Наверное, уже все живущие в многоэтажках и пользующиеся услугами коммунальщиков люди успели оценить изменения, которые внесли в начисление ОДН с 1 января 2021 года. Скажем прямо, людям эти изменения мало понравились, поскольку суммы в платежках вышли заметно выше, чем это было раньше. Не удивительно, ведь если отрасль начинает жить по новым правилам, значит, это нужно тем, кто за неё отвечает. А вот людям подобные изменения нравятся гораздо реже. Но деваться некуда, поскольку повлиять на происходящее, мы мало чем можем, так что приходится подстраиваться и изучать изменения, которые регулирует закон.
Кстати, кто не знает, ОДН переводится как общедомовые нужды. То есть блага, которыми по идее пользуются все жильцы. Это отопление, водоснабжение, электричество, уборка, вывоз мусора, работы на придомовой территории и не только. За все это надо платить, и делает это каждый из жильцов дома. Кто-то платит больше, кто-то меньше, но платежки приходят в регулярном порядке. Но как ответственный гражданин каждый человек должен разобраться, в чем же заключаются изменения, и как их наличие повлияет на расходы владельцев квартир.
Сэкономьте ваше время и нервы. и в течение 5 минут получите бесплатную консультацию
профессионального юриста.
Измененный ОДН с января 2021 года
Жилищно-коммунальную отрасль страны сложно назвать особенно продвинутой ведь, несмотря на приличные средства, которые люди отдают в качестве оплаты услуг, ничего не меняется. Деньги пропадают, а большинство граждан так и продолжают жить в самых настоящих свинарниках. Если квартиры ещё получается поддерживать в относительном порядке, то о подъездах, к сожалению, этого сказать нельзя.
Не удивительно, что ЖКХ начали в шутку называть черной дырой, ведь в неё тоже засасывается вся материя, а отдачи, по сути, нет никакой. Но ОДН в 2021 году решили изменить, в надежде, что после этого что-то кризис исчезнет. Мы, конечно, сильно сомневаемся, но факт остается фактом. Теперь жителям многоэтажек надо платить за коммунальные услуги, предоставляемые всему дому. То есть, принцип простой – оплачиваете свою коммуналку, а потом ещё надо оплатить остаток, который идет на весь дом, на освещение подъезда, отопление и не только.
Если верить тому, что говорит закон, то новые тарифы призваны для рационализации расходов, чтобы пользователи не переплачивали. По сути, это очередной плюсик к коммуналке. Но многие согласны платить, только чтобы коммунальщики действительно выполняли свою работу, а не только жаловались на то, что им мало денег и нужно ещё внести парочку платежей для общего блага.
Теперь о самой процедуре:
Основной целью рассматриваемого закона является попытка создать условия, которые необходимы для повышения эффективности работы ЖКХ и улучшения платежной дисциплины клиентов. Кстати, сам тариф для каждого региона индивидуален, потому пользователям не стоит рассчитывать на одинаковые платежки.
Расчет одн по водоотведению 2021
Такое нововведение обусловлено необходимостью расчетов с учетом реального потребления. По мнению законодателя, смена статуса услуги позволит начислять оплату только за действительно израсходованные ресурсы. Новый алгоритм расчетов вводился постепенно. За время подготовки к переходу собственники и обслуживающие компании должны были подготовиться к изменениям в оплате. Данная величина может меняться. Существует несколько факторов, которые оказывают существенное влияние на ее формирование, такие как время года, регион страны, а также не может превышать показатели, указанные в нормативных актах. В 2021 году жители каждого дома могли видеть данную строку «обслуживание общедомового имущества» в своих квитанциях. И представляла собой разницу между общими коммунальными тратами дома и использованными ресурсами жильцов. Реформирование порядка содержания и затрат на нужды многоквартирного дома С начала 2018 года затраты на обслуживание общего имущества подвергнуться существенным изменениям.
Как снизить затраты на ОДН в 2021 году? Если говорить о многоквартирных домах старой постройки, то большие потери можно связать с износом самого дома, коммунальных сетей. Улучшить ситуацию смогут только дополнительные затрата, так как существующие платежи покрывают только ежемесячные потребности.
Предпосылки для внесения изменений
Все мы понимаем, что просто перекраивать закон никто не будет. Для этого должны быть серьезные основания, и в данном случае они были и есть. Дело в том, что расценки коммунальщиков на 2021 год были, мягко говоря, завышенными. Кроме того, люди платили, но результатов того за что они платят не было заметно. Естественно, подобная ситуация не вызывала ничего кроме возмущений.
