Суть реформы РАО ЕЭС
Прежде чем перейти к описанию составляющих тарифа на электроэнергию, кратко изложим суть реформы РАО ЕЭС. Функционировавшая до 2002 г. компания (РАО) фактически являлась монополистом в РФ, т.к. совмещала все виды деятельности: начиная от производства и передачи электроэнергии, заканчивая ее распределением и продажей. Соответственно стоимость тарифа на электроэнергию устанавливало государство в лице Федеральной службы по тарифам, что и было основной предпосылкой к реформе, потому как частные инвесторы не вкладывали деньги в эту отрасль, а она требовала серьезной модернизации.
Суть реформы заключалась в том, чтобы постепенно перейти от тарифного регулирования к формированию тарифа рыночным способом, а для этого необходимо было уйти от монополии, создав этот самый рынок. В результате реформы были созданы генерирующие компании (производство электроэнергии), электросетевые компании (передача электроэнергии), системный оператор единой энергосистемы (централизованное управление энергосистемой), энергосбытовые компании в статусе гарантирующих поставщиков (продажа электроэнергии потребителям).
Ценообразование на электрическую энергию для юридических лиц и предпринимателей
Вопросы порядка расчета цени тарифов на электроэнергию для юридических лиц и предпринимателей имеют большое значение для планирования на будущие периоды и управления текущей деятельностью любого предприятия. Особенно этот вопрос актуален для энергоемких производств и объектов, у которых доля расходов на оплату электрической энергии и мощности в конечной себестоимости продукции велика.
Ранее, до 2006 года вся электрическая энергия поставлялась юридическим лицам и предпринимателям по регулируемым ценам (тарифам). То есть тарифы утверждались на уровне местного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (в различных регионах эти организации называются по-разному — региональная энергетическая комиссия, комитет по тарифам и ценам, региональная служба по тарифам и др.). Однако, в середине 2000-х годов произошло реформирование энергетики в России и произошла так называемая «либерализация» цен на электроэнергию. И цены на электрическую энергию для юридических лиц и предпринимателей перестали регулироваться и были отпущены в «свободное плавание».
Разумеется, порядок их расчета остался регламентированным, однако некоторые составляющие цен на электроэнергию стали «плавающими» и их конечные значения стали зависеть от различных конкурентных факторов. В этом разделе мы рассмотрим основные вопросы, связанные с порядком расчета и использования цен на электроэнергию для юридических лиц и предпринимателей.
Стоит отдельно отметить, что большая часть составляющих конечных тарифов на электроэнергию для юридических лиц продолжают утверждаться на региональном и федеральном уровне и сейчас. Более того, регулируемыми осталась большая часть конечного тарифа на электроэнергию. Если говорить о конкретных в цифрах составляющих тарифов, то в составе конечной цены на электроэнергию для любого юридического лица в среднем не менее 50% занимает доля регулируемых тарифов, а оставшаяся часть, соответственно является переменной.
Ниже мы рассмотрим некоторые статьи, которые помогут разобраться в вопросе ценообразования для юридических лиц и предпринимателей.
- Стоимость электроэнергии для предприятий: из чего складывается и как определяется
В этой статье рассмотрены общие вопросы порядка расчета стоимости электроэнергии для предприятий с использованием цен для юридических лиц и предпринимателей: как определяется, кем рассчитывается и как ее проверить.
- Тарифы и цены на электроэнергию для предприятий, организаций и промышленных компаний
В этой статье рассмотрены вопросы определения тарифа (цены) на электрическую энергию (мощность) для промышленных предприятий, организаций, юридических лиц и предпринимателей. Как рассчитываются, где публикуются, можно ли проверить и другое.
- Уровни напряжения: физическое и экономическое значение для потребителя
В этой статье рассмотрено понятие уровнь напряжения, и тарифный уровень напряжения: каким образом определятся и в каком документе фиксируется. Что влечет за собой применение некорректного тарифного уровня напряжения в расчетах с потребителем.
- Почасовый профиль потребления электрической энергии (профиль мощности)
Для чего потребителям с максимальной мощностью свыше 670 кВт необходимо в обязательном порядке иметь приборы учета электроэнергии, которые позволяют хранить профиль мощности. Как потребителю осуществлять съем показаний с такого прибора учета электроэнергии. Ответы в этой статье.
- Резерв максимальной мощности: порядок определения и оплаты
В последние несколько лет очень активно идут дискуссии на уровне Правительства РФ о начале применения новой схемы оплаты за потребленную электрическую энергию для потребителей — юридических лиц. Те потребители, которые неполным образом используют выделенную им максимальную мощность, обязаны производить оплату резерва (разницы фактической и выделенной мощности) в пользу электросетевой компании или поставщика электроэнергии. Более подробную информацию о том, как планируется определять резерв мощности и его стоимость читайте в этой статье.
- Цена на электроэнергию для предприятий: как проверить стоимость киловатта
В этой статье мы рассмотрели вопросы проверки стоимости электроэнергии для предприятия, которую рассчитывает поставщик электроэнергии. Также рассмотрели действия потребителя, если он выявил нестыковки и ошибки в расчете стоимости и цены электроэнергии.
Читайте эту статью и не дайте себя обмануть!
Полный перечень материалов раздела:
Почему тарифы на электроэнергию для предприятий постоянно растут За последние пять лет (с 2015 по 2021 год), тарифы на электроэнергию для предприятий и организаций выросли на 40-50 %. Это значительно превышает официальный уровень инфляции. В чем причины такого роста цен на электроэнергию?
Шевченко Вадим Александрович15.07.2020
Предельный уровень нерегулируемых цен на электроэнергию
Что такое предельный уровень нерегулируемых цен на электроэнергию и мощность, как рассчитывается и где применяется — ответы здесь. Ссылки для скачивания файлов.
