Ранее возникшее право


Собираем пакет документов

Все документы для регистрации права собственности на недвижимость в Росреестр готовят владельцы или их представители. Пакет документов зависит от типа объекта недвижимости, а также способа вступления в собственность. В случае с индивидуальным строительством регистрацией занимается владелец недвижимости или его представитель, в квартирах на первичном рынке, то подготовкой документов занимается застройщик, а непосредственно при оформлении сделки по отчуждению объекта ─ нотариус. Если переход собственности происходит без непосредственного участия (по закону такое возможно), то можно использовать помощь специалистов. В полное распоряжение нового владельца недвижимость поступает только после завершения регистрации.

Регистрация прав собственности ─ процедура бюрократическая, поэтому многие собственники предпочитают делегировать эти полномочия посредникам. Для физических лиц, регистрирующих дома, квартиры или загородные постройки право собственности на недвижимость может быть связано с переходом от продавца, наследодателя или дарителя или первичным (при постройке дома). Бумаги, которые понадобятся:

  • документы, удостоверяющие личность сторон или их представителей, и нотариально заверенные доверенности, если собственник действует через представителей;
  • заявление;
  • документы, подтверждающие право на недвижимость;
  • кадастровый паспорт с техническим описанием;
  • квитанция после уплаты госпошлины;

На информационном стенде есть реквизиты и тарифы всех платежей, на сайте Росреестра ─ образцы документов и заявлений.

При регистрации, договора купли-продажи квартиры госпошлину уплачивают обе стороны в равных частях, а при регистрации перехода прав собственности на жилье госпошлину оплачивает покупатель.

Регистрация проводится на основании:

  • кадастрового паспорта;
  • правоустанавливающим документом может быть договор на обмен жилья, принятия в дар, купли-продажи;
  • свидетельство наследственных правах;
  • решение суда.

Если на участке нет строений, к пакету прилагается соответствующая справка. Стороны сделки в простой форме составляют передаточный акт. Если собственность совместная, надо дополнить комплект нотариально оформленным согласием супруга. При первичной регистрации в Росреестр предоставляют постановление, выданное органом местного самоуправления, по вопросу передачи участка в собственность. При регистрации домов список может дополнить технический паспорт.

Загородные дома – дачи, регистрируют по упрощенной схеме ─ путем декларации, без участия БТИ. Хозяин дачи заполняет специальный бланк, указывая все необходимые характеристики.

ДОКУМЕНТЫ НА РЕГИСТРАЦИЮ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ И ЗАПУСК МЕХАНИЗМА РЕГИСТРАЦИИ

Перечень документов для регистрации права собственности четко установлен пунктом 4 статьи 18 закона №218- ФЗ:

  • Документально оформленные основания для регистрации прав и (или) кадастрового учета;
  • Документы, удостоверяющие личность заявителя;
  • Согласие третьего лица при его необходимости;
  • Иные документы, установленные российским законодательством.

Но одних документов мало, на начальной стадии необходимо, чтобы в БТИ было зафиксировано обращение: если имущество принадлежит физическому лицу, то данный гражданин должен подать соответствующее заявление, в случае же, когда правообладатель – юридическое лицо, между двумя организациями оформляется договор. Но и тот и другой варианты обращений должны содержать сведения о необходимости проведения технической инвентаризации.

В данной ситуации она производится совокупностью трех действий:

  1. Обмером всех построек на территории, указанной в заявлении или договоре;
  2. Проверкой разрешений на строительство или перепланировку объектов;
  3. Сверкой расположения каждого сооружения на схеме участка с планом дома.

Далее производится регистрация прав в Росреестре, функцию по исполнению которой в данный момент играет Бюро технической инвентаризации. Такая мера предусмотрена Временным положением, установленным Приказом МинЮстиции от 2002 года №7/5.

Особенности приватизации квартиры

Оформление прав на квартиру – самая распространенная процедура для частных лиц в Росреестре. При регистрации сделки на вторичном рынке недвижимости в стандартной ситуации все необходимые документы у нового владельца уже должны быть:

  • технический паспорт (передает бывший собственник квартиры);
  • документ, устанавливающий право на жилье;
  • акт приема-передачи объекта;
  • согласие супруга (при необходимости).

В Росреестре могут потребовать и дополнительные документы, перечень которых предоставит специалист при обработке полученной информации.

О сроках приватизации недвижимости

Согласно действующему законодательству сроки регистрации права собственности на недвижимость определены в пределах календарного месяца с даты подачи документов, если процедура затягивается, можно обжаловать действия регистрационной службы в судебном порядке. Кстати, время, отведенное на процедуру, считается с момента подачи последнего затребованного из перечня документа.

Сроки бесплатной регистрации жилых помещений продлены государством до 01. 03. 2015 года, что особенно актуально для тех, кто получает квартиры сейчас – ветераны, военнослужащие, сироты из детских домов.

ЗАЯВЛЕНИЕ НА РЕГИСТРАЦИЮ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ

В результате вынесения БТИ решении о регистрации, сотрудник БТИ, представляющий в Росреестре заявителя должен составить заявление на регистрацию прав собственности. При подаче данного заявления необходимо заполнить форму, установленную приказом Минэкономразвития России № 9 от 08.15.2015 года.

Данная форма состоит из четырех страниц и содержит 20 разделов. Первые 13 разделов заявления содержат информацию о заявителе, органе в который направляется заявление, информацию об имуществе и прочих нюансах получения свидетельства о регистрации права собственности. 15 и 17 пункт указывают на согласие с теми или иными условиями. Далее указывается в соответствующем разделе подпись заявителя, расшифровка подписи заявителя и дата подачи заявления – разделы 18-19.

