Раздел I. Общие положения. Глава 4. Переустройство и перепланировка жилого помещения (ст. 25-29)

Понятие переустройства и перепланировки жилого помещения

Определения переустройства и перепланировки жилого помещения закреплены в ст. 25 Российского Жилищного кодекса. Под переустройством подразумевается перенос, установка или произведение замены инженерных сетей, всевозможного оборудования, в том числе электро- или санитарно-технического, если они должны быть внесены в технический паспорт.

Что подразумевается под перепланировкой и в чем ее отличие от переустройства? Данное понятие также закреплено в ст. 25 ЖК РФ и означает модификацию конфигурации помещения, о чем должны быть внесены соответствующие коррективы в техпаспорт.

Последствия самовольного проведения переустройства или перепланировки могут возникнуть, если в соответствующий орган поступила жалоба от соседей или родственников. А также при желании человека продать или подарить свою собственность.

§ 7.1. Понятие и виды переустройства и перепланировки

Условия и порядок переустройства и перепланировки жилых помещений установлены ст. 26 — 28 Жилищного кодекса РФ (см. комментарии к указанным статьям). Акты субъектов Российской Федерации, определяющие условия и порядок переустройства и перепланировки жилых помещений, утратили силу с 1 марта 2005 г (с момента введения в действие ЖК РФ). В частности, признан утратившим силу Закон г. Москвы от 29 сентября 1999 г. № 37 “О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы”. Согласно ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения — это установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Переустройство (переоборудование) жилых помещений может включать в себя: — установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, — перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, — устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, “джакузи”, стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения. Перепланировка жилого помещения — это изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка проводится с сохранением функционального назначения помещений, переоборудование проводится для приспособления помещений к новому функциональному назначению, реконструктивные работы, в том числе выполняемые в комплексе с работами по перепланировке и переоборудованию помещений, предусматривают частичные изменения в несущих конструкциях и (или) в архитектурном облике здания. При этом не допускаются мероприятия и способы их реализации, нарушающие требования строительных, санитарно-гигиенических, экологических и эксплуатационно-технических нормативных документов, действующих для жилых зданий Не допускаются мероприятия, влияющие на архитектурный облик жилых домов (устройство балконов, козырьков, эркеров, превращение в эркеры существующих лоджий и балконов, устройство мансардных помещений и т.п.) и подлежащие оформлению и реализации в порядке, установленном для реконструкции жилых домов. Перепланировка жилых помещений может включать в себя: — перенос и разборку перегородок; — перенос и устройство дверных проемов; — разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир; — устройство дополнительных кухонь и санузлов; — расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений; — ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения; — устройство или переоборудование существующих тамбуров. Согласно п. 3.7.4. Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 переоборудование и перепланировка жилых и подсобных помещений в квартирах многоквартирных домов могут осуществляться в целях повышения уровня благоустройства и комфортности проживания. Порядок и условия проведения переустройства и перепланировки согласно ч. 1 ст. 26 ЖК РФ определяются актами органов государственной власти РФ, в связи с чем с 1 марта 2005 г. акты субъектов РФ в этой части утрачивают свою силу. Ранее вопросы переустройства и перепланировки жилого помещения регулировались ст. 84 ЖК РСФСР, в соответствии с которой переустройство, перепланировка жилого помещения и подсобных помещений могли производиться только в целях повышения благоустройства квартиры и лишь с согласия нанимателя, совершеннолетних членов его семьи и наймодателя и с разрешения исполнительного комитета местного Совета народных депутатов. Согласно п. 1.6 Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2002 г. № 170 “Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда” собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок. Субъекты РФ устанавливают свои правила, касающиеся переустройства и перепланировки жилых помещений. В соответствии со ст. 6 Закона г. Москвы от 29 сентября 1999 г. № 37 “О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы” разрешения на переустройство жилых помещений (кроме случаев, отнесенных к ведению префектов административных округов) выдаются главами районных Управ по заключениям межведомственных комиссий районов. Срок действия конкретного разрешения устанавливается на основании заключения такой комиссии. Разрешения на переустройство нежилых помещений в жилых домах, приспособление переданных в установленном порядке жилых помещений для использования в нежилых целях, а также на сложные случаи переустройства жилых помещений (объединение нескольких квартир по горизонтали или вертикали и т.п.) выдаются префектами административных округов по представлениям межведомственных комиссий административных округов. Срок действия разрешения устанавливается на основании заключения межведомственной комиссии округа. Жалобы на решения, принятые на уровне районов и округов, рассматриваются Городской межведомственной комиссией Правительства Москвы. Решения районных Управ по вопросам переустройства помещений в жилых домах могут быть обжалованы в судебном порядке. При переустройстве помещений в жилых домах не допускаются мероприятия и способы их реализации, нарушающие требования строительных, санитарно-гигиенических и эксплуатационно-технических нормативных документов, действующих для жилых зданий. Не допускаются самовольные мероприятия, влияющие на архитектурный облик жилых домов (устройство балконов, козырьков, эркеров, превращение в эркеры существующих лоджий и балконов, устройство мансардных помещений и т.