Решение продать квартиру всегда сопровождается серьезными финансовыми и эмоциональными хлопотами. В большей степени это ощущают те, кто оформляет сделку самостоятельно. Но даже в случае привлечения к процессу платных консультантов владельцу недвижимости все равно придется принимать участие в подготовке бумаг для купли-продажи. Это связано с тем, что финансовый лицевой счет с места жительства доступен только собственнику жилья или его официальному представителю с нотариальной доверенностью на руках.
Кратко о понятии «финансовый лицевой счет»
Большинство собственников достаточно точно знает параметры своего дома или квартиры: общую площадь, количество комнат, наличие «удобств». Но для того чтобы хозяину поверил потенциальный покупатель, простого слова недостаточно. По сути, когда человек задумывается над тем, что такое финансовый лицевой счет с места жительства, проще всего представить эту бумагу как «паспорт дома».
Такое сравнение точно отражает содержащиеся в этом документе данные:
- этажность здания, расположение квартиры, количество комнат и их назначение;
- техническое благоустройство, то есть водо-, тепло-, газо- и электроснабжение, наличие/отсутствие лифта, мусоропровода и прочих устройств;
- форма собственности на недвижимость;
- ФИО всех зарегистрированных на рассматриваемой жилой площади;
- сведения о положенных льготах.
Вопреки расхожему мнению, унифицированный бланк финансового счета не содержит графы о задолженности за услуги ЖКХ. Данную информацию представители управляющей компании вправе добавлять исключительно по собственному желанию. Подобная позиция, вероятно, расстроит тех, кто не знает, что такое копия финансового лицевого счета, и полагает, что выданная справка будет похожа на акт сверки расчетов по квартплате. Информацию об оплате коммунальных услуг (скорее, о задолженности) обычно необходимо запрашивать отдельно.
Назначение финансового лицевого счета
Исходя из содержащихся в выписке сведений документ может найти применение в следующих ситуациях:
- оформление сделок с недвижимостью (купля-продажа, дарение, наследование, раздел имущества в натуре);
- регистрация нового жильца;
- приватизация или расселение коммунального жилья;
- получение льгот и пособий;
- документальное оформление перепланировки.
Например, при продаже квартиры потенциальному покупателю необходимо удостовериться не только в отсутствии задолженности за услуги ЖКХ, но и внимательно изучить перечень зарегистрированных на данной жилой площади лиц. Часто складывается ситуация, когда на момент заключения сделки в продаваемом жилье остаются прописанные жильцы, среди которых может встретиться несовершеннолетний ребенок. Поскольку дети находятся под особой защитой закона, выписать их после приобретения квартиры будет затруднительно.
Более прозаичные случаи обращения в управляющие компании, когда человеку нужна справка о составе семьи или жилищных условиях. Эту задачу с успехом решает копия финансового лицевого счета. В качестве эксперимента в Москве разработали и начали внедрять единый жилищный документ, который способен заменить собой 12 видов справок различного назначения.
Структура выписки из лицевого счета
Документ не имеет установленного формата, самое главное, чтобы в нем была указана вся информация о домовладении.
Условно содержание финансового лицевого счета можно разделить на несколько блоков:
- идентификация заявителя – адрес, ФИО ответственного квартиросъемщика, контакты;
- техническое оснащение жилья – перечень подключенных коммуникаций, средств учета и контроля (счетчиков), наличие «удобств»;
- общие сведения и характеристики объекта – тип, площадь (общая и жилая покомнатно);
- данные о форме владения и распоряжения – документы о праве собственности или праве муниципальной аренды;
- состав зарегистрированных на жилой площади лиц.
Информация о начислениях за услуги, текущих платежах и задолженности на момент получения справки также может быть указана в документе.
Для чего нужна выписка из лицевого счета квартиры
- Физические лица: Получателями-заявителями для получения выписки из лицевого счета квартиры могут быть физические лица, которые зарегистрированы в установленном порядке на территории города или те, кто имеет в своей собственности жилое помещение, которое расположено на территории города или их представители по доверенности).
- Юридические лица.
- Документ, удостоверяющий личность – паспорт гражданина Российской Федерации.
