Статья 263 ГК РФ. Застройка земельного участка (действующая редакция)


Продажа земли и участков промышленного назначения

Участки земли промышленного назначения — это земельные наделы, на которых можно размещать промышленные и складские предприятия, а также сопутствующую инфраструктуру. Почти вся промземля делится на два вида – это участки под старыми предприятиями (brownfield) и свободные от какой-либо застройки земли (greenfield). Учитывая дефицит инженерно подготовленной земли формата greenfield, любая возможность купить промышленные земли, свободные от застройки и не имеющие проблем с подключением к коммуникациям – большая удача для предпринимателей.

Сроки и стоимость

Сколько стоит СПОЗУ?

Для опытных специалистов при наличии всей необходимой документации составление СПОЗУ не составит большого труда.

Срок выполнения работ устанавливается в каждой фирме самостоятельно. Он может составлять несколько дней или недель в зависимости от объема работ специалиста, предоставленных заказчиком сведений.

Стоимость подобных услуг может варьироваться в зависимости от региона и исполнителя работ.

В среднем она составляет от трех до пяти тысяч рублей. Порядок оплаты обговаривается заказчиком при заключении договора с сотрудником проектной фирмы.

Лицам, желающим возвести собственный дом, понадобится собрать требуемый список разрешений и документов. В их число входит и план застройки участков (СПОЗУ). Без его оформления не удастся получить нужное для строительства разрешение.

Однако для его получения подойдут только правильно составленные и оформленные схемы организации земельных участков. СПОЗУ могут делать и сами собственники земельных наделов, но лучше поручить ее разработку специалистам.

Как делать генплан участка с домом? В данном видео вы также можете узнать как сделать схему генерального плана участка (генплан):

Смотрите также Телефоны для консультации 13 Дек 2021 kasjanenko 1183

Поделитесь записью

Обсуждение: 3 комментария

  1. Светлана says:
    30.01.2020 в 08:14

    Статья очень помогла. Конкретно. понятно, компактно.. Спасибо! Дай БОГ удачи!

    Ответить

  2. Иван says:

    27.04.2020 в 00:34

    Если человек является собственником земельного участка, почему он должен согласовывать использование этого участка с кем-то кроме возможно соседей, разве у государства нет иных проблем?

    Ответить

  3. 5master5 says:

    18.05.2020 в 12:08

    Купил садовый участок, где изначально был неправильно построен дом. Расположен он близко к соседскому забору и не выдерживает нормативных метров. Как теперь заказывать план участка не представляю.

    Ответить

Взять в оборот

Но во многих регионах большая часть земель в населенных пунктах и рядом с ними находится в частной собственности, что создает для местных и региональных властей серьезные проблемы в развитии жилищного строительства. Как правило, свободные участки — так называемые «неудобья» без дорог и коммуникаций. Строительство там очень дорогое, и люди туда ехать не хотят.

Для городов с развитой инфраструктурой решением вопроса могли бы стать программы развития застроенных территорий. Это практически то же самое, что в Москве называется реновацией. Однако в столице для ее запуска пришлось принять специальный закон. В регионах же развитие застроенных территорий пока идет плохо: во-первых, нет инвесторов, а во-вторых, нет адекватной нормативно-правовой базы. Не решена масса вопросов: как включать в программу те или иные территории, по каким границам и основаниям, какова роль собственников объектов, как принимать решения…

В Госдуме рассматриваются два документа с вариантами урегулирования этих проблем: «закон Хованской» (ФЗ-59 «О внесении изменений в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации») и проект Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Кроме того, законопроект по данному вопросу готовится в комитете Совфеда по федеративному устройству. Но пока конкретного решения законодателя нет.

Для городов с развитой инфраструктурой решением вопроса могли бы стать программы развития застроенных территорий

Поэтому, к сожалению, там, где нет свободной земли, но нужно обновить какой-то участок в центре, — единственным вариантом остается признание домов аварийными. Что приводит иногда к диким последствиям. Например, в Татарстане множество приличных домов в Зеленодольске, Альметьевске и других городах одномоментно признают аварийными. Люди сопротивляются, возмущаются, но другого способа получить участки у властей нет. Хотя развитие застроенных территорий могло бы стать важным инструментом обновления городов и решения жилищных проблем. Тем более что изменения, внесенные в 85-ФЗ, позволяют Фонду содействия реформированию ЖКХ софинансировать проекты развития застроенных территорий, если при этом идет переселение граждан из аварийного жилья. Однако самих проектов пока недостаточно.

Застройщики вынуждены выкупать участки по достаточно высокой цене. Если мы хотим все-таки сделать жилье доступнее, нужно предусмотреть снижение стоимости земли. Один из вариантов — продажа по схеме «голландского аукциона»: выигрывает тот, кто предлагает самую низкую стоимость. Такие конкурсы проходят во всем мире.

В России огромное количество земель, на которые наложено табу, в том числе связанных с предприятиями оборонного комплекса и другими закрытыми структурами. Значительная часть этой территории занята непрофильными объектами. В общем, по сути участков под застройку-то у нас много, но нужен комплекс мер для последовательного вовлечения их в оборот.