п.) и подлежащие оформлению и реализации в порядке, установленном для реконструкции жилых домов. Кроме того, не допускается: — переоборудование и перепланировка помещений, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, затрудняющие доступ к инженерным коммуникациям и отключающим устройствам; — перепланировка квартир, ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных жильцов дома или квартиры; — установка или переустройство перегородок, если в результате образуется комната без естественного освещения или без приборов отопления; — перепланировка, в результате которой образуется комната площадью менее 9 кв. м или шириной менее 2,25 м; — увеличение подсобной площади квартир за счет жилой; переоборудование и перепланировка при отсутствии согласия всех заинтересованных совершеннолетних жильцов квартиры и ее собственников; — переоборудование и перепланировка помещений, состоящих на учете штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, без разрешения начальника штаба; — переоборудование и перепланировка строений, предназначенных к сносу в ближайшие три года и включенных в соответствующие решения и распоряжения, если такое переоборудование не является необходимым для обеспечения безопасности проживания; — перепланировка смежных помещений без предварительного внесения поправок в паспорт домовладения на основании решения межведомственной комиссии. Ограничения на отдельные мероприятия по переустройству помещений в жилых домах типовых серий, обусловленные их конструктивными особенностями, устанавливаются Правительством Москвы. Согласно ч. 2 ст. 26 Закона г. Москвы от 11 марта 1998 г. № б “Основы жилищной политики города Москвы” переоборудование, переустройство, перепланировка, перевод в нежилой фонд, реконструкция жилища осуществляются в порядке и на условиях, установленных законодательством. Таким образом, этот Закон разделяет такие понятия, как переоборудование, переустройство и перепланировка. Однако согласно Закону г. Москвы от 29 сентября 1999 г. №37 “О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы” понятие “переустройство” включает в себя перепланировку помещений, их переоборудование или перестановку оборудования, устройство (заделку) проемов в стенах, перекрытиях и перегородках. Под переустройством помещения понимается проведение в нем мероприятий (работ), связанных с изменением месторасположения или размеров помещения, его состава и (или) функционального назначения, а также инженерного оборудования. В соответствии с распоряжением мэра Москвы от 11 апреля 2000 г. №378-РМ “О положении о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в городе Москве” проектная документация является обязательным условием для проведения работ по перепланировке помещений. В состав документации входит: 1) технический паспорт БТИ; 2) пояснительная записка (кроме жилых зданий) по архитектурно-планировочным, конструктивным, технологическим решениям, внутреннему инженерному оборудованию, охране окружающей среды (при необходимости), противопожарным мероприятиям; 3) генеральный план М 1:500 (кроме жилых зданий); 4) сводный план инженерных сетей (при необходимости); 5) план этажа М 1:100 (М 1:50) с указанием: — предполагаемых к сносу перегородок; — устанавливаемых перегородок; — мест пробития проемов во внутренних стенах. 6) план этажа М 1:100 (М 1:50) с переоборудованием внутренних инженерных коммуникаций (при необходимости); 7) план этажа М 1:100 (М 1:50) с размещением технологического оборудования (при необходимости); 8) строительный генеральный план (при устройстве стройплощадки); 9) чертежи узлов и деталей; 10) техническое заключение о состоянии объекта; 11) рабочие чертежи на проведение строительных и монтажных работ в соответствии с государственными стандартами СПДС (при необходимости). Основанием для оформления документации является обращение собственника (или управомоченного им лица), пользователя объекта или предписание органов власти, контроля и надзора. Например, если с заявлением обращается наниматель по договору социального найма, то он должен представить документ о предоставлении ему таких полномочий наймодателем. Такое полномочие может быть выражено путем дачи согласия на переустройство или перепланировку. Если жилое помещение принадлежит сособствен- никам на праве общей долевой собственности, то необходимо заявление всех сособственников либо один из сособственников вправе действовать по доверенности. Согласие супруга, если жилое помещение является общей совместной собственностью и зарегистрировано на имя другого супруга, презюмируется. От имени несовершеннолетних, недееспособных, ограниченных в дееспособности лиц выступают их законные представители. От имени юридических лиц и публичных образований выступают их органы на основании учредительных документов, доверенностей. Согласно ст. 12 Закона г. Москвы от 29 сентября 1999 г. №37 “О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы” контроль за соблюдением порядка оформления и проведения переустройства помещений в жилых домах осуществляют: — управляющие жилыми домами, — органы государственной жилищной инспекции, совместно с органами исполнительной власти, а также районными Управами. Управляющие жилыми домами вправе и обязаны: — проверять наличие установленных разрешений на переустройство помещений; — вести учет продолжительности производства работ (регистрацию дат их начала и окончания); — следить за соблюдением согласованных условий вывоза строительного мусора; — принимать не противоречащие закону меры для поддержания нормальных условий проживания и предупреждения ущерба жилому дому, его инженерному оборудованию, в случае необходимости обращаясь за содействием в органы государственного контроля. Должностные лица органов исполнительной власти, а также районных Управ и государственной жилищной инспекции в пределах своих полномочий вправе и обязаны: — требовать доступа в переустраиваемые помещения при проведении проверок, обращаться за содействием в правоохранительные органы; — обеспечивать рассмотрение обращений граждан и юридических лиц в связи с осуществляемыми работами (неправомерность осуществляемых мероприятий или их несоответствие выданным разрешениям, нарушение режимов производства работ, причинение ущерба смежным помещениям, конструкциям и инженерным системам жилых домов); — выдавать обязательные для исполнения предписания о приостановлении (прекращении) работ, осуществляемых без разрешительных документов, с отступлением от проектной документации или с привлечением исполнителей, не имеющих лицензий, а также применять к нарушителям меры экономического и административного воздействия в соответствии с законодательством; — осматривать с согласия собственника помещения в согласованные с ним сроки и в присутствии его представителя переустраиваемые помещения, предупредив о дате такого осмотра арендатора или нанимателя помещения не позднее чем за неделю до даты осмотра. Если собственник помещения в течение месяца не согласовал дату осмотра, уполномоченные органы городской администрации или местного самоуправления вправе обратиться в суд с исковым требованием о принудительном осмотре помещения, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно было переустроено или переустраивается. Что касается ответственности, то в отношении самовольного переустройства и перепланировки действует гражданское законодательство о самовольной постройке. Согласно ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности и не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме одного исключения. Согласно ч. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку. Помимо сноса предусмотрено и более мягкое наказание — штраф. Согласно ст. 7.21 КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ порча жилых домов, жилых помещений, их оборудования, самовольное переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда. Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 до 25 МРОТ.