Администратор27.05.2020
Цена на электроэнергию для предприятия: как проверить квт
Цены на электроэнергию для предприятий разные. Потребители могут запутаться в многообразии вариантов тарифов. Как проверить, правильно ли рассчитана стоимость и что делать, если вы выяснили, что «вкралась» ошибочка?
Администратор01.06.2017
Резерв мощности: определение и расчет максимальной стоимости потребления
Большинство представителей предприятий и организаций слышали о таком понятии как резерв мощности. Но мало кто знает, что же это такое на самом деле. Здесь мы попытаемся коротко рассказать об этом понятии и его особенностях.
Администратор23.06.2015
Профиль мощности электроэнергии предприятия: снятие с прибора учета
Крупные предприятия и организации очень часто слышат от поставщиков электроэнергии такие слова как «профиль мощности», «почасовки». Вроде бы какие-то странные и непонятные слова. Но на самом деле все достаточно просто. Давайте разберемся, что это.
Администратор08.05.2015
Уровень напряжения НН
У каких потребителей тарифный уровень напряжения НН. Ответы здесь.
Администратор21.04.2015
Уровень напряжения СН2 (10 кв)
У каких потребителей тарифный уровень напряжения СН2, который еще называют средним уровнем напряжения? Рассчитываться по СН2 выгоднее, чем по другим уровням напряжения? Ответы мы привели здесь.
Администратор21.04.2015
Уровень напряжения СН1
У каких потребителей тарифный уровень напряжения СН1, который еще называют средним уровнем напряжения? Рассчитываться по СН1 выгоднее, чем по другим уровням напряжения? Ответы мы привели здесь.
Администратор21.04.2015
Уровень напряжения ВН1
У каких потребителей тарифный уровень напряжения ВН1? Рассчитываться по ВН1 выгоднее, чем по другим уровням напряжения? Ответы мы привели здесь.
Администратор16.04.2015
Уровень напряжения ГН
У каких потребителей тарифный уровень напряжения ГН, который еще называют генераторное напряжение? Рассчитываться по ГН выгоднее, чем по другим уровням напряжения? Ответы мы привели здесь.
Администратор16.04.2015
Уровень напряжения ВН (высокое напряжение)
У каких потребителей тарифный уровень напряжения ВН, который еще называют высоким уровнем напряжения? Рассчитываться по ВН выгоднее, чем по другим уровням напряжения? Ответы мы привели здесь.
Администратор15.04.2015
Уровень напряжения электроэнергии
А Вы знаете что очень многие организации и предприятия ежемесячно переплачивают за электрическую энергию поставщикам только потому что в договоре энергоснабжения у них тарифный уровень напряжения согласован неверно. Прочтите этот материал и узнайте, правильно ли в Вашем договоре определен уровень напряжения.
Администратор15.04.2015
Тарифы и цены на электроэнергию для предприятий, организаций и предпринимателей
Почему тарифы на электроэнергию для предприятий, организаций и предпринимателей каждый месяц разные? Ответы можно найти здесь.
Администратор08.04.2015
Стоимость электроэнергии для предприятий
Как производится расчет стоимости электроэнергии для предприятий? Краткое описание
Администратор08.04.2015
Составляющие тарифа на электроэнергию
Таким образом, стоимость электроэнергии (тарифа) складывается из следующих четырех составляющих: стоимость производства электроэнергии (мощности) + стоимость передачи электроэнергии (мощности) + инфраструктурные платежи + сбытовая надбавка. Стоимость передачи электроэнергии (м) по-другому называется котловой тариф на передачу.
Потребители, у которых заключен договор энергоснабжения, оплачивают электроэнергию гарантирующему поставщику (в одно окно), а уже гарантирующий поставщик распределяет и перечисляет полученные средства генерирующим и сетевым компаниям, а также системному оператору.
Также потребитель вправе заключить два договора: договор купли-продажи электроэнергии, тариф в котором будет включать стоимость производства электроэнергии (мощности) + инфраструктурные платежи + сбытовую надбавку, а также отдельный договор с сетевой компанией на оплату услуги передачи электроэнергии.
В соответствие с ПП РФ от 04.05.12 тарифы на электроэнергию за текущий месяц публикуются гарантирующими поставщиками с задержкой в 15 дней. Например, тарифы за август публикуются до 15 сентября и т.д., поэтому узнать в текущем месяце значение тарифов невозможно.
Ниже указана таблица в которой приблизительно указан порядок процентного соотношения каждой составляющей в общей доле тарифа.
Стоимость производства электроэнергии (м) | Котловой тариф на передачу | Сбытовая надбавка гарантирующего поставщика | Инфраструктурные платежи |
40% | 55% | 4,9% | 0,1% |
Из чего состоит тариф
Жители часто сетуют: «Тарифы на электроэнергию очень высокие! Мы очень много платим за электричество!» Попробуем разобраться, из чего складывается и почему растет тариф на электричество.
Ежегодно Федеральная служба по тарифам России устанавливает предельные уровни тарифов — минимум и максимум. Энергетики передают расчеты своих расходов в Комитет по ценам и тарифам Московской области. Специалисты комиссии оценивают их целесообразность и устанавливают тариф, то есть цену на электроэнергию.
Проще говоря, на основании расчетов энергетиков тариф устанавливает комиссия, состоящая из представителей государственной власти.
Из чего складывается тариф на электроэнергию?
В энергетике есть производители, транспорт и продавцы электричества. Производители производят и продают электричество. Сетевые компании, в свою очередь, доставляют электроэнергию потребителям. Сбытовые организации продают электричество предприятиям и населению. То есть тариф складывается из трех частей: плата за производство, транспортировка электроэнергии и сбытовая надбавка.
Как рассчитывается сбытовая надбавка на электроэнергию?
Сбытовые компании покупают электрическую энергию у производителей, оплачивают ее транспортировку, а затем продают. Сбытовая надбавка — это деньги, необходимые для работы сбытовых компаний. Ее размер тоже устанавливает Комитет по ценам и тарифам Московской области.