Комментарий к статье 263 Гражданского Кодекса РФ

1. Правовая возможность застройки, возникающая у собственника земельного участка, — одно из важных распорядительных правомочий субъекта права собственности (см. коммент. к ст. 260). Однако это правомочие не носит абсолютного характера. Его усмотрение, собственное решение об использовании предоставленного земельного участка подчиняется закону, иным нормативным правовым актам, не должно нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц (см. коммент. к ст. 209). То же касается решения собственника осуществлять перестройку зданий, строений и сооружений либо их снос. Эти же правила действуют, если собственник разрешает строить на своем участке неограниченному или неопределенному числу других лиц. К ним относятся и члены его семьи, и лица, установившие с ним семейные связи, но продолжающие проживать совместно с ним и пользующиеся этим же земельным участком, а равно и не проживающие совместно с ним, т.е. любые лица по его усмотрению. Его волеизъявление является первичным, но не решающим.

Если земельный участок или здание, строение, сооружение на этом участке находится в общей совместной или долевой собственности, то применяются общие правила, установленные в гл. 16 (см. коммент. к ст. 247, 249, 253, 256, 257, 259), гл. 7 Семейного кодекса, ст. 4, 6 — 8 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Комментируемая статья указывает на специальное законодательство, которому должно быть подчинено право собственника на строительство зданий, строений, сооружений, их перестройку, снос. Это градостроительное законодательство (Градостроительный кодекс, Федеральный закон от 17.11.95 N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (СЗ РФ, 1995, N 47, ст. 4473), строительные нормы и правила, утвержденные Госстроем СССР и России, действующие в течение семи лет со дня вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (СЗ РФ, 2002, N 52 (ч. I), ст. 5140) впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов. Их требования к строительному производству подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей цели: а) защиты жизни и здоровья граждан, их имущества или имущества юридических лиц, государственного (муниципального) имущества; б) охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; в) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Естественно, подлежат обязательному соблюдению требования о целевом назначении земельного участка (см. коммент. к п. 2 ст. 260), которое неразрывно связано с разрешенным использованием, обусловленным категорией земель и территориальной зоной.

Так, на землях особо охраняемых территорий и объектов, в частности на землях государственных природных заповедников, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Частично хозяйственное и рекреационное использование возможно на специально выделенных земельных участках и на условиях специально установленного для них особого правового режима.

К входящим в эту категорию землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов применяется, помимо Земельного кодекса (ст. 96), также специальный Федеральный закон от 23.02.95 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (СЗ РФ, 1995, N 9, ст. 713).

На землях рекреационного значения (также входящих в категорию особо охраняемых территорий и объектов) запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению; то же касается земель историко-культурного назначения (ст. 99 Земельного кодекса). На отдельных землях историко-культурного назначения, в т.ч. землях, где находятся объекты истории и культуры, подлежащие исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия, особый правовой режим которых запрещает деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель (см. Комментарий судебной практики: Вып. 8. М., 2002. С. 29 — 43).

К особо ценным землям относятся территории с природными объектами и объектами культурного наследия особой научной, историко-культурной ценности (типичные или редкие ландшафты, сообщества растительных, животных организмов и др.). Сведения о них указываются в документах государственного земельного кадастра, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 100 Земельного кодекса). Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 60) предусмотрено ведение Красной книги Российской Федерации, в которую заносятся животные и растения, если они находятся под угрозой исчезновения. Хозяйственная и иная деятельность, ведущая к негативному воздействию на природную среду, запрещена (ст. 59).

К землям лесного фонда относятся лесные земли (покрытые лесом или нет, но предназначенные для ее восстановления) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги). Данные о границах этих земель заносятся в государственный земельный кадастр (ст. 101 Земельного кодекса). Лесные земли могут быть в установленном порядке переведены в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, а также для перевода земель лесного фонда в земли иных категорий. Временно не используемые нелесные земли могут быть арендованы на срок до пяти лет в целях сельскохозяйственного производства.

К землям водного фонда относятся территории, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических и иных водохозяйственных сооружений, объектов (ст. 102 Земельного кодекса). На этих землях может вестись строительство и эксплуатация сооружений для обеспечения населения водой, государственных и муниципальных нужд. Здесь устанавливаются водоохранные зоны, имеющие особый правовой режим.

2. В комментируемой статье речь идет о сформированном и закрепленном на праве собственности земельном участке за гражданином (юридическим лицом). Он вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (ст. 40 Земельного кодекса).

Принципом земельного законодательства (подп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса) является единство судьбы земельного участка и прочно связанных с ним других объектов недвижимости, где участок и определяет судьбу недвижимости. «Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации» (см. коммент. ст. 219), если возведенное здание, строение или сооружение не является самовольной постройкой (см. коммент. к ст. 222). На самовольную постройку не возникает право собственности, и она подлежит сносу, если создана на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном порядке. И хотя здание, строение или сооружение возведены собственником земельного участка, они могут быть объявлены самовольными, если постройка нарушила установленный режим разрешенного использования или возведена без получения необходимого разрешения или с существенным нарушением градостроительных, а также строительных норм и правил. Таким образом, комментируемая статья уточняет распорядительное толкование содержания ст. 222 применительно к собственнику земельного участка.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]