О посредниках в вопросах оформления прав на жилье

Стоит ли обращаться к посредникам? Фото: freedigitalphotos.net
Для тех, у кого нет возможности или желания ходить по инстанциям, есть немало контор, предлагающих услуги посредников – составление конкретного перечня и сбор всех необходимых документов, комфортные условия заключения сделки, бесплатные юридические консультации, составление договоров, короткие сроки регистрации, представительство интересов в Росеестре или сопровождение и гарантию всей сделки, «под ключ», а также решение судебных вопросов по переоформлению недвижимости. Расценки на услуги приемлемые и зависят от этапа, на котором фирма подключается к регистрации, прием полноценное юридическое сопровождение гарантируют как частным, как и корпоративным клиентам.

Регистрация квартиры с первичного рынка

Самым трудоемким, требующим особого внимания вариантом, считается первичная регистрация права собственности на только что построенную недвижимость. Особенность его в том, что сам предмет сделки в едином государственном реестре еще отсутствует. Чтобы дом-новостройку внести в реестр по всем правилам, потребуются следующие документы:

  • топосъемка;
  • техпаспорт БТИ;
  • разрешение на строительство;
  • проектная документация;
  • постановление о вводе в эксплуатацию;
  • постановление о присвоении почтового адреса.

После принятия госкомиссией и БТИ дома в эксплуатацию застройщик готовит документы на каждую конкретную квартиру. Право собственности они регистрируют самостоятельно на имя будущего владельца квартиры и передают клиенту уже готовый пакет документов. Эта услуга может входить в стоимость квартиры или с дополнительной оплатой.

Если на первичном рынке регистрацию на право собственности оформляет сам будущий владелец жилья, кроме паспорта и квитанции с оплатой госпошлины ему понадобится договор долевого инвестирования и акт приема-передачи (подписывают с застройщиком). Вместе с заявлением владелец квартиры передает пакет в Росреестр, если ошибок в документах нет, через месяц владелец становится полноправным собственником жилья.

ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ

БТИ должно соотнести все предоставленные документы и заявленные права со всеми законодательно установленными требованиями. Данная процедура включает в себя проверку предоставленных документов, оформление доверенности или иного документа, подтверждающего право на ведение данного дела вместо заявителя. Так же бюро анализирует документацию, устанавливающую права, приписки и иные несоответствия, которые могут повлечь за собой отказ в регистрации.

Следующим шагом является проверка отсутствия противоречий между существующими правами на собственность и заявленными, а так же проверку подлинности договоров, не умеющих нотариального удостоверения.

После этого БТИ выносит решение о том, будут ли зарегистрированы права собственности. На это требуется примерно около 14 дней со дня подачи полного пакета документов, при этом период проведения инвентаризационных работ в этот временной промежуток не входит. В случае вынесения решения об отказе в регистрации, оно оформляется документально с указанием даты, места и причины. Отказ должен быть заверен работником БТИ, его начальником, а так же печатью.

Регистрация собственности: юридические лица

Особой разницы в регистрации документов на частое лицо или юридическое нет ─ подаются и обрабатываются документы аналогичным образом, но список их может быть длиннее. Кроме стандартных бумаг, которые имеют отношение к объекту, в Росреестр надо представить документы владельца. Для юридических лиц это могут быть копии устава и свидетельства о госрегистрации, заверенные уполномоченным представителем самой фирмы. Набор документов зависит и от вида деятельности компании и формы ее собственности. С документами в Росреестр обращается представитель, который имеет право подписи или действующее по доверенности.

Судебные решения, связанные с недвижимостью

Споры, связанные с недвижимостью ─ обычное явление. Супруги в стадии развода, родственники, не разделившие наследство, совладельцы фирмы или просто соседи. Признание прав собственности на недвижимость в суде проводят в ситуациях, связанных оспариванием или с разделом имущества, если добровольное решение вопроса мирным путем невозможно. Лица, которые считают себя владельцами частной жилой или коммерческой недвижимости, а право объект в реестре ЕГПР оформлено на других собственников, имеет право обратиться с иском о признании своих прав на недвижимость. Результат подобной тяжбы может быть в виде решения суда, которое лишает права собственности на недвижимость одного из владельцев в пользу другого. Такое решение, также как и другие правоустанавливающие документы, подлежит обязательной регистрации, так как государственная регистрация недвижимости – единственное законное доказательство зарегистрированного права на жилую или коммерческую недвижимость. Уклонение от госрегистрации права собственности на недвижимость влечет за собой признание сделки недействительной или незавершенной, владелец жилья не имеет на него законных прав.

Размеры госпошлины при регистрации права собственности на недвижимость зависят от видов регистрационных действий, а также формы собственности ─ от 200 руб. для физического лица, до 15 000 руб. для юридического.

ОСНОВАНИЯ ОТКАЗА В РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ В БТИ

Исходя из списка необходимой документации и процедуры ее рассмотрения, можно сделать вывод о возможных причинах вынесения отказа. Таковыми могут быть следующие ситуации:

  • Несоответствие документов законодательно установленным требованиям;
  • Наличие в документации противоречий между приобретаемыми правами и ныне существующими;
  • Отсутствие некоторых необходимых документов;
  • и т.д.

Так же большинство проблем при регистрации прав собственности возникает из-за незаконного строительства или перепланировки, поэтому такие действия должны осуществляться на законном основании.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]