Как формируются затраты на покупку?
Производители электроэнергии (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и т.д.) продают энергию, которую они вырабатывают, на так называемом оптовом рынке. Половина электроэнергии продается по фиксированным государством ценам, а половина — по рыночным. А с 2011 года весь объем электроэнергии продается по свободным (рыночным ценам).Они-то и влияют на рост цены электроэнергии, а в конечном итоге — и тарифа.
От чего зависит стоимость услуги на передачу электрической энергии?
Услуги по передаче электроэнергии до потребителя состоят из двух частей.
Сначала Федеральная сетевая компания доставляет электроэнергию по сетям высокого класса напряжения от производителей (например, ГЭС) до городов и районов.
Затем за дело берутся региональные электросетевые предприятия .По московской области -ОАО «МОЭСК» и ОАО «Королевская электросеть» по г.Королев. И здесь для каждого предприятия Комитет по ценам и тарифам Московской области устанавливает свой тариф. Все зависит от стоимости и качества содержания сетей.
Почему растет тариф ?
Потому что растет стоимость производства электроэнергии.
Потому что за сетями долго не следили — они изношены, и часть энергии по дороге теряется.
Потому что не все покупают энергию, многие воруют ее, а платят за них добросовестные потребители.
Потому что никто не задумывается об экономии.
Зачем экономить?
А правда, зачем? Если доля наших расходов на оплату электроэнергии так мала — ведь за сотовую связь мы платим в пять, а за бензин для своей машины — в тридцать раз больше, чем за электроэнергию?
Элементарно — эта доля может быть гораздо меньше. Для личного кошелька.
ПРОСТЫЕ СОВЕТЫ ПО ЭКОНОМИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
● Кипятите в электрическом чайнике ровно такое количество воды,
которое вы собираетесь выпить
● Передвиньте холодильник в самое холодное место кухни, подаль-
ше от отопительных приборов и от кухонной плиты. Задняя стенка
холодильника не должна вплотную прилегать к стене, оставьте не-
большой (5-10 см) зазор для вентиляции
● Размораживайте холодильник и морозильную камеру чаще. Запол-
ненный льдом агрегат потребляет больше энергии. Уезжая в отпуск,
отключайте холодильник
● Охладите до комнатной температуры горячие продукты, прежде
чем поставить их в морозильную камеру
● Не включайте плиту заранее, и, готовя на электроплите, исполь-
зуйте остаточное тепло — выключайте конфорку за некоторое время
до окончания приготовления пищи
● Используйте равные по диаметру кастрюли и конфорки
● Если у вас есть кондиционер, то плотно закрывайте окна и двери
комнаты, в которой он установлен
● Закрывайте сковороду и кастрюлю крышкой во время готовки.
Обзаведитесь толстостенной посудой, тогда свежеприготовленное
блюдо сможет «дойти» уже на выключенной плите, поглощая нако-
пленное тепло
● Как можно дольше используйте естественное освещение, чтобы
меньше платить за искусственное. Шире раскрывайте шторы на день,
тогда больше света попадет в вашу комнату сквозь окно, а на ночь
зашторивайте, чтобы через это же окно не утекало тепло
● При покупке электроприборов обращайте внимание на их класс
энергоэффективности. Наиболее экономичными являются электро-
приборы класса «А»
● Используйте люстру с раздельным выключателем для разных групп
ламп. Не придётся включать все лампы, а можно будет обойтись и
половиной из них
● Пользуйтесь, когда это возможно, локальными маломощными ис-
точниками света — бра, торшером, настольной лампой
● Соблюдайте чистоту. Во время генеральной уборки протирайте
лампы и плафоны, чаще мойте окна и батареи
● Максимально загружайте барабан стиральной машины при стирке.
Уменьшится количество стирок а, следовательно, и количество на-
греваний воды. Устанавливайте более низкую температуру на тер-
морегуляторе
● Выключайте из розетки «лишние» электроприборы — зарядные ус-
тройства, DVD-плееры и телевизоры. Включайте их только по мере
необходимости. Оставаясь в режиме «ожидания», они тоже расхо-
дуют энергию
● Постепенно избавляйтесь от старой аппаратуры. Чем современнее
техника, тем экономнее она расходует энергию. Например, холодиль-
ник, выпущенный 15-20 лет назад, потребляет в 2 раза больше энер-
гии, чем его современный аналог
● Выключение неиспользуемых приборов из сети (например, теле-
визор, видеомагнитофон, музыкальный центр) позволит снизить по-
требление электроэнергии в среднем до 100 кВт*ч в год и сэконо-
мить до 500 руб.
● Зарядное устройство для мобильного телефона, оставленное вклю-
ченным в розетку нагревается, даже если там нет телефона. Это про-
исходит потому, что устройство все равно потребляет электричество.
95% энергии используется впустую, когда зарядное устройство под-
ключено к розетке постоянно.
Первая составляющая: стоимость производства электроэнергии (мощности)
Именно эта составляющая в тарифе определяется рыночным путем, т.е. зависит от спроса и предложения на рынке электроэнергии. Упрощенно схема работы следующая: в соответствие с реформой в каждом регионе РФ находится несколько генерирующих компаний, которые в процессе торгов борятся за объемы электроэнергии, которые необходимо произвести по заявкам от крупных потребителей, постепенно снижая стоимость своих предложений. Таким образом, победившая компания производит электроэнергию под конкретную заявку, например, под гарантирующего поставщика и эта составляющая стоимости затем транслируется в тариф.
Следует отметить, что кроме рынка электроэнергии, также есть рынок мощности. Если провести аналогию с другим энергоресурсом — водой, то электроэнергия — это вода, а мощность — это ее напор. Т.е. в тарифе содержится составляющая на оплату производства электроэнергию, а также составляющая на обеспечение соответствующей мощности.