Основания для переустройства или перепланировки

Каковы же основания для переустройства/перепланировки жилого помещения? Эти мероприятия следует проводить, следуя законодательным требованиям с обязательным одобрением со стороны соответствующих органов местного самоуправления. Основание для переоборудования – решение, принятое данными органами.

Кроме того, для проведения мероприятий по переоборудованию в орган, который выдает разрешение, собственником или его представителем подается перечень документов, среди которых:

  • заявление по строго определенной форме;
  • документация правоустанавливающего характера на жилое помещение (это могут быть как оригиналы, так и копии, заверенные нотариально);
  • проект переоборудования, который подготовлен и оформлен в установленном на законодательном уровне порядке;
  • техпаспорт помещения, которое планируется переустраивать;
  • согласие в письменном виде от каждого члена семьи нанимателя, занимающего соответствующее помещение на основании договора соцнайма;
  • заключение, выданное учреждением по охране архитектурных и исторических памятников и объектов культуры, о возможности проведения запланированных мероприятий, если помещение размещается в доме, который принадлежит к числу архитектурных или исторических памятников или является культурным достоянием.

Вышеперечисленные основания являются исчерпывающими, и другая документация не может быть запрошена органом, выдающим разрешение, на осуществление переоборудования.

Переустройство и перепланировку принято считать самовольными, если они проведены без наличия основания, которое предусмотрено ст. 26 ЖК РФ, а также, если были допущены отклонения от проекта, который был представлен для переоборудования.

