Особенности ликвидации органов государственной власти и органов местного самоуправления


Основания для снятия с учета объекта недвижимости

Снять с учета объект капитального строительства (ОКС) можно только в случае полного уничтожения здания или сооружения на местности.

Информация о помещениях и квартирах удаляется из реестра недвижимости и налоговой базы, если здания, в котором они расположены, больше не существует.

Причины снятия с учета ОКС:

  1. Решение правообладателя.
  2. Решение суда или органа местного самоуправления.
  3. Объект разрушен под действием форс-мажорных обстоятельств, например, пожар.

Особенности ликвидации органов государственной власти и органов местного самоуправления

УДК 347.89

Степанов Александр Александрович – магистрант Юридического факультета Института сервиса, туризма и дизайна (филиала) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске.

Степанова Людмила Петровна — кандидат юридических наук, доцент кафедры Гражданского права и процесса Института сервиса туризма и дизайна (филиала) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске.

Аннотация: В представленной статье рассматриваются некоторые вопросы процедуры ликвидации органов государственной власти и органов местного самоуправления, являющихся юридическими лицами.

Ключевые слова: Государственные органы, казенные учреждения, юридическое лицоликвидация.

Ликвидация органов государственной власти и органов местного самоуправления имеет ряд существенных особенностей. Так, в большей степени данная процедура урегулирована подзаконными актами, актами государственных органов субъектов РФ и муниципальными актами, нормы же ФЗ «О некоммерческих организациях»[1] и ГК РФ[2] применяются только в случае, если он не урегулирован специальным законодательством, так, например, положения ст. 19 ФЗ «О некоммерческих организациях», посвященной ликвидации некоммерческих организаций не применяются к казенным учреждениям.

Решение о ликвидации федерального казенного учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем полномочия и функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию. Если речь идет о региональных казенных учреждениях, то такое решение принимается высшим органом исполнительной власти субъекта РФ (например, Правительством Челябинской области [3]). Ликвидация муниципального казенного учреждения производится на основании решения, выраженного в форме постановления местной администрации.

Содержание такого решения практически идентично у всех видов казенных учреждений. Однако следует обратить внимание на такой пункт в решении о ликвидации казенного учреждения, как наименование правопреемника, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений. Уже достаточно одного только этого факта, чтобы усмотреть полное несоответствие ликвидации казенного учреждения понимаю ликвидация юридического лица. Считаем данное положение, полностью противоречащим институту ликвидации и нормам гражданского законодательства. Предлагаем исключить такой пункт в решении о ликвидации казенных учреждений и внести соответствующие изменения в Постановление Правительства РФ № 539, нормативные акты субъектов РФ и муниципальные акты, посвященные вопросам ликвидации таких учреждений. В обоснование данного довода следует добавить, что публично- правовое образование является учредителем казенного учреждения — органа публично-правового образования и несет субсидиарную ответственность по обязательствам своего учреждения, следовательно, при ликвидации такого юридического лица в случае недостаточности денежных средств, публично- правовое образование в порядке субсидиарности сможет удовлетворить требования кредиторов учреждения. В такой ситуации необходимо разграничивать правопреемство в гражданско-правовом смысле от перехода полномочий и функций ликвидируемого государственного (муниципального) органа. В последнем случае речь идет не о гражданских правоотношениях, а о сфере административно-правового регулирования по передаче компетенции одного органа власти другому. Данный процесс для органов публично-правовых образований при их ликвидации является стандартным, однако это не означает, что новому органу — юридическому лицу должны переходить права и обязанности в порядке гражданского правопреемства.

Также хотелось бы отметить, что орган государственный власти, ответственный за ликвидацию, выполняет роль ликвидационной комиссии от имени учредителя — Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

Ликвидация высших органов исполнительной власти таких, как министерства осуществляется по решению Правительства РФ.

Помимо решения о ликвидации также представляется пояснительная записка, в которой указывается целесообразность ликвидации такого учреждения и размер кредиторской задолженности.

Еще одно отличие процедуры ликвидации казенных учреждений от ликвидации юридических лиц, установленное в ГК РФ и ФЗ «О некоммерческих организациях» заключается в сроках этой процедуры, они носят специальный характер.

Особенностью процедуры ликвидации казенных учреждений, в организационно-правовой форме которых действуют государственные и муниципальные органы власти, заключается также в том, что в силу пункта 7 статьи 63 ГК РФ собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность перед кредиторами. Соответственно, кредиторы, в период ликвидации такого учреждения при недостаточности имущества у последнего, могут обратиться в суд с исковым заявлением об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества учреждения.

С момента завершения ликвидации учреждения кредиторы данного учреждения, не заявившие своих требований в процессе ликвидации учреждения, утрачивают право удовлетворения таких требований за счет собственника имущества этого учреждения [4].

Итоговое отличие заключается в распределении имущества казенного учреждения. Так, недвижимое имущество федерального казенного учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также недвижное имущество, на которое не может быть обращено взыскание предается федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия ликвидационной комиссии. Движимое имущество передается органу исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию.

