Значение слова отчуждаться


Отчуждение в Энциклопедическом словаре:

Отчуждение — в гражданском праве — передача имущества в собственностьдругого лица. один из способов осуществления собственником правомочияраспоряжения своим имуществом. Различаются отчуждение возмездное(купля-продажа) и безвозмездное (дарение).

обозначение социального процесса, в котором деятельностьчеловека и ее результаты превращаются в самостоятельную силу,господствующую над ним и враждебную ему. Выражается в отсутствии контролянад условиями, средствами и продуктом труда, в превращении личности вобъект манипулирования со стороны господствующих социальных групп.Отчуждение получает определенное отражение и в сознании индивида(восприятие социальных норм как чуждых и враждебных, чувство одиночества,апатия и т. п.). Концепции отчуждения восходят к Т. Гоббсу, Ж. Ж. Руссо,они получили развитие у Г. В. Ф. Гегеля, К. Маркса. В философии,социологии и социальной психологии 20 в. исследовались отдельные аспектыотчуждения.

Значение слова отчуждаться

Потребление — это тотальная идеалистическая практика, имеющая мало общего с действительным удовлетворением потребностей или с принципом реальности; «умеренного» потребления не бывает. Обществом потребления является то, где не только культивируется желание покупать, но где само потребление потреблено в форме мифа; эра потребления — это вместе с тем эра отчуждения (хотя, учитывая концепт «смерть субъекта», отчуждения не существует, так как в эпоху потребления отчуждено все и отчуждаться становится некому и не от чего); потребительство — утрата смыслов и игра знаков, это бессознательный и неорганизованный образ жизни (пусть народ удовлетворяется потребительством, лишь бы он оставался неорганизованным и не поднимался на общественную и политическую сцену)[6].

Решил к очередному сеансу ослабить колебательный контур и погасить внутреннее сопротивление, делал выкладки и злился, что не умею отчуждаться, что идиотское «позвонила!» поет и поет во мне.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.

Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Данным собранием было решено — Нормандия более не имеет права отчуждаться от королевских владений, а герцог Беррийский за пользование этими землями обязан вносить в королевскую казну двенадцать тысяч ливров ежегодно.

Однако права на такие результаты и средства, а также материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты или средства, могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому в случаях и в порядке, которые установлены ГК РФ;

Словом, сравнивая и то, и другое, осмелюсь Вашему сиятельству чистосердечно признаться, что если кто из молодых моих сограждан, имеющий здравый рассудок, вознегодует, видя в России злоупотребления и неустройства, и начнет в сердце своем от нея отчуждаться, то для обращения его на должную любовь к отечеству нет вернее способа, как скорее послать его во Францию, Здесь конечно узнает он самым опытом очень скоро, что все рассказы о здешнем совершенстве сущая ложь, что люди везде люди, что прямо умный и достойный человек везде редок, и что в нашем отечестве, как ни плохо иногда в нем бывает, можно однако быть столько же счастливому, сколько и во всякой другой земле, если совесть спокойна и разум правит воображением, а не воображение разумом…

Был… Но его постояльцы отвернулись от своего жилища, вот оно и стало понемногу отчуждаться от своих прежних обитателей.

ГК РФ, природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о природных ресурсах.

ГК РФ, согласно которой земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Значение слова Отчуждение по Финансовому словарю:

Отчуждение — в гражданском праве передача имущества в собственность другого лица. один из способов осуществления собственником правомочияраспоряжения принадлежащим ему имуществом. Различается ОТЧУЖДЕНИЕ возмездное (купля-продажа) и безвозмездное (дарение). Осуществляется глав ным образом по воле собственника на основе договора, заключаемого им с приобретателем имущества. В предусмотренных законом случаях ОТЧУЖДЕНИЕ осуществляется помимо воли собственника (т.е. в принудительном порядке).