Нормы законодательства

Основной нормативный документ, который регулирует такие вопросы, как переустройство (перепланировка) жилых помещений, – Жилищный кодекс. Он базируется на таких основных постулатах:

  • обеспечение достойных условий для проживания граждан, должного уровня безопасности, а также неприкосновенности права собственности;
  • обеспечение безоговорочного соблюдения жилищного законодательства;
  • равенство всех участников жилищных отношений, которые связаны с собственностью, распоряжением, а также прочими категориями;
  • восстановление жилищных прав, которые были нарушены третьими лицами;
  • обеспечение сохранности жилого фонда;
  • контроль за целевым использованием помещений.

Каждый ответственный владелец жилого помещения, прежде чем приступать к перепланировке, должен ознакомиться с данным документом, чтобы определить необходимость получения разрешения на те или иные виды работ.

Допустимые мероприятия по переустройству

В соответствии с Постановлением Госстроя РФ №170 от 27.09.2003 г., которым были утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, под переустройством понимается:

  • смена расположения газовых и сантехнических нагревательных элементов;
  • замена кухонных очагов либо газовых плит на электроплиты бытового назначения;
  • обустройство новых санузлов или переустройство имеющихся;
  • прокладка новых или замена имеющихся трубопроводов, электросетей и оборудования для монтажа душевых кабинок, стиральных машинок, имеющих повышенную мощность, и прочих агрегатов, как сантехнических, так и бытовых, которые принадлежат к новейшему поколению техники.

Как узаконить через суд

Узаконить уже сделанную перепланировку можно в административном и судебном порядке.

Вначале необходимо обратиться с заявлением в органы местной администрации с просьбой признать изменения законными. В случае отказа следует обратиться с иском в суд.

Исковое заявление составляется в соответствии с действующими правилами, в противном случае оно не будет принято к рассмотрению.

К иску необходимо приложить пакет документации:

  • свидетельство о праве собственности на жилье (копия и оригинал);
  • старый и новый технические паспорта на квартиру (заказываются в БТИ);
  • планы квартир, расположенных этажом выше и ниже (можно взять в БТИ);
  • нотариальная доверенность на ведение дела, оформленная на имя адвоката.

Чтобы подтвердить соответствие выполненных работ действующим строительным и санитарным нормам необходимо подать ходатайство в суд с просьбой о проведении строительно-технической экспертизы.

Как оформить перепланировку квартиры после ремонта? Сколько стоит согласовать перепланировку квартиры? Узнайте тут.

Как узаконить сделанную перепланировку в квартире? Читайте далее.

Ответственность за незаконную перепланировку

Переустройство и перепланировка жилого помещения, на которые не было получено разрешение, принято считать незаконным. Ответственность за подобные действия определяется ст. 7.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая касается самовольного проведения переоборудования или перепланировки подобного помещения. Данной статьей предусмотрена ответственность административного характера за порчу помещения, которая может состоять как в непосредственной его порче, так и в порче находящегося в нем оборудования. Что понимается под порчей? Это доведение жилого помещения до состояния, которое делает его непригодным для проживания в нем людей. Под порчей оборудования имеется в виду приведение в негодность систем водо- и газоснабжения, отопительной системы и т.д.

Существует статья КоАП РФ (ст. 19.1), согласно которой действия могут квалифицироваться как самоуправство. Также ст. 7.22 предусматривает ответственность за переустройство, которое было проведено без одобрения владельца, если при этом существенно изменяются условия эксплуатации жилого помещения.

Уполномоченным органом, который разбирает совершение подобных правонарушений, является Жилищная инспекция. Рассмотрение поданной жалобы и принятие мер по ней происходит в течение месяца.

Допустимые мероприятия по перепланировке

Для проведения перепланировки выполняются следующие мероприятия:

  • разборка или перенесение перегородок;
  • укрупнение или наоборот разукрупнение помещений с большим числом комнат (их объединение или разграничение);
  • устройство новых или перенос имеющихся дверных проемов;
  • обустройство дополнительных ванных и кухонь;
  • разборка помещений подсобного характера, например, кладовок или гардеробных, для увеличения жилой площади;
  • устранение темных кухонь и проходов в них сквозь жилые помещения;
  • переоборудование тамбуров, имеющихся в помещениях.

Проведение перепланировок не допускается:

  • если наблюдается ухудшение условий проживания людей и эксплуатации самого дома, в том числе, если ограничивается доступ к инженерным коммуникация и любым отключающим приборам;
  • в доме, стоящем на учете штаба по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций;
  • в жилых помещениях, которые признаны непригодными для проживания;
  • если в результате полностью ликвидированы или уменьшены естественные вентиляционные каналы;
  • если на несущие конструкции увеличивается нагрузка.

