Общедомовые приборы учета в многоквартирных домах: кто должен устанавливать, оплачивать


Сокращения

МКД Многоквартирный дом
ОДПУ Общедомовой прибор учета
УУТЭ Узел учета тепловой энергии
ПУ Прибор учета
Правила №354 Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354)
Правила №124 Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124
Правила №1034 Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034)
Правила №776 Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод (утв. постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776)
Закон о теплоснабжении Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»
Закон о водоснабжении и водоотведении Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»
Норматив потребления Составляет 0,016 Гкал/м2, утвержден постановлением Правительства Москвы от 11.01.1994 № 41 «О нормативах потребления тепловой энергии и газа, используемых для расчета платы за коммунальные услуги»

Постановление № 629-ПП Постановление Правительства Москвы от 29.09.2016 № 629-ПП «О сохранении равномерного порядка внесения платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 г. № 41»
Правила № 808 Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808)
Правила подключения Правила подключения к системам теплоснабжения (утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 307)

УО как ответственный за содержание общего имущества дома обязана устанавливать ОДПУ

Суд первой инстанции также признал несостоятельным довод управляющей организации о том, что обязанность установить ОДПУ в доме лежит не на ней, а на поставщике соответствующих коммунальных ресурсов. Как утверждала УО, она не должна нести материальную ответственность за бездействие РСО. Именно поставщик воды является исполнителем услуг по ХВС согласно прямым договорам и должен установить общедомовые счётчики.

Судья указал ответчику на то, что согласно пп. «к» п. 11 ПП РФ № 491, содержание общего имущества включает в себя установку и ввод в эксплуатацию ОДПУ, в том числе холодной воды, и их надлежащую эксплуатацию.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ и п. 2.4.2 Правил № 170, установка ОДПУ относится к работам по капитальному ремонту многоквартирных домов и осуществляется за счёт средств соответствующего фонда.

При этом общее имущество должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства РФ об энергосбережении и повышении энергетической эффективности (пп. «ж» п. 10 ПП РФ № 491). Обязанность обеспечить выполнение таких требований возложена на лицо, ответственное за содержание общего имущества – управляющую домом организацию.

Суд сделал заключение, что УО в силу прямых указаний закона и договора управления была обязана организовать установку и ввод ОДПУ в эксплуатацию. В том числе компания могла обратиться в РСО и заключить с ней договор на проведение таких работ. Иск поставщика холодной воды был удовлетворён.

Как постановление № 897 изменило порядок взаимодействия УО с РСО
31241

4

Кто оплачивает установку ОПУ?

Как указано ранее, для того, чтобы УО или ТСЖ осуществили установку ОПУ, необходимо соответствующее решение общего собрания либо собственников помещений, либо членов ТСЖ.

При этом действующее жилищное законодательство РФ не дает собственникам помещений права принять решения о возложении на лицо, управляющее МКД, обязанности по установке ОПУ, не принимая при этом решения о порядке финансирования такого вида работ.

В случае, если домом управляет УО, документом, регламентирующим отношения УО с собственниками помещений в МКД, является договор управления.

В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ «По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме…) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме…».

УО – не благотворительная организация, а коммерческое юридическое лицо, которое предоставляет собственникам помещений в МКД услуги по управлению домом и содержанию общего имущества исключительно за плату. Это утверждение справедливо, в том числе, и в отношении работ по установке ОПУ.

В случае управления домом ТСЖ, указанная организация действует в соответствии со сметой доходов и расходов, утвержденной общим собранием членов ТСЖ. И при отсутствии работ по установке ОПУ в этой смете ТСЖ не сможет указанные работы выполнить. Если же указанные работы учтены в смете, оплатить эти работы должны именно собственники помещений.

Часть 1 статьи 137 ЖК РФ устанавливает:

«1. Товарищество собственников жилья вправе:

2) определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели;

3) устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме».

Исходя из представленных норм именно собственники помещений обязаны оплатить работы по установке ОПУ.