Определение слова «Отчуждение» по БСЭ:

Отчуждение — объективный социальный процесс, присущий классово антагонистическому обществу и характеризующийся превращением деятельности человека и её результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Истоки О.- в антагонистическом разделении труда и частной собственности. О. выражается в господстве овеществленного труда над трудом живым, в превращении личности в объект эксплуатации и манипулирования со стороны господствующих социальных групп и классов, в отсутствии контроля над условиями, средствами и продуктом труда. О. является исторически-преходящей формой опредмечивания человеком своих способностей и связано с Овеществлением и фетишизацией социальных отношений. О. получает и определённое психологическое выражение в сознании индивида (разрыв между ожиданиями, желаниями человека и нормами, предписываемыми антагонистическим социальным порядком, восприятие этих норм как чуждых и враждебных личности, чувство изоляции, одиночества, разрушение норм поведения и т. п.). При О. общее для всех классово антагонистических обществ противоречие между личностью и социальными институтами дополняется специфическим восприятием социального и культурного мира как чуждого и враждебного личности. Это особенно обостряется с возникновением буржуазных отношений, которые привели к распаду традиционно-патриархальных общественных связей, где личность растворена в социальном целом, и к формированию Индивидуализма с характерным для него противопоставлением личности социальным институтам. Процессы О. осмыслялись в истории общественной мысли прежде всего в русле романтической критики капитализма. Теоретики общественного договора (Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо и др.), истолковывая возникновение общества как акт передачи О. человеком своих прав политическому организму, видели в этом источник порабощения человека, утраты им своей первоначальной свободы. Ф. Шиллер, констатируя внутреннюю расколотость человека нового времени, рассматривает её как последствие разделения труда и видит в эстетической сфере путь к восстановлению утраченной цельности. Эта линия эстетической критики буржуазного общества и связанного с ним О. была развита немецким и французским Романтизмом, противопоставившим миру О. идеал целостной патриархальной общинной жизни. Категория О.- одна из центральных в философии Гегеля. Она является способом конструирования его философской системы: природа и история суть объективация, О. абсолютного духа. Помимо этого, категория О. характеризует у Гегеля специфическое отношение человека к созданной им реальности в условиях буржуазного правового общества. В «Феноменологии духа», анализируя буржуазное общество — мир «отчужденного от себя духа», Гегель отмечает, что действительность предстаёт здесь для индивида как «… нечто непосредственное отчужденное…». самосознание «… создаёт свой мир и относится к нему как к некоторому чуждому миру, так что отныне оно должно завладевать им» (Соч., т. 4, М., 1959, с. 264, 263). Реальное О. истолковывается Гегелем как О. духа, а преодоление О.- как теоретическое осознание неистинности О. В этом и состоит тот «некритический позитивизм» Гегеля, который был отмечен К. Марксом. Гегель не проводит различия между объективацией и О., отождествляет О. с опредмечиванием человеческих способностей. Л. Фейербах в своей критике Гегеля даёт антропологическую интерпретацию О. Рассматривая религию в качестве О. предметно-чувственной сущности человека, причины этого О. он видит в психологических состояниях — чувстве зависимости, страхе и т. п. Чувственная природа человека трактуется им как «неотчуждаемый» фундамент человеческой жизни и противопоставляется неистинному миру О.- идеализму, теологии и пр. Эта линия противопоставления «истинного» и «неподлинного» состояния, мира О. и любви в ещё большей мере усиливается у младогегельянцев (Б. Бауэр, М. Гесс), у различных мелкобуржуазных идеологов 40-х-50-х гг. 19 в. (П. Ж. Прудон, М. Штирнер и др.). Марксистское понимание О. формировалось в полемике как с объективно-идеалистической концепцией О., так и с антрополого-психологистическим его истолкованием. Критикуя романтико-утопические, моралистические представления об О., основоположники марксизма противопоставили этому взгляд на О. как на объективный социальный процесс. По мере становления материалистического понимания истории углублялось и понимание О. От анализа О. в сфере духовной жизни (религия, идеалистическая философия) К. Маркс и Ф. Энгельс перешли к изучению О. в политической жизни (бюрократии, роли государства), а затем и к осмыслению процессов О. в экономической сфере. В работах начала 1840-х гг. анализируется проблема отчуждённого труда: О. от процесса и результатов труда, О. рабочего от его родовой, социальной сущности и, наконец, О. рабочего от самого себя. Если в этих работах Маркс и Энгельс ещё выводят О. из отношения рабочего к своему труду, то уже в «Немецкой идеологии» (1845-46) и особенно в экономических работах Маркса 1860-70-х гг. в качестве источников О. выступают глубокие социально-экономические изменения — капиталистическое разделение труда, стихийный характер совокупной социальной деятельности в условиях антагонистических формаций, господство частной собственности и товарно-денежных отношений, превращение труда в средство существования, частичных социальных функций в пожизненное призвание определённых лиц, слоев, классов. Под анализ О. был подведён научный фундамент — экономическая теория марксизма, учение о товарном Фетишизме. В работах Маркса и Энгельса раскрыты следующие основные моменты О. в капиталистическом обществе: 1) О. самой деятельности человека, который выходит из процесса труда обеднённым и опустошённым, «… отчужденность содержания труда по отношению к самому рабочему…» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1, с. 440). 2) О. условий труда от самого труда. «… Объективные условия труда приобретают все более колоссальную самостоятельность по отношению к живому труду, самостоятельность, выражающуюся уже в самом их размере,… общественное богатство во все более мощных скоплениях противостоит труду как чужая и господствующая сила» (там же, ч. 2, с. 346-47). Рабочему противостоят в отчуждённой форме в качестве капитала не только материальные, но и интеллектуальные условия его труда. Это особенно очевидно в О. управления производством и в О. науки от рабочего. «Наука выступает как чуждая, враждебная по отношению к труду и господствующая над ним сила…» (там же, т. 47, с. 555). 