Форма проведения общих сборов
На основании ЖК РФ общие сходы владельцев жилых квартир имеют полномочия по решению следующих вопросов:
- Способ наполнения фонда капремонта с назначением ответственной за формирование активов организации.
- Структура расчёта размера обязательной оплаты.
- Контроль за ведением спецфонда.
- Необходимость выполнения капремонта.
Законодательно разрешено проводить собрания явочным порядком или заочно, при условии отсутствия необходимого кворума при открытом сборе. Сложностью в проведении заочного совещания с проведением голосования является необходимость контроля над получением заполненных бюллетеней в регламентные сроки.
Кворум закрепляется при первичном сходе собственников на основании норм прописанных законодательно. Важно понимать, что решением ситуаций, касающихся работ капитального характера, занимаются только собственники жилья, а не ЖСК или ТСЖ.
Общее собрание собственников как правовой механизм управления делами
Коллективное собрание владельцев на сегодняшний день признается одним из самых действенных способов урегулирования жилищных вопросов. Коллективный орган управления наделяется широкой компетенцией, согласно действующему Жилищному кодексу. И, несмотря на то, что кодекс действует на территории РФ более 10 лет, не все собственники квартир разбираются в правовых нюансах. Именно поэтому зачастую общедомовое собрание собственников жилых помещений и решения, выдвинутые собственниками, признаются недействительными.
На сегодняшний день существует несколько основных видов общего собрания собственников:
- очередные и внеочередные заседания;
- очная и заочная форма собрания.
Очередные собрания собственников помещений происходят в строго распланированное время. В большинстве случаев подобные совещания жильцов происходят 1 раз в год, причем в первом квартале. Это связано с тем, что именно на подобных заседаньях владельцев квартир оглашается отчет о выполнении договоренностей, которые были заключены в прошлом году. По факту окончания заполняется протокол по установленной законодательством форме. Регламентируется проведение схода граждан ст. 162 ЖК РФ.
Собрания внеочередные проводятся в многоквартирных домах крайне редко. Инициативу для схода владельцев квартир проявляет один из собственников жилья, при этом все бремя дополнительных расходов на его организацию возлагается именно на инициатора.
Собрания в форме очного заседания представляет собой достаточно сложное явление. Чтобы добиться очного присутствия всех собственников жилья необходимо приложить максимум усилий. Кроме того, очная форма собраний подразумевает размещение всех участников в одном помещении, что является дополнительной проблемой для организаторов. Иными словами, очная форма является оптимальным вариантом для одноподъездных домов, но никак не многоподъездных.
Заочная форма заседаний собственников квартир является некой альтернативой очного схода. В данном случае речь идет не о личном присутствии всех владельцев помещений, а о письменной рассылке решений по жилищным вопросам, поставленным на голосование, которые включали в себя повестки дня.
Согласно правовым нормам, указанным в ЖК РФ, проведение очного заседания являет собой обязательную процедуру. Заочное совещание дополняет собой очное в том случае, если не удалось собрать кворум собственников для проведения голосования.
Правила проведения общих сборов
Как и все мероприятия, которые относятся к волеизъявлению граждан, общие собрания подчиняются правилам, которые состоят в следующем:
- необходимо уведомить каждого собственника о предполагаемом собрании. Способ должен быть оговорен заранее на первичном собрании собственников. Уведомить можно несколькими способами, а именно:
- Вручением его каждому заинтересованному лицу под личную подпись.
- Через почтовые отправления.
- Поместить объявление на информационном стенде.
- Путём оповещения по электронной почте.
- непосредственно общее мероприятие, которое оканчивается голосованием по главному вопросу. Результаты голосования фиксируются в протоколе;
- оповещение всех заинтересованных лиц об итогах проведения сходов. Возможен вариант предоставления копии протокола собрания, также не противоречит законодательству оформление выписки из рабочего документа;
- по истечении 10 дней со времени проведения сборов, протокол следует передать в УК для дальнейшего раскрытия информации о проведенном совещании во всех задействованных в этом вопросе госструктурах. Сокрытие протокола сходов совладельцев управляющей компанией преследуется по закону.
