Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд: основания, порядок, условия

Строительство новых линейных сооружений, в том числе и дорог, затрагивает интересы собственников земельных участков. На случай реализации такого проекта в интересах Общества по заказу государства предусмотрено возмещение при изъятии земли у их правообладателей. Цена определена вполне объективная – рыночная. Это значит, что когда строится дорога, собственник получит N-ую сумму средств. Но так закону.

На самом деле сплошь и рядом встречаются ситуации, когда уже и дорога проложена, и все ею пользуются, а собственник земли остался ни с чем: ни денег, ни участка.

Это может быть связано и с низкой квалификацией чиновников, и элементарной халатностью. Результат – нарушен порядок изъятия, нет возможности на законных основаниях оформить принудительный выкуп.

Не застрахованы от подобного развития событий собственники любых категорий участков: с/х, земли промышленности, земли населенных пунктов и др. Что делать в такой ситуации собственнику недвижимости? Можно продолжать терпеть убытки, потому что участок не используется по его первоначальному предназначению.

Если возместить убытки мирным путем не получилось, то отстоять права необходимо через суд. Для этого требуется собрать документы, подтверждающие фактическое изъятие земли, рассчитать рыночную стоимость участка, обосновать убытки и недополученную прибыль.

Реальная ситуация

Компания является владельцем земельного участка и получает от него прибыль. Местные органы власти принимают решение строить автодорогу общего пользования. Согласно проекту, трасса пролегает через участок собственника. Проблема возникает буквально на пустом месте: ведомство своевременно не организовало принудительный выкуп. Работы фактически были организованы без выплаты возмещения. В итоге компания осталась без компенсации и возможности использования земельного участка с получением последующего дохода. Владелец земли обращается в судебный орган, предварительно рассчитав размер компенсации и обозначив ответчиками две государственные организации. Однако для подтверждения суммы возмещения суд назначает дополнительную экспертизу.

Сопоставив доводы истца и эксперта по расчету суммы возмещения, суд счел экспертное заключение обоснованным и принял решение частично удовлетворить иск и возложить ответственность на ведомство, которое отвечает за организацию принудительного выкупа земель для общественных нужд. В ходе судебного разбирательства истец не согласился с суммой выплаты, которую рассчитал эксперт, посчитав ее слишком низкой. С суммой не согласился и ответчик: ему она показалась завышенной. Чьи доводы в этом случае являются более убедительными? Какой расчет для компенсации убытков будет верным? Разберемся в ситуации детально.

Суть и стороны дела

Арбитражный суд Московской области рассмотрел дело № А41-46571/17 по иску «Оазис Техно» к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области и Правительству Москвы. Компания является собственником земельного участка, по которому проложена автодорога в Сколково. Истец в своем заявлении указал требование взыскать с ответчиков сумму убытков в размере 20,7 млн. рублей. Убытки были причинены компании вследствие фактического пользования землей для строительства автодороги в рамках реализации целевой программы Московской области «Дороги Подмосковья на период с 2009-2011 гг.». Автодорога является частью инфраструктуры района МШУ «Сколково», созданной по поручению Президента РФ.

Как все начиналось

С 2006 года в собственности находился земельный участок с кадастровым номером 50:20:0020109:77 площадью 1 403 кв.м, в с/о Новоивановское г. Москвы в районе п. Заречье. Правительство в 2009-2010 гг. запроектировало через указанный участок строительство автомобильной дороги общего пользования от 53-го километра МКАД до д. Сколково.

Для этого Правительство Московской области решило изъять у «Оазис Техно» указанный участок, но процедура не была произведена в порядке, предусмотренными на такой случай подзаконными нормативными актами. Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к , чтобы принудительно выкупить указанный участок для государственных нужд. Однако суд отказал министерству, так как не была соблюдена процедура изъятия. Несмотря на это, на земельном участке «Оазис Техно» продолжились работы по строительству дороги и проведению коммуникаций.

Сегодня по территории земельного участка, принадлежащего «Оазис Техно», фактически проходит автодорога общего пользования. Причем линейный объект передан из собственности Московской области в собственность г. Москвы. Из-за сложившейся ситуации компания не имеет возможности ни воспользоваться принадлежащим ему имуществом, ни получить компенсацию за изъятый участок. Это и стало причиной обращения общества в Арбитражный суд Московской области.