Закон 261-ФЗ, которым, как уже сказано ранее, установлена обязанность именно собственников помещений в МКД оборудовать дом ОПУ, указывает, что если собственники не выполнили своей обязанности в установленный срок, то они должны обеспечить доступ организации, устанавливающей ОПУ к местам установки таких приборов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

При этом часть 12 статьи 13 Закона 261-ФЗ устанавливает:

«В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом … граждане — собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 — 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления».

То есть, собственникам помещений может быть предоставлена рассрочка на оплату на пять лет. В этом случае стоимость работ и услуг подлежит увеличению (процент увеличения не должен превышать ставку рефинансирования).

Если же собственник вообще отказывается оплачивать расходы на установку ОПУ, то оплата таких расходов будет взыскана с этого собственника принудительно, а кроме нее будут взысканы и расходы на принудительное взыскание.

Аналогичную норму об обязанности именно собственников помещений оплачивать работы по установке ОПУ содержит и пункт 38.1 Правил 491.

Кто оснащает МКД ОПУ?

Собственники помещений в МКД, введенных в эксплуатацию к 27.11.2009, обязаны были обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012, а для Республики Крым и города Севастополя — до 01.01.2019. МКД в указанный срок нужно было оснастить коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261‑ФЗ[1]).

Таким образом, оснащение МКД, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009, ОПУ — обязанность собственников помещений в этих домах.

Если указанная обязанность собственниками не исполнена, дома оснащают счетчиками РСО. Собственники же должны обеспечить допуск этих организаций к местам установки приборов учета, оплатить им расходы на установку и не препятствовать вводу счетчиков в эксплуатацию.

При установке ОПУ силами РСО законом не предусмотрено обязательное согласование поставщика прибора учета и его стоимости с нарушившими свою обязанность собственниками помещений в МКД (Постановление АС СЗО от 19.06.2020 № Ф07-2887/2020 по делу № А56-54793/2019).

Кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета — законодательные положения

Оплата за установку ОДПУ — что это такое? Абсолютно любая сфера жизнедеятельности гражданина РФ регулируется соответствующим законодательным актом.

Что касается процедуры установки общедомового прибора учета, то в юридическом плане она не столь сложна, но наполнена немалым количеством нюансов.

Рассматривая данную тему под разным углом, может потребоваться обращение к некоторым Федеральным законам и Жилищному Кодексу РФ (ЖК РФ).

  • Все собственники частных домов, квартир и прочих помещений обязуются оснастить свое жилье приборами учета для всех ресурсов, предоставляемых им на правах ЖКХ. Весь процесс проведения работ, эксплуатации и оплаты работ собственник жилья берет на себя. При отсутствии ОДПУ на собственника будет наложена повышенная ставка на оплату ЖКУ (до 1,6 на общую сумму к оплате) до тех пор, пока приборы не установят (Федеральный закон № 261 и 344).
  • Собственник обязуется нести все расходы на содержание своего жилья. А также участвовать в процессе оплаты расходов на содержание общего имущества (применимо для многоквартирных домов) – ЖК РФ.

Кто должен платить за установку общедомовых приборов учета?

Исходя из представленной ранее информации, стало понятно, что все расходы на установку ОДПУ возложены на собственника жилья.

В том случае, когда дом частный – ситуация крайне проста: его владелец должен обратиться в соответствующие компании с целью организовать установку необходимых счетчиков, а после осуществления работ оплатить их.

Однако что делать жителям многоквартирных домов?

В данной ситуации вопросы оплаты решаются в несколько ином варианте.

Во-вторых, необходимо поставить вопрос о том, согласны ли все жильцы многоквартирного дома осуществить установку общего счетчика. Подобная практика не обязательна, однако после ее осуществления все жильцы дома получат ряд привилегий:

  • полный контроль соответствия ресурсов норме;
  • полный контроль наличия каких-либо утечек в общедомовом масштабе;
  • предотвращение потенциальных проблем, связанных с утечками и прочими недочетами с ЖКУ в общедомовом масштабе;
  • возможность существенно сэкономить на ресурсах.