Общее собрание о капитальном ремонте МКД: изменения и возможные ошибки
Общее собрание собственников — главный орган управления многоквартирным домом, поэтому вопросы его нормативного обеспечения были и остаются в центре внимания. В 2021 году в законодательство, регулирующее управление МКД, были внесены существенные изменения, о чем мы решили напомнить в своей статье
Полномочия общего собрания собственников по капитальному ремонту МКД
Согласно действующей редакции Жилищного кодекса РФ, решением общего собрания о проведении капитального ремонта в многоквартирном доме могут быть определены параметры капитального ремонта, в зависимости от того, как формируется фонд капремонта — на счете регионального оператора или на специальном счете.
Если фонд капитального ремонта формируется на счете регионального оператора, то общее собрание должно утвердить (ч. 5 ФЗ №257 от 29.07.2017):
- Перечень услуг и работ по капитальному ремонту;
- Предельно допустимую стоимость услуг и работ по капремонту;
- Лицо, которое от имени собственников МКД будет уполномочено участвовать в приемке услуг или работ по капитальному ремонту и подписывать акты.
Если же фонд капремонта формируется на специальном счете, то общее собрание собственников МКД должно утвердить (ч. 5 ФЗ №257 от 29.07.2017):
- Перечень работ и услуг по капремонту МКД;
- Предельно допустимую стоимость услуг;
- Сроки проведения капитального ремонта;
- Источники финансирования капитального ремонта;
- Лицо, уполномоченное от имени всех собственников МКД участвовать в приемке работ и услуг по капитальному ремонту и подписывать соответствующие акты.
Перенос капремонта в случае недопуска подрядчика на объект (п. 4, ч. 4 ст. 168 ЖК РФ)
Установленный срок капремонта в МКД может быть перенесен в случае препятствования со стороны управляющего лица допуску подрядной организации в помещения МКД, к строительным конструкциям, инженерным сетям, сантехническому, электрическому, механическому и иному оборудованию.
Взносы на капремонт для собственников нежилых помещений (ст. 170 ЖК РФ)
Собственники нежилых помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт МКД в особом порядке на основании платежных документов, содержащих расчет размеров взноса на предстоящий календарный год. Собственник нежилого помещения вправе оплатить взносы единовременно, либо равными долями ежемесячно в течение календарного года.
Общее собрание при долгах по взносам на капремонт
Региональный оператор, владеющий спецсчетом, уведомляет управляющие организации и ТСЖ о сформировавшейся задолженности, а также предпринимает меры по ее погашению. Если задолженность сохраняется, то УО или ТСЖ, управляющее МКД, обязаны провести общее собрание собственников для принятия решения о порядке погашения задолженности.
Количество операций по специальному счету (ч. 1 ст. 177 ЖК РФ)
В Жилищный Кодекс введены дополнительные положения о списании средств для исполнения вступившего в силу решения суда, о списании ошибочно зачисленных на спецсчет средств при предоставлении владельцем спецсчета заявления на возврат денежных средств, а также документов, подтверждающих оплату.
Предложения о проведении капитального ремонта МКД (ч. 3 ст. 189 ЖК РФ)
ТСЖ, ЖК, ЖСК и управляющие организации обязаны предоставить собственникам предложения о сроках начала капитального ремонта, перечне и объемах услуг и работ, их стоимости, порядке и источниках финансирования капитального ремонта, а также другие предложения, связанные с его проведением, в порядке, установленном субъектом РФ. Если же собственники формируют Фонд капитального ремонта у регионального оператора, то именно региональный оператор обязан направить предложения собственникам.
Полномочия местного самоуправления при формировании ФКР (ч. 7 ст. 189 ЖК РФ)
Если капитальный ремонт многоквартирного дома, собственники которого сфомировали ФКР на спецсчете, не был проведен в срок, предусмотренный региональной программой, а также если есть непогашенный кредит на капремонт, то орган местного самоуправления не может принять решения о формировании ФКР на счете регионального оператора.
