Законодательная база

Тематический Федеральный закон № 1541-1 от 4 июля 1991 г. содержит нормативы процесса приватизации. В нем отмечены следующие важные нюансы:

  • право получения бесплатного жилья предоставляется в РФ бесплатно только один раз;
  • несовершеннолетние дети сохраняют его при переселении вместе с родителями;
  • владельцами недвижимости могут стать все лица, оформившие постоянную прописку в квартире;
  • приватизация аварийного жилья запрещена;
  • переселение выполняется в такую же или большую по площади квартиру;
  • в качестве альтернативы собственнику может быть предложена денежная компенсация.

Общим определением аварийности являются критическое состояние силового каркаса по причине:

  • естественного износа;
  • техногенной или природной катастрофы.

Аналогичным образом оценивают риски при расположении объекта в зоне затопления или других потенциально опасных местах. Решающий фактор – признание объекта непригодным для жилья. По этой причине для расселения может быть подготовлен дом, который находится слишком близко к высоковольтной линии электропередач или в местности с радиоактивным заражением.

Заключение о присвоении соответствующего статуса делает специальная комиссия. Ее создают муниципальные власти по правилам, определенным в ПП № 47 от 28 января 2006 г. В этом документе перечислены признаки непригодности для жилья.

Независимо от позиции региональных властей, ответ федеральных законов о том, можно ли приватизировать квартиру в аварийном доме, однозначный – это невозможно после принятия официального решения об аварийности. До принятия такого решения жилье можно приватизировать.

Подробнее об аварийном жилье читайте по этой ссылке.

Плюсы и минусы

Стоит ли приватизировать заведомо аварийный и ветхий объект? Ответ на этот вопрос зависит от желания жильцов. Некоторые хотят стать собственником квартиры, а затем улучшить жилищные условия. Кому-то выгоднее дождаться расселения в другие дома (см. «Программа переселения из ветхого и аварийного жилья«).

Рассмотрим плюсы и минусы приватизации ветхого жилья:

ПреимуществаНедостатки
Получение компенсации – в случае сноса дома владельцы приватизированных квартир получат компенсацию от властей. Пускай ветхое жилье стоит недорого, но это лучше, чем не получить совсем ничего.Использование попытки бесплатной приватизации жилья – став собственником квартиры в ветхом доме, человек больше не сможет воспользоваться бесплатной приватизацией. Поэтому многие ждут расселения в новые дома, а уже затем приступают к приватизации.
Расселение – второй вариант, которым могут воспользоваться жильцы приватизированной жилплощади под снос. При этом им полагается не менее 18 кв. метров на одного человека. Расселение происходит по квартирам на вторичном рынке жилья.Налог, взносы на капремонт, содержание имущества многоквартирного дома – финансовые расходы возлагаются на собственников. Причем неуплата налогов грозит административной и даже уголовной ответственностью.
Прописка/выписка из квартиры – собственник квартиры имеет право на свободное оформление регистрации. Если в муниципальное жилье можно подселять членов семьи, то с приватизированной квартирой ограничений нет.Установка внутриквартирных приборов учета воды – все это также ляжет финансовым бременем на плечи владельца квартиры.

Ветхое или аварийное

Для собственников имеет значение только наличие официального решения администрации. Если бумага имеется – то жилье считается аварийным. Если нет, то и статус еще жилью не присвоен, а значит, его можно приватизировать. Такие помещения можно условно называть ветхими, хотя официально понятия «ветхости» в законе нет.

Главным критерием соответствия определенной категории является пригодность для жилья. Подразумевается отсутствие (наличие) факторов, представляющих угрозу здоровью и жизни людей для признания ветхого (аварийного) статуса. В частности, предполагается износ силовых элементов конструкций на 65-75% (более 85-90%) соответственно.

Даже без детального изучения понятна условность подобных оценок. В сейсмоопасной местности, например, учитывается даже 50% повреждение каркаса. Кирпичное здание сохраняет устойчивость при повышенной влажности и температуре. Деревянное – быстро разрушается процессами гниения.

Приватизация аварийного жилья

В соответствии с действующим законодательством приватизация аварийного жилья не выполняется. Процедуру переоформления в частную собственность нельзя завершить по причине блокирующей записи в базе данных Росреестра. Соответствующее ограничение создают после подписания акта о признании соответствующего статуса.

Приватизировать квартиру в аварийном доме можно по решению суда, который установит ошибочность действий муниципальной комиссии. Если же жилье является ветхим, его не сложно переоформить в личную собственность на общих основаниях. Для принятия решения о наиболее оптимальных действиях необходимо в комплексе проверить преимущества и недостатки.

