Собрание ТСЖ и солидарная ответственность за коммунальные долги соседей-неумех.


Работа с должниками — требование законодательства

Ведение работы с должниками является обязательным требованием к деятельности ТСЖ (пп. ж п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416).

Существует мнение среди председателей товариществ, что указанные Правила 416 не действуют на ТСЖ, а поэтому и исполнять все требования Правил 416 ТСЖ не должны. Такое мнение не соответствует законодательству, поскольку Правила 416 устанавливают стандарты и порядок деятельности по управлению МКД, в том числе для ТСЖ, ЖСК ( пп. б п. 1 Правил 416).

«Плохие» долги жильцов перед ТСЖ

Традиционно в статьях, адресованных коммерческим организациям, на тему безнадежных и сомнительных долгов основное внимание уделяется налоговому учету. Известно, что НК РФ позволяет уменьшить налогооблагаемую прибыль на суммы такой дебиторской задолженности, вопрос лишь в деталях (какие именно долги признаются сомнительными и безнадежными, в каком порядке они включаются в состав расходов). Для ТСЖ эта проблема неактуальна, поскольку в большинстве случаев платежи собственников помещений не относятся к доходам, соответственно, расходы (в частности, в виде безнадежных долгов и резерва по сомнительным долгам) не формируются. Однако долги, которые невозможно взыскать, – это реалии практики любого ТСЖ. Каковы требования бухгалтерского законодательства, предъявляемые к организациям, имеющим задолженность, нереальную к взысканию, а также сомнительную задолженность? Как они должны исполняться товариществами?

Требования бухгалтерского законодательства

Нереальные для взыскания долги

Обязанность организации (подчеркнем: любой организации, а не только коммерческой) списывать дебиторскую задолженность, по которой истек срок исковой давности, а также другие долги, нереальные для взыскания, установлена п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ[1]. Основания для списания – данные проведенной инвентаризации, письменное обоснование, приказ (распоряжение) руководителя организации. Суммы долгов относятся на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались, или на увеличение расходов у некоммерческой организации. Далее в приведенной норме сказано: списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

Как видим, некоммерческой организации, в том числе ТСЖ, не удастся избежать списания долгов, нереальных для взыскания (хотя бы потому, что в п. 77 указанного документа некоммерческие организации прямо упомянуты). Дебиторская задолженность в сумме обязательных платежей и (или) взносов членов ТСЖ, а также платы за содержание и ремонт общего имущества и платы за коммунальные услуги, вносимой собственниками помещений, не вступившими в ТСЖ, формируется ежемесячно в бухгалтерском учете товарищества проводкой Дебет 76 Кредит 86[2]. Отражение именно задолженности по целевому финансированию (в противовес учету целевого финансирования кассовым методом) обусловлено правовым статусом ТСЖ:

  • в случае неисполнения собственниками помещений в МКД своих обязанностей по участию в осуществлении общих расходов ТСЖ в судебном порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов (п. 3 ст. 137 ЖК РФ);
  • товарищество может потребовать в судебном порядке полного возмещения причиненных ему убытков в результате неисполнения собственниками помещений в МКД обязательств по уплате обязательных платежей и взносов и оплате иных общих расходов (п. 4 ст. 137 ЖК РФ);
  • ТСЖ обязано обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в МКД обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество (п. 5 ст. 138 ЖК РФ).

В пункте 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ речь идет о любой дебиторской задолженности, а не только о задолженности, возникшей в связи с реализацией товаров, работ, услуг. Следовательно, задолженность жильцов может рассматриваться как нереальная к взысканию и подлежит списанию и в той ситуации, когда ТСЖ не расценивает свою уставную деятельность как реализацию работ, услуг.
Критерии для признания задолженности нереальной для взыскания не установлены (за исключением истечения срока исковой давности). Они должны содержаться в письменном обосновании, которое необходимо для списания задолженности[3].