Итого: стоимость производства электроэнергии (мощности) — это значение, которое изменяется ежемесячно, либо ежесячно в зависимости от выбранного тарифного плана на электроэнергию (ценовой категории). В среднем плавно растет на 6-8% в год.
Факторы влияющие на цену и тарифы электроэнергии и мощности
Для того чтобы понять насколько сильно вырастут цены на электроэнергию и мощность необходимо разобрать какие факторы оказывают влияние на них. Для этого необходимо детально разобрать каждую составляющую цены и посмотреть, как она формируется и как меняется, ведь это могут быть как цены, которые формируется на рынке, в зависимости от спроса и предложения (цена электроэнергии), так и тарифы, устанавливаемые государством (тариф на передачу, сбытовые надбавки).
В конечной цене на электроэнергию можно выделить 4 основные составляющие:
- Цена электроэнергии
- Цена мощности, покупаемой на рынке
- Тариф на передачу
- Сбытовые надбавки
Первые 3 показателя формируют цену на 95-98% и последняя на 2-5%. Итак, что же влияет на каждую составляющую и как нам определить, куда и с какой скоростью пойдет цена? Начнем анализировать с цены электроэнергии.
Цена электроэнергии и факторы, влияющие на ее рост
Мы разберем как формируются конечные цены и что может повлиять на рост или снижение цены на торгах.
Как известно ценообразование на рынке на сутки вперед (РСВ) маржинальное, что значит цена поставки для потребителей формируется по самому дорогому генератору, подающему свою заявку. Каждый генератор подает ту или иную ценовую заявку исходя из затрат топлива на генерацию 1 МВт*ч электроэнергии. Следовательно, самым первым фактором влияющем на цену будут расходы генераторов на топливо для выработки электроэнергии. Основными типами станций в России являются ГЭС, АЭС и ТЭЦ, но при этом особенностью рынка является то что ГЭС и АЭС подают ценопринимающие заявки (т.е. нулевую цену) и, следовательно, никак не влияют на формирование конечной цены на электроэнергию (за исключением объема, но это будет разобрано дальше). Таким образом максимальное влияние на формирование конечной (замыкающей) цены оказывают ТЭЦ, при этом основным топливом на них являются: газ, уголь, мазут (в основном резервное), торф (слабо распространено). В европейской части России станции на 80% работают на газе и около 20% на угле (остальные виды топлива не имеют высокой значимости поэтому могут быть исключены из анализа), в Сибири и на Дальнем Востоке ситуация обратная, там 80% ТЭЦ работают на угле и лишь около 20% на газе. Исходя из всего вышеперечисленного основное внимание при прогнозе цены на электроэнергию стоит обратить на цены газа и угля, их рост или падение так или иначе будет напрямую влиять на конечную цену электроэнергии.
Следующим показателем, который имеет также немаловажное значение является Коэффициент полезного действия (КПД) электростанции. Чем он выше, тем соответственно более эффективно сжигаемое топливо превращается в электроэнергию. Сам КПД по большей части зависит от того насколько качественное оборудование стоит на станции. Новые станции, созданные по новым технологиям, имеют более высокий КПД чем станции, построенные 30-40 лет назад. Следовательно, ввод новой генерации тормозит рост цен на электроэнергию. Эта тенденция особенно заметна в последние годы при вводе новой генерации. При том что цены на газ за 2011-2014 годы выросли в среднем на 50%, цены на электроэнергию (торгуемую на РСВ) выросли на 22%.
Еще одним важным фактором, влияющим на цену электроэнергии, является баланс спроса и предложения. Так как ценообразование происходит по самой дорогой цене то чем выше спрос, тем до более высокой ступеньки может достать точка пересечения кривых спроса и предложения. Данное утверждение очень хорошо иллюстрирует конец 2008 года и 2009 год во время резкого падения промышленного производства в связи с кризисом. Цены на электроэнергию по 1 ценовой зоне упали на 7% (в среднем 2009 по отношению к 2008), а по второй ценовой зоне на 15%, при том что тарифы на газ выросли на 5%. Таким образом снижение потребления промышленностью или рост предложения электроэнергии оказывают немаловажное влияние на формирование цен.
Цена мощности и факторы, влияющие на ее рост.
С точки зрения ценообразования, мощность, покупаемая на рынке, сложнее как в понимании факторов, так и в их взаимодействии.
По сути на данный момент существует 3 вида цен из которых формируется одна окончательная цена:
- Мощность, отобранная на коммерческом отборе мощности (КОМ)
- Мощность, поставляемая по тарифам (вынужденная генерация)
- Мощность, поставляемая на рынок по договорам о предоставлении мощности (ДПМ)
Данные процедуры более подробно описаны в этой статье
, а мы остановимся на факторах, влияющих на цену мощности.
Коммерческий отбор мощности по сути самая конкурентная процедура из 3-х. Несмотря на то, что на данный момент во многих зонах свободного перетока существует основной поставщик, контроль со стороны ФАС и сама методика отбора заставляют компании конкурировать между собой. Например, по итогам КОМ на 2015 год была сформирована цена, которая оказалась на 30% ниже цены 2014 года. Таким образом, эта составляющая уже внесет свой вклад снижением цены части мощности. В дальнейшем планируется перейти от отборов по ЗСП к отборам по всей ценовой зоне, и тогда конкуренция между генераторами станет еще больше.
Тарифы на мощность устанавливаются для генераторов которых признали необходимыми для работы на рынке (системообразующие генераторы вывод которых из эксплуатации невозможен по технологическим причинам). Данный тариф всегда выше цены КОМ. При этом не вся генерация может получить тариф, а лишь та, которая будет одобрена Минэнерго и Системным Оператором (СО). Чем больше будет введено генерации, тем больше ее не пройдет КОМ, при этом вынужденной генерации скорей всего от года к году будет отбираться примерно одинаковое количество, что позволяет предположить, что в среднем по ценовым зона рост данной составляющей будет находиться в пределах инфляции.