Какова роль УК?

Управляющая компания в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые УК услуги и расчету с РСО. Поэтому при управлении домом УК именно эта компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления МКД, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов РСО на установку ОПУ.

Таким образом, в случае выбора собственниками помещений в МКД способа управления силами управляющей организации погашение долга, возникшего в связи с установкой ОПУ силами РСО, возлагается на УК, выступающую в отношениях с такой организацией от имени собственников помещений и осуществляющую управление домами в качестве своей основной деятельности.

Соответственно, если собственники помещений в МКД, которым управляет УК, не возмещают РСО расходы на установку ОПУ, последняя может обратиться к УК с требованием об оплате этих расходов, в том числе в судебном порядке, включая ситуацию, когда собственники не приняли решение об установке прибора учета.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 2 разд. I Обзора судебной практики ВС РФ № 4 (2015)[3], УК является надлежащим ответчиком по иску РСО о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета. Это касается и ситуации, когда между собственниками помещений в МКД и РСО заключены прямые договоры (постановления АС СЗО от 13.07.2020 № Ф07-6649/2020 по делу № А21-12656/2019, от 16.01.2020 № Ф07-16413/2019 по делу № А21-15883/2018[4]).

Судьи на местах руководствуются изложенным подходом.

Арбитражный суд Судебный акт
АС ВСО Постановление от 28.06.2019 № Ф02-2522/2019 по делу № А19-13868/2015
Постановление от 06.05.2019 № Ф02-1559/2019 по делу № А19-14588/2017, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 04.09.2019 № 302‑ЭС19-13998
АС ЗСО Постановление от 29.01.2019 № Ф04-6083/2018 по делу № А67-457/2018
АС УО Постановление от 24.03.2020 № Ф09-243/20 по делу № А76-19159/2018
Постановление от 13.02.2019 № Ф09-9667/18 по делу № А76-29168/2016
АС СЗО Постановление от 14.05.2020 № Ф07-2653/2020 по делу № А21-12655/2019
Постановление от 14.04.2020 № Ф07-2174/2020 по делу № А21-8519/2019, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 30.06.2020 № 307‑ЭС20-8465
АС СКО Постановление от 07.02.2019 № Ф08-11890/2018 по делу № А32-747/2018

РСО не вправе обратиться с иском о возмещении расходов к собственнику помещений, в том числе нежилых, в МКД, управлением которого занимается УК (постановления АС ПО от 28.01.2019 № Ф06-41612/2018 по делу № А12-784/2018[5], от 06.03.2018 № Ф06-30108/2018 по делу № А12-17023/2017, от 08.07.2016 № Ф06-10353/2016 по делу № А57-611/2015).

Размер обязательства УК по возмещению расходов на установку ОПУ не должен превышать совокупный размер обязательств собственников помещений в МКД. Это связано с тем, что УК действует в вопросе возмещения расходов на установку ОПУ исключительно как лицо, опосредующее отношения между РСО и собственниками помещений в МКД и лишенное возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных собственников.

Поэтому РСО может предъявить ко взысканию с УК задолженность по оплате стоимости работ по установке счетчиков с учетом процентов, начисленных за рассрочку возмещения расходов (постановления АС СЗО от 20.05.2020 № Ф07-3004/2020 по делу № А21-11715/2019[6], от 26.03.2020 № Ф07-998/2020 по делу № А21-7348/2019, АС ДВО от 17.10.2019 № Ф03-4612/2019 по делу № А51-12061/2018).

Расходы на установку ОПУ подлежат возмещению именно той управляющей организацией, которая обслуживает МКД на дату обращения РСО с требованием о компенсации расходов на установку приборов учета, и в части, не оплаченной собственниками помещений.