Что касается применения срока исковой давности, он составляет три года и отсчитывается с момента, когда право ТСЖ было нарушено должником, то есть когда должник не внес платеж в срок (п. 2 ст. 200 ГК РФ), а именно (в общем случае согласно п. 1 ст. 155 ЖК РФ) с 10 го числа месяца, следующего за расчетным. Срок исковой давности применяется судом по заявлению стороны в споре. Если же должник не заявит о его истечении, спор будет рассмотрен по существу (п. 2 ст. 199 ГК РФ). Иначе говоря, подать иск в суд о взыскании долга с жильца можно в любом случае. Следует учитывать, что срок исковой давности может прерываться, в частности, предъявлением иска и совершением должником действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва срок начинает течь заново (ст. 203 ГК РФ). К действиям, свидетельствующим о признании долга, с учетом разъяснений, представленных в п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 12.11.2001 № 15, Пленума ВАС РФ от 15.11.2001 № 18, могут относиться просьба жильца о рассрочке или отсрочке платежа, заключение соглашения о рассрочке или отсрочке, частичная уплата долга. Между тем нужно понимать, что платежи собственников помещений имеют периодический (ежемесячный) характер и действия, свидетельствующие о признании долга, в отношении определенных платежей не являются основанием для перерыва срока исковой давности по другим платежам.

Итак, бухгалтерское законодательство обязывает ТСЖ контролировать дебиторскую задолженность как минимум с точки зрения течения срока исковой давности, а также списывать долг, когда такой срок истек. В связи с этим, полагаем, ТСЖ вправе считать долгами, нереальными для взыскания, лишь те, по которым истек срок исковой давности (а иные долги, которые коммерческая организация обычно списывает, не считать таковыми[4]). На практике встречаются ситуации, когда товарищества списывают подобные долги лишь после того, как суд применит срок исковой давности по заявлению должника (в этих ТСЖ налажена работа по взысканию долгов, в том числе в судебном порядке).

Резервы сомнительных долгов

Обязательность создания резервов сомнительных долгов для всех организаций установлена п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, а также следует из ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений» (утверждено Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н). Так, организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной. В свою очередь, сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Для целей применения ПБУ 21/2008 изменением оценочного значения (которым, в частности, является величина резерва по сомнительным долгам) признается корректировка стоимости актива (дебиторской задолженности), которая обусловлена появлением новой информации, производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности (п. 2, 3 ПБУ 21/2008). В бухгалтерской отчетности резерв сомнительных долгов отдельно не показывается, а уменьшает величину «дебиторки» в активе баланса (п. 35 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»[5]). Как видим, вопрос о признании задолженности сомнительной и определении суммы резерва решается в каждой ситуации отдельно, четких критериев бухгалтерские стандарты не устанавливают.

Цель создания резерва сомнительных долгов (кстати, он создается по каждому долгу в величине, зависящей от платежеспособности должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично) – показать в отчетности достоверную информацию о дебиторской задолженности. Впрочем, списание нереальных для взыскания долгов преследует ту же цель. Поэтому в п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ сказано, что такие долги списываются в состав расходов, только если их суммы в предыдущем отчетном году не были зарезервированы.

У ТСЖ могут возникнуть сомнения, а действительно ли задолженность собственников помещений является сомнительной и подлежит резервированию. Буквальное прочтение п. 70 и 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ вообще может натолкнуть на мысль о создании некоммерческой организацией резерва только по долгам, возникшим в связи с хозяйственной деятельностью. Так, суммы созданных резервов (как и не использованные на конец года резервы) предписано относить на финансовые результаты деятельности организации, кроме того, задолженность признается сомнительной, если нарушен срок, установленныйдоговором (между ТСЖ и его членами договор не заключается, по крайней мере в части содержания и ремонта общего имущества), а в п. 77 фраза построена так, что можно сделать вывод: долги могут быть отнесены за счет резерва только у коммерческой организации. Тем не менее эти сомнения необоснованны. Во-первых, из актуальной редакции п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, сформированной Приказом Минфина РФ от 24.12.2010 № 186н, исключено упоминание о том, что сомнительные долги возникают только в связи с расчетами за продукцию, товары, работы и услуги, значит, и в связи с получением целевых средств могут возникать сомнительные долги (естественно, если целевое финансирование не учитывается кассовым методом). Во-вторых, в ПБУ 21/2008 отсутствует упоминание о том, что данный стандарт распространяется лишь на коммерческие организации либо на некоммерческие организации, но только в части фактов, относящихся к предпринимательской деятельности (такая оговорка, кстати, есть во многих ПБУ). В-третьих, в силу п. 4 ПБУ 21/2008 изменение оценочного значения подлежит признанию в бухгалтерском учете путем включения в состав доходов или расходов организации (а эта формулировка уже не исключает ее применения некоммерческими организациями).

