Отказ в приватизации земельного участка, основания

Приватизация земельных участков означает переход права собственности на недвижимость от государства к частным лицам. Этот процесс начался давно, поэтому процедура отлажена по времени, а также по этапам. Но существуют ситуации, когда приватизация не может быть осуществлена в силу закона. Тогда уполномоченный орган выдает отказ в приватизации земельного участка.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 938-81-90 (Москва)

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

8 (800) 301-79-36 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Если гражданин, юридическое лицо, будучи заявителями на земельный участок, не согласны с решением уполномоченного органа об отказе, они вправе оспорить его в суде.

Отказ в приватизации: основные моменты

Приватизация участка заключается в его приобретении. По ст. 36.1 ЗК РФ граждане и организации имеют исключительное право на приватизацию. Но бывает и так, что участок приватизировать нельзя и на это существуют основания, предусмотренные законом. Перечень отказов носит исчерпывающий характер. Это означает, что никакие причины, кроме тех, которые указаны в законе не могут стать причиной отказа.

Отказ в приватизации носит объективный характер. Неодобрение связано с тем, что участок не может быть продан из-за того, что он предназначается для нужд государственных органов. Это обстоятельство должно быть подтверждено. В качестве доказательств выступают документы, а также инвестиционные программы.

Куда обращаться для решения проблемы

Важные моменты

На основании норм, указанных в части 1 статьи 36 Земельного кодекса, физические или юридические лица, являющиеся собственниками какой-либо недвижимости, размещенной на территории различных земельных участков, имеют исключительное право на приватизацию.

  • гражданин, ЮЛ использовали право на приватизацию;
  • участок земли не имеет границ в СНТ;
  • не были соблюдены формальные требования, предъявляемые к приватизации;
  • отсутствие документов для приватизации;
  • несоблюдение порядка покупки участка.

Причины отказа

Если гражданину или представителю ЮЛ отказали в приватизации земельного надела, сделали это правомерно, это значит, что на неодобрение существуют причины. Их полный список указан в законе:

  1. Земельный участок располагается на красных линиях. Это означает его нахождение на территориях общего пользования, включая пределы ЛЭП, коммуникационных связей, трубопроводов, дорог различного назначения, проездов и проходов.
  2. Полное или частичное нахождение земельного надела в природоохранительной зоне. Например, на территории заповедника.
  3. Расположение на территории, которая будет подвергнута реорганизации или ее планируют отнести к особо охраняемым объектам.
  4. Земельный участок находится в частном владении. То есть, он выступает собственностью организации или гражданина.
  5. Надел относится к имуществу, которое изъято или ограничено в обороте.
  6. Земельный участок находится на землях, которые входят в резервный перечень (государственный). Соответственно, недвижимость может потребоваться исключительно для государственных нужд.
  7. Участок не может быть выкуплен, передан в собственность частному лицу. Эти действия прямо запрещены законом.
  8. На земле находятся строения, которое было возведено ранее и не оформлено надлежащим образом.

Это перечень, который является основным и используется при формировании причин отказа. Неодобрение со стороны государственных органов, должно носить мотивированный характер. Это означает, что гражданин или компания, изъявившие желание купить участок у государства, должны понимать, по каким причинам они не смогут это сделать.
Существуют и иные основания, которые могут действовать в определенной ситуации. Они следующие:

  • гражданин, ЮЛ использовали право на приватизацию;
  • участок земли не имеет границ в СНТ;
  • не были соблюдены формальные требования, предъявляемые к приватизации;
  • отсутствие документов для приватизации;
  • несоблюдение порядка покупки участка.

Какие участки земли приватизировать невозможно

Заявление на передачу земельного надела в частную собственность может не приниматься уполномоченными органами, если Земельный кодекс ограничивает возможность приватизации при следующих обстоятельствах:

  • приватизируемый участок относится к категории земель, изъятых из оборота;
  • закон запрещает оформление права собственности на конкретные виды земель;
  • территория находится в резерве и будет использована для нужд государства.

