Приказ Федерального казначейства (Казначейство России) от 7 сентября 2005 г. N 17н Об утверждении Порядка открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учет


Понятие лицевого счета

Действующий закон предусматривает ряд обязанностей, возлагаемых на тот или иной орган при осуществлении налогового контроля. Кроме того, при открытии налогоплательщиками счетов в банке, последний должен передавать в налоговую инспекцию целый набор сведений.

Закон предусматривает схожие обязанности органов казначейства и других структур, ведущих лицевые счета в соответствии с нормами бюджетного права. Прядок их исполнения изложен в ст. 85.1 НК.

Базовые нормы об открытии и ведении лицевых счетов установлены бюджетным законодательством. Чтобы получить подходящее определение этого термина, необходимо воспользоваться ст. 220.1 БК. В ней изложены следующие особенности лицевых счетов:

  • целью их открытия служит учет каждой бюджетной операции. Помимо принятия основного публичного финансового документа, законодательство предусматривает утверждение его исполнения актом соответствующего уровня. Для этого необходим контроль. Орган, осуществляющий утверждение соответствующего бюджета получает необходимые данные от структур, ведущих лицевые счета;
  • круг субъектов, которые вправе их вести ограничен. Порядок открытия и ведения лицевых счетов предусматривает соответствующие полномочия в отношении федерального казначейства, и ряда других органов, в зависимости от уровня бюджета или функциональной направленности;
  • виды лицевых счетов зависят от статуса, которым обладает тот или иной участник бюджетного процесса.

Воспользовавшись указанными характеристиками можно получить следующее определение. Лицевой чет – это средства учета поступления и расходования средств бюджета, ведение которого осуществляет определенный нормативными актами орган, с зависящими от статуса клиентов видами.

Согласно нормам закона, порядок открытия и ведения лицевых счетов определяется актом Федерального казначейства в отношении федерального бюджета.

В части регионального или местного бюджета эти правила устанавливает орган, на который возложены соответствующие функции.

Порядок открытия лицевого счета в казначействе

Порядок открытия и ведения лицевых счетов в территориальном органе Федерального казначейства регулирует Приказом ФК РФ № 21н.

Важно! Лицевой счет открывается отдельно по каждому государственному контракту, документы для его открытия следует подавать в территориальный орган казначейства по месту нахождения организации (обособленного подразделения).

Для открытия лицевого счета в казначействе подается следующий пакет документов:

  1. Заявление на открытие лицевого счета. Здесь помимо заполнения реквизитов (наименование, код ОКПО, ИНН и КПП) организации необходимо указать на открытие «лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса», а также привести реквизиты государственного контракта. Заявление должно быть подписано руководителем организации, главным бухгалтером или иным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, с указанием на должность и расшифровкой подписи (Форма заявления по КФД 0531752);
  2. Карточка с образцами подписей. Правила оформления Карточки сформулированы в п. 15 – п. 19, п. 120 приказа, основные следующие: оформляется на одном листе с оборотной стороной, представляется в казначейство в одном экземпляре; указываются дата ее формирования, наименование организации, код ОКПО, адрес, ИНН, КПП и контактный телефон организации, наименование органа казначейства, в котором открывается лицевой счет; предусматривает указание на право первой (руководитель организации) и второй (главный бухгалтер, иное уполномоченное лицо) подписи финансовых документов для расчетов по лицевому счету; на оборотной стороне в разделе «Отметка об удостоверении полномочий и подписей» удостоверить подлинность подписи руководителя/главного бухгалтера необходимо в нотариальном порядке (Форма карточки по КФД 0531753);
  3. Ходатайство головной организации (в случае открытия лицевого счета в казначействе для обособленного подразделения). Ходатайство не имеет утвержденной формы и оформляется в простой письменной форме, в содержании следует указать просьбу об открытии лицевого счета за подписью руководителя головной организации и главного бухгалтера. Ходатайство головной организации необходимо оформить поскольку обособленное подразделение организации не имеет статуса юридического лица и не может самостоятельно обратиться в казначейство за открытием лицевого счета;
  4. Копия государственного контракта или выписки из него.Копию контракта необходимо представить для «привязки» открываемого лицевого счета к конкретному контракту, копия должна быть заверена руководителем организации или в нотариальном порядке, в случае представления контракта в электронном виде – дополнительно с приложением информации, содержащей сведения об электронных подписях уполномоченных лиц;
  5. Другие документы. При обращении в казначейство также может потребоваться представление дополнительных, прямо не поименованных в приказе, документов: Свидетельства о государственной регистрации организации (листа записи ЕГРЮЛ,Свидетельства о постановке организации на налоговый учет,Устава организации в действующей редакции на момент обращения в казначейство,Документа в подтверждение полномочий руководителя организации, Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении организации, обращающейся с заявлением об открытии лицевого счета.