Поэтому ТСЖ, как и любая некоммерческая организация, обязано создавать резерв сомнительных долгов. На это указывает и Минфин в Информации об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2011)[6]. При этом стратегическим вопросом является определение критериев сомнительности задолженности. Его следует проработать заранее и включить выбранные критерии в учетную политику для целей бухгалтерского учета. Формально, раз вероятность погашения просроченного долга оценивается индивидуально, ничто не мешает ТСЖ оценивать ее как высокую (особенно в случае добросовестного подхода членов правления к стимулированию платежной дисциплины) и, как следствие, не иметь в учете такого показателя, как резерв сомнительных долгов.

Особенности финансирования расходов ТСЖ

Как известно, необходимые расходы на установленные законом и уставом ТСЖ цели формируют расходную часть сметы. На ее основе определяется доходная часть, которая служит базой для расчета размера платежей и взносов каждого собственника помещения в МКД в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество (см. пп. 2, 3 п. 1 ст. 137 ЖК РФ). Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда ТСЖ не имеет доходов от хозяйственной деятельности. На размер бюджетных субсидий в качестве одного из источников доходов по смете товарищество фактически не может влиять. Единственный вид поступлений, определение величины которого подконтрольно органам управления ТСЖ, а именно общему собранию его членов (пп. 4 п. 2 ст. 145 ЖК РФ), – платежи собственников помещений.

Смета доходов и расходов предусматривает соответствие поступлений и платежей ТСЖ. Понятно, что составить на год вперед смету, расходная часть которой будет в точности исполнена, практически невозможно, так как отклонения в виде экономии или перерасхода по тем или иным статьям неизбежны. Совершенно нормальная практика – создание фонда непредвиденных расходов и установление порядка его расходования[7].

Ключевой вывод:

Создание фонда непредвиденных расходов согласно финансовому плану ТСЖ и создание резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете – абсолютно разные вещи. Принятие общим собранием членов ТСЖ решения о создании фонда означает, что собственники помещений будут вносить в составе соответствующей платы определенную сумму денежных средств для финансирования конкретных видов расходов. Это значит, что источник их финансирования уже определен и сформирован. Например, за счет средств специального фонда можно списать безнадежные долги, если, конечно, в положении о фонде предусмотрен подобный вид расходования. В свою очередь, создание резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете не зависит от волеизъявления членов ТСЖ и готовности собственников помещений покрыть за свой счет «плохие» долги соседей. Резерв создается в силу закона, даже если собственники отказываются его финансировать.

Тем не менее нередко в хозяйственной жизни ТСЖ возникают чрезвычайные расходы, не предусмотренные сметой и не включенные в возможные направления трат за счет такого фонда. Будем исходить из того, что непредвиденные расходы не зависят от воли товарищества (например, санкции государственных органов, выплаты по решениям суда и пр.). Вполне справедливо, что подобные вынужденные расходы, понесенные в рамках уставной деятельности, должны быть покрыты за счет платежей собственников помещений (или членов ТСЖ). Если же общее собрание членов ТСЖ (а именно за ним остается последнее слово) не санкционирует увеличение взносов на покрытие непредвиденных расходов, нужно понимать, что это прямой путь к банкротству. Дело в том, что рассматриваемые платежи будут произведены независимо от воли членов ТСЖ (как правило, не уплаченные добровольно суммы списываются со счета товарищества в принудительном порядке), в итоге не будет погашена задолженность перед контрагентами ТСЖ, которая предусмотрена сметой. Накопление долгов свыше определенной суммы является одним из оснований для инициации процедуры банкротства[8].

Вернемся к «плохим» долгам жильцов. Отсутствие запланированных поступлений по смете означает, что ТСЖ не сможет расплатиться по своим обязательствам, что также влечет риск банкротства. Одновременно отражение в балансе товарищества «дебиторки», которая является нереальной для взыскания, искажает информацию для пользователей бухгалтерской отчетности и нарушает требования бухгалтерского законодательства. Списать с баланса нереальные для взыскания долги ТСЖ обязано в силу закона, поэтому необходимо определить источник финансирования таких расходов.

_____________________________

[1] Утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н. [2] См. статьи Н. Н. Шишкоедовой «Бухгалтерский и налоговый учет в ТСЖ: а есть ли реализация?» (№ 10, 2011), «Учет платы, полученной от собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ» (№ 11, 2011). [3] Причиной признания долга собственника помещения нереальным для взыскания может стать постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства и возврате исполнительного документа ввиду отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229 ФЗ «Об исполнительном производстве»). [4] Так, вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания не запрещает впоследствии вновь предъявить исполнительный лист к исполнению, что указывает на теоретическую возможность взыскания спорной задолженности. [5] Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н. [6] Подробнее об этом документе читайте на стр. ХХ. [7] О том, что фонд непредвиденных расходов может быть использован не на любые нужды, не предусмотренные сметой, а лишь на те, которые установлены специальным положением о таком фонде, было рассказано в статье Г. Ю. Шариковой «Резервный фонд ТСЖ» (№ 4, 2010). [8] См. статью М. А. Чистяковой «Банкротство ТСЖ» (№ 9, 2008)

Принципы работы с должниками

По своему опыту работы с должниками и опыту ТСЖ,были сформированы принципы работы с неплательщиками, которые помогут удерживать высокую собираемость.