В ходе заседания судья установил следующее. Порядок изъятия земельных участков регламентируется Гражданским и Земельным Кодексами. Пункт 1 статьи 279 ГК РФ и статья 49 Земельного Кодекса устанавливают:

  • участок изымается у владельца для государственных либо муниципальных нужд посредством выкупа;
  • за изымаемый участок его собственнику предоставляется возмещение;
  • если на участке имеются объекты недвижимости, также возмещается их рыночная стоимость.

Порядок выкупа определен статьями 279-282 ГК РФ, согласно которым также производится выплата возмещения стоимости земельного участка.

Согласно Принудительный выкуп ЗУ происходит в соответствии с решением компетентного государственного органа и при условии компенсации владельцу равнозначного стоимости ЗУ возмещения. Сумма возмещения может быть определена по соглашению с владельцем, а также решением суда. При расчете суммы возмещения учитываются:

  • рыночная стоимость земли;
  • рыночная стоимость объектов недвижимости, расположенных на участке;
  • убытки, понесенные владельцем в связи с изъятием земли;
  • убытки, понесенные из-за досрочного прерывания обязательств;
  • упущенная выгода (недополученная прибыль).

После процедуры изъятия земельного участка следует процедура по прекращению права владения предыдущим владельцем, фактически продавшим данное имущество государству. Право владения, таким образом, переходит публично-правовому формированию, в пользу которого происходит изъятие для нужд государства или муниципалитета.

Как разъясняет Верховный Суд, в случае отсутствия решения уполномоченного ведомства об изъятии участка и нарушения процедура изъятия, владелец земли имеет право на возмещение убытков.

Реквизиция земельного участка

Земельный надел может быть реквизирован у правообладателя в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, крупномасштабных аварий, эпидемий. Порядок проведения реквизиции описан в ст. 242 ГК РФ и ст.51 ЗК РФ. В данном случае изъятие земельного участка является временной процедурой и после устранения последствий от возникновения чрезвычайной ситуации земля возвращается правообладателю.

В случае невозможности возврата земельного участка после его реквизиции, правообладатель может рассчитывать на финансовую компенсацию ущерба либо предоставление ему равноценного земельного участка безвозмездно.

Как посчитать убытки?

Чтобы установить размер понесенных компанией убытков, Арбитражный суд Московской области привлек эксперта. Перед специалистом была поставлена задача определить сумму компенсации. Для этого необходимо было учесть следующие моменты:

  • рыночную стоимость объекта недвижимости;
  • убытки, возникшие вследствие изъятия земли;
  • упущенную выгоду.

Размер возмещения за изъятый участок, как посчитал эксперт, составил 11,4 млн. рублей. Из них:

  • 11, 1 млн. рублей – рыночная стоимость земельного участка;
  • чуть более 300 тыс. рублей составили прочие убытки.

Однако истец и ответчик ходатайствовали о дополнительной экспертизе. Но суд счел требование сторон и их несогласие с заключением эксперта необоснованным. Таким образом, судья согласился с рыночной стоимостью участка в 11,1 млн. рублей и частично удовлетворил исковое требование о возмещении. Так как истец предъявлял претензии к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области и к Правительству Москвы, суд счел, что надлежащим ответчиком является Министерство. В связи с чем сделан такой вывод? Дело в том, что фактическое изъятие земли произошло по заказу указанного ведомства.

Таким образом, суд возложил на Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области обязанность выплатить возмещение ущерба в размере 11,4 млн. рублей, а также судебные издержки и расходы на экспертизу.

Если ваша организация оказалась в ситуации, когда земельный участок, находящийся в вашей собственности, фактически используется для нужд государства либо муниципалитета, нужно требовать возмещения ущерба.

Как видим, Закон предусматривает выплаты даже постскриптум, когда факт изъятия уже произошел. Досудебное обращение к ведомству, ответственному за изъятие земли, позволит решить проблему мирным путем и избежать непредвиденных расходов в виде судебных издержек и затрат на дорогостоящую экспертизу.

Компенсировать убытки и недополученную прибыль госструктуры или муниципалитеты могут по согласованию с собственником земельного участка, обсудив возможные варианты возмещения.

Изъятие земли: постановление

В течение 60 дней принимается вердикт относительно изъятия земельного надела. Такой вердикт содержит:

  • указание на причину для подобного изъятия;
  • указание на собственника, у которого изъята земля;
  • указание размера земли и номера по кадастру.

