Законодательные основы
Вопросы, связанные с оказанием услуг общедомового назначения, регулируются специальными нормативными актами.
К таковым относятся:
- Жилищный кодекс РФ.
- Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
- Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
- Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В содержании указанных нормативных актов дается определение коммунальным услугам общедомового назначения, а также устанавливается, что расходы такого характера включаются в оплату.
Одн сверх норматива
Есть протокол собрания МКД, о том что, собственники согласны оплачивать ОДН сверх норматива. В Жилищной инспекции сказали что этот протокол недействительный, т.к. в нем нет ссылки на нормативный документ (№,ст., п.).Выдали протокол о невыполнении предписания и отправили дело в суд. Права ли Жилищная инспекция?
Статья 14.23. Нарушение правил перевозки людей 1. Каждому гарантируется право на получение субсидии, выданного в связи с ухода за плату установленных субъектом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом» О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлен перечень таких поданных в архив соответствующих военных комиссариатов при осуществлении прокурорского надзора (с изменениями и дополнениями) и государственных гражданских служащих (сервитут). . — все консультации платные, стоимость обговаривается индивидуально.
Кто оплачивает сверхнормативный ОДН
Для начала, нужно понять, кто выступает фактическим исполнителем коммунальных услуг.
Согласно п. 8 «Правил предоставления коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, поставщиком этих услуг являются организации или предприятия, заключившие договор предоставления коммунальных услуг с конечным потребителем. На него и ложится оплата сверхнормативных ОДН.
Сверхнормативный ОДН подобен сливу денег в трубу
До проведения общего собрания владельцев помещений о выборе способа управления домом, заключения договора управления и начала поставки коммунального ресурса по договору, заключенному между УО и РСО, поставщиком коммунальной услуги признается РСО.
При действии договора управления МКД, заключенного между УО и конечными потребителями коммунальных услуг, а также договора поставки коммунального ресурса, заключенного между УО и РСО, исполнителем коммунальных услуг признается УО. Но только с даты фактического отпуска энергоресурса по договору поставки.
При условии что РСО признана исполнителем услуг, она имеет все возможности оптимизировать расходы энергоресурсов, предоставленных на ОДН. Она обязана не просто поставлять услуги, но и отвечать за соблюдение норм ее потребления.
Андрей Чибис, Заместитель министра строительства и ЖКХ РФ:
Обзор судебной практики по сверхнормативному ОДН доказывает, что суд не признает за РСО права перевыставлять счета за превышение установленных нормативов на управляющую компанию или ТСЖ, если до сих пор действуют прямые договоры поставки энергоресурса, заключенные между РСО и конечными потребителями услуги.
Федеральный закон от 29 июня 2015 года «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ» признает договоры, заключенные между ресурсоснабжающей организацией (РСО) и конечными потребителями коммунальных услуг, заключенные до вступления закона в силу. Обязательства по этим договорам сохраняются до истечения срока их действия, или пока одна из сторон не заявит о своем желании расторгнуть договор.
В таких случаях сверхнормативный ОДН обязана оплачивать РСО, которая не вправе перевыставлять счета УО.
В настоящее время готовится законопроект «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», в котором особое внимание уделяется предстоящему переходу к новой системе договорных отношений между РСО и собственниками или арендаторами жилых и нежилых помещений в МКД. В частности, Жилищный кодекс будет дополнен статьей 157, пункт 2 которой предусматривает, что договоры снабжения МКД коммунальными ресурсами «заключаются ресурсоснабжающей организацией {amp}lt;…{amp}gt; с каждым из собственников помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени».
Если иное не предусмотрено решением общего собрания владельцев жилых и нежилых, оплачивать сверхнормативное потребление коммунальных ресурсов на ОДН должна управляющая компания (УК), с которой заключен договор. Управление МКД – комплексная услуга, в состав которой должно входить ресурсоснабжение. Если ОДН превышает установленный норматив – это недоработка УО, которая, руководствуясь требованиями законодательства об энергосбережении должна стремиться к экономии потребляемых ресурсов, проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности во вверенных МКД. Но это снижает прибыль.
Читайте как управляющий столичной ТСЖ снизил ОДН в 2 раза.
Поэтому УК до 30 июня 2015 года прилагали немало усилий, чтобы убедить собственников помещений заключать прямые договоры ресурсоснабжения. Таким образом, им удавалось распределять сверхнормативный объем ОДН между собственниками помещений в управляемом МКД пропорционально площади этих помещений и не вкладывать собственные средства в модернизацию энергопотребляющих систем.
Одн По Нормативу С 2021 Года Постановление
Основным плюсом осуществления прямых расчетов за коммунальные услуги с ресурсоснабжающими организациями является то, что уплачиваемые денежные средства граждан напрямую идут к поставщику энергоресурсов, минуя управляющую компанию.
- электричество, необходимое для обслуживания антенн, насосов, работы лифтов и т.д;
- расход воды при сезонных проверках отопительной системы;
- освещение чердаков, подвалов, подъездов, лифтов, технических помещений;
- отопление этих зон;
- расходы электричества и воды для обслуживания придомовой территории: полив газонов, освещение двора.