Своевременность.

Чем раньше начнете напоминать о наличии задолженности, тем больше вероятность получения задолженности. С каждым месяцем долг увеличивается и чем больше сумма, тем сложнее должнику оплатить долг одним платежом.

Обещания должны исполняться.

Если должник пообещал оплатить очередной платеж и не сделал этого, а ТСЖ ранее обещало подать заявление в суд, то организации следует исполнить обещание. К сожалению, проблема многих ТСЖ — председатели самостоятельно работают с должниками и очень часто свои обещания в ответ на неплатежи не исполняют (будь это отключение электроэнергии или подача в суд). В итоге должники просто не воспринимают подобные “угрозы” со стороны ТСЖ.

Обещания должника должны юридически оформляться.

Устная договоренность возможна, если задолженность составляет 3-4 месяца, и вы уже имели опыт работы с данным человеком, который исполнял свои обещания. Если долг свыше 5 месяцев, необходимо письменно оформить соглашение о погашении задолженности. При этом, ТСЖ вправе предусмотреть оплату за предоставление рассрочки (так например, согласно абз 4 п. 72 Правил 354 в соглашении можно предусмотреть взимание процентов, размер которых не может быть выше, чем увеличенный на 3 процента размер ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предоставления рассрочки).

Наличие судебного акта не значит фактическое получение задолженности на счет ТСЖ.

К сожалению, система исполнения судебных актов не идеальна, поэтому получить деньги, имея судебный акт, не всегда возможно.

Порядок оплаты коммунальных услуг. Законодательство

Жилищный кодекс РФ (ст. 153-154) устанавливает следующее:

1. Собственник обязан своевременно и в полном объеме оплачивать коммунальные услуги;

2. Обязанность наступает с момента получения права собственности на жилье — с подписания акта приема-передачи. До этого коммунальные услуги оплачивает застройщик или иной предыдущий собственник;

3. Собственники квартир в многоквартирных домах ежемесячно делают взносы в фонд капитального ремонта;

4. Коммунальные услуги оплачивают до 10 числа месяца, который следует за истекшим. Общее собрание собственников может выбрать другую дату, в этом случае члены ТСЖ придерживаются ее.

О размерах долгов

Что касается размера долга, то по России в общем этот показатель находится на уровне полутора триллионов рублей. Если пересчитать на каждого гражданина РФ, получается немного, казалось бы — около 10 рублей. Но, конечно же, за ЖКХ платят либо семьёй, либо организацией.

При этом, принято различать просто неплательщиков и злостных неплательщиков. Злостными являются те, кто не платит давно и, видимо, платить не собирается. Согласно данным, приводимым Национальным бюро кредитных историй, на каждого злостного неплательщика приходится около 46 тысяч рублей задолженности за ЖКХ.

Как избежать субсидиарной ответственности учредителя: думаем на 2 шага вперед

Это руководство подойдет тем, кто все еще руководит компанией, но уже задумывается, что будет дальше, если долговые обязательства стали непосильными, и денег еле хватает на покрытие текущих расходов.

  1. Когда просрочки вот-вот наступят или начались недавно, готовьте заявление о признании банкротства. Распространенная ошибка бывших директоров — это затягивание с банкротством

    . По законодательству, у руководителей есть 30 дней, чтобы официально признать несостоятельность.

    Если на банкротство первыми подадут кредиторы — это 100% гарантированная субсидиарная ответственность. Она также возникнет, если руководители бездействуют и ждут у моря погоды.

  2. Если вы берете кредиты — оформляйте себя в качестве поручителя

    . Как правило, эта мера выступает защитой от субсидиарной ответственности. В случае разорения кредиторы обращают требования к поручителю. Далее идет стандартная процедура:

    • пересылка претензии;
    • обращение в суд за принудительным взысканием или подача заявления о банкротстве должника-поручителя.

