В каких случаях директор может отказать в приеме в образовательное учреждение ребенка?


Бесплатная консультация юриста по интернету 24 часаАдвокат по жилищным вопросам в Санкт-Петербурге.Бесплатные консультации юриста по трудовым спорам.
4.47/5 (15)

Вправе ли школа отказать в приеме учащегося по прописке

На текущий момент получение среднего образования – главная цель каждого ребенка. Но в некоторых случая происходит так, что администрация школы отказывается принимать будущего ученика, ссылаясь на отсутствие мест в образовательном учреждении или на иные причины.

Родители не должны слепо верить таким отговоркам, нужно постараться добиться справедливости, ведь можно пойти другим путем, например, оказать давление на директора школы и его подчиненных.

Важно! Родителям следует запомнить следующую информацию: каждая школа привязана к конкретному микрорайону, который она должна обслуживать, следовательно, любой ребенок, живущий в закрепленном за образовательным учреждением районе, имеет полное право учиться в нем даже в той ситуации, если там действительно нет мест.

Представители образовательного заведения не имеют права отказать лицам, желающим обучаться в конкретном учебном заведении, в ином случае это может быть расценено как нарушение права ребенка на бесплатное образование.

Необходимые документы

Принимаются дети в школу на основании личного заявления родителей (законных представителей) ребенка после предъявления оригинала документа, который удостоверяет личность родителя (законного представителя).

В заявлении о приеме в школу родителям (законным представителям) нужно указать следующую информацию:

  • ФИО будущего школьника;
  • Дата и место рождения будущего школьника;
  • ФИО родителей.

Подавая заявление, нужно предъявить:

  • Документ, подтверждающий регистрацию ребенка по месту жительства либо по месту пребывания (на закрепленной за школой территории);
  • Документ, удостоверяющий личность подателя;
  • Свидетельство о рождении ребенка;
  • Медицинская карта ребенка.

Запомните! Если у будущего школьника есть дипломы, грамоты – все это нужно взять с собой. Школы стремятся брать талантливых учеников. Поэтому наличие премий и наград поспособствует положительному итогу в зачислении ребенка в школу.

Все поданные заявления обязаны быть надлежащим образом зарегистрированы. В течение семи дней после приема документов издается приказ о зачислении ребенка в первый класс.

Добор и квота в первый класс и что делать если нет свободных мест

Количество первых классов и, соответственно, количество мест для приема в первые классы, устанавливается администрацией школы в соответствии с муниципальным заданием и в зависимости от возможности разместить учащихся в классах соответствии с требованиями СанПин.

Набор в классы может быть увеличен по требованию учредителя (муниципалитета), если число детей проживающих на закрепленной территории и поступающих по прописке существенно больше, чем количество свободных мест. Так, может быть принято решение об увеличении количества классов, если за школой закрепляются дополнительные территории. Однако, должны учитываться физические возможности школы принять и разместить. Муниципалитет может требовать увеличения квоты, если в школе есть условия или выделены дополнительные средства на создание соответствующих условий.

Требовать решения вопроса об увеличении количества мест в первых классах родители могут от муниципалитета, так как именно муниципалитет отвечает за обеспечение возможности получать образование, максимально близко к дому в соответствии с требованиями СанПин, муниципалитет также ежегодно корректирует постановление о закреплении территорий за школами. Территории должны быть закреплены таким образом, чтобы каждый проживающий мог гарантированно поступить в школу по прописке.

Однако, довольно часто, судя по количеству обращений в Интернет-приемную, возникают ситуации, когда поступающих в первые классы по прописке больше чем количество свободных мест. В этом случае, школа имеет право отказывать в приеме. Требования о предоставлении места в другой школе нужно адресовать в управления образования. Управление образования обязано предоставить место на территории муниципалитета каждому.

Причины, по которым дети проживающие на закрепленной территории не могут попасть в первый класс из-за отсутствия свободных мест, могут быть как связанными с нарушением порядка распределения школ, так и возникать по независящим от управления образования причинам:

1. Муниципалитет не учел реальное количество будущих первоклассников, которые закреплены за школой и их соотношение с количеством свободных мест. Если проблема нехватки мест по прописке повторяется из года в год, родители и общественность могут изменить схему закрепления, либо требовать от муниципалитета увеличить количество классов в соответствующей школе.