Первые шаги на пути к решению были предприняты ещё в 2015 году, но на тот момент провести полную реформацию было невозможно по ряду причин. Но зато властям удалось хорошо подготовить законодательную базу, которую осталось только воплотить в жизнь. Процесс воплощения перенесли на 2021 год. С первого же дня года новые правила постепенно начали воплощать в жизнь. Они касались изменений в 154 статье Жилищного кодекса РФ.
Чтобы не напрягать никого обилием юридической терминологии, которая никому не нужна, постараемся выделить саму суть того, какие изменения были внесены в закон. Точнее, какие параметры он охватывает. Ведь это важно, если надо просчитать, за что именно отдавать свои деньги.
- Уход за помещением, то есть всем домом;
- Ремонт дома, который согласно букве закона, будет проводиться регулярно;
- Услуга по подаче холодной и горячей воды;
- Услуга по подаче электричества в нежилые помещения многоэтажного дома;
- Тепловая энергия, в том числе используемая для ремонта и ухода за системой отопления и т.п;
- Услуга по отводу канализационных вод, которые используются для нормальной эксплуатации домом.
Проще говоря, теперь люди будут платить не за предоставляемые им услуги, а за практически полное содержание дома. Это более трудоемкий процесс, который, естественно, требует больше денег. Но главное, чтобы эти средства действительно пошли на пользу, а сотрудники коммунальных служб выполняли свою работу хорошо.
Как с января 2021 года начисляется ОДН
С зимы этого года произошли интересные изменения. Теперь можно забыть о таинственной строке ОДН, которая мозолила глаза владельцам квартир на протяжении довольно долгого времени. Рассматриваемая единица расходов, которая раньше была отдельной, теперь входит в общую статью, то есть, начала быть частью плату за . Потому строка плата за ОДН исчезнет. Но как же контролировать её размер? Да никак. Надо доверять коммунальным службам. Но как-то не получается.
К общедомовому имуществу, согласно ст. 36 п. 1 Жилищного кодекса РФ, можно отнести комнаты, что не относятся к части квартир и используются в качестве общего имущества. К этой категории относятся:
- Сами лифты и лифтовые шахты;
- Технические этажи домов, крыши;
- Лестничные площадки, коридоры между квартирами и не только;
- Подвалы и чердаки, нормальное состояние которых нужно оплачивать;
- Инженерные коммуникации;
- Уход за земельным участком, на котором стоит дом. Этот пункт включает элементы благоустройства, что расположены на придомовой территории (детские площадки, клумбы).
Что касается показателей приборов, то они просчитываются очень просто – принимая во внимание общий домовой показатель, отнимая платеж, который показывают обычные квартирные счетчики. Так что платеж на ОДН не зависит от того как именно действуют жильцы, от того насколько качественно выполняют свои обязанности коммунальные службы.
ОДН – это норма, которую платят везде, чтобы минимально содержать недвижимость в нормальном состоянии. Но теперь, когда этой отдельной статьи расходов не будет, проконтролировать её размер гораздо сложнее. Возникли претензии, потому что коммунальные службы начали злоупотреблять своими полномочиями. В этот счет вложили:
- Управляющие организации вписывали в этот счет свои долги перед поставщиками ресурсов, пытаясь «отбить» деньги с карманов людей;
- В платежки вписываются сторонние расходы поставщиков, которые никак не относятся к количеству или качеству оказанных услуг.
Как рассчитать ОДН за электроэнергию в 2017 году
Показатели электричества, как правило, одни из самых дорогостоящих, потому и требуется правильно рассчитать какая же часть рассматриваемой суммы перейдет в уплату общедомовых нужд. Естественно, пользователей это интересует, потому что платежки за ОДН с января 2021 года выросли, причем не в каких-то мизерных два раза, а в некоторых случаях в шесть раз, что совершенно не радует жителей многоэтажек.
Итак, давайте поговорим о том, как рассчитать коммунальные услуги за электричество:
- Первый вариант самый простой, так как используется, если в каждой квартире есть персональный счетчик. Тогда формула выглядит следующим образом:
Показания ОДПУ — Потребление электроэнергии на общедомовые нужды — Потребление ИПУ — Потребление по нормативу * Площадь квартиры/Площадь всех квартир в доме
Формула кажется длинной, но на деле все достаточно просто, поскольку электроэнергия ОДН определяется пропорционально площади помещения, в котором проживает человек (квартиры), к общей территории здания и к остатку потребления в многоэтажке, что не было оплачено персональным платежом.