3) О. результатов труда от наёмного рабочего, приводящее к тому, что «… созданное им богатство противостоит как чуждое богатство, его собственная производительная сила — как производительная сила его продукта, его обогащение — как самообеднение, его общественная сила — как сила общества, властвующего над ним» (там же, т. 26, ч. 3, с. 268). 4) Отчуждённость социальных институтов и норм, предписываемых ими, от трудящихся. Так, в государстве общий интерес «… принимает самостоятельную форму, оторванную от действительных — как отдельных, так и совместных — интересов, и вместе с тем форму иллюзорной общности» (там же, т. 3, с. 32). В процессе исторического развития углубляется О. эксплуататорского государства от действительных индивидов, социальные институты превращаются в бюрократические системы, построенные по иерархическому принципу. 5) Разрыв между ценностями, проповедуемыми официальной идеологией, и реальными возможностями, предоставляемыми обществом. О. идеологии от жизни приводит к тому, что она формирует такой уровень притязаний, желаний и ожиданий у членов общества, который не соответствует действительным возможностям общества. Так, идеологические ценности, провозглашаемые буржуазным обществом: свобода, равенство, предприимчивость,- всё больше вступали в противоречие с реальной жизнью буржуазного общества, с его экономическим неравенством и эксплуатацией. О. характеризует и духовную жизнь классового общества, формируются специфические формы идеологического О. (от религии до авторитарных идеологий), внутри самой культуры углубляется разрыв между «массовой культурой» и культурой элиты. Понимание О. как социального явления получило дальнейшую конкретизацию в учении об абсолютном и относительном обнищании рабочего класса, об эксплуатации как «действительном проявлении» О. (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 3, с. 520), в марксистской трактовке социальных институтов и личности. Вокруг марксистской концепции О. развернулась острая идеологическая борьба, наиболее характерными чертами которой являются: противопоставление молодого, «гуманистического» Маркса, анализировавшего проблематику О., зрелому Марксу, якобы вставшему на негуманистические, сциентистские (см. Сциентизм) позиции. истолкование марксизма как разновидности иррационалистической антропологии и сближение его с экзистенциализмом. теологическая интерпретация О., отождествляющая О. с грехопадением. Выступая с нападками на практику социалистического строительства, правые и «левые» ревизионисты (Р. Гароди, Э. Фишер и др.) утверждают, что социализм усиливает О. личности, создаёт новые формы О., связанные с общественной собственностью и ролью государства при социализме. Критикуя буржуазные и ревизионистские концепции О., марксисты различных стран подчёркивают, что социализм уничтожает коренные источники О., что ведущей тенденцией социализма является преодоление О., осуществляющееся в полной и окончательной мере вместе с построением коммунизма. Общие пути преодоления О., выявленные в теории научного коммунизма, заключаются в уничтожении эксплуатации, всемерном развитии общественного богатства, социалистических общественных отношений, в преодолении противоположности между умственным и физическим трудом, городом и деревней, в развитии коммунистического сознания, демократизации управления и всей общественной жизни социалистического и коммунистического общества. Конкретные пути и методы преодоления О., темпы осуществления этого процесса зависят от специфических особенностей стран, строящих новое общество, от уровня их развития, сознательности рабочего класса этих стран. Позиция марксизма, подчёркивающая социально-исторический, преходящий характер О., противостоит позициям современных буржуазных идеологов, которые видят в О. вечную характеристику человеческой жизни. Общими особенностями понимания О. в современной буржуазной философии и социологии являются антиисторизм, психологизм в трактовке причин О., превращение О. в сущностную характеристику человеческого бытия. Рассматривая многие феномены О. с позиций самого О. как неустранимые моменты социальной жизни вообще, буржуазные философы неизбежно приходят к трагическому восприятию истории общества и культуры. Уже Г. Зиммель видел «трагедию культуры» в противоречии между творческим процессом и объективированными формами культуры. В трагические тона окрашено описание О. в философии и художественной литературе Экзистенциализма. В буржуазной социологии 20 в. был проанализирован ряд аспектов проблемы О. (без употребления самого термина «О.») в связи с проблемой бюрократии (К. Манхейм, М. Вебер — Германия), социальной аномии (Э. Дюркгейм — Франция, Р. Мертон — США). В 1960-х гг. в связи с усилением романтической критики капитализма оживился интерес к категории О. как способу анализа буржуазного общества. Это нашло своё выражение в идеологии так называемых «новых левых» (Г. Маркузе — США, и др.). Многие представители буржуазной социологии трактуют О. как единственно возможный способ организации человеческих отношений, противопоставляя ему «малые» и «неформальные» группы, лишённые О. В современной американской социологии делаются попытки эмпирического исследования О. М. Симен предложил 5 критериев для эмпирической интерпретации О. (отсутствие обладания властью, утрата смысла своей работы, отсутствие норм, изоляция, самоотчуждение), ставших программой социологических исследований (Р. Блаунер и др.). Однако в целом анализ реальных. социальных условий и причин О. заменяется в буржуазной философии и социологии описанием сознания и психологии индивида, живущего в мире О. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956. их же, Капитал, Соч., 2 изд., т. 23-25. Ленин В. И., Государство и революция, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33. Давыдов Ю. Н., Труд и свобода, М., 1962. Огурцов А. П., Отчуждение и человек. Историко-философский очерк, в сборнике: Человек, творчество, наука, М., 1967. «Капитал» Маркса, философия и современность, М., 1968. Ойзерман Т. И., Проблема отчуждения и буржуазная легенда о марксизме, М., 1965. Alienation: the cultural climate of our time, ed. G. Sykes, N. Y., 1964. Alienation: a casebook, ed. D. J. Burrows, F. R. Lapides, N. Y., 1969. Geyer R. F., Bibliography alienation, 2 ed., Amst., 1972. А. П. Огурцов.