Подчеркнем: РСО предъявляет иск УК, занимающейся управлением домом на дату обращения, о взыскании всей суммы задолженности, в том числе образовавшейся до того, как эта компания приступила к управлению домом (постановления АС СЗО от 16.04.2020 № Ф07-2783/2020 по делу № А56-92184/2019, АС СКО от 01.04.2019 № Ф08-1564/2019 по делу № А32-53245/2017, АС ВВО от 23.10.2019 № Ф01-4558/2019 по делу № А28-8259/2018).

Это связано с тем, что законодательство не предусматривает специальных правил реализации права на возмещение расходов на установку ОПУ на случай смены собственниками формы управления домом либо смены УК (Постановление АС ВВО от 05.12.2019 № Ф01-6387/2019 по делу № А82-12650/2018[7]). Смена УК (обстоятельство, не зависящее от воли РСО) не должна влечь перерыв в начислении суммы процентов для РСО как субъекта, на которого законом возложена обязанность по оснащению МКД приборами учета и который имеет право на компенсацию произведенных затрат (Постановление АС ВВО от 17.09.2019 № Ф01-4147/2019 по делу № А28-7759/2018).

Классификация общедомовых счетчиков тепла

Аппаратура для учета тепла хоть и выполняет одну и ту же функцию, но использует различные принципы работы, обладает своими конструктивными особенностями, требует соблюдения определенной специфики монтажа и обслуживания.

Поэтому самостоятельно подбирать общедомовой счетчик вы не просто не можете, а и не вправе. Только компетентные специалисты соответствующих организаций смогут точно определить, какой тип приборов оптимален в конкретных условиях, порекомендуют проверенную фирму-поставщика, рассчитают необходимое количество дополнительного оборудования.

Полезно знать, что в ЖКХ применяются такие типы счетчиков:

  • тахометрические;
  • электромагнитные;
  • вихревые;
  • ультразвуковые.

Тахометрические счетчики – самый простой бюджетный вариант. Они оснащены механическими водосчетчиками и тепловычислителем. Их стоимость существенно ниже других приборов учета. Главный недостаток такого оборудования – проблемная эксплуатация в условиях повышенной жесткости воды. Фильтр будет часто забиваться, а это закономерно ослабит напор теплоносителя: сомнительная выгода налицо. Поэтому тахометрические счетчики, как правило, выбирают для домов и квартир частного сектора. Огромным же преимуществом механики является отсутствие всевозможных электронных компонентов, что позволяет прибору функционировать даже длительное время в неблагоприятных условиях (влажность, сырость).

На корректность работы общедомового счетчика тепла влияют такие факторы как чистота жидкости в системе, равномерность давления, микроклимат помещения, в котором установлен измерительный прибор

Электромагнитные устройства – доступное решение, гарантирующее при качественном монтаже и периодическом квалифицированном обслуживании высокую точность измерений. Подходят для районов с хорошим качеством воды, поскольку примеси металла в ней могут искажать достоверность показателей прибора – в большую сторону.

Вихревые счетчики с легкостью монтируются и на горизонтальных, и на вертикальных участках трубопровода, отображают корректные показатели при любых условиях, имеют радиоинтерфейс, помогающий выявлять неисправности и снимать показания удаленно – наверное, именно поэтому обслуживающие организации отзываются о них весьма позитивно и рекомендуют, в большинстве своем, для установки именно их.

Ультразвуковые приборы учета хоть и являются высокоточными и современными, на практике демонстрируют не особо высокую надежность – из-за плохого качества воды они часто быстро выходят из строя. Кроме того, данное оборудование очень чувствительно к сварочным токам.

Как и любой иной измерительный прибор, общедомовой теплосчетчик подлежит обязательной периодической поверке. От качества обслуживания зависит как срок службы оборудования, так и объективность цифр в счетах за ЖКХ

Самостоятельная замена счетчика электроэнергии

Часто возникает вопрос, возможно ли своими силами осуществить замену электросчетчика. Если собственник является специалистом в этой области, то в принципе это не запрещается.

Важным здесь будет:

  • строгое соблюдение правил безопасности;
  • при отсутствии профессиональных навыков, устанавливать счётчик самому запрещено;
  • письменное согласование ресурсоснабжающей организации;
  • приглашение специалиста на снятие пломбы со старого прибора, а после монтажа нового для его опломбировки.