Эта ситуация немного усложняет расчеты и позволяет открыть путь для мошеннических схем. Потому не стоит удивляться, что после того как пользователи поставят счетчик, цифры в платежках значительно упадут. Но если пока нет такой возможности, все равно не помешает узнать, по какой именно формуле вам рассчитывают рассматриваемые цифры.
Порядок начисления происходит с использованием официальных нормативов потребления электроэнергии на общедомовые нужды. Выглядит эта формула следующим образом:
Норматив потребления * Площадь общедомовых помещений * Площадь квартиры/Площадь всех квартир в доме
Если подробнее, то правила начисления ОДН для рассматриваемого случая выглядят следующим образом:
- Поначалу рассчитывается доля электроэнергии, использованной на ОДН;
- Предыдущая единица прибавляется к объему электричества, подсчитанного по ИПУ или нормативу в зависимости от обстоятельств;
- Составляется квитанция и отправляется собственникам недвижимости.
Но платеж не будет указан как отдельная единица, а будет включён в общую стоимость, потому человеку нужно оплатить коммунальные услуги в полном размере.
Расчет по водоотведению на одн
Затраты на который окупаются за несколько месяцев Своевременно подавать показания по индивидуальным счетчикам Поскольку отсутствие реальных значений ведет к расчету оплаты по нормативам потребления Контролировать работу Управляющих организаций Позаботиться о смене старой проводки на новую Что позволяет свести к нулю потери энергии На что расходуется вода Расходы ОДН на холодную воду включают в себя:
Жильцы не должны платить за общедомовые нужды сверх нормы. На практике это выглядит так, что если часть энергоресурсов теряется в процессе доставки к конечному потребителю по вине УК, то затраты оплачивает управляющая организация. Правовое регулирование ФЗ № 176 был принят Госдумой РФ еще летом 2015 года.
Как рассчитать ОДН за отопление в 2021 году
Если летом мы ищем прохлады, то зимой холодные батареи превращаются в настоящую катастрофу, грозящую вечным насморком или чем-то более серьезным. Но если не платить за коммунальные услуги, в частности не оплачивать услуги по отоплению, то вскоре можно будет познакомиться с вечной мерзлотой.
Тепловая энергия с января 2021 года тоже рассчитывается по-новому. Вот формула, которая показывает изменения в расчетах:
Площадь квартиры * Норматив потребления тепла за отапливаемый сезон (Гкал/м²) * Тариф тепловой энергии;
А вот расчеты платы за тепло в помещениях общедомового типа:
Доля площади в общедомовых территориях * Норматив потребления тепла (Гкал/м² за последние 7 месяцев) * Тариф на тепловую энергию;
И наконец, нормативы для расчета доли площади помещений, которые входят в состав общедомового имущества:
Площадь общедомовых помещений * Площадь квартиры / Площадь всех квартир в доме;
Рассматриваемые формулы актуальные для ФЗ, а владельцам офисных помещений придется пользоваться немного другими тарифами. Но формулы довольно похожи, правда, стоимость, как правило, выходит на порядок ниже.
Законно ли в одн высчитывать водоотведение
и т.д.Бесплатная юридическая консультация:То, как производится расчет ОДН по воде, зависит от наличия/отсутствия общедомового счётчика.При отсутствии общего счётчика, расчет платы производится по нормативам, при этом алгоритм в соответствии с каждым нормативом дан в Приказе Минэнергетики и ЖК. В схематическом выражении формула расчёта ОДН по горячей и холодной воде в этом случае выглядит так:Общие нужды при наличии счётчика составляют разницу между значением, которое показал общедомовой прибор, и
Из указанной формулы следует, что размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению определяется в виде произведения количества потребителей, тарифа и норматива на соответствующую коммунальную услугу. Нормативы потребления на холодную и горячую воду, сумма которых
Расчет ОДН воды за 2021 год
Что же касается воды, куда, кстати, входит и водоотведение, то закон зацепил и эту часть коммунальных услуг. Но следует учитывать, что расчет ведется как на горячую, так и на холодную воду, причем стоимость у этих единиц разная. Это связано с тем, что для получения горячей воды требуется больше энергии.
Кроме того, стоимость рассматриваемых коммунальных удобств зависит от наличия общедомовых приборов учета. Если есть, ОДПУ – это то, что значительно облегчает вашу задачу по подсчетам, а коммунальщики не смогут сильно завысить стоимость своих услуг. Но это не значит, что они не будут пытаться это сделать. Тем не менее оплату, даже завышенную, придется вносить.
