Видимые изменения в непосредственном управление многоквартирным домом в 2021 году


Состав проектной документации

Законом № 176‑ФЗ установлено новое требование, дополняющее список разделов проектной документации для строительства, реконструкции МКД. Так, согласно новому пп. 11.2 ч. 12 ст. 48 ГрК РФ в проектную документацию следует включать сведения о нормативной периодичности выполнения работ по капитальному ремонту МКД, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации такого дома, об объеме и о составе указанных работ.
В силу ч. 14 ст. 12 Закона № 176‑ФЗ данное требование не применяется в случае, если до дня вступления в силу данного закона (30.06.2015):

  • проектная документация по строительству, реконструкции МКД утверждена или направлена на экспертизу проектной документации (иначе говоря, дополнять ее не нужно);
  • проектная документация по строительству, реконструкции МКД не подлежит экспертизе и подано заявление о выдаче разрешения на строительство такого дома (если документация экспертизе не подлежит, но заявление о выдаче разрешения на строительство еще не подано, следует разработать новый раздел).

Рассматриваемые поправки направлены на то, чтобы региональные программы капитального ремонта, обосновывающие обязанность собственников помещений по уплате взносов на капремонт, были достоверны.

Отличие непосредственного управления от других форм

Отличительная особенность такой формы выражается в самом ее понятии – собственники уполномочены разрешать все проблемы многоэтажного здания напрямую в обход различных представителей и посредников. Общие владения жильцов находятся под непосредственным контролем владельцев.

Общедомовой принято считать следующую собственность:

  1. Площади общего пользования (лестничные площадки, лифты, тамбуры и коридоры, кладовые помещения, мусоропроводные конструкции).
  2. Фундамент (в том числе земля под ним) и подвалы.
  3. Перекрытия, дверные и оконные проемы.
  4. Чердаки и крыши.
  5. Придомовая площадь (детские или спортивные площадки, автостоянки, места отдыха жильцов).

Любая проблема, касающаяся содержания вышеперечисленных территории решается путем собрания владельцев. Каждый хозяин жилплощади в доме имеет право предложить собственный вариант разрешения, который будет вынесен на рассмотрение. Договорившись о способе устранения проблемы, владельцы также выбирают одного или нескольких жильцов, уполномоченных исполнить поручение. Также может быть выбран исполнитель (например, организация) для выполнения работ. Тогда владельцы выступят в качестве заказчиков. С исполнителем заключается соглашение.

При решении коммунальных задач для отдельного жилища, договор с исполнителем или поставщиком заключает сам хозяин помещения лично.

Варианты разрешения текущих проблем могут избираться только коллективным способом, с учетом пожеланий всех обладателей квартир. Собрания должны проводиться минимум один раз в год. Существуют варианты как очных (встречи) так и заочных (опрос) голосований.

Управление новостройкой

Ранее застройщику разрешалось сразу после ввода МКД в эксплуатацию решать – заключить договор управления со специализированной (с 01.05.2015 – лицензированной) организацией либо управлять домом самостоятельно (при условии соответствия застройщика стандартам и правилам деятельности по управлению МКД) до заключения договоров управления с управляющей компанией (УК), выбранной по итогам открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления (МСУ). Начиная с 30.06.2015 ч. 14 ст. 161 ЖК РФ изложена в новой редакции: до заключения договора управления МКД между лицом, указанным в п. 6 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, управление домом осуществляется управляющей организацией, с которой застройщиком должен быть заключен договор управления МКД не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию дома.
Представляется, что данная поправка призвана способствовать защите прав владельцев помещений в доме, поскольку в рамках договора управления МКД обязанности и ответственность УК весьма детально прописаны в законе, чего нельзя сказать о правовом статусе застройщика. Одновременно естественным образом возникает вопрос: каковы последствия для застройщика, нарушившего данные требования и не заключившего вовремя договор управления? Прежде всего, по мнению автора, застройщик не может быть привлечен к административной ответственности за управление МКД без лицензии (ч. 1 ст. 14.1.3 КоАП РФ) по той причине, что лицензированию подлежит деятельность по управлению МКД на основании договора управления (ч. 2 ст. 192 ЖК РФ), а застройщик по закону не может выступать исполнителем по такому договору. Не исключено, что дольщики, получившие помещения по акту, могут требовать защиты своих прав путем принуждения застройщика (через органы госжилнадзора или суд) к заключению договора с УК.