Выводы

  • Самым распространенным действием, которое совершают владельца домов и квартир является ремонт. Переустройство и перепланировка изменяют технические и эксплуатационные параметры жилища, поэтому все изменения необходимо вносить в техпаспорт на недвижимость.
  • Реконструкция никак не влияет на технические параметры, указанные в техпаспорте, потому произведенные изменения не подразумевают получение нового документа. Работы по реконструкции направлены на повышение прочности сооружения и улучшение его внешнего вида.
  • Осуществление перепланировки предполагает подачу соответствующего заявления с приложенным к нему пакетом документации в уполномоченные органы. Решение выдается в течение 45 рабочих дней, оно бывает положительным и отрицательным.
  • Отказ может быть получен, если в результате работ ухудшатся условия проживания в соседних квартирах, ограничится доступ к коммуникациям. А также в случае расширения подсобных помещений, нарушения целостности несущих конструкций или при избыточной нагрузке на перекрытия.

Технический паспорт жилого помещения

Технический паспорт жилого помещения – это документ, в котором содержатся все данные помещения технического характера. Техпаспорт составляется во время проведения первичной инвентаризации, которая производится, когда новый дом сдается в эксплуатацию. За изготовление документа отвечает не застройщик, а владелец жилого помещения.

В техпаспорте содержится такая информация:

  • план жилого помещения поэтажно;
  • инвентаризационная стоимость помещения;
  • из каких материалов изготовлены стены;
  • основные характеристики перекрытий и фундамента;
  • когда было построено жилье;
  • сколько в помещении комнат;
  • его метраж и т.д.

Техпаспорт на жилое помещение необходим при совершении сделок по отчуждению помещения, для согласования переустройства или перепланировки, для выделения в долевой собственности доли в натуре, а также чтобы установить размер налога на жилое помещение. Кроме того, технический паспорт помещения понадобится и при оформлении наследства.

Почему важно узаконить перепланировку

Если не было получено разрешение на перепланировку квартиры, этот факт вскроется при проведении каких-либо сделок с ней, например, владелец захочет ее подарить или продать. Когда происходит переоформление собственнических прав, собственник среди прочих должен предоставить 2 документа:

  • техпаспорт помещения;
  • справку, выданную БТИ, в которой отображен план помещений: величина комнат, высота потолка, размещение стен.

При этом станет очевидно, что данные технического паспорта не совпадают с фактическими. Узаконить проведенную перепланировку можно исключительно в судебном порядке, если она не угрожает безопасности дома в целом.

Если же перепланировка представляет угрозу для безопасности всей конструкции, владельца обяжут заплатить штраф и предложат вернуть все в исходное состояние. При несоблюдении требований судом может быть принято одно из двух решений:

  • если речь идет о собственнике помещения, оно будет продано с публичных торгов, при этом владельцу будет выплачена полученная сумма за вычетом судебных расходов;
  • если перепланировка проведена нанимателем, с ним будет расторгнут договор. Привести помещение в исходное состояние обяжут его собственника.

Таким образом, незаконная перепланировка или переустройство жилого помещения могут иметь для собственника самые неприятные последствия, а потому проводить данные мероприятия лучше после получения разрешительной документации.

Автор статьи

Порядок согласования процедур в многоквартирном доме


Несмотря на различия, существующие между этими двумя видами изменений жилого помещения, в обоих случаях владельцу необходимо получить соответствующее разрешение. Причем сделать это нужно до начала ремонтных работ.
Каждому собственнику квартиры следует помнить, что проведение перепланировки или переустройства без разрешения контролирующего органа, в будущем может быть признано самовольным действием. В данном случае нарушителю придется заплатить штраф и вернуть квартиру в прежнее состояние. Порядок согласования перепланировки и переустройства описан в ст. 26 ЖК РФ.

Данная процедура включает следующие этапы:

  1. Подготовку заявления и сбор необходимых документов.
  2. Подачу полного пакета бумаг в территориальное отделение Государственной жилищной инспекции и получение расписки о приеме документов.
  3. Ожидание окончания процедуры согласования планирующихся изменений.
  4. Получение документа, подтверждающего согласование проекта перепланировки (переустройства) квартиры.
  5. Проведение необходимых ремонтных работ.
  6. Завершение процедуры (на этом этапе приемочная комиссия проверяет соответствие фактически произведенных изменений тому проекту, который был изначально представлен).