Во время реформы РАО ЕЭС была сформирована модель, по которой вся генерация продавалась с обязательствами по вводу новых станций или блоков, данные договора получили название “договора о предоставлении мощности” (ДПМ). Суть ДПМ заключается в том, что государство гарантирует оплату и рентабельность по этим проектам на определенном уровне что было зафиксировано в документах, которые были подписаны между покупателями и продавцами на рынке. Так как строительство новой станции по определению дороже чем эксплуатация существующей (в большинстве случаев, если не брать изолированные или энергодефицитные регионы) то данная составляющая в цене мощности будет расти опережающими темпами и в 2015 году. Пик ввода ДПМ приходится на период 2014-2017 годов, дальше скорость ввода падет, и нагрузка на цену мощности также будет постепенно падать. Например, в 2021 году заканчивается оплата для первых станций введенных по ДПМ.
Тарифы на передачу и факторы, влияющие на его рост.
На первый взгляд кажется, что с тарифами все довольно просто: как скажут, так и установят, но при более углубленном анализе можно найти и другие факторы которые оказывают немаловажное влияние на данную составляющую цены электроэнергии.
Первая составляющая это инвестиционная программа, по которой сетевые компании должны строить линии, подстанции, обновлять текущее оборудование. Сетевое хозяйство в РФ долгое время не обновлялось, а эксплуатировалось то, что было построено еще при СССР, при этом рост в потребностях присоединения к сетям все это время рос, а оборудование использовалось на грани своих возможностей. Таким образом, во время реформирования энергетики для сетевых компаний были заложены очень амбициозные планы по вводу мощностей и обновлению фондов, при этом считалось, что потребление электроэнергии будет расти от года к году и тем самым заложенные программы не так критично повлияют на рост стоимости электроэнергии. Но тут вмешался кризис, в который объемы потребления резко упали, а программы были согласованы и не могли быстро отреагировать на снижение спроса, из-за этого получилась весьма неприятная ситуация, когда определенное фиксированное количество денег (для инвестиционной программы) было распределено на падающее (а не растущее как по плану) потребление электроэнергии. И таким образом мы получили очень высокий тариф на передачу, который еще больше усугубил ситуацию (для многих стало выгодно развивать собственную генерацию). Последнее время многие инвестиционные программы сетевых компаний пересматриваются и корректируются, поэтому при прогнозе изменения тарифа на электроэнергию необходимо обращать внимание на новости, связанные с изменением инвестиционных программ. Данная проблема характерна для стран всего мира, так как техническое перевооружение — это дорогостоящий процесс, но его необходимо проводить в энергетике раз в несколько десятков лет.
Другой немаловажный аспект, влияющий на установление тарифов это возможность создавать сетевые компании. Количество сетевых компаний с начала реформы увеличилось в несколько раз, при этом многие компании были созданы для снабжения одного предприятия, или просто для получения тарифа, но при этом никакой дополнительной пользы для комплекса в целом они не несли, но тариф МРСК за счет данных посредников продолжал увеличиваться. В 2015 году данная проблема получает частичное решение, так как котловые тарифы на 2015 год будут устанавливать уже без учета компаний, оказывающих услугу по передаче только одному предприятию, что должно если не снизить тариф, то как минимум взять на себя часть повышения тарифа на передачу.
Также важным параметром для понимания тарифов на передачу является объем потребленной электроэнергии, но в отличие от цены электроэнергии на РСВ снижение спроса ведет к росту тарифа. Данный казус объясняется следующим: расходы на ремонт и обслуживание сетевого хозяйства величина постоянная (невозможно провести работы на ЛЭП на 80%, так как вырастет вероятность аварии) и если эту постоянную величину делить на падающий объем, то тариф будет расти. Поэтому необходимо учитывать, растет или падает потребление электроэнергии в регионе, для которого будет установлен тариф на передачу.
Последним, но не самым маленьким критерием является так называемое перекрестное субсидирование, это когда расходы на транспортировку электроэнергии для населения частично перекладывают в счета, выставляемые промышленным предприятиям. Проблема перекрестки довольно существенна для многих регионов РФ, но на данный момент никакого решения по данной проблеме не принято. Была попытка частично начать уменьшение этой составляющей, но на данный момент все остается как есть. В дальнейшем исключение этой составляющей цены необходимо исключить, так как население и так платит ее, просто не в составе цены электроэнергии, а в составе продукции произведенной промышленностью, но лишнее движение этих денег и непрозрачность ценообразования ведут к значительным потерям для экономики.
Сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков и факторы, влияющие на их рост.
Последний этап реформы принес изменения в установление сбытовых надбавок. С 1 января 2013 года сбытовые надбавки устанавливаются в виде процента от оптовой цены электроэнергии и мощности. При этом существует 4 вида максимальной мощности, и для каждого вида устанавливается своя сбытовая надбавка.
Самый главный показатель, который влияет на величину сбытовых надбавок это необходимая валовая выручка (НВВ) гарантирующего поставщика. НВВ сумма денег необходимая для функционирования ГП в течении года и выполнения им всех своих обязанностей. Следовательно, данная величина зависит исключительно от расходов сбытовой компании. Самые большие статьи расходов — это зарплатный фонд, проценты по кредитам на кассовый разрыв, расходы на аренду помещения и иные расходы (бумага, телефоны и т.д.), поэтому исходя из экономической ситуации в стране можно приблизительно спрогнозировать как изменится НВВ поставщика.
Другим показателем, который оказывает влияние на сбытовую надбавку, является конкуренция за потребителей. Так как предприятия с максимальной мощностью свыше 670 кВт могут стать субъектом оптового рынка или перейти на обслуживание к другой энергосбытовой компании, то гарантирующий поставщик заинтересован в максимально низкой сбытовой надбавке для данной категории потребителей, при этом учитывая, что НВВ ему собирать необходимо, гарантирующий поставщик будет стараться переложить все затраты на предприятия с максимальной мощностью до 670 кВт, так как они могут получать электроэнергию только от него. Таким образом с момента введения данной нормы, резко выросли расходы на сбытовую надбавку компаний с максимальной мощностью до 670 кВт. Ограничителем по данному процессу может стать РЭК или введение возможности таким компаниям менять поставщика электроэнергии.