Дополнительно отметим, что условие об обязанности застройщика заключать договор управления с УК не может лишить его права взыскивать с пользователей помещений плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Кстати, из ст. 155 ЖК РФ не была удалена и продолжает действовать ч. 7.3, которая дословно звучит так: при осуществлении застройщиком управления многоквартирным домом без заключения договора управления таким домом с управляющей организацией плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится лицом, указанным в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, застройщику.

Особенности обслуживания

В самостоятельное администрирование входят не только уход за самим домом, но и благоустройство придомовой территорией, наличие площадок для детей, достаточное количество скамеек и урн.

На собрании выбирают уполномоченного, который будет координировать выполнение этих работ, заключать необходимые договора, вести учет всей документации, подготавливать отчеты о проделанной работе. Как правило, уполномоченный и председатель совета являются одним лицом.

Согласно законодательству выбор способа должен быть совершен в течение одного года. Если к единому мнению прийти не удалось, то это будет сделано органом местного самоуправления.

Последние правки

Изменения, введенные в законодательство, призваны делать проще осуществление непосредственного руководства.

Изменения состоят в следующем:

ПоказателиОписание
Упрощение участия в общем собрании жильцовпоявилась возможность не присутствовать на собрании лично, а выдавать доверенность на право проголосовать от его имени. Эту доверенность не обязательно заверять у нотариуса, тратя на это деньги. Ее может заверить компетентное лицо по месту работы или учебы
Изменилось количество голосов, необходимых для принятия решенийранее для принятии положительного решения требовалось не менее 2/3 голосов присутствующих на собрании. Теперь достаточно, чтобы за принятие решения проголосовала половина жильцов
Появилась возможность открыть банковский депозит и разместить на нем средства, собранные для капитального ремонтапроценты от вклада обеспечат защиту от инфляции денежных средств

Организации работ

Совместное решение неизбежных проблем приведет к сплочению коллектива жильцов дома. Каждый из них может внести свое предложение, которые будут отличаться в зависимости от потребностей и образа жизни каждого.

Человеку, возвращающемуся с работы во вторую смену, важно хорошее освещение, а пенсионерам необходимы скамейки в достаточном количестве. Ни одна мать не откажется от хорошо оборудованной детской площадки, а у хозяев собак свои проблемы.

Можно организовывать дни по совместной уборке придомовой территории, беря с собой своих детей. Каждый, почувствовав себя хозяином, может вносить свою лепту. Например, человеку, знакомому со столярным делом и имеющему необходимый инструмент,не составит большого труда прибить покосившуюся планку.

В случае, если необходимо произвести более сложные работы, следует прибегнуть к услугам сторонних организаций. Заниматься этим входит в обязанности председателя.

Порядок организации работ следующий:

ПоказателиОписание
Создается группа из активистовжелательно, чтобы в нее входили представители из каждого подъезда
Составляется перепись всех квартирвходящих в этот дом
Совершается обход квартирс целью ознакомить ее жильцов с новыми правилами
Оповестить всех о предстоящем собрании при личном визитеобъявлениями внизу подъезда или раскладыванием по почтовым ящикам
Провести собраниерешение должно быть принято только голосованием. При окончательном подсчете учитывается пропорция – голос одного жильца равняется числу квадратных метров, которые находятся в его пользовании

Собрание жильцов должно решить следующие вопросы:

  1. Утвердить форму управления.
  2. Выбрать ответственных лиц.
  3. Составить необходимые договора.

Завершается собрание составлением протокола, в котором ставят подписи все присутствующие. Каждый собственник вправе самостоятельно выбрать компании, с которыми будут заключаться договора. Допускается, чтобы это сделал ответственный представитель для всех квартирантов.