Куда обратиться для проведения?


Согласно п. 1 ст. 26 ЖК РФ для согласования проведения перепланировки (переустройства) жилого помещения, заявителю необходимо направить пакет документов в орган местного самоуправления. В данном случае речь идет о территориальном отделении Государственной жилищной инспекции. Именно этот орган уполномочен решать подобные вопросы.
Справка! Чтобы сэкономить время, подать бумаги на согласование можно через любой МФЦ, расположенный поблизости.

Необходимые документы

Для согласования перепланировки (переустройства) квартиры потребуется собрать широкий перечень документов, куда входит (п. 2 ст. 26 ЖК РФ):

  • заявление о согласовании производимых изменений;
  • правоустанавливающие бумаги на квартиру (выписка из ЕГРН или раннее выданное свидетельство о праве собственности);
  • проект будущих изменений жилого помещения (переустройства/перепланировки);
  • техпаспорт на квартиру;
  • согласие на реализацию тех или иных изменений, полученное от всех членов семьи нанимателя помещения (при наличии договора социального найма);
  • заключение Минкультуры РФ (если жилье, в котором должны быть проведены обозначенные изменения, относится к объектам культурного, исторического наследия).

Как составить заявление?


Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 года № 266 утверждена официальная форма заявления, которую следует использовать при согласовании перепланировки (переустройства) квартиры. При составлении такого документа необходимо учитывать следующие общие требования:

  1. распечатывается на нескольких листах формата А4;
  2. сведения вносятся от руки в специально предназначенные для этого пустые поля;
  3. все данные должны быть достоверными и не содержать ошибок;
  4. обязательно наличие необходимых подписей (заявителя и лиц, если требуется их согласие на проведение такого рода изменений в обустройстве квартиры);
  5. в заявлении также прописывается полный список приложений.

Решение о согласовании или об отказе в нем

По итогу рассмотрения представленных документов сотрудники Государственной жилищной инспекции могут вынести одно из следующих решений:

  1. О согласовании будущих изменений в конкретном помещении – в этом случае заявителя направляется письменное разрешение на проведение перепланировки или переустройства.
  2. Отказ в реализации запланированных изменений – также оформляется в виде письменного документа, в котором обязательно должны быть указаны причины отказа со ссылкой на соответствующую законодательную норму (ст. 27 ЖК РФ).

В ст. 27 приведено несколько оснований, по которым собственнику квартиры могут отказать в согласовании. Сюда относится: представление неполного пакета документов, направление бумаг в неподходящий орган или несоответствие представленного проекта требованиям и ограничениям, которые закрпелены на законодательном уровне.

Основание для проведения


Основанием для реализации проекта перепланировки (переустройства) жилого помещения является документ, подтверждающий успешное прохождение процедуры согласования (п.5 ст.26 ЖК РФ).
Сотрудники Госжилинспекции высылают его заявителю до истечения 3 дней, прошедших с даты принятия решения. Форма этой бумаги также утверждена Постановлением Правительства РФ №266. После получения такого документа собственник может приступать к проведению запланированных ремонтных работ.

Завершение переоборудования или изменения конфигурации квартиры

Завершающая стадия переустройства и перепланировки квартиры — выезд на место приемочной комиссии. Основная цель данной процедуры – проверить соответствуют ли реализованные изменения тому проекту, который был изначально представлен на согласование.

Для проведения такой процедуры в назначенное время к собственнику приезжает комиссия, состоящая из сотрудников контролирующего органа. Они осуществляют проверку помещения. Если все в порядке, то перепланировка (переустройство) завершается, что подтверждается специальным документом – актом приемочной комиссии (п. 1 ст. 28 ЖК РФ). В дальнейшем этот документ направляется сотрудниками Госжилинспекции в орган регистрации прав.

Сроки и стоимость

По закону вся процедура согласования может занять до 45 дней. Такой срок прописан в п. 4 ст. 26 ЖК РФ.

Оказывается такая услуга на бесплатной основе. Однако заявитель понесет определенные расходы на стадии сбора документов (внесение госпошлины при заказе выписки из ЕГРН, оплата услуг организации, занимающейся составлением проекта и т.д.).

Таким образом, перепланировка и переустройство помещения это два разных, отличающихся друг от друга, понятия. Однако в обоих случаях заявителю нужно предварительно получить разрешение на проведение таких процедур. При этом порядок согласования единый.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]