На практике нередко возникают ситуации, при которых территориальные органы казначейства после проверки приостанавливают открытие лицевого счета, а иногда и вовсе отказывают в его открытии по формальной причине – в связи с несоответствием представленных документов сведениям государственных реестров и публичных источников данных.

Поэтому до подачи документов в казначейство рекомендуем осуществить в отношении своей организации Проверку контрагента, т.е. убедиться в достоверности сведений в подаваемых документах информации из ЕГРЮЛ, отсутствии записей о недостоверности адреса компании и иных оснований для отказа в открытии лицевого счета.

Виды лицевых счетов и код клиента

Основы для классификации лицевых счетов заложены в ст. 220.1 БК. Согласно этим нормам, отличают следующие их виды:

  • открытые для администраторов финансирования дефицита;
  • открытые для главных администраторов финансирования бюджетных дефицитов;
  • созданные для главных распорядителей;
  • открытые для распорядителей;
  • созданные для получателей.

Порядок открытия и ведения лицевых счетов, утвержденный приказом Федерального казначейства N 24н, предполагает более детальное регулирование. Их можно разделить на 2 группы. К первой относятся лицевые счета, присваиваемые участникам бюджетного процесса, а ко второй – присваиваемые организациям, не являющимся таковыми.

С точки зрения налогового законодательства, интерес представляет 2-я группа. Открыть соответствующий счет обязана любая организация, участвующая в конкурсах на заключение государственного или муниципального контракта. Как и в банке, на него перечисляются платежи, а казначейство или другой орган проводят эти операции.

Порядок открытия и ведения лицевых счетов (п.8) устанавливает правило, согласно которому каждому счету присваивается номер. Первые 2 разряда представляют код. Он обозначает тип субъекта, для которого открыт счет.

Для организации, не являющейся участником бюджетного процесса предусмотрен код 41. В свою очередь, автономное учреждение имеет код 30. Узнать этот параметр можно при помощи номера лицевого счета. Он состоит из 11-ти цифр, а первые 2 разряда обозначают код клиента.

Другим важным значением в номере выступает отношение к уровню бюджета. Этот код расположен в 5-м разряде номера счета.

Как выглядит лицевой счет

Это уникальная комбинация цифр, порядок которых строго индивидуален для каждого лица и не повторяется больше нигде. Номер л/с или код плательщика, тот самый, откуда будут списаны или начислены средства.

В общем определении, что такое лицевой счет, – это учетный регистр для каждого конкретного его носителя с учетом основных функций юридических, физических лиц и организаций. Счет отражает все действия финансового характера его обладателя. Открывает л/с банковское учреждение либо бухгалтерия, чтобы учитывать фин. расчеты в индивидуальном порядке с разными лицами или компаниями. На нем фиксируется движение средств по приходно-расходным ордерам, поступление вкладов, начисление процентов и пр. Другими словами, отражается статистика любых финансово-кредитных отношений.

Кто уполномочен вести лицевые счета

На общенациональном уровне такие полномочия переданы Федеральному казначейству. Этот орган входит в структуру Минфина и осуществляет бюджетные операции.

На региональном уровне такие полномочия реализуются схожим образом. В структуре исполнительной власти должен быть орган, который управляет исполнением бюджета. Он может называться казначейством или иметь иное наименование.

На уровне муниципалитетов эти функции также осуществляет специально определенный орган. Его статус определяется решениями местных властей.

Права на ведение лицевых счетов предоставлены и внебюджетным фондам. Такие операции вправе проводить их управляющие органы.

Указанный круг субъектов обязан сообщать о лицевых счетах в порядке, предусмотренном ст. 85.1 НК.

Что такое номер лицевого счета

Идентификационный номер включает в себя несколько областей применения. Рассмотрим их подробнее:

  1. У налогоплательщика л/с содержит учет по зарплатным начислениям, оплатам и все операции по нему идут по специальной классификации банка. Каждая статья проведенной операции обозначена уникальным кодом.
  2. Для налогового органа л/с — это регистр аналитики и учета производимых налоговых сборов.
  3. Для Пенсионного Фонда л/с – это обобщение сведений о поступлении пенсионных взносов и прочая идентификационная информация о застрахованном лице. Каждый отдельный номер л/с имеет особую часть — раздел о поступлениях страховых вложений для накопления трудовой пенсии.