Несколько иной подход закреплен в отношении ликвидируемого имущества региональных учреждений. Так, и движимое, и недвижимое имущество, оставшееся после ликвидации, передается в казну соответствующего субъекта РФ. Такое правило, например, установлено в отношении казенных учреждений Орловской области [5].

Оставшееся после ликвидации движимое и недвижимое имущество муниципальных казенных учреждений переходит ликвидационной комиссии администрации муниципального образования.

Наиболее верным представляется подход в отношении ликвидации казенных учреждений субъектов РФ. В силу того, что имущество, переданное такому юридическому лицу, находится у него на праве оперативного управления, а за публично-правовым образованием сохраняется право собственности, то было бы логично и это соответствует институту ликвидации юридического лица, оставшееся движимое и недвижимое имущество передать собственнику, в казну. На основании изложенного необходимым представляется внести соответствующие изменения в Постановление Правительства РФ № 539 и муниципальные акты.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). Получается, что с этого момента орган государственной власти или орган местного самоуправления утрачивает свою гражданско- правовую личность, однако это не означает, что прекращается его публично- правовой статус.

Банкротство как основание ликвидации в отношении казенных учреждений не применяется.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ (ред. от 05.02.2018)«О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 145.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
  3. Постановление Правительства Челябинской области от 22.12.2010 № 364-П «О порядке создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации областных государственных учреждений, а также утверждение уставов областных государственных учреждений и внесения в них изменений // СПС «КонсультантПлюс».
  4. Пункт 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.12.2005 № 104 «Обзор практики применения арбитражными судами норм Гражданского кодекса РФ о некоторых основаниях прекращения обязательств» // Вестник ВАС РФ. 2006. № 4.
  5. Постановление Правительства Орловской области от 06.12.2010 № 412 «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации областных государственных учреждений, а также утверждения уставов областных государственных учреждений и внесения в них изменений» / URL: https://docs.cntd.ru/document/473704815 (дата обращения — 02.10.2013).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добровольный снос ОКС

Правообладатель строения по своему желанию может снести постройку в любой момент. Так было до 4 августа 2021 года. Теперь, прежде чем осуществлять снос объектов капитального строительства, нужно уведомить администрацию о начале работ на местности, а потом – об их завершении.

Новый порядок процедуры снятия ОКС с кадастрового учета определен от 03.08.2018 г.

Читайте ниже, какие изменения внесены в градостроительный кодекс, и какими документами должен сопровождаться снос.

Шаг 1 – Подготовка проекта

Прежде чем снести строение, требуется заказать Проект организации работ по сносу в проектных организациях (далее – Проект).

Любые нежилые здания, производственные цеха, сооружения и склады уничтожаются только в соответствии с Проектом.

Существует закрытый перечень объектов недвижимости, для сноса которых Проект не обязателен, но может быть подготовлен исключительно по желанию собственника.

В соответствии с без Проекта можно сносить:

  1. Гаражи физических лиц, построенные на участках, не предназначенных для ведения предпринимательства.
  2. Жилые и нежилые дома на садовых участках.
  3. Дома на земельных участках с назначением ИЖС.
  4. Вспомогательные постройки (предназначенные для функционирования основного строения – жилого дома).
  5. Некапитальные сооружения.

Итак, для сноса построек, относящихся к вышеуказанному списку, не требуется подготовка Проекта, но обязательно нужно уведомление о начале работ по сносу и о завершении сноса.

Шаг 2 – Направление первого уведомления

Извещение о предстоящем сносе необходимо направить в орган, занимающийся выдачей разрешений на строительство, за 7 дней до физического уничтожения объекта.

Перед сносом любой зарегистрированной постройки нужно подавать уведомление о сносе. Такое правило действует с 4 августа 2021 года и касается как юридических, так и физических лиц.

Для того, чтобы соблюсти определенную законом процедуру сноса, достаточно обратиться в МФЦ. Вам выдадут для заполнения бланк установленной формы. К этому документу нужно приложить Проект (если его подготовка является обязательной).

Через 7 рабочих дней можно приступать к фактическому сносу строения.

Шаг 3 – Фактический снос объекта

Работы на местности проводятся в соответствии с Проектом.

Объект отключается от сетей инженерного обеспечения по предварительной заявке в эксплуатирующую организацию.

Шаг 4 – Направление второго уведомления

Не позднее чем через 7 дней после проведения работ по ликвидации объекта в натуре необходимо вновь подать уведомление в уполномоченную госструктуру, но уже о завершении работ. Это можно сделать также через МФЦ, заполнив специальный бланк.

На бланках двух уведомлений орган, ответственный за выдачу разрешений на строительство, проставит отметки, свидетельствующие о том, что документы ими были получены. Представители госоргана вправе выехать по адресу объекта и проверить, действительно ли здание полностью уничтожено.

В обязанности уполномоченного органа входит размещение информации из уведомлений в ИСОГД.

Шаг 5 – Нужно заказать акт обследования

Два ваших уведомления с отметками уполномоченного органа служат основанием для подготовки акта обследования. Актами обследования занимается кадастровый инженер.

Этим документом инженер подтверждает фактическое отсутствие объекта недвижимости.