Плюсы владения ветхой недвижимостью:

  • если здание будет снесено, можно получить денежную компенсацию в определенный местным законодательством срок по точным правилам;
  • в личной квартире разрешено прописывать не только близких родственников без специального согласия арендодателя;
  • таким имуществом распоряжаются по собственному усмотрению (продают, сдают в аренду, оформляют в залог, выполняют перепланировку).

Внимание! При расчете выкупной цены аварийной квартиры могут учитывать ее аварийность, что сильно снижает ее стоимость. Вопрос спорный, однозначной практики по нему пока нет – а риски имеются.

Минусы:

  • будет использован единственный шанс на получение бесплатного жилья от государства;
  • приватизированную квартиру необходимо ремонтировать полностью за свой счет;
  • придется ежегодно платить налог на недвижимость.

Площадь новой недвижимости выделяют равнозначную, а не по нормам 18 м кв. на каждого человека с постоянной регистрацией как для варианта с оформлением старой квартиры по договору социального найма. Невыгодна приватизация аварийного жилья небольшой площади. После сноса граждане могут получить сравнительно небольшую компенсацию, рассчитанную из средних кадастровых цен объектов недвижимости с плохими потребительскими характеристиками.

Можно ли приватизировать аварийное жилье, квартиру в аварийном доме?

Закон прямо запрещает приватизировать аварийное жилье, в каком бы состоянии оно ни находилось. Следовательно, если власти признают дом аварийным, муниципальные квартиры не подлежат переводу в собственность частных лиц. Но что, если здание не аварийное, а ветхое?

Сразу оговоримся, что «аварийное» и «ветхое» жилье – это не одно и то же понятие, а разные состояния многоквартирного сооружения.

Ветхое жилье – объект, изношенность которого составляет 65-70%, а сам дом не представляет опасности для проживания людей (МКД 2-04.2004). Хотя в законе об этом прямо ничего не сказано, приватизировать такие объекты можно – на свой страх и риск. Разумеется, с обязательством самостоятельного ремонта в квартире.

На заметку! Определения понятию «ветхое жилье» в законодательстве не предусмотрено. Приватизация таких объектов сложилась на основе жизненных ситуаций.

Статус аварийности дома выносится после проведения государственной экспертизы. Всеми вопросами ведают межведомственные комиссии – Комитет Государственного Строительного Надзора, ГУ МЧС России и другие. Обнаружив серьезные нарушения, органы составляют заключение, которое передается в Росреестр для внесения изменений. Если такого заключения нет, дом можно признать «ветхим». Следовательно, приватизация станет возможной.

Пример:

Что делать нанимателям

Если местная администрация затягивает с принятием решения о признании здания аварийным, соответствующую процедуру могут инициировать сами жильцы. Можно подать коллективную или индивидуальную заявку. После получения аварийного статуса можно заниматься вопросами переселения – перезаключения договоров соцнайма на новое жилье.

Список документов

Заявление на аварийность составляют в свободной форме с письменным согласием на обработку персональных данных.

Внимание! Загрузите образец заявления о признании аварийного статуса недвижимости по этой ссылке.

Кроме него понадобятся следующие документы:

  • гражданский паспорт или другое удостоверение личности;
  • договор социального найма;
  • экспертное заключение с выводами о непригодности объекта недвижимости для жилья;
  • копии предыдущих заявлений в администрацию с жалобами жильцов о плохом техническом состоянии здания (при наличии).

Порядок действий

Сначала уточняют, какое подразделение местной (региональной) администрации занимается решением вопросов аварийности. Далее действуют следующим образом:

  • после подготовки экспертного заключения передают заявление и сопроводительные документы в канцелярию с обязательной регистрацией в журнале учета;
  • аналог – почтовое отправление заказным письмом с описью вложения;
  • участвуют в осмотре здания вместе с членами организованной муниципальной комиссии;
  • получают письменный ответ о принятом решении;
  • для решения споров обращаются в суд с иском.

Признанное аварийным строение включат в список зданий, предназначенных к сносу. Далее местная администрация предлагает:

  • переезд во временное жилье (при реконструкции);
  • оформление договора социального найма на другую квартиру.

Приватизация ветхого жилья

В 2021 г. постановлением правительства РФ принято решение о бессрочном характере программы передачи жилья в частную собственность. Приватизация ветхих объектов недвижимости выполняется по стандартной процедуре. Подробное описание – в тематической публикации по этому адресу. Ниже представлены основные сведения в сокращенной форме.

Список документов

Следующие документы надо подготовить для приватизации жилья:

  • гражданские паспорта взрослых жильцов либо другие удостоверения личности;
  • свидетельство о рождении детей возрастом до 14 лет;
  • нотариально заверенные доверенности от временно отсутствующих участников приватизации;
  • действующий договор социального найма;
  • подтверждение из УО об отсутствии задолженностей по коммунальным услугам.