Последний показатель, который мы рассмотрим в данном разделе, это изменение оптовых цен, от которых собственно и рассчитывается надбавка. В первых 2 разделах мы подробно разобрали, как и что влияет на цену электроэнергии и мощности на оптовом рынке, следовательно, проанализировав их мы можем также понять на сколько больше или меньше придется заплатить своему гарантирующему поставщику.
Вторая составляющая: котловой тариф на передачу электроэнергии (м)
Эта составляющая тарифа регулируется государственными органами (РЭК, ФСТ, комитет по тарифам). Котловой тариф утверждается в конце каждого года на два полугодия вперед. При этом во втором полугодии тариф, как правило, вырастает на 2-4% по отношению к первому полугодию.
Котловой тариф применяется в тарифе в зависимости от уровня напражения к электросети потребителя. Например, котловой тариф на уровне напряжения СН-2 (20-1 кВ) будет ниже, чем тариф на уровне напряжения НН (0,4 кВ). Это объясняется тем, что подключившись на уровне СН-2 потребителю потребуется самостоятельно построить подстанцию, которая будет понижать уровень напряжения до с 1 кВ до рабочего напряжения оборудования — 0,4 кВ, а также ее обслуживать. Подключение потребителя к сети по уровню напряжения НН (0,4 кВ) означает, что подстанция уже построена сетевой компанией, однако тариф на это уровне напряжения будет самым высоким, т.к. сетевая компания будет обеспечивать транспорт электроэнергии от электростанции до потребителя, постепенно понижая его до рабочего напряжения и соотвественно будет нести расходы на содержание сети.
Итого: стоимость передачи электроэнергии (м) — котловой тариф на электроэнергию фиксируется на два полугодия, в среднем вырастает на 2-4% во втором полугодии относительно первого и зависит от уровня напряжения, по которому потребитель подключился к сети. Чем выше напряжение в точке подключения, тем ниже тариф на передачу.
Из чего складывается стоимость электричества?
Тариф на электроэнергию складывается из четырех частей. Первая – около 35% составляет покупка мощности. Это стоимость объема электроэнергии, приобретенного у оптовых поставщиков, то есть у компаний, которые вырабатывают электричество. Это связано с мощностью электростанций, эффективностью и пропускной способностью линий. Цены определяются на электронных торгах, которые устраивает АО «АТС».
Второе – порядка 60% – это передача электроэнергии, цена доставки электроэнергии от электростанции в наши дома и квартиры. Сюда включен расход на линии электропередач, трансформаторные подстанции, распределительные пункты, кабели и всё то, что необходимо для доставки электричества.
Стоимость рассчитывается региональными энергетическими комиссиями исходя из мощности и тарифов, установленных Федеральной антимономольной службой (ФАС) для каждого региона в пределах минимального и максимального значения.
Третье – около 5% добавляют компании, заключающие договор на приобретение электроэнергии на оптовом рынке и продажу её нам – потребителям. В надбавку входит содержание офиса, заработная плата работников и так далее. Размер этой надбавки устанавливается региональной комиссией.
Четвертое – примерно 1% – это прочие услуги, включенные в процесс поставки электричества. Сюда входит оплата работы координаторов и наблюдателей, организаций, работающих на рынке электроэнергии, управляющих единой энергетической системой России. Эта цена также устанавливается ФАС.
На тариф влияет и перекрестное субсидирование. Это когда одни платят меньше, а другие больше. Например, жители сёл и те, у кого дома нет газа, а только электроплиты, оплачивают электричество по сниженной цене, их тариф умножается на 0,7, а для других, например, для малого и среднего бизнеса цены устанавливаются чуть выше экономически обоснованного тарифа, и в результате получается, что одни оплачивают часть электроэнергии других.
Также существует территориальное субсидирование, это когда одни регионы, которые менее богаты, платят меньше, а другие, более успешные, – больше.
В качестве основы для расчета тарифов используются объем энергии и величина мощности, но ФАС учитывает те цифры, которые подают региональные энергетические комиссии или региональные комитеты по ценам и тарифам внутри установленных диапазонов.
В итоговые цифры уже входят и содержание электрического хозяйства, и цена услуг по передаче электроэнергии, и стоимость потерь при ее передаче.
Получается так, что какие цифры подают региональные поставщики, те ФАС и учитывает при расчете тарифов. Итоги получаются очень разными. Например, на второе полугодие 2021 года ФАС установила минимальный уровень тарифа для Москвы 524 копейки за киловатт-час, а в Оренбургской области – 299 копеек. Вот такая разница.
Сообщается, что такая стоимость обоснована экономически, нам же остается только поверить.
Третья составляющая: сбытовая надбавка гарантирующего поставщика
Сбытовая надбавка аналогичным образом регулируется государственными органами на два полугодия. Значение сбытовой также в среднем вырастает на 2-4% во втором полугодии относительно первого, а вот ее значение зависит от максимальной мощности предприятия (объекта предприятия). Всего есть три уровня по максимальной мощности: до 670 кВт, от 670 кВт до 10 МВт и свыше 10 МВт. Чем выше мощность предприятия, тем ниже значение сбытовой надбавки.
Итого: сбытовая надбавка фиксируется на два полугодия, в среднем вырастает на 2-4% во втором полугодии относительно первого и зависит от максимальной мощности предприятия. Чем выше максимальная мощность предприятия, тем ниже сбытовая надбавка.
Единый контактный центр 8 (800) 550-7004
- Тарифы
- Нерегулируемые цены фактические
Архив тарифов
- АЛТАЙСКИЙ КРАЙ Тарифы для населения Решение № 504 от 18.12.2020 г.