  3. Если банки ограничились обращением за принудительным взысканием, можно самостоятельно признать банкротство и списать долговые обязательства. С момента ввода процедуры реализации имущества исполнительные производства приостанавливаются. При этом, если от кредитов по договорам поручительства вас избавит банкротство, то списание субсидиарной ответственности невозможно.

  4. Проследите, чтобы ценные покупки

    членов семьи
    были прозрачными
    . Если, к примеру, ваша супруга покупает дом, в ходе банкротства компании потребуется доказать, что покупка осуществлялась НЕ на деньги предприятия.

    Если доказать сей факт не удастся — имущество окажется под угрозой. Его могут изъять с целью удовлетворения требований кредиторов.

  5. Следите за документами

    . Часто причиной привлечения к ответственности становится непорядок в документальном сопровождении. Не хватает допсоглашений, неправильно проведены сделки, насчитаны недоимки — эти факторы играют не в пользу руководящих лиц.

    Если вы понимаете, что банкротства не избежать, займитесь минимизацией рисков. Приведите в порядок документы, найдите недостающие договора, справки и квитанции. Это важно.

  6. Не стоит перед банкротством покупать новое имущество
    . Даже если у вас, скажем, есть еще 2 источника дохода, и собственность приобреталась на подтвержденные деньги, все равно нужно снизить риски.

Помните: арбитражный управляющий будет проверять все заключенные за последние 3 года сделки: и ваши личные, и коммерческие договоры. Сделки подобного рода часто расцениваются как вывод личного имущества.

Как уйти от субсидиарной ответственности?

Если процедура ликвидации ООО в судебном порядке уже началась, естественным образом возникает вопрос — как избавиться от грозящей субсидиарки. Мягко говоря, это далеко не самое радостное событие в жизни, поэтому предпринимаемые шаги тоже сулят мало удовольствия. И все же рекомендации будут следующими:

  1. Уголовное преследование

    . Как правило, при угрозе субсидиарки не меньшие риски возникают по привлечению к уголовной ответственности. Безусловно, это неприятные последствия, ограничения в будущем, вопросы – как жить с судимостью и так далее. Но в данном случае из двух зол следует выбирать меньшее.

    Уголовная ответственность спасет от субсидиарной. Дело в том, что российским законодательством предусмотрен запрет на двойное наказание. Если, к примеру, за заключение убыточных сделок вам грозит ст. 159 УК РФ (Мошенничество), то привлечение к ответственности за долги компании можно обжаловать.

  2. Сотрудничество с кредиторами и арбитражным управляющим

    . Если вы будете активно взаимодействовать с заинтересованными лицами, это позволит избежать перехода задолженностей компании на вас. Важно четко выразить согласие на сотрудничество и содействие.

    Вам необходимо постоянно быть на связи, доносить нужную документацию, предоставлять важные сведения. Подобные действия показывают, что человек готов идти навстречу, что у него честные намерения. Если вы — номинальный директор, поблажки в таких случаях предусмотрены законодательно.

  3. Оспаривание

    . Не стоит бездействовать, если дело оборачивается не в вашу пользу. Вы можете подавать ходатайства, жалобы, опротестовывать различные действия финансового управляющего, решения собрания кредиторов.

    Оспаривайте каждый шаг управляющего. Это поспособствует замедлению процесса и будет выступать косвенным доказательством вашей правоты. При этом лучше заручиться поддержкой опытных юристов.

  4. Расширение круга виновных лиц

    . Если вы понимаете, что светит субсидиарка, но долговые обязательствам почему-то переходят только вам, не сдавайтесь. Вы можете существенно снизить сумму задолженностей, если к ответственности будут привлечены все виновники. Их может быть 2-3 или все 20 — это зависит от конкретных обстоятельств.

    Согласитесь, переход 100 млн. на одного человека — это плохо. Если те же 100 млн. рублей перейдут на 20 человек, то каждый будет должен уже по 5 млн., что выглядит более оптимистично.

Личная ответственность председателя ТСЖ

Председатель является руководителем объединения. Он принимает решения относительно работы ТСЖ, а также следит за исполнением бюджетного плана организации. В случае возникновения подозрений в честности этого должностного лица, его действия подлежат тщательной проверке.

Прежде всего следует исключить признаки умышленного банкротства, мошенничества или хищения. При их обнаружении председателя привлекают к административной и даже уголовной ответственности.

Если деятельность руководителя соответствует нормам, за наличие задолженности он не отвечает. Все долги погашаются за счет имущества товарищества.

Узнайте о том, каковы права и обязанности председателя ТСЖ.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]