Что такое коммунальные платежи
Коммунальные платежи – это денежные средства, переводимые физическими и юридическими лицами на счета обслуживающих организаций. Вносить плату обязаны все собственники в полном объеме и в установленный срок.
В коммунальные платежи включено:
- Водоснабжение (горячее и холодное).
- Отопление.
- Поставка электричества.
- Газ.
- Содержание и обеспечение сохранности долевого имущества.
Это основные услуги, которые подключены практически у всех, но список не исчерпывающий. Основанием возникновения обязательства является заключение индивидуального или коллективного договора собственников МЖД.
Жилищные услуги
Без услуг, которые относятся к жилищным, дом также не может обойтись, как и без коммунальных. Список их стандартный, может немного дополняться местными властями различных регионов.
- Жилые и нежилые помещения в доме должны освещаться, также существует требование и к подаче необходимой температуры воздуха.
- Проводятся при выполнении таких услуг мероприятия для поддержания санитарных норм в общих помещениях, на придомовой территории.
- Жилищные услуги – это и вывоз твердых и жидких отходов.
- Большое значение имеет обеспечение пожарной безопасности.
- Предусматривает комплекс жилищных услуг земляные работы возле дома, озеленение территории. Сюда же относится капитальный ремонт общего имущества, ремонт и обеспечение эксплуатации лифтов, ремонт мусоропроводов.
- Каждый год проводится подготовка сезонной эксплуатации жилого здания. Необходим и регулярный его осмотр.
Какие нормативно – правовыми актами регулируются жилищные правоотношения
Правоотношения, возникающие между пользователями и поставщиками коммунальных услуг, регулируются:
- Жилищным кодексом РФ;
- порядок начисления платежей закреплён статьями 156-157 ЖК РФ. В них указаны методики расчета, ограничения на итоговую сумму и способы перечисления денежных средств;
- порядок расчета и условия проведения процедуры перерасчета так же указаны в Постановлении Правительства № 354 ч.8 от 2011 года;
- фиксированный тариф на ресурсы указывается в актах местных исполнительных органов.
При разрешении споров, возникших из-за неправильного расчета платы за оказанные услуги, применяются следующие законы:
- Гражданский кодекс РФ, статья 395.
- Гражданско-процессуальный кодекс РФ, статья 131-132.
- Закон РФ « О защите прав потребителей».
- КоАП и УК.
Так за совершение грубых ошибок при определении общей стоимости услуг тот, кто начисляет коммунальные платежи, может быть привлечен к административной ответственности. Пользователь вправе подать на виновных лиц жалобу в Жилищную инспекцию, Прокуратуру, суд, Роспотребнадзор и т.д.
Порядок оплаты
Оплата счетов за коммунальные услуги вносится до 10 числа каждого месяца за предыдущий месяц. Для внесения квартплаты необходимо:
- До 25 числа каждого месяца предоставить в домоуправление показания индивидуальных счетчиков.
- При получении квитанций проверить правильность начислений.
- Оплатить квитанции в расчетно-кассовом центре или кредитной организации.
Оплатить счета за услуги ЖКХ можно без использования квитанций через электронную систему ГИС ЖКХ (п. 17 ст. 155 ЖК РФ). Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте Госуслуг, зайти в личный кабинет ГИС ЖКХ и выбрать организации поставщиков – их наименования и расчетные счета можно выяснить в управляющей организации или в полученной квитанции.
Порядок произведения вычислений
Процедуру начисления коммунальных платежей, должны знать все собственники недвижимости и квартиросъемщики. Размер ежемесячной платы зависит от наличия либо отсутствия измерительного прибора. При наличии счетчика можно точно установить количество израсходованного ресурса. Чтобы рассчитать точную сумму собственнику просто нужно правильно снять показания.
На размер ежемесячного взноса за обслуживание квартиры без приборов учета влияет количество лиц, прописанных в ней. Для определения итогового значения, тариф умножается на показания счетчика. К получившейся сумме добавляется обслуживание общедомового имущества. Если фиксаторы отсутствуют в многоквартирном доме, размер платы зависит от значения норматива потребления ресурса, площади жилого помещения и тарифа.
Что такое услуга на управление МКД
В соответствии с п.2 ст.162 ЖК РФ управляющая компания по договору управления МКД по заданию собственников помещений в этом доме за определённую плату обязуется выполнять работы и оказывать услуги по управлению многоквартирным домом.
Имеется в виду не одна услуга, а целый комплекс работ и услуг, выполнение которых входит в обязательство УК по договору управления домом. В п.4 Правил управления МКД перечислен список работ и услуг по управлению домом.
Подробнее про услуги управления МКД и связанные с этим расходы читайте здесь.
Что делать если были выявлены нарушения
При поступлении квитанции собственникам рекомендуется их полностью проверять. Так как УК и ЖКХ нередко допускаются ошибки в подсчетах. При обнаружении нарушений гражданину необходимо в письменном виде обратиться к руководству УК и указать на ошибку.
После рассмотрения обращения, управляющая компания должна предоставить измененные счет. Если на обращение никто не отреагировал либо в удовлетворении требований обратившегося было безосновательно отказано, то пострадавшему можно обратиться в следующие госорганы:
- Роспотребнадзор. Данный орган тоже занимается разрешением подобных споров. Однако Роспотребнадзор может только направить требования УК и предупредить виновное лицо о возможных последствиях.
- Жилищную инспекцию. Обращение в ЖИ в данной ситуации является самым эффективным. Так как рассмотрение вопросов и споров, связанных с неверным подсчетом квартплаты, является одной из их задач.
- Прокуратуру. Прокуратура имеет право привлечь виновника к административной ответственности за умышленное совершение ошибок и несоблюдение нормативов при начислении коммунальных платежей.