Возможные ошибки при проведении общего собрания собственников МКД
Ошибки, допущенные УК или ТСЖ, могут привести к судебным разбирательствам и признанию недействительными решений общих собраний. Обозначим основные возможные ошибки при проведении общего собрания:
- Нарушение порядка уведомления собственников о проведении общего собрания (ч. 4 ст. 45 ЖК РФ)
- Неправильный подсчет голосов
- Неверно оформленное решение общего собрания собственников (ч. 4.1–5.1 ст. 48 ЖК РФ)
- Ошибки в оформлении доверенностей на голосование
- Неправильный выбор формы собрания (ст. 44.1 ЖК РФ)
- Устаревшие сведения в реестре собственников помещений
- Нарушение порядка передачи документов в ГЖИ (ч. 3 ст. 45 ЖК РФ)
- Изменение повестки общего собрания (ч. 2 ст. 46 ЖК РФ)
- Нарушение кворума общего собрания (ст. 44-48 ЖК РФ)
Вопросы о капитальном ремонте МКД в Екатеринбурге можно задать по телефону:
Источник
Способ формирования протокола
Проводя сборы по вопросу проведения капремонта, следует ориентироваться на формирование протокола по следующему принципу:
- организационные моменты – выбор председателя сходов, его секретаря и членов счётной комиссии;
- на основе полученной информации от председателя сборов, определяется способ формирования спецфонда;
- В случае выбора спецсчёта для аккумулирования средств следует определиться с владельцем этого счёта и проработать вопросы, которые сопровождают открытие этого счёта. Важно помнить, что выбранное финучреждение должно соответствовать требованиям ЖК РФ[1].
- Установление размера взносов, которое может быть минимальным либо увеличенным, в зависимости от решения участников собрания.
- Планирование проведения капремонтных работ в многоквартирном доме.
- при последующих сходах совладельцев заслушивается отчёт о проделанной работе;
- дополнительный пункт, для разного рода вопросов, характерных только этому сообществу.
Следует помнить, что протокол это документ, который в случае недовольства жильцов или их несогласия с проводимой работой может быть рассмотрен в надзорных органах или оспорен в суде.
Могут ли собственники МКД выбрать подрядчика для капремонта?
На вопрос:
Могут ли жильцы многоквартирного дома, приняв решение о производстве капремонта, определив необходимые виды работ и их стоимость, самостоятельно определить организацию-подрядчика для выполнения этих работ? При любом способе формирования капремонта: на счете регионального оператора, на спецсчете.
Сообщаю:
Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:
- Жилищный кодекс Российской Федерации;
- Градостроительный кодекс Российской Федерации;
- Приказ Минстроя России от 07.09.2016 N 624;
- Письмо Минстроя России от 08.06.2016 N 17636-ЕС/04;
- Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 12 апреля 2021 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы»;
- Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 об утверждении Положения о привлечении специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 N 185-ФЗ (последняя редакция);
- Решение Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2016 г. по делу № А40-208019/2016;
- Постановление Десятого Арбитражного Апелляционного суда от 08.08.2016 г. по делу № А41-12104/2016;
- Решение Арбитражного суда Московской области от 09.06.2016 г. по делу № А41-12100/2016.
Исходя из представленной информации, сообщаю следующее:
Способ выбора подрядной организации напрямую зависит от способа формирования фонда капитального ремонта. Два основных варианта: открытие специального счета многоквартирного дома (далее МКД) или услуги регионального оператора. Таким образом, собственники определяют не только способ формирования фонда капитального ремонта, но и ответственность за его своевременное проведение, целевое расходование средств и качество работ. Рассмотрим обе ситуации более подробно:
Формирование фонда капитального ремонта на специальном счете.
В данном случае следует понимать, что прямыми заказчиками работ выступают собственники МКД, поэтому и выбор подрядной организации для проведения капитального ремонта они осуществляют самостоятельно. Такой подход подтверждается Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 12 апреля 2021 г. № 10-П, в котором указано, что «порядок решения вопросов, связанных с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, включая поиск подрядчиков (исполнителей), подготовку технического задания на оказание необходимых услуг и (или) выполнение работ, осуществление контроля за ходом капитального ремонта, определяется собственниками помещений в этом доме».