Нюансы финансирования

Отсутствие посредников предполагает, что распределением денежных средств жильцы будут заниматься самостоятельно. Решение выносится на собрании и заносится в протокол. Имеется возможность выбрать представителя, который будет представлять интересы большинства.

При непосредственном управлении отсутствует государственное финансирование на капитальный ремонт дома. В связи с этим применять такой способ для ветхого жилья нецелесообразно.

Видео: плюсы и минусы

Обязанность застройщика по внесению платы

Жилищный кодекс устанавливает обязанность собственника помещения вносить плату за содержание и ремонт общего имущества, управление МКД и коммунальные услуги. Как известно, собственником помещения лицо становится с момента регистрации права собственности. Поэтому, чтобы справедливо распределить бремя содержания помещений во вновь построенных домах, в 2011 году в ч. 2 ст. 153 ЖК РФ был введен п. 6, согласно которому обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство МКД) после выдачи ему разрешения на ввод дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи. До названного момента бремя содержания помещений должен нести застройщик (лицо, обеспечивающее строительство МКД). Однако доказывать это правило управляющим и ресурсоснабжающим организациям приходилось зачастую в суде, опираясь лишь на общую норму ст. 210 ГК РФ о том, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Начиная с 30.06.2015 в ч. 2 ст. 153 ЖК РФ есть новый п. 7, который устанавливает обязанность застройщика (лица, обеспечивающего строительство МКД) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, вносить плату с момента выдачи ему разрешения на ввод дома в эксплуатацию.

Современное управление многоквартирным домом: проблемы, перспективы, инновации

  • непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
  • управление товариществом собственников жилья (ТСЖ) либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
  • управление управляющей организацией.
  • Сегодня ЖКХ

    представляет собой технически сложное хозяйство, которое требует новых разработок и новых технологий с тем, чтобы обслуживающие структуры «не только нагружали жителей объемами услуг, но и сокращали стоимость этих услуг».

    Попробуем определить проблемы в управлении многоквартирном домом

    . В условиях совершенствования отрасли народного хозяйства
    (реформа ЖКХ)
    важнейшим критерием оценки работы ЖКХ является клиентоориентированность. Клиентоориентированность — это характеристика самого бизнеса. Она отражает место интересов клиента в системе приоритетов руководства и собственников. Согласитесь, сложно назвать клиентоориентированным компанию, которая стремится выжать деньги из клиента за каждую мелочь.

    И как же двигаться УК многоквартирными домами и ЖКХ в целом к ориентации на клиентов?

    Если мы хотим работать профессионально и качественно, то менеджмент
    (управление)
    многоквартирным домом должно быть «умным». Необходимо сломать стереотип «совдепа» в управлении. То есть, в нашем управлении сейчас фигурирует 2 типа управленцев многоквартирными домами:

    • руководители, которые вышли из советских руководящих структур (партии, комсомола)
      ;
    • руководители, основной целью которых является быстрое получение прибыли.

    Соответственно, для клиентоориентированного качественного управления многоквартирным домом ни один тип руководства нам не подходит. Нам нужны руководители «нового поколения», которые будут обладать достаточным уровнем знаний, образованием и стремлением на практике применить их в области управления, считая главным в своей работе человеческие отношения. И это совсем не значит, что нужно менять руководителя 1 или 2 типа на руководителя «нового поколения» — это говорит о том, что совершенствование управлением многоквартирным домом должно быть в «умах» управленцев, что приведет к дальнейшему проффесиональному преобразованию управления в отрасли.

    Не секрет, что обслуживание потребителей — одно из наиболее слабых мест в деятельности предприятий ЖКХ. Многие на себе ощутили увеличение тарифов ЖКХ и причина нашего негодования не в том, что они действительно увеличились, а в том, что при росте тарифов мы не наблюдаем улучшения качества обслуживания потребителей услуг. Ведь если компенсировать рост тарифов хотя бы улучшением обслуживания и ориентацией на потребителя, то лояльность потребителя увеличится. В свою очередь в формировании общественного мнения будет присутствовать понимание: увеличили тарифы — улучшили качество обслуживания. Качество услуг можно улучшить за счет прозрачности учета и оперативной реакции на обращения потребителей, а для этого необходимо внедрять в отрасли современное программное обеспечение, идти в ногу со временем, посредством автоматизации бизнес-процессов, созданием единой информационной системы (ЕИС)

    .