Вот формулы для подсчета ОДН за воду:
- В случае если есть счетчик:
(Показания ОДПУ — Потребление в общедомовых помещениях — Потребление ИПУ — Потребление по нормативу) * Площадь квартиры / Площадь всех квартир в доме
Принцип работы таков, что даже если человек потребляет мало воды, но у него большая квартира, то платежка будет большей, чем для человека, у которого квартира состоит из одной жилой комнаты.
- В случае если общедомового счетчика нет:
Норматив потребления * Площадь общедомовых помещений * Площадь квартиры / Площадь всех квартир в доме
Рассматриваемая формула, по факту, может использоваться как для расчета холодной, так и горячей воды, просто в расчетах будут указаны немного другие цифры, чтобы подчеркнуть разницу между услугами предоставления холодной и горячей воды в дом. Так что, как видите, для пользователей мало что изменилось, кроме того, что из платежки убрали аббревиатуру ОДН, а сама стоимость выросла в несколько раз.
Информация в данной статье предоставлена для ознакомления. Мы рекомендуем Вам к нашему юристу.
Внесение изменений в Жилищный Кодекс РФ в части начисления ОДН с 2017 года наделало достаточно много шума. И хотя нигде в СМИ эта тематика особо не муссировалась, но для простых граждан возникла определенная путаница. Какие общедомовые начисления они теперь оплачивать не будут, что будет оплачивать управляющая компания и где начисления за общедомовые начисления искать в платежке.
В связи с этим Минстрой России выпустил разъяснения механизма начисления , а самое главное уточнение о том, что новая плата за ОДН в графе содержании жилья не должна превышать норматив. Так в документе указывается, что размер ОДН при включении в жилищную услугу не может превышать норматив по сравнению с нормативом на 1 ноября 2021 года.
Что такое ОДН и что в них включается
ОДН, как вы наверняка уже поняли – это общедомовые нужды. Рассматриваемая статья расходов появилась в коммунальных платежках относительно недавно, но уже успела поднять много шума, так как счет там приличный. Дело в том, что коммунальные услуги для дома и для конкретной квартиры – это совершенно разные понятия, поскольку в многоэтажке есть не только жилые помещения, но и нежилые, которые тоже отапливаются, освещаются и т.п. Логично, что за это кому-то надо платить, поскольку сомнительно, что управляющая компания просто подарит приличную сумму жильцам, а сама будет работать для себя в убыток.
Теперь о том, что подразумевает начисление по ОДН. Если платить, то важно знать за что именно приходит счет, какие услуги входят в данный список и т.п. Итак, вот общий список услуг, которые нужно оплачивать жильцам:
- Освещение подъезда и территории возле дома;
- Уборка помещений;
- Отопление технических помещений и подъездов;
- Водоотвод и водоснабжение;
- Электроснабжение.
Каждая из этих статей расходов имеет свои особенности и нюансы. Вот для примера, на что может быть потрачено ОДН за электроэнергию:
- Работа лифтов;
- Работа насосов водоснабжения;
- Работа сигнализации и домофона;
- Выработка электричества для осветительных приборов, расположенных по нежилым помещениям всего дома;
- Технологические потери в МКД, что связаны с особенностями электрооборудования.
Как видите, оплата за ОДН по электроэнергии может быть довольно большой, так как пунктов, за которые её начисляют, немало. Но давайте рассмотрим ещё одну из основных отраслей, где насчитываются приличные счета за ОДН – водоснабжение:
Если рассматривать данные два случая, то оплачивать ОДН в 2017 году можно, только если они касаются исключительно рассматриваемых услуг, но не более. Если в платеж включили какой-то другой вид работы, то это уже является незаконным, и платить за ОДН этого плана нельзя, так как он включает лишние услуги, оплата которых согласно закону не лежит на плечах жильца.
Одним из таких спорных вопросов является размещенное на крыше телеоборудование. Его работу оплачивает не жилец, а провайдер, который и установил его.
Расчет ОДН с 1 января 2021 года
Например, возьмем расчет начисления за холодную воду. Из показаний общедомового счетчика минусуются все поквартирные показания счетчиков. После этого остаток распределяется между собственниками пропорционально их квадратным метрам собственности. Если этот остаток меньше, чем показания ОДН на 1 ноября 2021 года, то распределение происходит между собственниками и это не требует никаких действий от управляющей компании. Выше показаний, чем показания на 1 ноября 2021 года управляющая компания начислять не может.