В течение семи дней с момента принятия решения о земельном изъятии орган государственной власти обязан направить в адрес определённых учреждений копию вердикта о том, что бывший земельный собственник больше не владеет правами на неё.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.

Компенсация за изъятие участка под автодорогу

Государство имеет право забрать у собственника (как физического, так и юридического лица) земельный участок и возведенные на нем постройки с предоставлением компенсации.

Основания для реквизиции участка под строительство автодороги строго определены законом:

  1. выполнение требований, предусмотренных международными договорами;
  2. строительство и реконструкция объектов федерального, регионального или местного значения.

Для проведения процедуры изъятия необходимо подготовить и согласовать проект планировки территории.

Что делать после принятия решения об отчуждении имущества?

Уполномоченные органы должны разместить информацию в СМИ и на собственном сайте, а также направить копии решений собственнику участка и организации, ходатайствующей об отчуждении участка в течение 10 дней с момента принятия решения. После этого начинается подготовка соответствующего договора, в котором будут указаны условия, на которых пройдет процедура. Типовой договор содержит следующую информацию:

  • данные о сторонах соглашения;
  • кадастровые номера реквизируемых участков;
  • цель изъятия;
  • основания отчуждения;
  • срок выполнения условий соглашения;
  • размер и порядок выплаты компенсации.

Процедура изъятия участка

Собственнику может грозить изъятие земельного участка для муниципальных нужд в разных ситуациях. Чтобы не стать жертвой правомерного лишения прав на землю, необходимо знать все тонкости данной процедуры. В представленной статье будет подробно рассмотрено, когда возможно подобное аннулирование прав частного лица на надел, в каком порядке это происходит, и чем грозит владельцу.
Земельные наделы изымаются из частной собственности в тех случаях, когда на месте их расположения планируется создание объектов для государственных нужд. Например, если местные власти собираются строить новую дорогу или расширять инфраструктуру, а земельный участок находится на территории, где запланированы работы, то производится его отчуждение в пользу государства.

Процедура изъятия земельного участка для государственных муниципальных нужд состоит из 2 этапов:

  1. Предварительного согласования месторасположения будущего объекта.
  2. Непосредственного изъятия надела.

На первом этапе участие собственника обязательно. Если он будет не согласен с действиями властей, он вправе обжаловать их в судебном порядке. Поэтому уведомление собственника является обязательным условием для начала процедуры изъятия. Непосредственное изъятие земли производится на основании соответствующего решения местных административных органов.

Процедура аннулирования частной собственности на конкретный земельный надел состоит из 6 этапов.

  1. Подготовка оснований и условий для начала процесса изъятия. Сюда входит разработка документации по распланировке территории, создание проектов планируемых объектов. Все создаваемые документы должны рассматриваться и утверждаться уполномоченным органом, на что также требуется определённое время.
  2. Подготовка и подача ходатайства муниципальному органу об изъятии надела от лица заинтересованной организации, либо разработка соответствующего решения, когда инициатором процедуры выступает государство.
  3. Выявление собственников объектов изъятия (земли и возведённых на ней построек). Данный этап является новым в законодательстве и призван установить предполагаемых правообладателей, от которых нужно получить согласие на изъятие. Определённые сложности могут возникнуть с участками, полученными в бессрочное пользование или собственность до 1998 года. До этого периода регистрация права осуществлялась в неполной мере, из-за чего достаточно сложно сейчас найти требуемую информацию.

Для получения требуемых сведений запрашивается информация из архивов и муниципалитета, осуществляется публикация на сайте органов местной власти, в СМИ. Юридическое либо физическое лицо, получившее запрос об установлении правообладания на указанный участок, обязано подтвердить свои права в течение 5 дней с момента получения уведомления.

На данный этап отводится 2 месяца. Если с момента публичного опубликования информации о планируемом изъятии пройдет 60 дней, а сведения о владельцах не поступят в уполномоченный орган, он обращается в суд для признания данного надела невостребованным. В результате, земля признаётся собственностью государства, субъекта РФ либо муниципалитета.

