Вконтакте
Ситуации, когда законный владелец недвижимости должен зарегистрировать право собственности, но по каким-либо причинам не имеет возможности сделать это самостоятельно встречаются довольно часто. Наилучшим выходом в таком случае станет оформление доверенности на оформление документов и передача полномочий доверенному лицу.
Где можно сделать?
Доверенность должна быть составлена и заверена нотариусом по установленному образцу. Однако, законодательством РФ предусмотрен ряд случаев, когда альтернативой могут стать бумаги, подписанные другими лицами:
- главным врачом, в том случае, если хозяин квартиры пребывает в лечебном учреждении и нуждается в продолжительном лечении;
- начальником тюрьмы, если собственник находится под стражей;
- начальником части или руководителем учебного военного учреждения, если доверитель находится на воинской службе;
- капитаном судна, если владелец недвижимости находится в дальнем плавании;
- руководителем органа социальной защиты, если собственник проживает в государственном учреждении.
Важно! Если владелец жилья оставляет своему доверенному право передоверять переданные ему полномочия третьим лицам – это также должно быть зафиксировано в тексте доверенности.
Прекращение доверенности
Любой документ имеет срок действия. Доверенность прекращается по окончании периода, указанного в тексте, или через год после выдачи, если время действия не устанавливалось.
Полномочия представителя прекращаются досрочно при следующих обстоятельствах:
- отмена (отзыв) делегирования;
- смерть доверителя или доверенного лица;
- признание недееспособности одного из участников соглашения.
При досрочном аннулировании по инициативе собственника представитель обязан вернуть оригинал документа.
Виды
Согласно положениям статьи 185 ГК РФ вид доверенности определяет ее содержание. Различают следующие типы доверительных документов:
- Генеральная. После ее подписания доверенное лицо приобретает право на распоряжение объектом недвижимости и проведение любых операций с ним.
- Разовая. Доверитель передает третьему лицу полномочия на совершение строго определенного действия, например – сбора требующихся для сделки бумаг. После его совершения полномочия доверенного прекращаются в полном объеме.
- Специальная. Предусматривает передачу прав на совершения определенного перечня действий.
Доверитель вправе в любой момент по своему желанию отозвать доверенность. Все действия, совершенные его представителем, после этого будут признаны неправомерными.
Какую надо оформить на утверждение документов?
Важно! Для того, чтобы передать право на оформления документов необходимо составить разовую доверенность.
Она должна быть составлена в письменном виде и заверена нотариально. Допускается оформление электронной версии документа с последующим заверением его электронно-цифровой подписью в присутствии нотариуса.
Доверенность должна содержать:
- Название.
- Указание на то, где она была выдана.
- Дату оформления.
- Персональные данные доверителя и доверенного лица.
- Права, переданные представителю.
- Подпись владельца недвижимости.
- Срок действия документа.
- Указание на право передать полномочия третьим лицам или запрет на это действие.
Для регистрации права собственности
Для регистрации права собственности в Росреестре потребуется наличие генеральной или специальной доверенности.
Документ должен содержать:
- Наименование документа.
- Сведения о населенном пункте, где он был оформлен.
- Дату составления (прописью, запись даты числами не допускается).
- Персональные данные доверителя и доверенного лица.
- Подробный список прав, которыми наделяется доверенное лицо, перечень действий, на которые разрешение не распространяется, а также то, наделяется ли поверенный правом передоверия или нет.
- Заверенная нотариусом подпись доверителя.
- Регистрационные данные нотариуса, у которого был оформлен документ.
Понятие доверенности
Любая сделка с жильем связана с переходом прав собственности. Для признания сделки действительной необходимо зарегистрировать право нового владельца. Если собственник не может присутствовать при заключении договора, оформляется бумага на представление его интересов в Росреестре.
Доверенность – это особый документ, дающий право одному человеку действовать от имени другого лица (Гражданский кодекс РФ, статья 185). Доверенность на регистрацию права собственности на квартиру составляется по определенным правилам.
Форма доверенности
Законодательство предусматривает два варианта документа: простой письменный и нотариально заверенный. Обычная доверенность может быть напечатана с помощью компьютерной техники или написана от руки. В большинстве случаев используется документ, составленный в простой письменной форме.
По количеству полномочий, передаваемых собственником, различают следующие виды доверенностей:
- Разовая (выполнение одного действия).
- Специальная (совершение однотипных действий).
- Генеральная (передача всех прав на распоряжение имуществом).
Для совершения сделок с недвижимостью обязательно предъявление нотариально заверенного (ст. 185.1 ГК РФ) документа. При этом не имеет значения, что является основанием обращения в Росреестр – договор дарения, купли-продажи, приватизации или свидетельство на наследство.
Удостоверение (заверение) доверенности
Документ на представление интересов доверителя оформляется в любой нотариальной конторе. Кроме того, законодательство предусматривает возможность подписания доверенности некоторыми должностными лицами (п. 2 ст. 185.1 ГК РФ).
Правом удостоверения документа обладают:
- главный врач военно-медицинского учреждения (например, госпиталя);
- командир воинского подразделения (по ходатайству военнослужащего или членов его семьи);
- начальник исправительной колонии (по заявлению лица, отбывающего наказание);
- руководитель организации социального обслуживания (по просьбе дееспособного гражданина, который постоянно проживает в организации).
Перечень должностных лиц, которые вправе подписывать доверенность, является закрытым.