- Оригинал право-устанавливающего документа на жилое помещение, а также присутствие всех собственников жилого помещения с документами, удостоверяющими личность, а именно паспорт гражданина Российской Федерации.
Организации, уполномоченные выдавать выписку
Благодаря тому, что информация о жилом фонде и зарегистрированных в нем людях собрана в единой базе данных региона, человеку не нужно долго искать, где взять копию финансового лицевого счета с места жительства.
За ее получением можно в заявительном порядке обратиться:
- в управляющую компанию или ТСЖ;
- в единый информационно-расчетный центр (ЕИРЦ), уполномоченный собирать платежи за услуги ЖКХ;
- в местную администрацию, если в населенном пункте нет ЕИРЦ;
- в МФЦ по месту проживания или регистрации.
Куда бы ни обратился собственник жилья, везде ему выдадут документ с одним и тем же набором данных, при этом важно не то, где получить справку, а сколько на это займет времени. Так, при обращении непосредственно в управляющую компанию документ может быть готов в тот же день, а при заказе через МФЦ на его оформление уйдет до 5 дней без учета времени на почтовую пересылку оригинала, если заявитель находится в другом населенном пункте.
В какой стране тебе лучше жить? ⚡ Пройти тест за 2 минуты
Пакет необходимых документов
Выписка из финансового лицевого счета на домовладение выдается на основании заявления человека, на имя которого этот счет оформлен.
При обращении в любую из уполномоченных организаций нужно предъявить:
- паспорт или нотариально заверенную доверенность на представление законных интересов заявителя (в ней должен быть пункт о праве истребовать подобные сведения о доверителе);
- документ о праве владения или использования жилья;
- прочие бумаги, если собственник или его представитель хотят внести в состав данных изменения.
После предъявления оригиналов сотрудник управляющей компании или МФЦ должен убедиться в обоснованности обращения и зарегистрировать его. Факт получения справки подтверждается подписью получателя в специальном журнале или почтовым уведомлением о вручении.
Место обращения и получения выписки
Ситуации, когда человек зарегистрирован в одном населенном пункте, а фактически проживает в другом, встречаются на каждом шагу. И расстояние между городами может составлять не одну сотню километров. Поэтому сегодня каждый человек, даже находясь далеко от дома, может получить информацию по лицевому счету, например, заказать услугу через любой МФЦ или в онлайн-режиме.
Если за выпиской или внесением в нее изменений обращается иностранец, то к стандартному пакету документов нужно будет приложить форму 9 о постановке на регистрационный учет по данному адресу.
В случае когда иностранец временно покинул место постоянного жительства или вовсе его не имеет, нужно пройти процедуру постановки на учет по месту фактического нахождения.
Для чего это нужно, как происходит и что грозит заграничному гостю, нарушившему требования миграционного законодательства, описано в материале на тему «Регистрация иностранных граждан по месту пребывания».
Где и как получить выписку из лицевого счета квартиросъемщика
- Ф.И.О, нанимателя или собственника квартиры/дома.
- Адрес проживания.
- Телефон заявителя.
- Наличие в квартире удобств: отопления, света, водоснабжения, газоснабжения.
- Общая и жилая площадь квартиры.
- Количество комнат.
- Основания владения квартирой – название и номер документа.
- Количество зарегистрированных в квартире лиц (Ф.И.О., дата рождения, находятся ли зарегистрированные в квартире граждане родственниками, дата регистрации граждан в квартире, на какой срок зарегистрированы, дата снятия с регистрации, гражданство прописанных граждан в квартире).
Получение выписки в управляющей компании необходимо, если собственник решил продать, подарить или передать по наследству квартиру. Это значит при совершении гражданских сделок собственник должен оформить документ, подтверждающий количество проживающих граждан, условия квартиры и ее площадь.
В течение какого времени выписка действительна
Полученная единожды выписка имеет определенный срок действия. По сути, она просто отражает состояние объекта на момент выдачи справки. Вся перечисленная в ней информация действительна только до нового изменения одного из пунктов, но не более 30 дней с момента получения копии финансового лицевого счета. Это означает, что использовать справку можно в течение месяца после ее получения. Но если в квартире прописался еще один жилец через день после выдачи документа, то выданная ранее выписка сразу становится недействительной.