Расскажем о самостоятельной замене счетчика электроэнергии пошагово:

В этом случае следует учитывать некоторые моменты и соблюдать определенный порядок действий.

  1. Написать заявление в Энергосбыт с объяснением причин замены счетчика и получить на нее разрешение. При себе иметь паспорт и документы, подтверждаемые право собственности (выписка из ЕГРН).
  2. Тут же задать все необходимые вопросы по моделям счетчика. Выбрать тип счетчика, в зависимости от тарифного плана. Модель должна быть сертифицирована и содержаться в Реестре.
  3. Приобретать электросчетчик лучше в компании, осуществляющей подачу электричества. Купить прибор учета. Например, многие сейчас покупают многотарифные, которые позволяют существенно экономить, поскольку в ночные часы тариф значительно ниже. Он должен соответствовать техническим характеристикам, предъявляемым энергосбытовой организацией. Чтобы купить счетчик, потребуется предъявить справку, без нее покупку не совершить.
  4. В назначенное время пришлют специалиста, который зафиксирует снятие пломбы со старого прибора.
  5. С соблюдением правил безопасности производится демонтаж старого счетчика. Его потребуется сохранить для снятия конечных показаний. Пока счетчик будет отсутствовать, за этот период начисляется оплата по среднему тарифу за последние 3 месяца.
  6. Произвести монтаж нового счетчика и проверить его работу.
  7. Написать заявление для приглашения контролера, который проверит установку и произведет опломбирование.

После замены электросчетчика собственнику квартиры выдается акт о пломбировании.

Важно! Необходимо сохранить паспорт с техническими характеристиками прибора, где содержится данные о сроке службы. Так как он пригодится в дальнейшем, при следующей замене счетчика

Сколько стоит? Стоимость электросчетчиков начинается от 800 руб и зависит от технических характеристик. Работы по замене счетчика определяются регионом от 1 — 2,5 тыс. рублей.

Общедомовые приборы учета

Для начала стоит отметить, решение об установке в многоквартирных домах учетного оборудования коллективного назначения было принято еще в 2009 году. Такое правило было закреплено в Законе «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности». Однако само правило начало действовать с середины 2012 года.

Закон устанавливает, что установка подобных приборов не является обязательным, а имеет рекомендательный характер. Таким образом, те, кто проживают в МКД, могут устанавливать такое оборудование на свое собственное усмотрение.

Холодной воды

Для установки общего учетного оборудования на весь дом для учета расхода холодной воды необходимо, чтобы система водоснабжения в доме была единой. Так, если часть жилых помещений в доме снабжается водой из другой системы, то прибор установить не получиться.

Хотя с инженерной точки зрения проблема признаётся решаемой, с правовой точки зрения возникает конфликт между решением самих жильцов и позицией коммунальной организации. Как правило, если дом обеспечивается водой из двух и более систем водоснабжения, то и предоставляют данную услугу несколько коммунальных организаций.

При таком положении вести общий учет расхода воды во всем многоквартирном доме будет проблематично. Самое главное подобрать подходящий прибор учета воды.

Горячей воды

С горячей водой при установке прибора учета горячей воды для всего дома примерно та же проблема. Особенность заключается в том, что снабжающая коммунальная организация итак ведет учет горячей при выходе.

Таким образом, необходимо уточнять в коммунальной организации, ведется ли учет горячей воды при выходе, ведь при таком случае установка общедомового учетного оборудования потеряет свой смысл.

С другой стороны, жильцы смогут при помощи такого прибора проверять правильность направляемых им квитанций.

Общедомовые приборы учёта тепловой энергии

Для учета тепловой энергии не устанавливались никакие ОДПУ тепловой энергии. Как правило, обязанность по оплате за тепло исполняется в соответствии с нормативами, устанавливаемыми соответствующими региональными властями.