Срок доверенности
Законодательство не ограничивает время действия доверенности. Практика показывает, что чаще всего собственник передает полномочия другому лицу на срок от трех до пяти лет. Отсчет времени начинается от даты выдачи. Если конкретный период не указан в тексте документа, он считается актуальным в течение одного года (ГК РФ, ст. 186).
Обязательные реквизиты
Доверенность на оформление квартиры в собственность должна содержать необходимую информацию. При отсутствии обязательных реквизитов документ будет признан недействительным.
В доверенности указываются:
- дата выдачи;
- персональные данные собственника и доверенного лица (фамилия, имя, отчество, реквизиты паспорта, адрес проживания);
- полномочия представителя;
- период действия.
Доверитель лично заверяет документ своей подписью. Закон уточняет, что доверенность, в которой не отражена дата выдачи, не дает третьим лицам права выступать в интересах собственника (ст. 186 ГК РФ).
Доверенность на оформление квартиры в собственность (образец) можно .
Перечень полномочий для регистрации права собственности. Передоверие
Любая доверенность должна содержать перечень конкретных действий, которые вправе совершать представитель. Если целью является оформление права собственника жилья в Росреестре, обязательно четко описать все этапы регистрации (пошаговую инструкцию доверенного лица).
В перечень необходимых действий включаются:
- истребование справок и выписок;
- подача заявления в Росреестр;
- оплата пошлины;
- право подписи от имени владельца недвижимости.
Доверенность, составленная с помощью нотариуса, необходима не только для регистрации права, но и для постановки объекта на кадастровый учет (Федеральный закон N 218-ФЗ от 13.07.2015, статья 15).
Обязательной регистрации требует также договор долевого участия. После приобретения квартиры в новостройке покупатель передает полномочия по оформлению застройщику. В доверенность для ДДУ не следует включать право подписи от имени собственника.
Законодательство предусматривает передачу полномочий третьим лицам (ст. 187 ГК РФ). Передоверие оформляется, если представитель не может выполнить поручение. Права передаются путем составления нового документа. По окончании процедуры первоначальный представитель извещает собственника о замене.
Стоимость услуг нотариуса
Цена нотариальных действий складывается из государственной пошлины и стоимости технической работы. Размер госпошлины регламентируется Налоговым кодексом (ст. 333.24) и составляет 200 рублей. Стоимость технических услуг зависит от региона и конкретной нотариальной конторы (1 200 рублей и выше).
Образец доверенности
Законодательство устанавливает ряд требований к образцу документа на регистрацию квартиры:
- оформляется в присутствии владельца недвижимости;
- не допускается сокращение при написании персональных данных (например, инициалов вместо полного имени и отчества);
- отражается список допустимых действий представителя;
- указывается дата и место составления.
Полномочия оформляются на бланке, содержащем регистрационный номер.
Общие сведения
Любой договор доверенности на оформление недвижимости должен быть заверен нотариально. В противном случае, бумага не будет иметь юридической силы. Информация относительно данного вопроса указана в статьях 185-189 ГК РФ. Передать право на осуществление действий можно любому гражданину РФ, достигшего совершеннолетия. Чаще это родственники и близкие друзья. Если сделка связана с недвижимостью, часть задач возлагается на профильных специалистов. Независимо от этого, схема доверенности на оформление недвижимости остается неизменной.
Причины, по которым человек лично не хочет или не может заниматься решение данного вопроса указывать не нужно. Речь идет о любом недвижимом имуществе – квартира, дом, земельный участок. Каждый тип должен быть зарегистрирован и оформлен. Составляя акт доверенности на оформление недвижимости, следует указывать, о каком объекте идет речь.
Разрешается заполнить документ от руки на листе бумаги или в печатном виде. Нередко граждане обращаются за помощью к нотариусу, который имеет в своем распоряжении фирменные бланки на каждый случай. Если доверить полное составление документа специалисту, стоимость значительно будет отличаться. По этой причине люди стараются самостоятельно составить документ доверенности на оформление недвижимости. Главное, знать структуру договора и правила приема.
Имеется три типа:
- разовая – позволяет выполнять одно действие в короткий срок;
- специальная – наделяет держателя указанными полномочиями на протяжении определенного времени;
- генеральная – полня передача прав.
Стандартный лист доверенности на оформление недвижимости чаще всего выполняется в специальном формате. До 2021 года максимальный срок действия документа не должен быть превышать три года, теперь это ограничение снято. Если договор оформляется юридическим лицом, то обязательно должна стоять печать организации и подпись ответственного, уполномоченного на проведение подобных операций, сотрудника.
Как правильно составить
Прежде чем переходить к составлению, стоит изучить пример доверенности на оформление недвижимости. Следует действовать по инструкции и внести требуемые данные. Любая структурная или орфографическая ошибка не позволительны, придется делать все заново. Договор должен содержать:
- наименование документа (для юридических лиц необходимо указывать номер);
- место совершения;
- дата совершения;
- личные данные доверителя (Ф.И.О., дата рождения, пол серия паспорта, номер, адрес регистрации и прочее);
- информация о доверенном лице, аналогично предыдущему пункту;
- наименование регистрационного округа;
- объект для оформления;
- адрес недвижимости;
- список прав и передаваемых полномочий;
- срок действия документа;
- подпись.
Так выглядит форма доверенности на оформление недвижимости. После написания необходимо заверить бумагу нотариально. Срок годности указывать необязательно, в таком случае бланк будет считаться действительным на протяжении года. Отозвать доверенность разрешается в любой момент, для этого потребуется уведомить третьи лица о том, что документ больше не имеет законной силы.