    В условиях сложной коммерческой деятельности предприятий и организаций ЖКХ учет, контроль бизнес-процессов и объединение данных в ЕИС на предприятиях отрасли ЖКХ, приобрел особое значение. Автоматизировать управление многоквартирным домом можно посредством внедрения системы 1С:ВДГБ: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК, которая предназначена для использования в ТСЖ, ЖСК, ДЕЗах, ЖЭУК, управляющих и в других подобных организациях ЖКХ, которые ведут как расчет квартплаты и прочих коммунальных услуг, так и паспортный учет.

    Для управления многоквартирным домом

    система
    1С:ВДГБ: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК 8
    это эффективный инструмент для принятия управленческих решений с помощью специализированных и универсальных отчетов, обеспечивающих прозрачность учетного процесса, снижение трудоемкости за счет автоматизации основных операций.

    Программное решение 1С:ВДГБ: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК 8

    разработано на технологической платформе 1С: Предприятие 8 и подходит для любых учреждений сферы коммунальных и жилищных услуг, таких как:

  • товарищества собственников жилья (ТСЖ);
  • жилищно-эксплуатационные управления (ЖЭУ);
  • жилищно-эксплуатационные управляющие компании (ЖЭУК);
  • жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК);
  • дирекции по эксплуатации зданий (ДЭЗ);
  • жилищно-коммунальные хозяйства (ЖКХ);
  • коммунальные сервисные компании;
  • коттеджные поселки;
  • гаражно-строительные кооперативы;
  • дачные кооперативы;
  • единые расчетные центры;
  • управляющие компании.

Программа подойдет как для небольшого ТСЖ, так и для крупной управляющей компании или расчетного центра. Функциональные возможности системы 1С:ВДГБ: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК 8

обеспечивают решение следующих задач:

  • учет владельцев имущества;
  • полноценный учет жилого и нежилого фонда;
  • работа с лицевыми счетами;
  • расчеты и начисления;
  • взаимодействие с поставщиками услуг;
  • составление сметы затрат, закрытие затратных счетов в соответствии со сметой и контроль ее исполнения;
  • учет голосований и результатов голосований;
  • формирование различных отчетов (финансово-лицевой счет; справка в ГЦЖС; оборотно-сальдовая ведомость и т.д.)
    ;
  • бухгалтерский и налоговый учет ведется за счет интеграции с программой 1С: Бухгалтерия 8
    возможен стандартный бухгалтерский и налоговый учет без необходимости совершать обмен и выгрузки между модулями учета квартплаты и бухгалтерии;
  • подомовой учет затрат;
  • аварийно-диспетчерская служба.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что управляющий инструмент 1С:ВДГБ: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК 8

является неотъемлемым условием обеспечения прозрачности бизнес-процессов в управлении многоквартирным домом, что в свою очередь повышает эффективность деятельности управляющих компаний.

Качественное управление посредством ЕИС нам дает:

  • сокращение роста тарифов;
  • возможность оперативно реагировать на обращения граждан;
  • дополнительные средства на обустройство придомовых территорий и мест общественного пользования;
  • прозрачность бизнес-процессов (например, прозрачность накоплений на капитальный ремонт)
    и т.д.

Таким образом, посредством современного программного обеспечения и клиентоориентированности отрасли ЖКХ потребители услуг получают качественное обслуживание.

