Законодательная база
Тематический Федеральный закон № 1541-1 от 4 июля 1991 г. содержит нормативы процесса приватизации. В нем отмечены следующие важные нюансы:
- право получения бесплатного жилья предоставляется в РФ бесплатно только один раз;
- несовершеннолетние дети сохраняют его при переселении вместе с родителями;
- владельцами недвижимости могут стать все лица, оформившие постоянную прописку в квартире;
- приватизация аварийного жилья запрещена;
- переселение выполняется в такую же или большую по площади квартиру;
- в качестве альтернативы собственнику может быть предложена денежная компенсация.
Общим определением аварийности являются критическое состояние силового каркаса по причине:
- естественного износа;
- техногенной или природной катастрофы.
Аналогичным образом оценивают риски при расположении объекта в зоне затопления или других потенциально опасных местах. Решающий фактор – признание объекта непригодным для жилья. По этой причине для расселения может быть подготовлен дом, который находится слишком близко к высоковольтной линии электропередач или в местности с радиоактивным заражением.
Заключение о присвоении соответствующего статуса делает специальная комиссия. Ее создают муниципальные власти по правилам, определенным в ПП № 47 от 28 января 2006 г. В этом документе перечислены признаки непригодности для жилья.
Независимо от позиции региональных властей, ответ федеральных законов о том, можно ли приватизировать квартиру в аварийном доме, однозначный – это невозможно после принятия официального решения об аварийности. До принятия такого решения жилье можно приватизировать.
Подробнее об аварийном жилье читайте по этой ссылке.
Плюсы и минусы
Стоит ли приватизировать заведомо аварийный и ветхий объект? Ответ на этот вопрос зависит от желания жильцов. Некоторые хотят стать собственником квартиры, а затем улучшить жилищные условия. Кому-то выгоднее дождаться расселения в другие дома (см. «Программа переселения из ветхого и аварийного жилья«).
Рассмотрим плюсы и минусы приватизации ветхого жилья:
Преимущества | Недостатки |
Получение компенсации – в случае сноса дома владельцы приватизированных квартир получат компенсацию от властей. Пускай ветхое жилье стоит недорого, но это лучше, чем не получить совсем ничего. | Использование попытки бесплатной приватизации жилья – став собственником квартиры в ветхом доме, человек больше не сможет воспользоваться бесплатной приватизацией. Поэтому многие ждут расселения в новые дома, а уже затем приступают к приватизации. |
Расселение – второй вариант, которым могут воспользоваться жильцы приватизированной жилплощади под снос. При этом им полагается не менее 18 кв. метров на одного человека. Расселение происходит по квартирам на вторичном рынке жилья. | Налог, взносы на капремонт, содержание имущества многоквартирного дома – финансовые расходы возлагаются на собственников. Причем неуплата налогов грозит административной и даже уголовной ответственностью. |
Прописка/выписка из квартиры – собственник квартиры имеет право на свободное оформление регистрации. Если в муниципальное жилье можно подселять членов семьи, то с приватизированной квартирой ограничений нет. | Установка внутриквартирных приборов учета воды – все это также ляжет финансовым бременем на плечи владельца квартиры. |
Ветхое или аварийное
Для собственников имеет значение только наличие официального решения администрации. Если бумага имеется – то жилье считается аварийным. Если нет, то и статус еще жилью не присвоен, а значит, его можно приватизировать. Такие помещения можно условно называть ветхими, хотя официально понятия «ветхости» в законе нет.
Главным критерием соответствия определенной категории является пригодность для жилья. Подразумевается отсутствие (наличие) факторов, представляющих угрозу здоровью и жизни людей для признания ветхого (аварийного) статуса. В частности, предполагается износ силовых элементов конструкций на 65-75% (более 85-90%) соответственно.
Даже без детального изучения понятна условность подобных оценок. В сейсмоопасной местности, например, учитывается даже 50% повреждение каркаса. Кирпичное здание сохраняет устойчивость при повышенной влажности и температуре. Деревянное – быстро разрушается процессами гниения.
Приватизация аварийного жилья
В соответствии с действующим законодательством приватизация аварийного жилья не выполняется. Процедуру переоформления в частную собственность нельзя завершить по причине блокирующей записи в базе данных Росреестра. Соответствующее ограничение создают после подписания акта о признании соответствующего статуса.
Приватизировать квартиру в аварийном доме можно по решению суда, который установит ошибочность действий муниципальной комиссии. Если же жилье является ветхим, его не сложно переоформить в личную собственность на общих основаниях. Для принятия решения о наиболее оптимальных действиях необходимо в комплексе проверить преимущества и недостатки.