Указанные нормативы рассчитываются на площадь каждого отапливаемого помещения, из чего и складывается сумма к оплате. Таким образом осуществить общий учет тепловой энергии в многоквартирном доме представляется невозможным, так как не все помещения в нем отапливаются.

Однако закон устанавливает, что ныне расход тепловой энергии будет учитываться при помощи учетного оборудования, устанавливаемого на энергетическом узле.

Электроэнергии

Вести общий учет электроэнергии гораздо проще, чем с другими видами коммунальных услуг. Так, сколько бы источников получения электроэнергии не было подключено к дому, общий учет можно осуществлять просто проведя через них всех общую линию.

Вместе с тем на жильцов ложиться дополнительная нагрузка в виде доплаты за электричество. Ведь электричество имеет свойство расходоваться при передаче через провода. Так что расхождения в показаниях общего счетчика и общих показаний всех счетчиков жильцов будут большими.

Другой вопрос, кто именно будет оплачивать это расхождение? Кто обязанный человек?

Обслуживание и проверка приборов учёта

После того, как установка общедомового прибора учёта будет выполнена, потребуется раз в 4 года проводить его государственную проверку. Дополнительно, для обеспечения долговечности, точности показаний и эффективной работы техники, осуществляется техническое обслуживание устройств.

Чаще всего для контроля составляется план технического обслуживания и ремонтных работ, которые предполагают своевременную замену фильтров и элементов устройства. Важно, что все виды работ необходимо проводить при участии ресурсоснабжающей организации. Это также должны контролировать УК или ТСЖ.

Порядок оформления и установки счетчика

Итак, в какой последовательности должно проходить оснащение системы отопления многоквартирного дома счётчиком, если он не был установлен сразу в ходе строительства.

Первым шагом должно быть проведено общедомовое собрание — его чаще всего организуют представители управляющей компании. На собрании принимается решение об установки прибора учета тепла и выбирается тип устройства. Затем представители жильцов дома или же УК обращаются в организацию, обладающую соответствующими полномочиями и занимающуюся поставкой и монтажом приборов учета тепловой энергии.

Далее работы осуществляются в следующем порядке:

  • Составляется проект встраивания счетчика в систему отопления дома.
  • Управляющая компания, изучив составленный проект, дает свое согласие на монтажные работы.
  • Далее, в соответствии с проектом производится монтаж прибора в систему.
  • После этого в обязательном порядке выполняется тестирование работы прибора с составлением документация от компании-установщика.
  • В завершение вызывается представитель из теплоснабжающей компании, который опломбирует счетчик, составит акт для проведения его регистрации. И только после официальной постановки на учет прибор становится основой для дальнейших расчётов за потребленное домом тепло.

Если не будут проведены все перечисленные выше мероприятия, а счетчик не будет официально зарегистрирован, то его данные не будут считаться правомерными, и не будут указываться в квитанциях на оплату за отопление.

Некоторые факторы, влияющие на работу прибора

В период эксплуатации счетчика на качество его работы могут оказывать влияние внешние факторы, от которых иногда зависит и точность снимаемых показаний.

Установкой приборов учета потреблённого тепла дело не заканчивается – они требуют регулярной проверки, настройки, профилактики.

Самыми распространенными факторами влияния на сегодняшний день являются:

  • Высокая температура теплоносителя может частично или полностью вывести из строя учетный прибор. Хотя, изначально он и проектировался под такие условия эксплуатации. Но вот качество иногда подводит.
  • Образование накипи на внутренних стенках трубопровода уменьшает диаметр трубы, как следствие — затрудняется прохождение потока воды. В связи с этим некоторые счетчики перестают выдавать реальные показания — как правило, они изменяются в бо́льшую сторону.
  • Отсутствие заземления трубопровода приводит к образованию внутри трубопровода электрического заряда, также вызывающего погрешности в показаниях счетчика.
  • Загрязненный теплоноситель, так же, как и газовые пузырьки, взвешенные в воде, являются негативным фактором для всех типов приборов учета, так как они влияют на корректность показаний. Чтобы исключить возникновение погрешностей, необходимо перед счетчиком устанавливать защитные фильтры.
  • Перепады давления в системе отопления также способны исказить показания счетчика.
  • Наслоение осадка в полости самого прибора. В тахометрическом счетчике наличие осадка снижает показания, а во всех остальных, наоборот, увеличивает.
  • Электронное оборудование дает сбои под влиянием повышенной влажности и перепадов температур в помещении, где установлен учетный прибор.