  1. Подписание решения об отчуждении органами местного самоуправления. Владелец земли должен быть уведомлен об этом в течение 10 рабочих дней с даты подписания резолюции. Также в этот период на официальном сайте муниципалитета публикуется информация о принятии документа, а владельцу направляется его копия заказной корреспонденцией (по адресу изымаемой земли). Уведомление считается произведённым с момента принятия соответствующей корреспонденции либо её возврата отправителю. Если почтовый адрес собственника неизвестен, он считается поставленным в известность с даты публикации информации на сайте. Решение об отчуждении может быть обжаловано 3 года с момента его подписания.
  2. Подготовка и подписание договора об изъятии. Для создания этого документа проводятся кадастровые и оценочные мероприятия с целью уточнения границ надела и определения его рыночной стоимости, а также осуществляются согласование порядка процедуры с владельцем.

В тексте подготовленного документа должна быть указана следующая информация:

  • кадастровый номер;
  • цель отчуждения;
  • реквизиты решения;
  • вид права на объект соглашения;
  • период их передачи;
  • объём компенсации и способ её выплаты (возможно предоставление другого надела с аналогичными характеристиками);
  • указание сервитутов (если они сохраняются).

Получив свой экземпляр соглашения, собственник может его сразу подписать или уведомить муниципальные власти об отказе или желании внести изменения в условия (в письменной форме с указанием оснований).

Если владелец участка не подписал соглашение в течение 3 месяцев с даты его получения или не уведомил об отказе, орган, подписавший решение об отчуждении может обратиться в судебные инстанции с иском о принудительном аннулировании права на данный надел.

  1. Прекращение прав на землю и их передача государству. Результатом подписания договора об отчуждении либо вступления в законную силу судебного решения о принудительном аннулировании права на данный надел, является:
  2. ликвидация права пользования либо наследуемого владения наделом;
  3. досрочного аннулирования договора аренды либо соглашения о безвозмездном пользовании землей;
  4. прекращения права хозяйственного ведения либо оперативного управления наделом;
  5. возникновения права собственности на вновь образованные наделы в результате перераспределения земли;
  6. государственной регистрации правовых изменений (возникновения/перехода/прекращения права собственности);
  7. сноса построек, возведённых на изъятой земле.

Если договор предусматривает возмещение за изъятие, перечисленные последствия наступают только после его полной выплаты.

Определение размера выплаты: порядок и «подводные камни»

Компенсация рассчитывается исходя из рыночной стоимости объекта недвижимости, а также убытков, причиненных реквизицией. При определении стоимости компенсации необходимо не только информацию о виде разрешенного использования, но и фактическое использование отчуждаемых объектов. Сумма компенсации позволять предпринимателю или физическому лицу восстановить имущественные потери.

Расчет возмещения необходимо сделать не позднее чем за 2 месяца до передачи правообладателю участка документов об отчуждении недвижимости. Все расходы, связанные с установлением стоимости несет орган, принявший решение об изъятии.

При определении суммы компенсации не учитывают:

  • постройки и другие улучшения, возведенные после получения уведомления об изъятии, а также заключенные впоследствии сделки;
  • объекты самовольного строительства.

Если размер компенсации не устраивает правообладателя, он может обратиться за судебной защитой. Существует немало прецедентов, когда суд назначал проведение дополнительной экспертизы для определения рыночной стоимости участка. Оценщики используют сравнительный подход при определении стоимости, но не всегда отчеты об оценке, подготовленные по заказу госоргана, являются ненадлежащим доказательством размера возмещения.

В декабре 2021 г. суд счет, что ссылки на стоимость аналогичных объектов в районе строительства Крымского моста не могут являться достаточным основанием для определения стоимости, т.к. в этом месте практически отсутствует открытый рынок земельных участков.

В другом деле оценщики ошиблись при определении цели изъятия, что также сказалось на стоимости. Так, эксперт рассчитывал компенсацию исходя из того, что на нем будет размещена автодорога, но суд отчет не принял. При расчете имущественных потерь учитываются цели, актуальные для собственника земли, в данном деле целью бывшего правообладателя являлось ведение сельского хозяйства. Поэтому стоимость компенсации будет существенно выше той, что указана в экспертном заключении.

Изъятие земельного участка в связи с нарушением использования

Кроме вышеназванных оснований земельный участок может быть изъят в связи с его нецелевым использованием либо использованием с нарушением законодательства, в частности, если данный земельный надел не используется владельцем более 3-х лет (ст. 284 – 286 ГК РФ), чаще всего, данный вопрос касается дачных земельных участков. В названный временной отрезок не входит период, выделенный для освоения земли, а также, период, когда использование участка было невозможно в связи с возникновением стихийных обстоятельств, которые бы препятствовали полноценной эксплуатации имущества.