Плюсы владения ветхой недвижимостью:
- если здание будет снесено, можно получить денежную компенсацию в определенный местным законодательством срок по точным правилам;
- в личной квартире разрешено прописывать не только близких родственников без специального согласия арендодателя;
- таким имуществом распоряжаются по собственному усмотрению (продают, сдают в аренду, оформляют в залог, выполняют перепланировку).
Внимание! При расчете выкупной цены аварийной квартиры могут учитывать ее аварийность, что сильно снижает ее стоимость. Вопрос спорный, однозначной практики по нему пока нет – а риски имеются.
Минусы:
- будет использован единственный шанс на получение бесплатного жилья от государства;
- приватизированную квартиру необходимо ремонтировать полностью за свой счет;
- придется ежегодно платить налог на недвижимость.
Площадь новой недвижимости выделяют равнозначную, а не по нормам 18 м кв. на каждого человека с постоянной регистрацией как для варианта с оформлением старой квартиры по договору социального найма. Невыгодна приватизация аварийного жилья небольшой площади. После сноса граждане могут получить сравнительно небольшую компенсацию, рассчитанную из средних кадастровых цен объектов недвижимости с плохими потребительскими характеристиками.
Можно ли приватизировать аварийное жилье, квартиру в аварийном доме?
Закон прямо запрещает приватизировать аварийное жилье, в каком бы состоянии оно ни находилось. Следовательно, если власти признают дом аварийным, муниципальные квартиры не подлежат переводу в собственность частных лиц. Но что, если здание не аварийное, а ветхое?
Сразу оговоримся, что «аварийное» и «ветхое» жилье – это не одно и то же понятие, а разные состояния многоквартирного сооружения.
Ветхое жилье – объект, изношенность которого составляет 65-70%, а сам дом не представляет опасности для проживания людей (МКД 2-04.2004). Хотя в законе об этом прямо ничего не сказано, приватизировать такие объекты можно – на свой страх и риск. Разумеется, с обязательством самостоятельного ремонта в квартире.
На заметку! Определения понятию «ветхое жилье» в законодательстве не предусмотрено. Приватизация таких объектов сложилась на основе жизненных ситуаций.
Статус аварийности дома выносится после проведения государственной экспертизы. Всеми вопросами ведают межведомственные комиссии – Комитет Государственного Строительного Надзора, ГУ МЧС России и другие. Обнаружив серьезные нарушения, органы составляют заключение, которое передается в Росреестр для внесения изменений. Если такого заключения нет, дом можно признать «ветхим». Следовательно, приватизация станет возможной.
Пример:
Что делать нанимателям
Если местная администрация затягивает с принятием решения о признании здания аварийным, соответствующую процедуру могут инициировать сами жильцы. Можно подать коллективную или индивидуальную заявку. После получения аварийного статуса можно заниматься вопросами переселения – перезаключения договоров соцнайма на новое жилье.
Список документов
Заявление на аварийность составляют в свободной форме с письменным согласием на обработку персональных данных.
Внимание! Загрузите образец заявления о признании аварийного статуса недвижимости по этой ссылке.
Кроме него понадобятся следующие документы:
- гражданский паспорт или другое удостоверение личности;
- договор социального найма;
- экспертное заключение с выводами о непригодности объекта недвижимости для жилья;
- копии предыдущих заявлений в администрацию с жалобами жильцов о плохом техническом состоянии здания (при наличии).
Порядок действий
Сначала уточняют, какое подразделение местной (региональной) администрации занимается решением вопросов аварийности. Далее действуют следующим образом:
- после подготовки экспертного заключения передают заявление и сопроводительные документы в канцелярию с обязательной регистрацией в журнале учета;
- аналог – почтовое отправление заказным письмом с описью вложения;
- участвуют в осмотре здания вместе с членами организованной муниципальной комиссии;
- получают письменный ответ о принятом решении;
- для решения споров обращаются в суд с иском.
Признанное аварийным строение включат в список зданий, предназначенных к сносу. Далее местная администрация предлагает:
- переезд во временное жилье (при реконструкции);
- оформление договора социального найма на другую квартиру.
Приватизация ветхого жилья
В 2021 г. постановлением правительства РФ принято решение о бессрочном характере программы передачи жилья в частную собственность. Приватизация ветхих объектов недвижимости выполняется по стандартной процедуре. Подробное описание – в тематической публикации по этому адресу. Ниже представлены основные сведения в сокращенной форме.
Список документов
Следующие документы надо подготовить для приватизации жилья:
- гражданские паспорта взрослых жильцов либо другие удостоверения личности;
- свидетельство о рождении детей возрастом до 14 лет;
- нотариально заверенные доверенности от временно отсутствующих участников приватизации;
- действующий договор социального найма;
- подтверждение из УО об отсутствии задолженностей по коммунальным услугам.