Отчуждённость Отчуждённый

Самая глубокая потребность человека — это потребность преодолеть

свою отчужденность, освободиться из плена одиночества.

Эрих Фромм. Искусство любить

Отчужденность как качество личности – склонность проявлять отсутствие близости с кем-либо, чем-либо, становиться чужим, далеким, погруженным в себя, безразличным к окружающим.

Братья спросили святого Антония: — Если кто скажет: «Я ничего не буду брать у братьев, и сам ничего не буду им давать, — для меня достаточно моего», — хорошо это или плохо? Святой Антоний отвечал: — Дети мои! Кто таков, тот жесток сердцем, и душа у него — душа льва. Его должно считать отчуждённым от сообщества всех добрых людей.

В широком смысле отчужденность может выходить за рамки межличностных отношений, охватывая отчуждение от своего труда, от потребностей, от государства, от природы, от самого себя. Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» пишет об ощущении отчужденности у Наташи Ростовой: «Кроме общего чувства отчуждения от всех людей, Наташа в это время испытывала особенное чувство отчуждения от лиц своей семьи…она не только была равнодушна, но враждебно смотрела на них». Это уже клинический случай психопатологии – деперсонализации, утраты ощущения принадлежности к собственной личности различных проявлений своего Я (мыслей, эмоций, побуждений и др.).

В таких запущенных формах проявления отчужденности другие объекты и события внешнего мира осознаются человеком как противоположные ему самому, вызывают у него неприятие и враждебность. Это состояние находит отражение в таких формах переживаний как чувство обособленности, одиночества, отвержения, потери Я, и пр.

Отчужденность сродни ненависти, она тоже не хочет видеть другого, внутренне не признает его, не желает принимать его право быть другим, не усматривает в нем самостоятельной личности. Отчужденность – враг целостности и гармоничности личности. Зачастую она проявляется как чувство бессилия перед жизненными обстоятельствами, неспособность принимать вызовы судьбы, чувство бессмысленности происходящего.