Основные признаки ненадлежащего использования земельного надела определены Перечнем, утвержденном постановлением Правительства РФ №369 от 23 апреля 2012 г, и включают в себя:

  • высокое содержание сорных трав (более30%);
  • отсутствие факта проведения работ по возделыванию и обработке земельного участка, а также уходе за ним в период владения;
  • высокий уровень закустаренности, залесенности или заболоченности;
  • ухудшение качества почвы и экологической ситуации в целом, вызванные применением химических средств.

В случае несогласия владельца земельного надела с изъятием имущества, он имеет право подать в суд исковое заявление с требованием о возврате земельного участка.

Статистика цен за изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Год изъятия Объект изъятия Адрес объекта Размер платы за изъятие Орган, который изъял
1 2019 Земельный участок площадью 58 500 кв. м (категория: земли сельскохозяйственного назначения) Пермский край, Соликамский район, ур. Иванкино 545 877 (пятьсот сорок пять тысяч восемьсот семьдесят семь) рублей Верховный Суд РФ
2 2019 Земельный участок площадью 223 кв. м Республика Адыгея, Майкопский район, аул Мафэхабль, ул. Республики, 2 «А» 209 350 (двести девять тысяч триста пятьдесят) рублей Майкопский районный суд
3 2019 Земельный участок №1 площадью 2 621 кв. м. (категория земель: земли промышленности)

Земельный участок №2, площадью 754 кв. м. (категория земель: земли населенных пунктов)

Московская область, Раменский район, сельское поселение Островецкое, д. Островцы 11 256 320 (одиннадцать миллионов двести пятьдесят шесть тысяч триста двадцать) рублей Верховный Суд РФ
4 2019 Земельные участки (категория земель: земли населенных пунктов ) площадью 275 кв. м, 3 283 кв. м и 1183 кв. м Новосибирская область, Коченевский район, д. Белобородово, ул. Лесная 5 860 000 (пять миллионов восемьсот шестьдесят тысяч) рублей Верховный Суд РФ
5 2018 Земельный участок площадью 533 533 кв. м (категория: земли промышленности, энергетики, транспорта) Калининградская обл., Зеленоградский р-н, АО «Прибрежное» 24 315 251 руб 55 коп. (Двадцать четыре миллиона триста пятнадцать тысяч двести пятьдесят один рубль 55 копеек) Верховный Суд РФ
6 2018 Земельный участок площадью общей площадью 1373 кв. м. (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения) Республика Дагестан, Карабудахкентский район, с. Агачаул, местность «Сынлы арка», участок «Шихаммат-тала» 123 570 (сто двадцать три тысячи пятьсот семьдесят) рублей Верховный Суд РФ
7 2018 Земельный участок площадью 740 кв. м, (назначение земель: земли населенных пунктов) Республика Дагестан, г. Махачкала, МКР вдоль автомагистрали «Кавказ» в районе ДРСУ-11 1 197 350 (один миллион сто девяносто семь тысяч триста пятьдесят) рублей Верховный Суд РФ
8 2018 Земельный участок (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения)

№1 — площадью 100 703 кв.м,;

№2 — 6508 кв.м;

№3 — 23 469 кв.м.

Московская область, Раменский район, сельское поселение Островецкое 155 573 750 (сто пятьдесят пять миллионов пятьсот семьдесят три тысячи семьсот пятьдесят) рублей Верховный Суд РФ
9 2018 Земельные участки с расположенными на них улучшениями (уборной, мощением, пожарным резервуаром № 1, пожарным резервуаром № 2)

площадью — 5 534 кв. м; 58 кв. м; 399 кв.м.