По крайней мере до 1 июня 2021 года, когда регионы должны будут установить предельные нормативы по всем видам коммунальных услуг. При этом Минстрой будет обращать внимание на те регионы, которые будут завышать предельные нормативы.
Можно было бы радоваться данному обстоятельству, но к сожалению ОДН никуда не делся. Правительство РФ, точнее те специалисты кто готовил данный законопроект, просто спрятали данную строку от потребителей. Применив простое правило «с глаз долой из сердца вон» законодатель решил обойти эту острую проблему.Куда же денется ОДН? Все будет просто, с 01 января 2021 года, ОДН будет включен в состав платы за содержание. Согласно пункта 10 статьи 12 «Закона об изменениях» – плата за содержание изменится на размер нормативов ОДН действующих в городе по состоянию на 01 ноября 2021 года. Т.е. примерно с 01 января 2021 года (все будет зависеть от расторопности управляющих компаний) плата за содержание неожиданно вырастет, за то исчезнет строка в квитанциях – ОДН. Т.е. выглядеть это будет примерно следующим образом:дополняем наш пример тарифом на электроэнергию – 2,52 руб. / кВт*ч.Как мы помним, в нашем примере, ответственность управляющей компании ограничена нормативным значением ОДН, т.е. в денежном выражении это будет:3,24 кВт*ч (норматив ОДН) х 1000 м2 (площадь общих помещений МКД) х 2,25 руб. / кВт*ч = 8164,8 рублей.Согласно Закона об изменениях этот размер ответственности управляющей компании с 01 января 2021 года должен быть включен в размер платы за содержание! Вот и все, все просто.В нашем примере, с 01 января 2021 года в доме размер платы увеличится на:8164,8 руб. / 3500 м2 (площадь МКД) = 2,33 рубля.Т.е. был размер платы 29 руб./м2, а станет 31,33 руб./м2. Зато строчка ОДН исчезнет из квитанций.Но это еще не все, таким же образом к плате за содержание жилого помещения добавится нормативный ОДН по холодной и горячей воде. В нашем примере это:Холодное водоснабжение 0,022 м3/м2 (норматив ОДН) х 22,90 руб./м3 (тариф Примтеплоэнерго) = 0,50 руб. / м2 — нормативное ОДНГорячее водоснабжение 0,02 м3/м2 (норматив ОДН) х 260 руб./м3 (Примтеплоэнерго) = 5,2 руб. / м2 — нормативное ОДНТеперь добавим эти значения к нашему примеру:0,50 + 5,2 = 5,7 руб./м3 умножим на площадь общего имущества 1000 м2 и получим ОДН на весь дом 5700 рублей;теперь разделим его на всю площадь дома 3500 рублей, и получаем:5700 / 3500 = 1,63 руб. / м2, т.е. плата за содержание увеличится еще на 1,63 рубляВывод: с 01 января 2021 года с 29 рублей за м2 размер платы полностью на законных основаниях увеличится до 32,96 рублей, т.е. плюс 13,5 %И это увеличение пройдет по всем многоквартирным домам. Вопрос только в расторопности управляющих компаний, успеют ли они рассчитать необходимое увеличение и уведомить об изменении собственников.
Да, еще одна неприятная новость, согласия собственников, согласно пункта 10 статьи 12 Закона об изменениях – не требуется.Самым большим минусом нового способа расчета будет то, что теперь собственники не будут заинтересованы в улучшении учета коммунального ресурса. Если раньше ОДН платили непосредственно они, и все были заинтересованы платить меньше, то теперь собственникам будет все равно – любой ОДН будет платить управляющая компания, т.к. нормативный ОДН уже заложен в размер платы за содержание. И если раньше можно было платить меньше, т.к. ОДН изменялся, то теперь этого не будет.Отсюда изменится поведение собственников.
Если сейчас ответственный председатель совета дома, чувствует ответственность за ОДН и в один день снимает показания приборов учета, фиксирует незарегистрированных жильцов и оперативно сообщает в УК об утечках, то в 2021 году он постепенно перестанет это делать. Зачем что-то делать, если это ни на что не влияет? Не за чем…Итак, подведем итог:+ ОДН с 01 января 2021 года исчезнет из квитанций;- но увеличится размер платы за содержание;+ управляющая компания будет очень заинтересована в хорошем состоянии учета;- но собственники перестанут нести ответственность, что скорее всего увеличит ОДН. Прогноз, на наш взгляд, к сожалению печальный – в таких условиях система учета коммунальных услуг будет ухудшаться.