Нужно отметить, что все перечисленные выше моменты — выбор счетчика, контроль за его работой, а также негативные факторы, влияющие на точность его показаний, коснуться каждого из жильцов дома, отразившись на суммах к оплате. Поэтому после введения прибора учета тепла в эксплуатацию всем жильцам придется внимательно относиться к возможным сбоям в системе отопления, так как они, скорее всего, скажутся и на показаниях счётчика. В случае возникновения проблем, необходимо сразу же вызывать специалистов обслуживающей компании для проведения профилактических работ.

А к чему может привести даже временный выход приборов учета из строя – очень наглядно показывает предлагаемый вниманию видеосюжет:

Зачем ставить общедомовые счетчики

Федеральное законодательство обязывает собственников устанавливать во всех многоквартирных домах общедомовые приборы учета воды. При отсутствии счетчика управляющая компания может начислить плату по усредненному тарифу. А он варварский, тем более что органам местного самоуправления дано право самостоятельно регулировать цены на водопотребление.

Если, например, на водоводе вне пределов жилого дома произойдет утечка воды, объем вылитой на землю жидкости будет пропорционально разделен между квартиросъемщиками, «сидящими» на этой трубе, и оформлен в разделе «общедомовые нужды».

Центральный общедомовой счетчик на отопление: кто и зачем должен ставить

Установка общедомовых счетчиков обязательна, что зафиксировано в статьях законодательства. Счетчики на отопление в многоквартирных домах не будут ставиться в следующих случаях:

  • здание относится к категории ветхих или аварийных;
  • стоимость оборудования и его установки превышает сумму коммунальных платежей дома (за отопление) за полгода.

Жилищным кодексом РФ установлено, что все имущество дома делится на личное и общее. Личная собственность внутри квартир и ее сохранность ложится только на плечи хозяев жилья. Общедомовые материальные блага расположены на участках совместного пользования (этажи, лифты). Каждый собственник и арендатор недвижимости (в рамках договора социального или коммерческого найма) обязуется ухаживать за совместной собственностью и ее сохранностью.

Эксплуатация общедомовых счетчиков тепла исполняет ряд важных функций, но не гарантирует большой экономии на коммунальных платежах.

Снижение затрат зависит от самих владельцев и пользователей недвижимости.

Назначение коллективного счетчика

Общедомовые счетчики в МКД устанавливаются со следующими целями:

  • управляющие компании могут контролировать реальный расход ресурсов;
  • установление справедливой оплаты на основании использованных ресурсов;
  • развитие у граждан чувства экономии (от исправности дверей и окон в подъездах будет зависеть расход теплоэнергии и будущая оплата).

Законодательная база

Устройство отопительной системы, порядок снятия показаний, правила выплаты денег за коммунальные услуги установлены статьями следующих нормативно-правовых актов:

  • Жилищный кодекс (фиксирует распределение общей и индивидуальной собственности, а также обязывает граждан одинаково содержать оба вида имущества);
  • Федеральный закон «Об энергосбережении» № 261 (устанавливает обязательное обустройство общедомовых счетчиков в МКД).

Еще локальные распоряжения и акты, которыми коммунальные службы и управляющие организации руководствуются при принудительном монтаже числительных приборов.