- Решение № 556 от 29.12.2020 г.
- АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Приказ № 133-пр/э от 11.12.2020 г.
- Приказ № 180-пр/э от 25.12.2020 г.
- Приказ № 179-пр/э от 25.12.2020 г.
- АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Постановление № 66-э/1 от 10.12.2020
- Постановление № 75-э/7 от 30.12.2020 г.
- Постановление № 75-э/3 от 30.12.2020 г.
- АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Постановление № 130 от 16.12.2020
- Постановление № 171 от 28.12.2020
- Постановление № 172 от 30.12.2020
- БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Приказ № 29/4 от 18.12.2020
- Приказ № 30/9 от 30.12.2020 г.
- БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Приказ № 33/1-э от 24.12.2020
- Приказ № 34/8-э от 25.12.2020 г.
- ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Постановление № 41/283 от 08.12.2020
- Постановление № 41/284 от 08.12.2020
- Постановление № 47/506 от 30.12.2020
- ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Приказ № 48/1 от 18.12.2020
- Приказ № 49/2 от 25.12.2020
- Приказ № 49/19 от 25.12.2020
- ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Приказ № 726-р от 23.12.2020
- Приказ № 739-р от 28.12.2020
- ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Приказ № 57/60 от 17.12.2020
- Приказ № 62/3 от 29.12.2020
- ЕВРЕЙСКАЯ АО Тарифы для населения Приказ № 45/1-П от 24.12.2020 г.
- Приказ № 47/7-П от 28.12.2020 г.
- Приказ № 46/3-П от 25.12.2020 г.
- ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ Тарифы для населения Приказ № 568-НПА от 15.12.2020 г.
- Приказ № 5-НПА от 22.12.2021 г.
- Приказ № 634-НПА от 29.12.2020 г.
- ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Постановление № 70-э/1 от 14.12.2020 г.
- Постановление № 78-э/4 от 30.12.2020 г.
- ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Приказ № 483-спр от 25.12.2020 г.
- Приказ № 485-спр от 25.12.2020 г.
- Приказ № 488-спр от 25.12.2020 г.
- КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА Тарифы для населения Приказ № 95 от 29.12.2020 г.
- Приказ № 100 от 29.12.2020 г.
- КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Приказ № 122-01э/20 от 15.12.2020 г.
- Приказ № 138-02э/20 от 30.12.2020 г.
- Приказ № 137-07э/20 от 30.12.2020 г.
- КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Приказ № 318-РК от 07.12.2020 г.
- Приказ № 537-РК от 30.12.2020 г.
- КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Постановление № 817 от 29.12.2020 г.
- Постановление № 845 от 31.12.2020 г.
- КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Решение № 42/2-ээ-2021 от 22.12.2020 г.
- Решение № 43/7-ээ-2021 от 29.12.2020 г.
- Решение № 44/6-ээ-2021 от 30.12.2020 г.
- КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Постановление № 20/498 от 25.12.2020 г.
- Постановление № 20/500 от 25.12.2020 г.
- Постановление № 20/503 от 25.12.2020 г.
- КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ Тарифы для населения Приказ № 41/2020-э от 11.12.2020 г.
- Приказ № 51/2020-э от 29.12.2020 г.
- КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Постановление № 55-1 от 18.12.2020 г.
- Постановление № 57-1 от 23.12.2020 г.
- КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Постановление № 76 от 25.12.2020 г.
- Постановление № 90 от 25.12.2020 г.
- ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Приказ № 478-п от 18.12.2020 г.
- Приказ № 674-п от 30.12.2020 г.
- Приказ № 665-п от 30.12.2020 г.
- ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Постановление № 38/1 от 07.12.2020 г.
- Постановление № 51/3 от 29.12.2020 г.
- МОСКВА Тарифы для населения Приказ № 359-ТР от 18.12.2020 г.
- Приказ № 427-ТР от 28.12.2020 г.
- МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Распоряжение № 256-Р от 16.12.2020 г.
- Распоряжение № 257-Р от 16.12.2020 г.
- Распоряжение № 299-Р от 18.12.2020 г.
- МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Постановление № 52/2 от 10.12.2020 г.
- Постановление № 59/5 от 25.12.2020 г.
- Постановление № 61/6 от 30.12.2020 г.
- НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Решение № 54/1 от 18.12.2020 г.
- Решение № 57/3 от 28.12.2020 г.
- Решение № 56/3 от 25.12.2020 г.
- НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Постановление № 62 от 25.11.2020 г.
- Постановление № 83/4 от 29.12.2020 г.
- НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Приказ № 539-ЭЭ от 17.12.2020 г.
- Приказ № 664-ЭЭ от 29.12.2020 г.
- ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Приказ № 463/86 от 15.12.2020 г.
- Приказ № 7/5 от 21.01.2021 г.
- Приказ № 589/93 от 29.12.2020 г.
- ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Приказ № 269-э/э от 17.12.2020 г.
- Приказ № 290-э/э от 28.12.2020 г.
- Приказ № 293-э/э от 28.12.2020 г.
- ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Приказ № 538-т от 25.12.2020 г.
- Приказ № 541-т от 25.12.2020 г.
- ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Приказ № 208 от 25.12.2020 г.
- Приказ № 221 от 30.12.2020 г.
- ПЕРМСКИЙ КРАЙ Тарифы для населения Постановление № 30-э от 18.12.2020 г.
- Постановление № 50-э от 30.12.2020 г.
- ПРИМОРСКИЙ КРАЙ Тарифы для населения Постановление № 67/2 от 23.12.2020 г.
- Постановление № 69/25 от 25.12.2020 г.
- Постановление № 69/1 от 25.12.2020 г.
- ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Приказ № 148-э от 23.11.2020 г.
- Приказ № 294-э от 28.12.2020 г.
- РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ Тарифы для населения Приказ № 39/20 от 11.12.2020 г.
- Приказ № 47/1 от 30.12.2020 г.
- РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН Тарифы для населения Постановление № 390 от 23.11.2020 г.
- Постановление № 802 от 29.12.2020 г.
- РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ Тарифы для населения Приказ № 1/12 от 15.12.2020 г.
- Приказ № 1/23 от 25.12.2020 г.
- РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН Тарифы для населения Постановление № 83 от 21.12.2020 г.
- Постановление № 87 от 28.12.2020 г.
- РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ Тарифы для населения Постановление № 160 от 11.12.2020 г.
- Постановление № 202 от 30.12.2020 г.
- Постановление № 196 от 28.12.2020 г.
- Постановление № 197 от 29.12.2020 г.
- РЕСПУБЛИКА КОМИ Тарифы для населения Приказ № 8/2 от 08.12.2020 г.
- Приказ № 19/16 от 29.12.2020 г.
- Приказ № 19/2 от 29.12.2020 г.
- РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ Тарифы для населения Приказ № 62т от 09.12.2020 г.
- Приказ № 187т от 28.12.2020 г.
- РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ Тарифы для населения Приказ № 253 от 22.12.2020 г.
- Приказ № 254 от 22.12.2020 г.
- Приказ № 258 от 25.12.2020 г.
- РЕСПУБЛИКА САХА (Якутия) Тарифы для населения Постановление № 360 от 30.12.2020 г.
- Постановление № 357 от 30.12.2020 г.
- РЕСПУБЛИКА СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ Тарифы для населения Постановление № 37 от 18.12.2020 г.
- Постановление № 68 от 30.12.2020 г.
- РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН Тарифы для населения Постановление № 540-24/э-2020 от 17.12.2020 г.
- Постановление № 565-26/э-2020 от 17.12.2020 г.
- РЕСПУБЛИКА УДМУРТИЯ Тарифы для населения Приказ № 27/2 от 15.12.2020 г.
- Приказ № 29/2 от 30.12.2020 г.
- РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ Тарифы для населения Приказ № 5-э от 17.12.2020 г.
- Приказ № 6-э от 29.12.2020 г.
- Приказ № 9-э от 30.12.2020 г.
- РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Постановление № 60/24 от 29.12.2020 г.
- Постановление № 60/23 от 29.12.2020 г.
- РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Постановление № 276 от 15.12.2020 г.
- Постановление № 376 от 22.12.2020 г.
- САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Приказ № 666 от 10.12.2020 г.
- Приказ № 884 от 28.12.2020 г.
- САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Тарифы для населения Распоряжение № 244-р от 16.12.2020 г.
- Распоряжение № 289-р от 29.12.2020 г.
- Распоряжение № 287-р от 29.12.2020 г.
- САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Постановление № 35/51 от 18.12.2020 г.
- Постановление № 37/10 от 29.12.2020 г.
- Постановление № 36/9 от 25.12.2020 г.
- СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Постановление № 263-ПК от 28.12.2020 г.
- Постановление № 276-ПК от 30.12.2020 г.
- СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Постановление № 255 от 18.12.2020 г.
- Постановление № 331 от 29.12.2020 г.
- СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ Тарифы для населения Постановление № 81/1 от 28.12.2020 г.
- Постановление № 81/3 от 28.12.2020 г.
- ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Приказ № 168-э от 16.12.2020 г.
- Приказ № 190-э от 28.12.2020 г.
- ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Приказ № 495-нп от 30.12.2020 г.
- Приказ № 30-нп от 29.01.2021 г.
- Приказ № 503-нп от 30.12.2020 г.
- ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Приказ № 6-666 от 24.12.2020 г.
- Приказ № 6-679 от 28.12.2020 г.
- ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Постановление № 37/2 от 17.12.2020 г.
- Постановление № 38/6 от 24.12.2020 г.
- ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Распоряжение № 25 от 07.12.2020 г.
- Распоряжение № 30 от 30.12.2020 г.
- УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Приказ № 345-П от 18.12.2020 г.
- Приказ № 367-П от 30.12.2020 г.
- ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ Тарифы для населения Постановление № 41/1 от 18.12.2020 г.
- Постановление № 44/29 от 29.12.2020 г.
- Постановление № 44/20 от 29.12.2020 г.
- Постановление № 44/6 от 29.12.2020 г.
- ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Постановление № 61/55 от 11.12.2020 г.
- Постановление № 69/8 от 29.12.2020 г.
- ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА Тарифы для населения Постановление № 69-24/э от 10.12.2020 г.
- Постановление № 94-28/э от 28.12.2020 г.
- ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ Тарифы для населения Приказ № 295-э/э от 17.12.2020 г.
- Приказ № 455-ээ/сбн от 28.12.2020 г.
- Приказ № 463-п/ээ от 29.12.2020 г.
Плата за иные услуги оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям
- Инфраструктурные платежи за 2021 год
- Приказ АТС 2021
Плата ЦФР 2021
Приказ ОДУ 2021
- Тарифы на передачу электроэнергии (мощности) по сетям ЕНЭС
- Нормативы потерь на 2021 год Приказ Минэнерго №1051 от 27.11.2020 г.
Тарифы ФСК на 2021 год от 14.12.20 г.
- Предельные уровни тарифов на услуги по передаче
- Приказ 1162/20 от 26.11.20
Формой предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является денежная выплата получателю льгот.
Указанная денежная выплата предоставляется путем перечисления органами социальной защиты населения денежных средств на счета граждан, имеющих право на меру социальной поддержки, в то время как оплата коммунальных услуг должна производиться гражданами ресурсоснабжающей организации (ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ»), в полном объеме.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в форме ежемесячных денежных компенсаций. Перечень категорий населения, имеющих право на компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг, а также порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан определен в региональных и федеральных законодательных документах.
Подробную информацию о представленных льготах можно получить в личном кабинете на сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства на главной странице в разделе «Льготы и субсидии».