С уважением, Людмила Руденко
Про начисление расходов на общедомовые нужды
и вот с 1 января 2021г. порядок начисления расходов на ОДН меняется — об этом далее.
Расчет по водоотведению на одн
Несмотря на то, что в Верховный суд РФ неоднократно поступали кассационные жалобы по вопросам, связанным с предъявлением ресурсоснабжающими организациями к оплате исполнителям коммунальных услуг несуществующей услуги по водоотведению на общедомовые нужды, ВС РФ не спешил передавать эти жалобы на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам. Все жалобы по расчетам объема водоотведения на ОДН фактически сводились к установлению подлежащего применению правового акта – либо, согласно позиции РСО, применять Федеральный закон от 07.12.2011 N416-ФЗ (далее – закон 416-ФЗ), согласно которому «водоотведение на ОДН» фактически равно сумме ГВС на ОДН и ХВС на ОДН, либо применять ПП РФ от 14.02.2012 N124 (далее – Правила 124), ссылающееся в свою очередь, на ПП РФ от 06.05.2011 N354 (далее – Правила 354), согласно которым никакого «водоотведения на ОДН» не существует. При рассмотрении кассационных жалоб как от РСО, так и от ИКУ судьи Верховного суда выносили Определения об отказе в передаче этих жалоб на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам, при этом указанные судебные акты часто противоречили друг другу. Например, Определением ВС РФ от 26.08.2014 по делу N307-ЭС14-222 установлена правомерность применения Закона 416-ФЗ, Определением ВС РФ от 19.09.2014 по делу N309-ЭС14-2373 признана правильной прямо противоположная позиция, а именно: установлена неправомерность применения Закона 416-ФЗ и правильность применения именно Правил 124 (и Правил 354). 18 августа 2015 года Судебная коллегия ВС РФ наконец-то рассмотрела кассационную жалобу одного из исполнителей коммунальных услуг. Выводы суда подтверждают мнение экспертов «АКАТО».
Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2013 г. N 344 из пп. «в» п.4 Правил 354 исключено водоотведение из помещений, входящих в состав общего имущества МКД, из п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N306 (далее – Правила 306) исключен абзац 2, который определял порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН. Также удалено упоминание о единице измерения такого норматива из пп. «в» п.7 того же документа. Указанные изменения вступили в силу с 01 июня 2013 года. Таким образом, с 01 июня 2013 года норматив потребления водоотведения на ОДН отменён, т.е равен нулю. Необходимо понимать, что для РСО, предоставляющих коммунальный ресурс по отведению сточных вод, сложившаяся ситуация означала лишь снижение доходов, без какого-либо изменения расходной части бюджета, при этом не производилось никаких технических преобразований, не проводилось каких-либо работ, не было оснований для изменения численности персонала и т.п. Правительство РФ практически просто ликвидировало одну из статей доходов РСО, ничем эту потерю не компенсируя. С целью недопущения необоснованных, на их взгляд, убытков, ряд РСО решили продолжить выставлять исполнителям счета на оплату общедомового водоотведения в МКД, оборудованных общедомовыми приборами учета ГВС и ХВС, но не оборудованным ОПУ водоотведения, в объеме, равном сумме объемов потребления ГВС и ХВС, определенных по показаниям соответствующих ОПУ, ссылаясь при этом на положения Закона 416-ФЗ. При этом по домам, не оборудованным ОПУ ГВС и ХВС, РСО ничего не оставалось делать, как прекратить выставлять к оплате «водоотведение на ОДН» — норматив был отменен, а придумать какое-либо хотя бы отдаленно правдоподобное обоснование предъявлять к оплате ИКУ несуществующую услугу, у РСО не получилось. По домам, оборудованным ОПУ водоотведения (а, например, автору статьи такие дома на практике не встречались) расчет велся по этим приборам, и вопросов ни у кого не возникало. Таким образом, сложилась неопределенность по вопросу расчета объема водоотведения на ОДН именно в МКД, оборудованных ОПУ ГВС и ХВС, но не оборудованных ОПУ водоотведения. При этом РСО считали подлежащим применению Закон 416-ФЗ, согласно которому объем водоотведения определяется как объем водоснабжения (ГВС и ХВС), ИКУ настаивали на неприменимости Закона 416-ФЗ и необходимости руководствоваться жилищным законодательством, а именно: Правилами 124 и Правилами 354, которые вообще не содержат понятия «водоотведение на ОДН», и устанавливают расчет общедомового объема водоотведения как сумму индивидуальных объемов водоотведения помещений МКД. По всей России начались споры, судебные разбирательства, проверки надзорных инстанций. При этом единообразная правоприменительная практика никак не складывалась. 10 апреля 2014 года Минстрой России своим письмом от 10.04.2014 N 5942-МС/04 поддержал позицию РСО и дал разъяснения, что при расчёте объёма общедомового водоотведения подлежит применению именно Закон 416-ФЗ. Для многих судов это письмо стало доказательством правильности позиции РСО, несмотря на отсутствие у этого письма статуса нормативного правового акта и отсутствие у Минстроя полномочий по разъяснению законодательства о водоснабжении и водоотведении (а Закон 416-ФЗ называется именно «О водоснабжении и водоотведении»). Судебная практика начала складываться против позиции ИКУ. В 2014 году судебными инстанциями различных уровней было принято множество решений, определений, постановлений по вопросам водоотведения на ОДН, но однозначно порядок расчета объема водоотведения на ОДН высшей судебной инстанцией так и не был определен. 