В зависимости от способа управления МКД (жилищный кооператив, товарищество собственников жилья, управляющая организация) между собственниками и подрядной организацией в качестве посредника будет выступать юридическое лицо, управляющее МКД (ст.161 ЖК РФ), поскольку именно на нем лежит обязанность по оказанию всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Таким образом, управляющая организация несет на себе функции «технического заказчика». Стоит отдельно о могут также быть отдельное физическое лицо, действующее на профессиональной основе, и специализированная организация, привлеченные решением общего собрания собственников МКД (п.22 ст.1 Градостроительного Кодекса РФ).
Договоры с подрядными организациями будут заключаться от имени «технического заказчика», который будет не только контролировать проведение работ, но и в случае их несоответствия заявленному качеству, обращаться в суд (Постановление Десятого Арбитражного Апелляционного суда от 08.08.2016 г. по делу № А41-12104/2016, Решение Арбитражного суда Московской области от 09.06.2016 г. по делу № А41-12100/2016).
Выбор подрядной организации может быть оформлен решением общего собрания либо его осуществляет специально созданная комиссия, куда в обязательном порядке войдут представители собственников жилья, представители технического заказчика и представители управляющей организации (при несовпадении двух последних). Критерии отбора при желании собственников можно утвердить на общем собрании. В таком случае необходимо составить протокол, который будет определять основные требования к подрядной организации, например членство в СРО, хорошая репутация и наиболее выгодная цена.
Более того, стоит отдельно отметить распространенное заблуждение, когда считается, что выбор подрядной организации это обязанность управляющей компании, но возможно так полагать только в том случае, если собственники жилья специальным решением общего собрания делегировали свои полномочия управляющей компании. При отсутствии надлежаще оформленного согласия выбор подрядной организации право и обязанность собственников (Письмо Минстроя России от 08.06.2016 N 17636-ЕС/04, Решение Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2016 г. по делу № А40-208019/2016).
Условия договора с подрядными организациями, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе условия о стоимости таких услуг и (или) работ, гарантийном сроке, иных существенных условиях, в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, также должны утверждаться решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с компетенцией такого собрания, установленной п.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ.
При этом нужно отметить, что расходование средств со специального счета будет возможно только после подписания акта выполненных работ, что значительно усложняет выбор подрядной организации, поскольку более предпочтительна авансовая система расчетов.
Таким образом, при формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, способ выбора подрядной организации напрямую зависит от собственников жилья, это может быть прямое указание на заключение договора с конкретным подрядчиком, принятое на общем собрании, либо выбор подрядной организации на конкурсной основе
Формирование фонда капитального ремонта у регионального оператора.
В данном случае решение о проведении капитального ремонта, сроках, выбор подрядной организации и контроль качества осуществляют представители регионального оператора. Регламент отбора подрядных организаций определен Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 и предусматривает проведение электронного аукциона. Контролирует процедуру в Москве Государственная жилищная инспекция города Москвы (Мосжилинспекция). Региональный оператор формирует комиссию по рассмотрению заявок, при этом не менее 1/3 членов комиссии по предварительному отбору от ее общего численного состава должны являться представителями регионального оператора.
Остальные члены комиссии это:
а) представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в случае, если указанный орган не уполномочен субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалицированных подрядных организаций;
б) представители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих функции по формированию и реализации государственной политики в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в случае проведения предварительного отбора на право участия в электронных аукционах в отношении общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия;
в) уполномоченный представитель общественного совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, созданного в субъекте Российской Федерации;
г) представители иных общественных организаций.
Таким образом, можно сделать вывод, что в данном случае собственники жилья не могут влиять на выбор подрядной организации.
Договора на проведение работ по капитальному ремонту заключаются от имени регионального оператора. Ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта привлеченными подрядными организациями лежит также на региональном операторе (статья 182 ЖК РФ).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств субъект РФ несет субсидиарную ответственность перед собственниками.
Резюме:
Способ выбора подрядной организации напрямую зависит от способа формирования фонда капитального ремонта.