2. Муниципалитет правильно учел возможности школы и число детей, проживающих по прописке. Но в момент начала приема заявлений на закрепленной территории зарегистрировалось большое количество детей с временной регистрацией, которые заняли все места. Решением данной проблемы может быть введение в регионе или муниципалитете дополнительных этапов приема заявлений, вначале прием детей по месту жительства, затем по месту пребывания. Такая практика уже реализуется в отдельных регионах, и дает детям с постоянной пропиской преимущество, перед поступающими с временной регистрацией.

3. Всегда есть особые случаи, отдаленные районы в которых только одна школа, и эта школа не в состоянии вместить всех желающих. Решением этой проблемы также должен заниматься муниципалитет, но результат зависит от финансирования.

Читайте дополнительно — Могут ли отказать в приеме в первый класс при поступлении «по месту жительства»

Срок подачи заявления

Временные рамки подачи заявления очень важны. Руководство учебного заведения устанавливает правила приема детей в первый класс в соответствии с установленными положениями: в этом календарном году родители вправе подать заявление в период между первым февраля и тридцатым июня.

До первого июля руководство школы публикует информацию о текущем состоянии набора в классы и количестве вакантных мест.

Вначале набор производится из детей, которые проживают на прикрепленной к школе территории. Вакантные места, которые остались после обработки всего потока заявлений, распределяются между будущими школьниками, чьи родители, проживающие в иных районах, направили заявления до первого июля. Эти дети будут зачисляться до пятого сентября.

Посмотрите видео. Может ли директор школы не принять ребенка по месту прописки:

Если школа специализированная

Согласно п. 5-6 ст. 67 ФЗ «Об образовании», индивидуальный или конкурсный отбор возможен в школах, в которых предусматривается углубленное изучение отдельных предметов, профильное или предпрофессиональное обучение. В этом случае учебное заведение вправе отказать в приеме ребенку, который не подходит под их критерии отбора, даже если он прописан в этом микрорайоне.

Таким образом, если ребенка не берут в школу, нужно не только узнать причину отказа, но и проверить его обоснованность. В случае неправомерного отклонения заявления о зачислении, нужно жаловаться в вышестоящие инстанции либо в прокуратуру.

Могут ли заявление не принять

Руководство учебного заведения не имеет права отказать в приеме заявления. Оно должно быть принято и зарегистрировано. Если администрация образовательного учреждения считает, что ребенок не может поступить в школу «по месту жительства» – она все равно должна принять заявление и предоставить ответ в письменной форме об отказе в зачислении в первый класс, мотивировав причину отказа.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Нет необходимых прививок

Несмотря на то, что граждане России не вакцинируются в принудительном порядке (только добровольно), наличие у ребенка определенного количества прививок – это обязательное требование для принятия в школу. Но если родители осознанно отказались от вакцинации, ребенок все равно получит образование. Только вместо традиционного очного обучения будет предложен другой формат проведения уроков, например, дистанционные занятия по Интернету.

Если родители хотят, чтобы их ребенок, несмотря на отсутствие прививок, посещал уроки, им придется обратиться в суд. Но, как показывает практика, такой процесс может длиться несколько лет, что явно не в интересах будущего школьника. Кроме того, добиться удовлетворения требований реально только при условии, что есть явные противопоказания для вакцинации, что подтверждено соответствующими документами.

Если в школе, куда было подано заявление, отказали в приеме и не предложили альтернативный вариант обучения, следует обратиться в Минпросвещения или Рособрнадзор.

Что делать, если ребенка не приняли

Самым распространенным случаем является отказ, вызванный отсутствием вакантных мест. Стоит помнить, что заявитель имеет право отдать ребенка в конкретное образовательное учреждение, если он действует в рамках закона.

Если руководитель учебного заведения не желает слушать доводы родителей, то можно пообещать пожаловаться в Министерство образования, после чего предложить альтернативные возможности:

  • Выбрать класс в иной параллели, где существуют вакантные места (то есть парты);
  • Если таковых нет, то можно попробовать перевести всех учащихся в большее помещение, где всем хватит места;
  • Иногда происходит так, что учащиеся сами посещают другие кабинеты. В такой ситуации нужно сделать так, чтобы преподаватели приходили к ребятам, а не наоборот.