Договор управления с победителем открытого конкурса

В соответствии с ч. 13 ст. 161 ЖК РФ на орган МСУ возложена обязанность в установленные сроки провести открытый конкурс по отбору УК для управления домом после выдачи разрешения на ввод его в эксплуатацию. Также в ней предусмотрена обязанность лиц, принявших от застройщика помещения по акту, заключить договор управления с победителем конкурса. Ранее из положений ЖК РФ следовало, что такой договор заключался в обязательном порядке в соответствии со ст. 445 ГК РФ. В данной статье описан особый порядок обмена офертами и акцептами, протоколами разногласий, конечный этап – судебное разбирательство, по итогам которого договор считается заключенным с момента вступления в силу решения суда. Очевидно, что для УК совсем не выгодно обращаться в суд с исками, адресованными каждому собственнику (законному владельцу) помещения. Кроме того, считается, что при этом между сторонами сложились фактические договорные отношения, то есть собственники помещений не освобождены от внесения платы в адрес УК.
Теперь законодатель существенно упростил процедуру, убрав упоминание о ст. 445 ГК РФ и внеся в ч. 13 ст. 161 ЖК РФ следующую формулировку: если в течение двух месяцев со дня проведения открытого конкурса собственники не заключили договор управления с управляющей организацией, такой договор считается заключенным на условиях, определенных открытым конкурсом. Интересно, что в новой норме речь идет о собственниках, а не о лицах, принявших помещения от застройщика по акту.

Суть непосредственного управления МКД

При непосредственном руководстве МКД собственники квартир заключают договора по обслуживанию и ремонту дома на основании решений общего собрания жильцов. Такой способ управления позволяет им вступать в правоотношения с ресурсоснабжающими компаниями (РСО) – организациями, обеспечивающими поставку газа, воды и электричества.

Непосредственная форма управления многоквартирным домом – это способ, позволяющий собственникам помещений договариваться с подрядчиками о поддержании оптимального состояния дома.

Если речь идет о юридической стороне вопроса, каждый жилец помещения от своего имени заключает договор на поставку ресурсов.

Организация, которая содержат и проводит ремонт в доме, обеспечивает водоотведение, отопление, электро- и газоснабжение, ответственна перед собственниками помещений в МКД за выполнение своих функций. Эти положения установлены Правительством РФ, выражены в и содержатся в заключаемых договорах.

Порядок перехода на НУ

Для того чтоб перейти на НУ, инициаторы изменений должны созвать общее собрание. Уведомления о месте и дате проведения встречи, а также список вопросов, выставленных на голосование, нужно направить каждому домовладельцу.

Следующий этап — проведение сборов. Сделать это можно в очной или заочной форме. Важно также позаботится о присутствии представителя местной администрации, поскольку этого требует закон.

Последний шаг — выбор обслуживающей фирмы и подготовка соглашения. На этой стадии также нужно заняться оформлением прямых договоров с РСО.

Обратите внимание! После того как каждый владелец жилплощади подпишет отдельные договора с РСО на поставку ресурсов в свою квартиру, он будет отвечать исключительно по собственной задолженности. Однако оплата дополнительных услуг, таких как уборка или уход за клумбами, будет проходить за счет фактически перечисленных средств. То есть возможна ситуация, когда взносы добросовестных жителей будут перекрывать долги злостных неплательщиков.

Правила документального оформления НУ

Выбор способа управления — это свободный акт волеизлияния. Это означает, что жильцы могут в любой момент закрепить любой из допустимых механизмов администрирования или изменить управленца, назначенного в прошлом. Поскольку в МКД живет определенное количество граждан, решение принимается коллегиальным органом — общими сборами.

Процедура проведения собрания сособственников предусмотрена ст. 45 ЖК. Созвать ОС может любой из домовладельцев, но правомочным оно будет лишь при условии участия не менее 50% от общего количества субъектов, имеющих право голосовать.

Перед встречей владельцев инициатор ОС разрабатывает повестку дня — перечень вопросов, которые будут рассматриваться на заседании. Если организатор ставит на голосование предложение по закреплению новой формы хозяйствования, то в повестке отдельно указываются пункты о переходе на непосредственное управление, о выборе ответственного представителя и заключении договоров на обслуживание.

Скачать: образец договора непосредственного управления многоквартирным домом

Скачать: образец протокола собрания собственников в многоквартирном жилом доме

Важно! По итогам проведенных сборов составляется протокол собрания. В документе отображаются все важные сведения — место и дата встречи, количество присутствующих, рассматриваемые вопросы, результаты голосования.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]