Без уведомлений в составе акта обследования объект не будет снят с кадастрового учета. Как и наличие двух уведомлений без акта также недостаточно для завершения процедуры юридического сноса капитального строения.

Шаг 6 – Снятие объекта недвижимости с кадастрового учета

Собственник строения должен подать заявление в Росреестр (через МФЦ) о снятии объекта с учета.

Вместе с заявлением требуются:

  1. Паспорт гражданина РФ.
  2. Акт обследования.
  3. Первое уведомление о начале работ.
  4. Второе извещение об окончании работ.
  5. Заявление (заполняет сотрудник МФЦ).

Срок обработки документов составляет 7-10 рабочих дней.

С момента снятия ОКС с учета, он больше не будет являться объектом налогообложения.

Прочтите: Как оспорить кадастровую стоимость недвижимости

ОКС разрушен под действием форс-мажора

Если ОКС поврежден в результате пожара, то направление уведомлений не требуется. Уведомительная система применяется только при добровольном уничтожении строения правообладателем.

От строения не должно остаться ничего – в том числе фундамента.

Поэтому, если строение разрушено частично, и вы не планируете его восстанавливать, нужно ликвидировать остатки, и только потом заказывать акт обследования.

Акт подготавливается несмотря на наличие справки от пожарной инспекции, подтверждающей снос.

Строение снесено до августа 2018 года

Если здание уничтожено собственником до введения уведомительной системы, то есть до августа 2021 года, но в свое время объект не был снят с учета, сейчас оформлять документы придется в соответствии с действующими законами. Нужно направлять уведомления в администрацию. Без уведомлений получится исключить сведения из ЕГРН только в том случае, если можно подтвердить какими-либо документами, что строение действительно было уничтожено до августа 2018 года. Администрации некоторых регионов принимают формальные уведомления о предполагаемом сносе на те объекты, фактический снос которых уже выполнен.

Наличие на местности только фундамента от строения, а не всего объекта целиком, никак не влияет на порядок сноса. Нужно подготовить Проект, направить уведомление в администрацию, ликвидировать фундамент, вновь направить уведомление в администрацию, подготовить акт обследования и подать документы в Росреестр.

Собственник земельного участка по закону не может подавать заявление на снятие объекта с учета. Поэтому, если право на строение не зарегистрировано в ЕГРН, снимать объект с кадастрового учета придется через суд.

Прочтите: Как оформить дом по дачной амнистии

Основания прекращения права собственности

Основания прекращения права собственности обозначены в гражданском законодательстве. Ст. 235 ГК РФ указывает на 2 способа прекращения права собственности:

  • по собственной воле;
  • в принудительном порядке.

В первом случае владелец имущества сам принимает решение об его отчуждении и приводит в действие инструменты, в результате которых теряет право владения. Это может быть купля-продажа имущества, дарение, гибель владельца и т.д.).

В случае с принудительной утерей прав собственности на недвижимое имущество, владелец теряет свои права в соответствии с нормами ст. 235 ГК РФ.

Прекращения права собственности по воле собственника заключается в свободном волеизъявлении владельца имущества, который решает отказаться от них, основываясь на своих потребностях и по собственной воле.

Помимо того, к этой группе относятся случаи, когда собственник имущества гибнет, и по закону все ценности переходят под управление его наследников.

Основаниями для прекращения собственнических прав на добровольных началах могут стать:

  • договор купли-продажи;
  • дарственная;
  • добровольный отказ владельца от своих прав по собственной воле.

Принудительное прекращение прав собственности, или изъятие имущества, у владельца может произойти при наличии следующих оснований:

  • продажа имущества с целью получения денежных средств, необходимых для погашения имущественных обязательств;
  • конфискация в судебном порядке за совершённые собственником преступные деяния;
  • выкуп ценностей, официально признанных бесхозными, а также тех, содержание которых не соответствует требованиям закона;
  • отчуждение ценностей, которые не могут передаваться в частную собственность.

В случае принудительного изъятия права собственности имущество может быть передано лицу, понёсшему финансовые потери или тому, которого незаконно лишили имущества.

В некоторых случаях материальные ценности отчуждаются в пользу государства на основании ст. 306 ГК РФ (например, изъятие участка земли для государственных/муниципальных нужд) или ввиду ненадлежащего использования.

Это невозможно без прекращения права собственности на сооружение, расположенное на данном участке; данное имущество может быть изъято у владельца путём выкупа государством или продажи с публичных торгов.

Жилое помещение, в свою очередь, может быть изъято у собственника путём выкупа в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Реквизиция — принудительное изъятие у гражданина или юрлица имущества по решению госорганов в неотложных общественных интересах и с обязательным возмещением.

Данная процедура инициируется в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и других ситуациях, носящих чрезвычайный характер, в порядке, установленных ст.242 ГК.

Конфискация — санкция, применяемая к собственнику на основании ст. 243 ГК РФ за совершённое им правонарушение.

В предусмотренных законом случаях имущество может быть безвозмездно изъято у владельца по решению суда (ст. 169 ГК РФ) в пользу государства в случае умышленного совершения противозаконной сделки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]