23 декабря 2014 года Минстрой России диаметрально изменил свою позицию в пользу ИКУ. Письмом от 23 декабря 2014 г. N 25364-ОГ/04 Минстрой России разъяснил следующее: «норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН отменен. Соответственно, в МКД, не оборудованном ОПУ сточных вод, плата за водоотведение на ОДН равна нулю». Интересно, что в отличие от ранее изданного Минстроем письма, ряд судов отказались признавать Письмо Минстроя от 23.12.2014 N25364-ОГ/04 доказательством, сославшись на отсутствие у письма статуса нормативного правового акта, не приняв во внимание, что как раз полномочия по разъяснению именно жилищного законодательства у Минстроя есть (а в указанном письме разъяснялись именно положения жилищного законодательства). При этом такие суды в ряде случаев заявляли, что руководствуются не какими-то письмами, а сложившейся судебной практикой. И вот наконец-то, после более чем двух лет споров Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ рассмотрела кассационную жалобу по вопросу водоотведения на ОДН, и Определением от 25.08.2015 по делу N307-ЭС15-8761 установила неприменимость Закона 416-ФЗ, указав в числе прочего: «В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона о водоснабжении (Закон 416-ФЗ – прим. автора) положения этого закона применяются к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по водоотведению, в части, не урегулированной другими федеральными законами. Правила определения объема коммунальных услуг урегулированы нормами Жилищного кодекса, поэтому доводы … и выводы cудов, основанные на нормах Закона о водоснабжении, несостоятельны». В отношении применения Правил 124 и Правил 354 Судебная коллегия ВС РФ установила: «В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Пункт 21 Правил N124 устанавливает формулу расчета за поставленные ресурсоснабжающей организацией объемы коммунального ресурса на дома, не оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета соответствующего ресурса, которая предусматривает суммирование ряда величин, в том числе объема, определенного исходя из показаний комнатных приборов учета ресурса (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета ресурса), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объема, определенного за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг. К названным составляющим формулы прибавляется объем ресурса, предоставленного на общедомовые нужды многоквартирного дома, определенный за расчетный период исходя из соответствующего норматива в случаях, предусмотренных Правилами N354. В соответствии с пунктом 42 Правил N354 размер платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и горячей воды – в соответствии с формулой 4 приложения N2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения. В силу пункта 13 Правил N354 условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативному правовому акту. Из названных норм следует, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод, индивидуального или общего (квартирного) прибора учета сточных бытовых вод и при наличии индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды объем предоставленной ресурсоснабжающей организацией услуги по водоотведению определяется путем сложения показаний индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды и норматива водоотведения на общедомовые нужды. … Правительство Российской Федерации постановлением от 16.04.2013 N344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» (далее – Постановление N344) внесло изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N306 (далее – Правила N306), согласно которым из положений Правил N306 исключено понятие и порядок определения норматива водоотведения на общедомовые нужды, а органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано в срок до 01.06.2013 обеспечить приведение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с изменениями, утвержденными Постановлением N344 (вступили в силу с 27.04.2013). Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса). На основании платежных документов граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за водоотведение (часть 1 статьи 153, часть 4 статьи 154, пункт 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса, пункты 63, 67 Правил N354). При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, определяется как произведение тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение. Указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами N306 (пункт 48 Правил N354, пункты 10, 17 и формулы 10 и 15 Приложения N2 к этим Правилам). Правилами N306 не предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды. Ранее действующие нормы, предусматривавшие такой норматив, исключены из этих Правил (пункт 1 Постановления N344). Законность и обоснованность данной нормы проверялась Верховным Судом Российской Федерации в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и суд признал ее соответствующей как жилищному законодательству, так и Закону о водоснабжении (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2014 NАКПИ14-1190). Таким образом, в спорный период отсутствовал норматив водоотведения на общедомовые нужды, который является одной из составляющих формулы определения объема водоотведения по жилому многоквартирному дому, в связи с чем произведенный … расчет стоимости услуг, предоставленных …, с отнесением на последнего расходов по их оплате в части стоимости водоотведения на общедомовые нужды в многоквартирных жилых домах, не соответствует установленным Правилам N124 и 354, действовавшими на момент спорных правоотношений».