Открыть лицевой счет в мфц
Буду очень благодарен за юридически грамотный ответ. Хотя в действующем жилищном законодательстве не прописан чёткий порядок действий по разделению лицевого счёта, по требованию собственников лицевой счёт должен быть разделён, по нижеследующим основаниям.
Что это за организация? МФЦ – это многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг . где осуществляется прием документов от граждан для последующей передачи их в различные государственные и муниципальные организации для оформления разного рода документов. Такие центры есть в любом городе.
Открытие и переоформление лицевого счета
После регистрации прав собственности на квартиру в новостройке или на жилье, купленное на вторичном рынке, новому владельцу нужно открыть или переоформить на себя финансовый лицевой счет.
Есть ряд нюансов, которые нужно знать еще до подачи заявления:
- счет присваивается только для жилых помещений (квартира, дом);
- объект может быть в собственности или в муниципальной аренде;
- ответственным лицом признают исключительно совершеннолетнего дееспособного человека.
Для того чтобы в выписке по лицевому счету появилась фамилия нового владельца, он должен обратиться в управляющую компанию или ТСЖ с заявлением и следующим пакетом документов:
- паспорт;
- документ о собственности или праве распоряжения (договор купли-продажи, дарения, аренды муниципального жилья, выписка из реестра недвижимости ЕГРН)
- справка о составе семьи – тех ее членов, которые зарегистрированы на купленной жилплощади;
- согласие остальных совершеннолетних жильцов на то, что заявитель станет ответственным квартиросъемщиком.
Если речь идет только о переоформлении или внесении дополнений в данные жилищного реестра, то за получением этой услуги можно обратиться в МФЦ, местную администрацию, Единый расчетный центр или воспользоваться сайтом Госуслуг, для чего следует выбрать соответствующий регион.
Важно понимать, что лицевой счет открывается на каждый объект жилой недвижимости всего один раз, при перепродаже его не закрывают и не создают заново.
При каждой смене владельца или арендатора в данные финансово-лицевого счета просто вносят изменения. Некоторые корректировки могут быть сделаны только при разделе домовладения.
Где и как получить выписку из лицевого счета квартиросъемщика
Когда заявление вместе с прилагаемыми к нему документами будет принято, оно регистрируется и получает определенный номер. Как правило, выписки выдаются лицам, обратившимся за их получением, еще в день подачи заявления. Выписку из лицевого счета выдают гражданам под роспись или же посредством почтовой отправки.
Рекомендуем прочесть: Какие документы нужны для выписки и прописки в квартиру
Данный документ требуется для проведения сделки по продаже жилья (см. Как самому продать квартиру), что указано в 1 части статьи 558 ГК РФ. Это положение устанавливает отчуждение недвижимости, в которой живут квартиросъемщики и сохраняют свое право на использование помещения после его продажи покупателю.
Выводы
При покупке недвижимости недостаточно просто осмотреть комнаты и поговорить с соседями. Много интересного и полезного можно почерпнуть из копии финансового лицевого счета на квартиру или дом. В частности, о том, насколько в действительности технически оснащено новое жилище, установлены и поверены ли средства учета. Но самое главное, это страховка от лишних хлопот со стороны бывших жильцов и гарантия того, что они не оставили «сюрприз» в виде какой-нибудь забытой крупной задолженности за услуги ЖКХ.
Резервирование расчетного счета
Вариант подразумевает, что реквизиты будут выданы клиенту в этот же день, т. е. пользоваться счетом можно будет сразу после онлайн-регистрации. Как это происходит? Клиент регистрируется на сайте или в мобильном приложении. Затем загружает основные документы. Например, для ИП это: паспорт, СНИЛС, финансовая отчетность. Для ООО: паспорт, СНИЛС, финансовая отчетность, устав, протокол или решение о назначении директора. После этого бизнесмен получает номер расчетного счета — реквизиты можно отправлять контрагентам и вносить в договор. До встречи с менеджером банка, который в свою очередь приезжает сам, на расчетный счет можно только принимать деньги, выполнять платежные поручения нельзя. После личной встречи со специалистом клиенту обеспечивается полный доступ к работе с расчетным счетом.