Краснодарский край, г. Краснодар, Западный внутригородской округ, по направлению Краснодар-Новороссийск 10 400 92 (один миллион сорок тысяч девяносто два) рублей АС Краснодарского края
10 2017 земельный участок (категория: земли населенных пунктов)

№1 площадью — 43730 кв. м;

№2 — 6790 кв. м;

№3 — 6935 кв. м

г. Калининград, ул. Песочная, СНТ «Остров» 88 670 784 (восемьдесят восемь миллионов шестьсот семьдесят тысяч семьсот восемьдесят четыре) рублей АС Калининградской области
11 2017 Земельный участок площадью 11 376 кв.м Нижегородская область, г. Бор, на правой стороне транспортной развязки Бор-Киров. 8 820 000 (восемь миллионов восемьсот двадцать тысяч) рублей Верховный Суд РФ
12 2017 Земельный участок площадью 1373 кв.м (категория: земли сельскохозяйственного назначения) Республика Дагестан, Карабудахкентский район, с. Агачаул, местность «Сынлы арка», участок «Шихаммат-тала» 810 000 (восемьсот десять тысяч) рублей АС Республики Дагестан

Примеры строительства крупных объектов возле жилых домов

Вопрос-ответ

Вопрос:

«При изъятии земельного участка в какой срок происходит выплата возмещения?»

Ответ:

В случае изъятия земельного участка внимательно смотрим статью 279 Гражданского Кодекса РФ, а также Земельный Кодекс РФ. При изъятии земельного участка у собственника государство или муниципалитет обязаны предложить собственнику аналогичный участок в удобном для него месте или же денежную компенсацию. Причем, статья 281 Гражданского Кодекса говорит о том, что компенсация назначается не собственником, а на основании рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком. Если все детали по изъятию учтены, то собственник и представители государственных органов заключают и подписывают соглашение, в котором прописывают конкретные сроки, в которые произойдет платеж собственнику. Можно установить в соглашении это срок в 1 год. На практике, срок обычно устанавливается в 1-2 месяца, если у государственных органов отсутствуют сложности с бюджетом.

Вопрос:

«Государство требует выкупить у частника земельный участок. Возможно ли такое?»

Ответ:

Да, возможно, но при необходимости разрешения государственных или муниципальных нужд. К примеру, был утвержден проект прокладки трассы федерального значения, а конкретный участок находится на обозначенной территории. Или же, как вариант, протягивается магистральная ЛЭП. Наиболее распространенным является выкуп участков в связи с «расстраиванием» местности и улучшением ее инфраструктуры. В таком случае частнику / собственнику участка полагается возместить стоимость земли вместе с имеющимися улучшениями.

Процедура принудительного изъятия земельного участка затрагивает ФЗ-№499 и гл. VII Земельного Кодекса РФ. В судах имеется практика относительно рассмотрения аналогичных дел. Главная претензия – учет упущенных выгод владельцем принудительно выкупаемого земельного участка. Исполнительная власть органов местного самоуправления уступает истцам оплату дополнительно заявленных сумм компенсации.

Важно! Согласно ст. 56 Земельного Кодекса РФ изъятие у частника земельного участка через выкуп возможно по ходатайству субъектов монополий, недропользователей и иных организаций. Собственник изымаемого участка оповещается за 2 месяца до исполнения решения об изъятии, то есть до дня совершения сделки о купле-продаже.

Вопрос:

У меня земля в собственности, а рядом идет строительство дороги, можно ли получить компенсацию?

Ответ:

Строительство дороги рядом с земельным участком, находящимся в собственности, может нарушить планы его владельца, ограничить возможности по застройке территории, ведению хозяйства, развитию бизнеса. Такое «соседство» превращает уютное загородное владение в «дом на обочине». Из-за изменения статуса и ухудшения экологии падает спрос на землю и снижается ее стоимость.

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, потерпевшее убытки из-за нарушения его прав, может требовать их возмещения в следующих случаях:

  • Ему был нанесен реальный ущерб (имущество повредили);
  • Он пострадал материально из-за «упущенной выгоды» (потери доходов бизнеса);
  • В результате нарушения его прав «оппонент» получил прибыль.

Наличие и величина убытков должны быть подтверждены документально. Как указано в ст. 16.1 ГК РФ компенсация положена даже в том случае, когда действия нарушителя прав являются правомерными.

На деле вопрос решается индивидуально через Суд, так как строители дороги добровольно выплачивать компенсацию не будут. Суд может их поддержать, руководствуясь ст. 57 (п.1, подп. 4 и 5) ГК РФ, где говорится, что если нарушитель прав действует в интересах государства (строит стратегический объект), то выплачивать компенсацию он не обязан.