Если такие варианты не способствуют решению недоразумения, то руководитель должен поднять перечни учеников из иных районов и передать заявителю.

Часто администрация образовательного учреждения предлагает родителям ребенка подождать и гарантирует, что в августе непременно найдется место для их чада. Но, как правило, этого не происходит, и ожидающим родителям приходится срочно искать другие варианты.

Разрешить противоречие можно и иным путем: после отказа учтиво попросить передать устав образовательного учреждения (документ, имеющийся у каждого учебного заведения).

В нем указаны все права и обязанности руководства школы, учителей, обслуживающего персонала и учащихся. Сведения, которые нужно получить из этого документа, располагаются в главе «Правила приема в школу».

После ознакомления с документом родители получат много полезной информации, отсылка к которой способствует решению проблемы.

Обратите внимание! Если это не возымело действия, следует потребовать от руководства школы письменной мотивировки отказа со ссылками на нормативные акты. Данный документ с печатью учебного заведения нужно отправить в орган власти, ведающий образованием

Кроме того, можно обратиться и в органы прокуратуры с просьбой проверить наличие вакантных мест в конкретном образовательном учреждении.

В каких случаях директор может отказать в приеме в образовательное учреждение ребенка?

Задание 1. В практику работы образовательных организаций в последние годы вводится курс по духовно-нравственному развитию школьников «Основы религиозных культур и светской этики». Вопросы: 1. Насколько правомерно его включение в содержание общего образования? 2. Как этот курс согласуется с принципами образовательной политики РФ? 3. Какой законодательный акт регулирует введение названного курса? Задание 2. Родителям ребенка руководитель образовательной организации отказал в приеме документов в 1 класс. Вопросы: 1. Какие законодательные акты регулируют решение данного вопроса? 2. Правомерны ли действия руководителя образовательной организации? 3. Каковы действия родителей в данной ситуации? Задание 3. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе пришла к учителю на урок, заранее его об этом не предупредив, потребовала предъявить ей конспект (технологическую карту) урока. Учитель разрешил присутствие на уроке, но отказал заместителю директора в предоставлении конспекта, сославшись на то, что конспект — личное творчество педагога, не может быть подвергнут анализу со стороны инспектирующего лица (органа). Вопросы: 1. Правомерен ли отказ учителя? 2. Законны ли требования заместителя директора? 3. Какие документы регламентируют права и обязанности участников образовательных отношений? Задание 4. Родители первоклассников обратились к учителю с просьбой выставлять ученикам отметки. Учитель в категоричной форме отказался. Вопросы: 1. Оцените действия родителей. 2. Правомерны ли действия учителя? 3. Какими нормативными актами должен руководствоваться учитель, оценивая результаты образовательной подготовки первоклассников? Задание 5. Родители отказались от посещения основной школы ребенком с ОВЗ, ссылаясь на определенные трудности и отсутствие необходимости получения ребенком образования. Администрация образовательной организации настаивала на организации обучения на дому на платной основе. Вопросы: 1. Правомерны ли действия родителей? 2. Какими документами руководствовалась администрация, делая такие предложения родителям? 3. Каковы пути решения данной проблемы? Задание 6. Учитель подавал документы в аттестационную комиссию для присвоения высшей квалификационной категории по должности «учитель». Секретарь аттестационной комиссии потребовала от учителя удостоверение о повышении квалификации. Учитель ответил, что он повышал квалификацию 5 лет назад. Секретарь отказалась принять документы учителя. Вопросы: 1. Правомерны ли требования секретаря? 2. Какими нормативными документами руководствуется секретарь комиссии? Задание 7. Ребенок часто пропускает занятия в образовательной организации. Администрация образовательной организации неоднократно обращалась к родителям с просьбой обеспечить посещение ребенком образовательной организации. Родители не реагировали на предъявляемые требования. Вопросы: 1. Кто является заинтересованным ответственным лицом в решении данной ситуации? 