Внимание! На нашем портале можно заявления о приватизации квартиры и об отказе от приватизации.

Порядок действий

Для приватизации ветхой квартиры нужно пройти шаги:

  1. После подготовки базовый пакет документов передают в уполномоченное подразделение местной администрации. Дата регистрации фиксируется в журнале поступающих заявлений.
  2. При отсутствии ошибок составляется и подписывается специальный договор о приватизации жилья. Его передают в «Росреестр».
  3. Процесс завершается изменением в базе данных ЕГРН записи о новых собственников. Аналогичные действия с задержкой до 2 дней можно выполнить через МФЦ.

До приватизации аварийного жилья следует в комплексе оценить все плюсы и минусы с учетом отмеченных выше особенностей. Рекомендуется дополнительно изучить условия, которые действительны в определенном муниципальном образовании.

Делайте репосты, ставьте лайки, оставляйте замечания в комментариях. Чтобы получить помощь профессионала – обращайтесь к дежурному юристу.

Для подробного изучения процесса продажи аварийного жилья пользуйтесь тематическими материалами нашего сайта.

Порядок деприватизации

Деприватизация – не самая популярная и не особо простая процедура. Рекомендуется пользоваться услугами опытных юристов, которые будут представлять интересы клиентов. Ниже представлен примерный порядок действий. Он может несколько отличаться в зависимости от региона проживания.

Порядок действий

  1. Собрать согласия у всех прописанных жильцов квартиры и заверить их у нотариуса (обычно требуется личное присутствие всех лиц, которые писали эти согласия).
  2. Составить заявление на деприватизацию (обычно это лучше делать прямо в момент обращения, однако можно подготовить и заранее).
  1. Подготовить все необходимые документы (подробнее см.ниже).
  2. С документами и заявлением обратиться в ближайшее отделение МФЦ (Мои документы) и заявить о своем желании деприватизировать жилье.
  1. Получить расписку о получении заявления. Это обязательно, иначе документы могут «случайно потеряться». Любое действие должно подкрепляться соответствующими бумагами.
  2. Ожидать договора о деприватизации. Этот документ готовят специалисты и собственники квартиры никак не могут повлиять на этот процесс. Рекомендуется регулярно, хотя бы раз в неделю, уточнять о судьбе заявления, так как не факт, что МФЦ уведомит заявителей о том, что договор готов.
  3. Договор на деприватизацию должны подписать все заинтересованные лица. Но его не забирают. Сразу после подписания сотрудники МФЦ его опять забирают и передают в Росреестр для изменения права собственности жилья.
  4. После этого, договор наконец выдается жильцам, однако это еще не конец процедуры. Теперь в ДГИ (Департамент городского имущества) должны составить договор социальной аренды (может называться по-другому). И только после этого, когда данный документ будет подписан, жильцы получают право на пожизненное проживание в расприватизированной квартире.

Документы

Одновременно с заявлением на расприватизацию в МФЦ нужно передавать следующие документы:

  • Правоустанавливающие документы, на основании которых, жильцы ранее приватизировали данную квартиру (требуются оригиналы).
  • Выписка из ЕГРН (покажет право собственности и подтвердит факт отсутствия обременений). Данный документ рекомендуется заказывать непосредственно перед обращением в МФЦ, чтобы предоставить максимально свежий образец.
  • Выписка из домовой книги. Предоставляется за срок, с момента приватизации и до момента обращения в МФЦ.
  • Справка из управляющей компании или ЖЭКа об отсутствии долга за коммунальные платежи.
  • Техпаспорт на квартиру.
  • Паспорта или свидетельства о рождении на всех жильцов квартиры.
  • Разрешение от органов опеки на деприватизацию квартиры (при условии, что в жилье зарегистрированы несовершеннолетние лица).

Это важно знать: Доверенность на приватизацию квартиры: образец 2021

Расходы

Непосредственно сама процедура расприватизации – бесплатная. Однако определенные расходы все равно могут возникать. Из них самый основной – оплата услуг нотариусу при заверении согласий собственников квартиры. Другие расходы:

  • Новый техпаспорт: от 10 тысяч рублей.
  • Свежая выписка из ЕГРН: 350 рублей.

Сроки

Деприватизация – длительная процедура, причем далеко не все сроки можно как-то четко определить. Примерно это может выглядеть так:

  • Сбор согласий и документов: от 1 дня.
  • Подача заявления в МФЦ: от 1 дня.
  • Рассмотрение заявления и составление договора на расприватизацию: около 2 месяцев.
  • Изменение права собственности в Росреестре: около 1-2 недель.
  • Получение договора на аренду муниципального жилья: около 2 недель.

Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда

:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]