В иных случаях необходимо подготовить экономическое обоснование понесенных потерь. Одними словами данный вопрос не может быть решен.

Конфискация земельных участков

Эта разновидность изъятия предусмотрена ст.50 ЗК РФ и нормами УК.

Статья 50. Конфискация земельного участка

Земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (конфискация).

В такой ситуации, изъятие выступает в роли наказания за совершенные проступки, признанные судом.

Конфискация носит безвозмездный характер. Порядок её проведения заключается:

  • Выносится приговор;
  • Принимается судебное решение о конфискационных действиях.

Прекращение права собственности для государственных и муниципальных нужд

Статьей 49 ЗК РФ установлены случаи, когда такое возможно.

Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:

1) выполнением международных договоров Российской Федерации;

2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:

объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

объекты использования атомной энергии;

объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;

объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;

автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

  • Выполнение обязательств между государствами;
  • Необходимость возведения объектов обеспечения жизни (прокладка путей для транспорта, разных коммуникаций, совершенствование инфраструктуры и другое);
  • Исполнение требований действующих нормативных актов.

Проводится методом выкупа землевладения у хозяина. Решение о нем принимаются органами федерального уровня или субъектов РФ. Он может быть разрешен при получении одобрения правообладателя и проходит регистрацию в соответствующей службе.

ВАЖНО! По желанию владельца материальную выплату могут заменить на другой равноценный недвижимый объект. При этом осуществляется замена стоимости предоставляемого надела и правомочий в сумму компенсации.

Процедура заключается в:

  1. Подготовка проекта постановления об изъятии участка. Подбор площадки для постройки основывается на заключении об отчуждении, включающего реальные характеристики объекта, подтверждаемые выпиской из кадастрового реестра. Цели и сроки проведения, наименование правообладателя и его статус по отношению к угодьям, требования об извещении лица и регистрации документа, его измененные правомочия в связи с изъятием.
  2. Уведомление владельца, без него отбор не возможен.
  3. Регистрационные действия в отношении постановления представляют собой наложение ограничений на правомочия собственника изымаемого имущества. Проведение регистрационных действий может накладывать на хозяина траты по уходу за недвижимостью. Любые операции с ней не компенсируются государством.
  4. Правообладателю, собственность которого аннулируется, вручают соглашение и оценочный акт имущественного объекта. Документ составляется в свободной форме и должен учитывать нормативные требования для заключения сделки. В нем должен быть установлен максимальный период его подписания – не более 90 дней.
  5. В случае уклонения от удостоверения соглашения в суд подается иск о принудительном отборе.

Законодательно устанавливаются правила предоставления жилых помещений лицам, являющихся владельцами участка с домом или жильцам многоквартирного здания, расположенного на такой земле. Жилплощадь может представляться по договорам социального найма.

Необходимые документы

  • Свидетельство о государственной регистрации права, либо договор купли – продажи, либо Выписка из ЕГРН, либо иной документ, подтверждающий вид права на недвижимость;
  • Договор аренды (в случае оценки арендованного имущества, либо оценки частичных прав);
  • Сведения об имеющихся обременениях (договор залога, долгосрочной аренды);
  • Технический паспорт на улучшение;
  • Поэтажный план;
  • Экспликация помещений к поэтажному плану;
  • Кадастровый паспорт земельного участка;
  • Справка о первоначальной балансовой и остаточной стоимости объекта на дату проведения оценки (собственником является юридическое лицо).

Также нашим специалистам может понадобиться дополнительная информация: наличие обременений, залоговых обязательств, судебных споров в отношении объекта оценки и другое. Настоящий перечень не является исчерпывающим и окончательно определяется нашими специалистами совместно с Заказчиком.

Конфискация земельного участка

Земельный участок может быть конфискован на основании вынесенного судебного приговора за совершение преступления. Порядок конфискации имущества определен ст. 243 ГК РФ и ст. 50 ЗК РФ.

Конфискации подлежит только тот земельный участок, который принадлежит непосредственно лицу, в отношении которого вынесено наказание.

В случае конфискации земельного участка бывший собственник не получает права на получение компенсации, и в дальнейшем его имущество реализуется .
Земельный участок не может быть конфискован:

  • если на территории земли располагается жилой дом или хозпостройки, не подлежащие конфискации;
  • если данная земля является объектом ведения подсобных и сельскохозяйственных работ.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]