- Суд. Обращаться в это учреждение нужно только тогда, когда другие органы не смогли повлиять на нарушителя, и он постоянно предоставляет квитанции с неверным расчетом. Так как в суде дела рассматриваются в течение довольно долгого времени (около 2 месяцев), при этом будет необходимо участие заявителя. Но зато при обращении в суд, лицо, которому был нанесен ущерб, сможет взыскать моральный и материальный ущерб.
Прежде чем обращаться в государственные органы лицу желательно связаться с сотрудниками обслуживающей компании, и сообщить об обнаруженных недочетах. Если никакие меры не будут приняты, следует, не теряя времени, подавать жалобы в госорганы. Так как за образование просрочки пользователя могут наказать.
Когда признавать расходы по договору оказания услуг
Критерии признания расходов установлены статьей 252 Налогового кодекса РФ: они должны быть документально подтверждены, экономически обоснованы, направлены на получение дохода.
Напомним, под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством России, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором) (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Соответственно, как только у заказчика будут все документы, подтверждающие факт оказания услуг, он сможет учесть в расходах по налогу на прибыль затраты на приобретение этих услуг.
В письме от 27.07.2015 № 03-03-05/42971 Минфин разъяснил, когда компания-заказчик может учесть расходы на приобретение длящихся услуг ( направлено для сведения и использования в работе письмом ФНС России от 21.08.2015 № ГД-4-3/[email protected]). Была рассмотрена ситуация, при которой первичный документ был составлен после окончания месяца, в котором оказаны услуги, в течение разумного срока, но до представления декларации.
Чиновники указали, что бухгалтерское законодательство позволяет формировать документ, подтверждающий произведенные расходы после отчетной даты, но непосредственно после окончания предоставления услуг за месяц.
Если первичный учетный документ, подтверждающий факт оказания длящихся услуг за истекший месяц, составлен непосредственно после окончания месяца, в котором был совершен факт хозяйственной жизни, в течение разумного срока, но до даты представления декларации (до 28-го числа), то такие первичные документы следует учитывать в том отчетном периоде, к которому они относятся. При этом в первичном документе должно быть указано, к какому периоду он относится. Например, «акт приема-передачи услуг за ноябрь 2015 года».
Эксперт по налогообложению М.С. Савранская, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»
Развивайтесь профессионально
Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в профессиональной прессе для бухгалтеров. Оформите быструю подписку >>
Какие изменения были в законе
В июле 2021 года были введены новые правила отражения коммунальных платежей в документах. В основном изменения коснулись структуры квитанции. В ней в отдельную графу были выделена плата за содержание общего имущества, размер штрафов. Также изменено было расположение номера лицевого счета и номер документа. А графа капитальный ремонт была убрана. Благодаря таким производились подсчеты.
Перечислять деньги за коммунальные услуги обязаны все граждане, которые пользуются предоставленным сервисом. В связи с чем, вопрос о том, каким образом они начисляются, интересует многих. Однако в подсчете стоимости обслуживания нет ничего сложного, нужно лишь знать тариф, установленный в регионе, и уметь правильно снимать показания. Если итоговый результат отличается от цифры указанной в чеке, плательщику нужно сразу выяснить причину этого несоответствия.
Как рассчитать и оплатить
При получении квитанций жильцы могут пересчитать правильность начислений на следующие ресурсы:
- холодное и горячее водоснабжение;
- отопление;
- электричество;
- газоснабжение.
Расходы на общедомовые нужды рассчитываются и начисляются сотрудниками бухгалтерии УК. При получении квитанций важно проверять, чтобы обязательные услуги (уборка подъездов, ремонт лифтов и т. д.) не были приведены в отдельной графе расходов, так как они уже включены в базовую графу «содержание дома».
Стоимость холодной воды рассчитывается по формуле: Р = О*Т, где Т – стоимость куба холодной воды, установленная в регионе, а О – количество потребленных кубометров воды, равное изменению показаний личного счетчика за месяц.
Плата за горячую воду рассчитывается по формуле: Р = О*Т + К*Т2, где О и Т – показания счетчика и тариф на холодную воду соответственно, К – количество энергии, затраченное на нагревание потребленной воды, а Т2 – тариф за тепловую энергию. То есть плата за горячую воду включает стоимость объема потребленных литров по тарифу на холодную воду и стоимость тепловой энергии, потраченной на нагревание воды.
При отсутствии индивидуальных приборов учета размер платы за холодное и горячее водоснабжение рассчитывается как Р = О*Т*Н1/Н2*К, где:
- О – объем потребленных ресурсов, рассчитанных по коллективному прибору учета;
- Н1 – количество лиц, проживающих в квартире;
- Н2 – общее число лиц, проживающих в доме с установленным коллективным счетчиком;
- К – повышающий коэффициент, равный 1,5.
Коэффициент К призван стимулировать жильцов к установке индивидуальных счетчиков.
Траты на отопление рассчитываются по формуле: Р = О*Т*П(кв)*П(общ), где О – объем потребленной тепловой энергии в Гкал, взятый из показаний общедомового прибора учета тепла, Т – тариф на тепловую энергию, а П(кв) и П(общ) – площади квартиры плательщика и всех жилых помещений дома соответственно. При отсутствии общедомового прибора учета вместо объема потребленной энергии учитывается норматив потребления, принятый в регионе.
Плата за электроэнергию рассчитывается как произведение показаний счетчика на действующий тариф. Если показания счетчика изменились за месяц на 400 кВт*ч (средний расход для семьи из двух человек), а стоимость киловатта составляет 1,5 рубля, то размер платы за электроэнергию составит 600 рублей в месяц.