В этой статье мы рассказываем о типовых вариантах решения юридических вопросов, но каждый случай уникален. Воспользуйтесь бесплатной консультаций именно по вашему конкретному случаю, прямо сейчас позвоните по телефону: (это бесплатно) +7 Москва +7 Санкт-Петербург +7 доб.636 — Круглосуточная бесплатная линия по все России

Категория изъятых из оборота земельных наделов включает в себя следующие зоны:

Парки и государственные заповедники, исключая территории, которые можно приватизировать в границах природных парков по ст. 95 Земельного кодекса;

  • земли, на которых расположены воинские и стратегические объекты;
  • зоны под предприятиями, относящимися к атомной энергетики;
  • территории, занятые захоронениями;
  • территории, на которых возведены здания, принадлежащие военным судам и учреждениям федеральной службы охраны.

Кроме перечисленных участков, невозможна приватизация земель, имеющих существенное значение на обороноспособность России.

Помимо прямого изъятия земельного оборот существует категория участков, использование которых возможно с ограничениями. Такие территории непозволительно оформлять в частную собственность. К землям, ограниченным в обороте, законодательство относит:

  • территории в границах природных зон, находящихся под охраной государства;
  • зоны, относящиеся к лесному или водному фонду;
  • земельные участки, находящиеся в закрытых АТО (административно-территориальных образований);
  • территории, отведенные под нужды предприятий связи, транспорта, энергетики;
  • зоны с расположенными на них объектами культурного и исторического наследия.

Отказ в приватизации земли возможен и в том случае, если территория резервируется под государственные или муниципальные нужды. Однако в этом случае резервирование должно быть оформлено в соответствии с действующим регламентом. Помимо решения органа государственной власти о предстоящем резервировании необходимо внесение соответствующей записи в ЕГРП, наличие подробной схемы забронированного участка с четко обозначенными границами и размещение сведений о нем в кадастре недвижимости.

Одной из распространенных причин отказа в передаче земли в собственность является резервация земель местными властями для собственных нужд. При этом порядок оформления бронирования не соблюдается и соответствующего решения не выносится. В таких ситуациях лицо, желающее приватизировать «запретный» участок, может добиться разрешения на оформление собственности в суде.

Следует отметить, что местные исполнительные органы власти могут мотивировать отказ в приватизации земель тем, что на спорном участке планируется строительство энергетических объектов или инженерных коммуникаций. Если возведение подобных сооружений не зафиксировано в генеральном плане застройки, то такой земельный участок (или его часть) не может быть признанным зарезервированным для муниципальных нужд, и его приватизация не может быть запрещена.

При приватизации земельных наделов, находящихся в ограниченном обороте, отказ местной администрации в большинстве случаев подлежит судебному обжалованию. Это объясняется тем, что в Земельном кодексе перечислен закрытый список земель ограниченного оборота. При принятии решении о передаче земельного надела в частную собственность уполномоченные органы обязаны иметь доказательства того, что приватизируемый участок может быть отнесен к категории земель ограниченного оборота.

Если таких документальных подтверждений нет, то отказ в приватизации должен рассматриваться как необоснованный и незаконный и обжаловаться в суде.

Что делать, если отказали в приватизации участка

Отказ в приватизации оспаривается заинтересованными гражданами. Они могут воспользоваться двумя путями:

  1. Досудебный процесс.
  2. Обращение за помощью к судебной инстанции.

В порядке претензионного урегулирования спорного вопроса составляется жалоба. Она адресуется тому органу, который вынес необоснованное решение. В жалобе обязательно указывается следующая информация:

  • обстоятельства спорного дела: кто обращается, какую цель при этом преследует, что произошло в результате рассмотрения заявления от заинтересованных лиц;
  • обоснованность вынесенной претензии: причины, по которым заявитель считает, что претензия носит необоснованный характер;
  • требования к уполномоченному органу.

Жалоба на уполномоченный орган обычно направляется в прокуратуру. Это проще всего, так как поможет избавить заявителя от выбора вышестоящей инстанции. В обязанности прокуратуры входит обработка сообщения, а также выявление несоответствия законодательству, вынесение предписания об устранении нарушений.

