрать стандартный пакет бумаг. В него входят:

  • правоустанавливающие документы (договор дарения, купли-продажи и т. д.);
  • техническое заключение от лицензированной организации, подтверждающее соответствие постройки всем действующим строительным нормам;
  • акт об установлении границ участка;
  • план БТИ;
  • справки из санитарно-эпидемиологической станции и пожарной инспекции (не являются обязательными, но время от времени требуются некоторыми судами), и т. д.

Этап II: обращение в суд

Документы нужно отксерокопировать и приложить к исковому заявлению о признании права собственности на самовольно возведённые постройки. Истцом необходимо указать владельца участка, ответчиками – районную администрацию. Перед подачей заявления уплачивается государственная пошлина, размер которой зависит от стоимости недвижимости.

Документы передаются в судебные органы либо лично истцом или его законным представителем, либо – Почтой России.

Этап III: судебное разбирательство и регистрация

После рассмотрения вашего обращения вам будет выслана повестка. По результатам предварительной встречи с судьёй назначается дата судебного заседания.

Если единственным препятствием к оформлению регистрации является отсутствие у владельца разрешительных документов на строительство, а само здание полностью соответствует всем установленным нормам, суд подтвердит право собственности истца на самовольно возведённую постройку. После получения решения суда необходимо обратиться в органы Росреестра и получить соответствующее свидетельство.

Если в удовлетворении исковых требований по тем или иным причинам собственнику земли было отказано, он имеет право обжаловать решение суда в установленный законом срок. Сделать это можно как самостоятельно, так и через представителя.

Незаконное разрешение на строительство

Обществом (арендатор) и уполномоченным муниципальным органом (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования (целевым назначением) «для организации отдыха населения».

Затем распоряжением администрации муниципального образования (далее — администрация) разрешенный вид использования земельного участка изменен на вид «для строительства объектов для организации отдыха населения».

После этого дополнительным соглашением к договору аренды сторонами внесены изменения в части разрешенного вида использования земельного участка «для строительства объектов для организации отдыха населения».

Обществу выдано разрешение на строительство на данном земельном участке.

Впоследствии, видимо, после смены главы администрации разрешение на строительство отменено в связи с нарушениями, выявленными при предоставлении земельного участка, а также при выдаче разрешения на строительство.

По итогам судебных разбирательств Верховный суд РФ указал на то, что фактически действия общества и муниципального органа были направлены на обход установленной Градостроительным кодексом РФ процедуры предоставления земельных участков для строительства.

…суды не учли, что ЗК РФ установлены различный порядок и процедуры для предоставления в аренду земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей строительства и для целей, не связанных со строительством.

Процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства урегулирована положениями ст. 30, , ЗК РФ, и ее соблюдение необходимо в целях обеспечения эффективности, справедливости, публичности предоставления таких земельных участков.

На основании вышеизложенного Верховный суд РФ пришел к следующему выводу:

Обзор ВС РФ № 4 (2018)

Пункт 19. Дополнительное соглашение к договору аренды, изменяющее вид разрешенного использования земельного участка, не связанного со строительством, на используемый в целях строительства, не может считаться правоустанавливающим документом при получении разрешения на строительство, если это соглашение заключено в обход процедур, предусмотренных земельным законодательством для предоставления земельных участков для целей строительства объектов недвижимости.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]