Кто должен ставить прибор

Инициировать процедуру могут сами владельцы квартир в доме или управляющая компания. В зависимости от процедуры, алгоритм будет следующим:

  • организация общедомового собрания хозяев и вынесение на рассмотрение вопроса о монтаже счетчиков тепла;
  • голосование (для удовлетворения решения придется набрать необходимый процент положительных голосов);
  • расчет денежного расхода (УК может брать деньги со счета на капитальный ремонт);
  • если имеющихся финансовых запасов недостаточно, то на собрании рассматривается вопрос дополнительной сдачи средств на монтаж счетчиков;
  • УК привлекает к мероприятиям третьи компании, имеющие лицензию на осуществление работ по установке общедомовых счетчиков.

Сколько стоит установка

Стоимость общедомовых счетчиков на отопление компенсируется самими хозяевами квартир. Это могут быть:

  • физические лица, получившие имущественные права на основании юридического договора (покупка дарение, наследство);
  • юридические лица, если помещение используется для осуществления предпринимательской деятельности;
  • ИП;
  • муниципалитет, когда недвижимость переходит во временное пользование семьи на основании соглашения социальной аренды.

Стоимость общедомового прибора будет варьироваться в пределах 50-500 тысяч рублей на один многоквартирный дом. Окончательная цена зависит от следующих факторов:

  • населенный пункт, в котором расположен МКД;
  • конкуренция;
  • площадь здания с разделением на частные и совместные квадраты;
  • сложность установочных работ;
  • качество используемых материалов.

Техобслуживание общедомовых приборов учета тепловой энергии

Контроль исправности общедомовых приборов учета тепловой энергии проводится:

  • управляющей компанией;
  • инспектором ЖКХ;
  • представителем фирмы, выполнившей монтаж счетчиков.

Мнение эксперта Миронова Анна Сергеевна Юрист широкого профиля. Специализируется на семейных вопросах, гражданском, уголовном и жилищном праве

Передача общедомового счетчика в эксплуатацию невозможна без присутствия провайдера оказания в доме услуг отопления. Специалист от провайдера должен установить исправность счетчика, а также опломбировать его, зафиксировав текущие показания. Провайдер коммунальных услуг делает самостоятельные регулярные сверки прибора учета.

Техобслуживание включает в себя перечень следующих функций:

  • регулярный осмотр прибора на наличие механических повреждений;
  • контроль исправности механизмов;
  • отсутствие холостого хода;
  • фиксация показаний общедомового прибора учета.

Дополнительная техническая информация

  1. Если расход тепла незначителен, а в отопительной системе большой напор, разрешена установка недорогих механических счетчиков. Когда наоборот, расход значителен, а напор небольшой, более точно потребление тепловой энергии зафиксирует электромагнитный или ультразвуковой прибор. Кстати, в большинстве своем устанавливаются общедомовые ультразвуковые приборы.
  2. Помимо тепла приборы учета фиксируют расход горячей воды, сейчас современные модели устройств учитывают теплоноситель, имеющий температуру менее 40 градусов, как холодный, что отражается на сумме оплаты за теплоснабжение.
  3. Полезным мероприятием для многоквартирного дома станет проведение энергоаудита, позволяющего обнаружить причины теплопотерь. После чего следует принять меры по их устранению. Безусловно, такие работы обойдутся дорого.
  4. Когда решено установить механический счетчик, помимо монтажа фильтров грубой очистки, необходимо в стальных трубах использовать магнитно-механический фильтр для задержки окалины и ржавчины. Он способен отфильтровать металлические частицы, имеющие настолько малые размеры, что они проходят через сетку.

Дата: 25 сентября 2021

Своевременная оплата услуг

Установка приборов учёта действительно помогает получать более точные данные о расходе энергии. В результате расходы на содержание жилья и других помещений можно снизить, даже если речь идет о небольшой сумме. При этом не стоит забывать о своевременном внесении требуемых платежей.

На сайте «Оплата госуслуг» вы можете выполнить оплату коммунальных услуг онлайн без комиссии. Все, что вам потребуется для этого, — данные квитанции, поставщика услуг или номер лицевого счёта. Система осуществит поиск задолженности, и вы сразу сможете оплатить её. Для этого можно использовать банковские карты VISA, Maestro, Mastercard и Мир.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]