При формировании средств на специальном счете решение о выборе подрядной организации принимают собственники жилья. В данном случае допустима и конкурсная основа, и выбор конкретного подрядчика на общем собрании. Единственное, на что стоит обратить особое внимание, это обязательное членство подрядной организации в СРО при заключении договора на сумму более 3 млн рублей (подп. «б» п. 8 ст. 1 Закона № 372-ФЗ). Проверить членство подрядной организации в СРО можно на сайте Ростехнадзора.
При формировании фонда капитального ремонта у регионального оператора решение о выборе подрядной организации принимается уполномоченной комиссией по итогам электронного аукциона.
Полезная консультация? Поделитесь в соцсетях!
Какие вопросы можно вносить в повестку дня
Поскольку вопрос осуществления капремонта не является исключительно самостоятельным для решения его собственниками жилья, а опирается на предложения Федерального комитета по контролю над капремонтом, то для рассмотрения на общих сходах может быть следующая повестка:
- Утверждение перечня необходимых капитальных работ или услуг.
- Ограничение максимального предела стоимости работ.
- Определение лица, ответственного за приёмку произведенных работ и подписание соответствующих актов.
- Разделение объектов на общие и частные, и определение порядка использования средств на их ремонт.
Важно помнить, что на основании статьи 189 ЖК РФ[2], собственники обязаны за три месяца с момента поступления предложения от ФК капремонта рассмотреть его и утвердить работу на общих сборах.
Активность собственников многоквартирного жилого дома в принятии управленческих решений по реализации законодательных нормативов в отношении имущества, влияет на комфортность проживания при рациональном использовании средств.
Формы отчета по результатам проведения ремонта
По результатам проведённого ремонта, независимо от того, идёт речь о капитальном или текущем ремонте, товарищество собственников жилья в лице его руководителей, совместно с подрядной организацией (в случае ее привлечения к работам) или самостоятельно, если работы проводились собственными силами, обязаны отчитаться о проведённых мероприятиях.
В виде основных видов отчета по проделанной работе следует рассматривать:
- предоставление возможности жильцам дома участвовать в приемке выполненных работ в ходе того или иного этапа ремонта, независимо от того, идет речь о капитальном ремонте или о текущем;
- по результатам завершения всех ремонтных работ каждый собственник помещений имеет законное право на подписание или отказ в таковом (если его что-то не устраивает по характеристикам) акта приемки выполненных работ;
- по итогам полной приемки и проведения взаиморасчетов с подрядными организациями ТСЖ в лице его руководителей проводит внеочередное собрание собственников помещений в доме с целью предоставления полного отчета, в том числе и финансового, о результатах проведенного ремонта.
Отчет, который предоставляет на таком собрании руководитель ТСЖ, должен содержать следующие сведения:
- календарные даты, указывающие диапазон, в течение которого проводились ремонтные работы;
- перечень работ, изначально определенный в качестве обязательных;
- перечень фактически выполненных работ, в том числе с указанием, когда и на каком основании были совершены отклонения от первоначально установленного списка мероприятий и объектов, в отношении которых ремонт должен быть осуществлен;
- сметная стоимость проведенных работ, которая была установлена на момент начала таких работ;
- итоговая стоимость проведенных работ (если она отличается от первоначально установленных, то требуется объяснение того, по каким причинам есть такое отклонение, а также на основании чего было принято решение о возможности изменения стоимости. Последнее обоснование требуется только в том случае, если фактическая стоимость работ за единицу была увеличена);
- общий объем денежных средств, которые были затрачены в ходе проведения ремонта (например, если речь идет о дополнительной покупке строительных материалов);
- состояние специального счета дома по капитальному ремонту после осуществления всех взаиморасчетов с подрядными организациями.
Если при принятии решения о проведении ремонта на собрании собственников было принято решение о необходимости промежуточных форм отчета, то руководитель ТСЖ обязан осуществлять такой отчет на протяжении всего ремонта с установленной на собрании периодичностью.
Главным отличием такого отчета от итогового следует считать указание на то, что речь идет о фактически выполненных работах на момент подготовки такого отчета, а также о том, сколько еще работ остается выполнить.