По факту обращения необходимо написать иск. Он передается в суд районного уровня. В деле действует исключительная подсудность, что означает передачу иска по месту нахождения участка земли. Исковое заявление формируется по определенным правилам, указанным в ст. 131 ГПК РФ. В иске нужно указать следующие данные:

  • обстоятельства спора: в иске указывается аналогичная информация, то та, что написана в жалобе;
  • ссылка на вынесенное неодобрение, отсылка к решению муниципалитета;
  • позиция истца: она должна быть аргументирована, с указанием документов, норм права, которые подтверждают правоту заявителя;
  • требования о передаче в собственность земельного надела.

К иску обязательно прикладываются документы, которые связаны с земельным наделом и его характеристикой.

Порядок приватизации земельного участка

Земельным кодексом РФ и рядом иных нормативных актов определен подробный порядок приватизации земельного участка. Данная процедура может незначительно отличаться по количеству и составу документов, в зависимости от назначения земельного участка, наличия на нем строений и т.д., но отличия носят не существенный характер, а только отражают особенности конкретного объекта.

Какие документы нужны для приватизации земли

Первый шаг в оформлении земли в собственность – сбор необходимых документов. Ст. 39.15 ЗК РФ содержит перечень, какие требуются документы для приватизации земельного участка:

  • Заявление в органы местной власти о передачи участка в собственность – по утвержденной форме;
  • Правоустанавливающие документы на строения;
  • Кадастровые паспорта земельного участка и строений на нём;
  • Паспорт заявителя;
  • При приватизации по «дачной амнистии» необходимы документы от правления ГСК, ГК СНТ, а также копия постановления или распоряжения органов власти о выделении земельного участка.

В некоторых случаях могут понадобиться иные документы, которые зависят от конкретной ситуации, например, договор долгосрочной аренды земельного участка.

Куда подавать документы на приватизацию земельного участка

Собранный пакет документ передается в органы власти в чью компетенцию входит распоряжение землей на территории, где расположен участок. Это может быть орган местного самоуправления населенного пункта, орган по управлению имуществом регионального правительства или Росимущество – федеральный орган исполнительной власти, распоряжающийся землей, находящейся в федеральной собственности. Практика показывает, что наиболее простой вариант направить документы для приватизации – обращение в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Специалисты МФЦ подскажут, куда необходимо направить документы в конкретном случае и примут их для передачи в компетентное ведомство.

В случае отказа в приватизации у заявителя есть возможность обжаловать отрицательное решение в судебном порядке. Иск, в административном порядке, подаётся в суд по месту нахождения органа власти, отказавшего передать землю в собственность.

Нужно ли делать межевание границ земельного участка

Если земельный участок, в отношении которого вынесено положительное решение о приватизации, ранее не был отмежеван, то перед постановкой на кадастровый учет необходимо выполнить данную операцию.

Межевание может провести любой аккредитованный кадастровый инженер на основании договора об оказании услуг. Итогом которых станет подготовка межевого плана, где отражены координаты участка на местности. Дополнительно на участке могут быть выставлены межевые знаки, обозначающие границы надела.

Когда необходимо ставить земельный участок на кадастровый учет

В случае приватизации вновь образованного участка, к которым может относиться и существующий в натуре участок, но не зафиксированный на кадастровой карте, необходимо провести его постановку на кадастровый учёт.

Для этого необходимо предоставить в органы Росреестра, в том числе через МФЦ:

  • Заявление по установленной форме;
  • Межевой план;
  • Документы на земельный участок, в том числе распоряжение о приватизации.

За постановку на кадастровый учет заявитель должен будет оплатить госпошлину в размере 2000 рублей, а в отношении участков, оформляемых в упрощенном порядке – 350 рублей. Продолжительность регистрации составляет десять рабочих дней с момента подачи документов.

Если же земельный участок ранее на кадастровом учете уже стоял, у него есть кадастровый номер, то повторная постановка не требуется и гражданин может сразу подать документы на оформление права собственности в отношении данного участка.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]