2. Какими документами необходимо руководствоваться администрации образовательной организации? Задание 8. Несовершеннолетний, находясь в ночное время в развлекательном учреждении, совершил правонарушение. Вопросы: 1. Какие документы регламентируют пребывание ребенка в общественных местах в ночное время без сопровождения взрослых? 2. Как должна реагировать администрация развлекательного учреждения? 3. Какую ответственность несут родители за правонарушение несовершеннолетних? Задание 9. Специалист с высшим образованием, окончивший один из вузов Республики Казахстан, ищет работу в России. Ему отказывают в предос¬тавлении рабочего места, согласно его образовательному уровню, предла¬гают подтвердить эквивалентность диплома в одном из местных вузов. Вопросы: 1. Правомерно ли требование администрации образовательной организации о подтверждении эквивалентности в одном из местных вузов диплома о высшем обра¬зовании, который специалист получил в Республике Казахстан? 2. На основании каких законодательных документов осуществляется решение данного вопроса? 3. Каковы действия специалиста с высшим образованием в данной ситуации? Задание 10. В образовательной организации на должность зам. директора по воспитательной работе была принята женщина, имеющая высокую квалификацию и большой профессиональный опыт. Классный руководитель 8 класса, «активистка» увидела в новой сотруднице конкурентку, т.к. претендовала на эту должность, и начала вмешиваться в ее работу. Когда зам. директора занималась постановкой общешкольного праздника, учитель стала проявлять инициативу, пыталась самостоятельно распределять роли между детьми, навязывала свои советы. Зам. директора игнорировала ее рекомендации. Тогда учитель пошла на конфликт, стала делать резкие замечания в адрес новой коллеги. В результате зам. директора решила отказаться от работы, что поставило под угрозу проведение праздника. Информация о возникшем конфликте быстро распространилась по образовательной организации и стала известна директору. Вопросы: 1. Как руководитель может конструктивно решить этот конфликт? 2. Оцените действия каждого из участников? 3. Каковы возможные условия разрешения данного вопроса? 4. Какие существуют пути разрешения данной ситуации? Задание 11. Новый директор образовательной организации, придя в первый день на работу, заявила, что теперь в ее школе будут установлены новые порядки. В первую очередь это касается школьной формы и внешнего вида обучающихся. С этого дня девочкам запрещено ношение украшений, брюк, ажурных блуз, одежды ярких цветов. Запрещено делать макияж и маникюр. Родители, учителя и обучающиеся возмутились данным порядком, и обратились с заявлением в прокуратуру о правомерности действий директора. Директор мотивировала свои действия нормативными документами. Вопросы: 1. Законны ли требования руководителя образовательной организации? 2. Какие документы регламентируют действия директора образовательной организации? 3. Какой стиль управления предполагается в данной образовательной организации? 4. Каковы должны быть действия директора образовательной организации по разрешению конфликтной ситуации? Задание 12. Образовательная организация оказывает платные услуги населению — обучение иностранным языкам, имеет лицензию. Подскажите, пожалуйста, как мы должны поступать в следующем случае. Клиент расторгает договор и требует возврат остатка денежных средств. По договору сказано, что возврат производится согласно внутренним правилам центра. Данные правила не прилагаются к договору, но размещены на информационном стенде, и при заключении мы всегда информируем клиента о них. Мы возвращаем при болезни, командировках, переездах, но причин — семейные обстоятельства или просто передумал — нет в наших правилах. Согласно ст.781 п.2 ГК — мы не должны производить возврат, так ли это? Вопросы: 1. Имеет ли право образовательная организация оказывать платные услуги? Если да, то в каком порядке? 2. Какие нормы права регулируют данный процесс? 3. Насколько правомерно поступила образовательная организация в данном случае? 4. Прав ли клиент? 5. Как, на ваш взгляд следует разрешить данную ситуацию? Задание 13. В гимназии учится моя дочь. Ее учитель выдал нам запрос о согласии на обработку персональных данных. Я отказываюсь подписывать, но учитель требует от меня подпись, могу ли я отказать? Не понимаю, зачем это надо? Вопросы: 1. Каков порядок получения и обработки персональных данных? 2. Права ли в данном случае родитель обучающейся? 