Внимание! На нашем портале можно заявления о приватизации квартиры и об отказе от приватизации.
Порядок действий
Для приватизации ветхой квартиры нужно пройти шаги:
- После подготовки базовый пакет документов передают в уполномоченное подразделение местной администрации. Дата регистрации фиксируется в журнале поступающих заявлений.
- При отсутствии ошибок составляется и подписывается специальный договор о приватизации жилья. Его передают в «Росреестр».
- Процесс завершается изменением в базе данных ЕГРН записи о новых собственников. Аналогичные действия с задержкой до 2 дней можно выполнить через МФЦ.
До приватизации аварийного жилья следует в комплексе оценить все плюсы и минусы с учетом отмеченных выше особенностей. Рекомендуется дополнительно изучить условия, которые действительны в определенном муниципальном образовании.
Делайте репосты, ставьте лайки, оставляйте замечания в комментариях. Чтобы получить помощь профессионала – обращайтесь к дежурному юристу.
Для подробного изучения процесса продажи аварийного жилья пользуйтесь тематическими материалами нашего сайта.
Порядок деприватизации
Деприватизация – не самая популярная и не особо простая процедура. Рекомендуется пользоваться услугами опытных юристов, которые будут представлять интересы клиентов. Ниже представлен примерный порядок действий. Он может несколько отличаться в зависимости от региона проживания.
Порядок действий
- Собрать согласия у всех прописанных жильцов квартиры и заверить их у нотариуса (обычно требуется личное присутствие всех лиц, которые писали эти согласия).
- Составить заявление на деприватизацию (обычно это лучше делать прямо в момент обращения, однако можно подготовить и заранее).
- Подготовить все необходимые документы (подробнее см.ниже).
- С документами и заявлением обратиться в ближайшее отделение МФЦ (Мои документы) и заявить о своем желании деприватизировать жилье.
- Получить расписку о получении заявления. Это обязательно, иначе документы могут «случайно потеряться». Любое действие должно подкрепляться соответствующими бумагами.
- Ожидать договора о деприватизации. Этот документ готовят специалисты и собственники квартиры никак не могут повлиять на этот процесс. Рекомендуется регулярно, хотя бы раз в неделю, уточнять о судьбе заявления, так как не факт, что МФЦ уведомит заявителей о том, что договор готов.
- Договор на деприватизацию должны подписать все заинтересованные лица. Но его не забирают. Сразу после подписания сотрудники МФЦ его опять забирают и передают в Росреестр для изменения права собственности жилья.
- После этого, договор наконец выдается жильцам, однако это еще не конец процедуры. Теперь в ДГИ (Департамент городского имущества) должны составить договор социальной аренды (может называться по-другому). И только после этого, когда данный документ будет подписан, жильцы получают право на пожизненное проживание в расприватизированной квартире.
Документы
Одновременно с заявлением на расприватизацию в МФЦ нужно передавать следующие документы:
- Правоустанавливающие документы, на основании которых, жильцы ранее приватизировали данную квартиру (требуются оригиналы).
- Выписка из ЕГРН (покажет право собственности и подтвердит факт отсутствия обременений). Данный документ рекомендуется заказывать непосредственно перед обращением в МФЦ, чтобы предоставить максимально свежий образец.
- Выписка из домовой книги. Предоставляется за срок, с момента приватизации и до момента обращения в МФЦ.
- Справка из управляющей компании или ЖЭКа об отсутствии долга за коммунальные платежи.
- Техпаспорт на квартиру.
- Паспорта или свидетельства о рождении на всех жильцов квартиры.
- Разрешение от органов опеки на деприватизацию квартиры (при условии, что в жилье зарегистрированы несовершеннолетние лица).
Это важно знать: Доверенность на приватизацию квартиры: образец 2021
Расходы
Непосредственно сама процедура расприватизации – бесплатная. Однако определенные расходы все равно могут возникать. Из них самый основной – оплата услуг нотариусу при заверении согласий собственников квартиры. Другие расходы:
- Новый техпаспорт: от 10 тысяч рублей.
- Свежая выписка из ЕГРН: 350 рублей.
Сроки
Деприватизация – длительная процедура, причем далеко не все сроки можно как-то четко определить. Примерно это может выглядеть так:
- Сбор согласий и документов: от 1 дня.
- Подача заявления в МФЦ: от 1 дня.
- Рассмотрение заявления и составление договора на расприватизацию: около 2 месяцев.
- Изменение права собственности в Росреестре: около 1-2 недель.
- Получение договора на аренду муниципального жилья: около 2 недель.
Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда
:
- опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
- напишите вопрос в форме ниже;