Рекомендуем прочесть: Образец Заполнения Домовой Книги На Частный Дом Образец
Что изменится в начислении ОДН?
Плата за ОДН теперь однозначно во всех случаях будет начисляться и указываться в счете, выставляемом УК или ТСЖ , и являться частью платы за содержание жилого помещения
(п. 1 ст. 154 ЖК РФ). Раньше плата ОДН была в составе платы за коммунальные услуги. Энергоснабжающая организация отныне не сможет включать ОДН в счет за воду или электроэнергию исходя из площади помещений.
Плата за ОДН не может превышать норматив потребления на общедомовые нужды , установленный региональным законодательством. Нормативы можно найти на сайте администрации или Региональной службы . Во многих регионах они до сих пор еще не приняты, в обязательном порядке должны быть утверждены к 01 июня 2017 года.
Порядок расчет норматива по ОДН (нового) я не нашла, по всей видимости расчет будет произведен согласно старому постановлению , по формулам 27, 37, либо будет утвержден новый порядок регионами. Как следует из свежих пояснений размер расходов на содержание общего имущества должен определяться:
исходя из площади общего имущества, информация о которой указана в техническом паспорте на дом и исходя из вида помещений, указанных в п. 1, 2 ст. 36 ЖК РФ, а для применения нормативов потребления холодной воды, горячей воды и отведения сточных вод в целях использования общего имущества — согласно п. 27 Приложения N 1 к Правилам N 306.
Пункт 1 и 2 статьи 36 ЖК к общему имуществу относит:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.
Добавлено 01.08.17г.
Итак, закон был принят и с 10.08.2017 года изменения вступают в силу. А вот выдержка из ФЗ:
Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Другим вариантом расчета платы за ОДН в случае принятия соответствующего решения общим собранием (согласно поправкам) может быть:
1) оплата исходя из среднемесячного объема потребления с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов.
Как видно, согласно поправкам, расчет ОДн будет проводится по ОДПУ только в случае принятия каждый год соответствующего решения общим собранием собственников помещений, в иных случая — по нормативу с корректировкой платы относительно показаний ОДПУ.
Что входит в ОДН: общедомовая собственность + ресурсы
В ст. 36 ЖК РФ указан перечень помещений, относящихся к общедомовой собственности. В неё входят:
- лифт и шахта лифта;
- крыша;
- технический этаж;
- лестничные площадки и коридоры;
- чердак;
- придомовая территория;
- подвал.
Содержание этих площадей обуславливает расходы на обслуживание общедомового имущества. Практика отношений собственников и управляющих компаний определила следующий перечень ресурсов для ОДН:
- объём воды, потребляемый для влажной уборки подъезда, технических помещений, благоустройство придомовой территории и обслуживание коммунальных систем;
- потребление электроэнергии для освещения подъезда и других помещений, а также обеспечения бесперебойной работы лифтов, приборов учёта, домофонов и другого оборудования;
- расход на отопление общего имущества дома, промыв системы отопления и опрессовку.
Отдельно следует отметить технологические потери. К ним относят расход ресурсов, не связанный напрямую с «классическим» потреблением воды, электроэнергии и тепла, но обоснованный объективной ситуацией пользования коммунальными услугами. Например, если кран в одной из квартир сломался, для ремонта потребуется слить воду из системы, что и приведет к потерям. Подобные растраты включаются в норматив потребления и могут быть изменены по запросу управляющей компании. Содержание систем в исправном состоянии уменьшает технические потери.