3. Насколько правомерны действия учителя? Задание 14. Включается ли период обучения в трудовой стаж? Обязаны ли мне сделать запись в трудовую книжку о том, что я проучилась 5 лет в университете в форме с отрывом от производства? Вопросы: 1. Какого рода сведения заносятся в трудовую книжку? 2. Включается ли период обучения в трудовой стаж? 3. Заносится ли в трудовую книжку запись о периоде обучения в профессиональной образовательной организации? Задание 15. Написать эссе на тему: «Мой идеальный портрет современного менеджера образования». Задание 16. Составить отдельные виды документов: заявление о приеме на работу; заявление о предоставлении отпуска; заявление об увольнении по собственному желанию; объяснительная записка; докладная записка; акт списания спортивного инвентаря и др. Задание 17. Семиклассник Виктор К. в школе — один из лучших по успеваемости, активист, спортсмен, хороший товарищ, сдержан, спокоен. Дома же с матерью (отца у него нет) бывает груб, непослушен, иногда обманывает, уклоняется от помощи в домашних делах. При обсуждении его поведения в классе ребята и сам Виктор больше склонялись к оценке «примерное» (домашнее поведение не затрагивалось). В отдельной беседе в присутствии матери и классного руководителя ему было доказано, что заслужить высокую оценку можно, лишь изменив свое поведение дома. Вопросы: 1. Что является основой взаимодействия социального педагога и родителей? 2. Перечислите основные функции социального педагога в работе с семьёй? 3. Действуя в интересах ребёнка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. Что входит в его задачи? Задание 18. В VII класс пришел новый ученик. Несколько дней все шло хорошо. Но вот к новичку подошел Толя и попросил у него тетрадь по алгебре, чтобы списать домашнее задание. Стасик, пожав плечами, сказал, что в его школе, где он раньше учился, таких ребят, которые любят жить за чужой СЧЕТ На уроке математики учитель спросил Стасика. Он ответил хорошо. — Вот как надо отвечать,- заметил учитель, выставляя в дневник Стасика пятерку. На перемене к Стасику подошли двое ребят, сели верхом на парту и спросили: — В люди хочешь выйти? Стараешься?.. Стасик опешил. Потом возмущенно спросил: — А разве это плохо? — А мы выскочек не любим! — последовал ответ, и ребята вышли из класса. После уроков Стасика избили. Вопросы: 1. Опишите личность выступающую результатом адаптации? 2. Какие факторы, влияют на уровень и возможности детей к адаптации? 3. Перечислите социальные предпосылки детской и подростковой дезадаптации? Задание 19. Вы заметили изменения во внешнем облике и стиле одежды у одного из воспитанников Вашего класса (Сергей, 15 лет). Подросток стал носить очень короткую стрижку, тяжёлые высокие ботинки черного цвета на белой шнуровке, джинсы, нашивки, значки. Сергей физически сильный, учится средне, особого интереса к учебе не проявляет. В семье двое детей, есть старший брат, полная семья со средним достатком. Друзья этого ученика рассказали Вам о том, что он недавно участвовал в массовой драке с избиением людей азиатской национальности. Ваш класс многонациональный. Выделите проблему (проблемы) из ситуации, их возможные причины и пути решения. Задание 20. Неполная семья, сыну 15 лет, в последнее время испортились отношения с матерью. Сын приходит домой поздно и в нетрезвом виде, к советам матери не прислушивается. Его друзья и девушка часто выпивают. Мать настроена против них, из-за чего отношения с сыном еще более ухудшились. Вопросы: 1. Что должен сделать социальный педагог на первом этапе работы с семьей? 2. Какие мероприятия необходимо осуществить социальному педагогу с данной семьей? Задание 21. В школе организовалась группа, состоящая из мальчиков 14–16 лет (из параллельных классов). Время вне школы они проводят вместе. Самому младшему в этой группе 14 лет. Еще недавно он хорошо учился и был благополучным ребенком. Теперь он поздно возвращается домой, часто от него пахнет алкоголем. Вопросы: 1. Кто является объектом для социального педагога в данной ситуации? 2. В каких видах помощи нуждается семья мальчика? Задание 22. В больницу привезли одиннадцатилетнего ребенка в состоянии алкогольного опьянения. Пьяный школьник бил стекла в здании местного техникума, пока его не задержали. В больнице протрезвевший ребенок рассказал, что водкой его много раз угощал мамин сожитель. Вопросы: 1. Что необходимо сделать социальному педагогу в данном случае? 2. С какими специалистами должен работать социальный педагог для разрешения проблемы?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]