Отчужденность в отношениях – это, прежде всего, вопрос дистанции между людьми. Плохо, когда дистанция доходит до панибратства и фамильярности. Это одна крайность отношений. Но крайне отрицательно для межличностных отношений, когда дистанция удлиняется до холодности и отчужденности. От отчужденности один шаг до полного охлаждения и разрыва отношений.

Зачастую женщины путают отчужденность с периодом погруженности мужчины в себя, «уходом в пещеру», когда он набирается моральных сил для принятия какого-либо решения. Здесь надо проявить спокойствие и благоразумие. Пройдет время, и он, морально окрепший, вернется к обычным отношениям.

Супруги становятся чужими, если они не ведают о мыслях друг друга и не дают другому говорить то, о чём он думает. Психолог Елена Орехова пишет: «Если мужчина не знает мыслей своей женщины, скоро они становятся чужими. И то же самое касается женщины. Всегда лучше поддерживать такую ситуацию в семье, чтобы каждый супруг говорил то, что он думает, даже если он в чем-то не согласен. Нужно просто научиться говорить тепло, интеллигентно, без отчуждений вещи, которые могут быть приятны кому-то из членов семьи. Нельзя проявлять гнев или грубую речь в тот момент, когда партнер открывает сердце. Ведь внутренний мир человека очень нежен».

Зачастую человек проявляет уважительность и доброжелательность к посторонним, но стоит ему заявиться домой, превращается в олицетворенную грубость, неуважительность и несдержанность. Зло срывается на близких. Никто не может уколоть больнее близкого человека. Главное в отношениях ни что говоришь, а как. Отчужденность никогда не созреет, если интонации доброжелательны, если в них отсутствует грубость и неприязнь.

Отчужденность – это отторжение на уровне души. Поэтому уважительность и культура поведения в семье – ярые враги отчужденности. К примеру, жена присмотрела платье и за ужином высказала мужу о своем желании купить его. Если муж начнет грубить, укорять ее в бесхозяйственности и расточительности, это вызовет при повторе таких случаев отчужденность и холодность. Природа женщины – желания. Она всё равно попытается удовлетворить свое желание, но уже пойдет другим путем – попросит денег у родителей, подруг или у любовника. Разумный мужчина должен был сказать: «Дорогая, это платье не совсем мне нравится. Ты в нем недостаточно хороша. Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи. Давай найдем что-то более дорогое или более качественное. И я с радостью куплю тебе платье».

Отчужденности предшествует уничтожение доверительных отношений между супругами. Доверительность исчезает после грубостей, ледяного тона, и потребуется немало времени, чтобы восстановить утраченную близость. К примеру, мужчина делится с женой о том, что сейчас его больше всего волнует и встречает непонимание, а еще хуже – грубость и насмешки. Всё. Жена из друга превращается в обузу. Возникает отчужденность.

Для мужчины крайне важно чувствовать в женщине источник воодушевления. Только женщина может зарядить своего мужчину на большие свершения. Недаром говорят, что за каждым великим мужчиной стоит великая женщина. Если женщина не может найти унисон с духовной жизнью мужа, отношения их имеют тенденцию перерастать в отчужденность. Например, муж купил дорогих голубей, а жена при детях отчитывает его за транжирство, что есть нечего, а он тратит деньги на всякую ерунду. Ее грубые слова его не проймут. Он только будет думать, как ему не повезло с женой, ибо она его не понимает.

Во избежание отчужденности в семейных отношениях нужно крайне уважительно относиться к мыслям и чувствам супруга. Елена Орехова пишет: «Принять несогласие партнера человек может только тогда, когда вы уважительно отнеслись к нему, к его чувствам, к его настроению. Если этого не происходит, то потом супруг отвечает за свою грубость. Т.е. происходит такое отчуждение, которое уничтожить, потом бывает практически невозможно. Поэтому лучше, мудро поступая, сохранить близость. И это очень важно понимать обоим партнерам. Иначе супруги оказываются на разных уровнях тонкого существования. А потом плачут, что не поняли друг друга, просто как-то получилось, что им нужно расстаться. Нужно обязательно понимать природу другого человека».

Иными словами, отчужденность возникает, если мы, руководствуясь эгоизмом, не слушаем и не хотим понять друг друга. Пороки, прорываясь наружу, приводят к отчужденности человека от других людей и от своей собственной духовной сущности. Бескорыстное, теплое, сердечное и дружелюбное общение сменяется бездушной отчужденностью.

Петр Ковалев Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]