Обязанности органов по открытию и ведению лицевых счетов, связанные с учетом налогоплательщиков

Если налогоплательщик активно участвует в конкурсах, связанных с государственными и муниципальными контрактами, то операции по лицевому счету будут проходить с частотой, как в банке. Именно поэтому ст. 85.1 НК по сути приравняла статус счетов в казначействах к пользованию услугами кредитных организаций.

В связи с этим, уполномоченный орган обязан сообщать следующие факты:

  • данные об открытии лицевых счетов налогоплательщиками;
  • информацию об их закрытии;
  • сведения об изменении реквизитов лицевых счетов.

Срок, в течение которого необходимо подать соответствующее уведомление, составляет 3 дня.

Он начинает течь со следующего за датой открытия, закрытия или изменения данных дня. Меньший, в сравнении с банками, срок связан с меньшим количеством счетов, обслуживаемыми такими органами.

Срок открытия лицевого счета

На проверку представленных документов казначейству отводится 5 (пять) рабочих дней, по истечении данного срока в течение 1 (одного) рабочего дня при отсутствии оснований для приостановления/отказа в открытии лицевого счета производится его открытие.

Лицевой счет считается открытым с момента внесения записи в Книгу регистрации лицевых счетов казначейства, по факту открытия организации направляется Выписка из лицевого счета, в которой указаны его реквизиты.

Формы и форматы сообщений об открытии, закрытии, изменении реквизитов лицевых счетов

В настоящее время ФНС не утвердила порядок представления соответствующей информации. По этой причине орган, осуществляющий ведение бюджетных операций, должен руководствоваться рекомендованной формой направления сведений. Она является приложением к письму ФНС.

Эта форма была адаптирована под стандарты работы Федерального казначейства письмом последнего.

Ст. 85.1 обязывает все органы, ведущие операции с бюджетом, сообщать о лицевых счетах в электронной форме. Поскольку формат файлов пока не утвержден, допускается любой способ передачи. Однако процесс обмена данными должен обеспечивать соблюдение как налоговой, так и любой другой обеспеченной защитой тайны.

Принятие общего порядка требует согласования большого числа органов не только на федеральном, но и на региональном, а также местном уровнях. По этой причине, формат продолжает оставаться несогласованным с 2014 года. В скором времени стоит ожидать изменений.

Примеры лицевых счетов

Тип и предназначение определяют информацию, что будет отражаться на л/с клиента.

Типовой л/с сотрудника

Оформляется бухгалтерским работником и служит для учета зарплаты во всех ее видах. Для заполнения потребуются первичные документы:

  • данные о выработке;
  • сведения об отработанном времени;
  • оценка объема выполненной работы.

В реальности, практическое значение л/с – это отражение ежемесячного заработка сотрудника, полученного им за календарный год. Туда же входит информация об удержаниях, компенсациях и налогах, премиальных, пособиях и мат. помощи.

Банковский л/с

Лицевой счет в банке – это комбинация из 20 цифр, которая открывает доступ к информации о клиенте, его кредитных обязательствах, проведенных операциях, начислении процентов, количестве банковских продуктов в личном пользовании и так далее. Все, что делает и чем пользуется клиент, имеющее какое-либо отношение к конкретной финансовой организации.

Вся информация на лицевом счету строго конфиденциальна, и банк несет за это ответственность. Предоставлять сведения со счета сотрудники имеют право только держателю л/с. Однако законодательство РФ предусматривает случаи разглашения сведений по запросу уполномоченных органов. Лицевые банковские счета бывают разных типов:

  • операционные;
  • расчетные;
  • сберегательные;
  • инвестиционные.

При открытии л/с данные об обладателе помещаются в базу банка и хранятся там навсегда.

Существуют и лицевые номера. Перечислим их:

  1. Л/н налогоплательщика. Открывается при регистрации плательщика в налоговой стфруктуре в качестве агента (плательщика).
  2. Л/н застрахованного лица. Открывается при выдаче СНИЛС и присвоении уникального номера для застрахованного гражданина. Содержит сведения, обязательные в будущем для расчета пенсии.
  3. Л/н в ЖКХ. Присваивается собственнику жилья для отражения коммунальных платежей (энергия, вода, отопление, телефония, интернет и пр.).
  4. Л/н акционера. Для фиксации о выпуске, стоимости, количестве, категории и т. д. ценных бумаг и операций с ними.
  5. Л/н распорядителя. Отражение действий, касающихся распределения бюджетных средств.

Запомните! Номер лицевого счета – это основной объект учета, контроля, услуг, движения финансов и прочей индивидуальной информации.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]