При этом Правила не регулируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан. В данном случае применяются Правила поставки именно газа в указанных целях, утвержденные Постановлением Правительства РФ №549 от 21.07.2021 г.
С 1 января 2021 года начал применяться также повышающий коэффициент 1.5, используемый при определении оплаты за потребленные холодную, горячую воду и электроэнергию при отсутствии прибора учета. Это правило установлено в п. 42.
Таким образом, постановление 354 о коммунальных услугах (ЖКХ) в 2021-2021 годах является документом, представление о котором должен иметь каждый совершеннолетний гражданин РФ, без преувеличения. Ведь каждый сталкивается в быту с вопросом правильного использования жилого помещения, с оплатой коммунальных услуг и т.д..
Пункт 59 устанавливает, что начисление в счет оплаты потребленных услуг осуществляется по среднему показателю за последние полгода или 3 месяца (если прибор установлен менее полугода назад) в следующих случаях:
- Норматив ОДН по потреблению электроэнергии в среднем по стране в 2021 году повысился на 7,3%. Поэтому есть смысл собрать средства и установить общедомовой электросчетчик – монтаж и покупка оборудования окупятся всего за несколько месяцев.
- Несвоевременность подачи показаний счетчиков в квартирах является поводом для расчета коммунальщиков трат ОДН по нормативам.
В 2021 году ОДН будут добавляться к существующему тарифу на жилищные услуги. При этом размер ОДН будет вычисляться по очень простой формуле. В основе расчета за ОДН по ГВС и ХВС лежит объем расхода каждого из ресурсов в размере 0,02 и 0,022 кубометров на один квадратный метр уборочной площади.
Понятие общедомовых нужд
Понятие общедомовых нужд определено в Постановлении Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Это расходы, связанные с ресурсами, которые применялись за пределами жилых помещений. Это касается мест общего пользования – лифтов, подъездов, лестничных пролетов, сушилок.
В процессе их содержания происходит не только наведение чистоты и порядка. На указанные места расходуется определенный объем ресурсов. Он и является общедомовыми нуждами. Затраты рассчитываются достаточно просто. За основу берется общий потребляемый объем за отчетный период, на основании показаний индивидуальных учетных приборов. Из него исключаются ресурсы, использованные жильцами помещений. Разница и будет являться искомой цифрой.
В каких случаях плата за сверхнормативный ОДН возлагается на РСО
В отношении общедомовых нужд, как и индивидуальных, предусмотрены случаи, когда оплата за коммунальные услуги может быть изменена. По общим правилам перерасчет допускается в случаях, когда предоставленные услуги не соответствуют требованиям технических или санитарных норм, например, вода не очищена, мощность электричества ниже установленного минимума, имеют место перебои с обеспечением ресурсами.
Предлагаем ознакомиться: Можно ли за долги забрать единственное жилье
Но не всегда перерасчет будет возможен, даже по причине перебоя с предоставлением услуг. Главным условием для изменения суммы является наличие виновных действий со стороны управляющей компании. Если проблема возникла из-за проживающих или в силу обстоятельств непреодолимой силы, то вопрос о перерасчете может не решиться.
Если услуги на общедомовые нужды не соответствуют требованиям качества, имеют место перерывы, которые превышают установленный максимум, а также в период проведения ремонта, который стал причиной приостановки, сумма к оплате подлежит перерасчету, вплоть до её полного аннулирования. Допустимые отступления от нормы указаны в Постановлении Правительства РФ № 354.
Чтобы инициировать процедуру перерасчета коммунальных платежей, человек должен обратиться в управляющую компанию. Основанием в этом случае будет оформленное в письменном виде заявление. Закон не содержит образца, который необходимо использовать в таких случаях в обязательном порядке. Заявление составляется в произвольной форме. Однако текст документа должен содержать в себе весь исчерпывающий перечень информации, которая имеет отношение к сложившейся ситуации.
Сюда относится:
- Название и место нахождения поставщика услуг.
- Фамилия, имя, отчество, адрес проживания и контактный телефон потребителя.
- Обстоятельства сделки – дата и место заключения договора, его стоимость и предмет, права, обязанности и ответственность сторон.
- Обстоятельства, в связи с возникновением которых, необходимо произвести перерасчет, например, необоснованная приостановка услуги.
- Причины, послужившие их возникновению. Здесь можно указать проведение работы, в которых не было необходимости.
- Период, за который надо произвести перерасчет.
- Перечень прилагаемой документации.
- Дата составления и подпись инициатора.
Оформленное обращение должно быть передано исполнителю. Это можно сделать несколькими способами. Самый распространенный и удобный вариант – личная доставка. В этом случае инициатор будет иметь возможность провести переговоры и урегулировать возникший спор путем переговоров. Если исполнитель отказался идти на компромисс, то правильным будет потребовать от него расписку в получении материала или номер его регистрации.
Также обращение можно направить по почте. Лучше всего использовать специальную корреспонденцию. В таком случае инициатор получит на руки уведомление о доставке заявления адресату. Допускается также пересылка по интернету. Такой вариант предусматривает наличие электронной почты у отправителя, а также перевод всех документов в электронный формат.
В обосновании своих требований инициатор должен приложить к обращению некоторые документы. Их вид зависит от причины обращения. В случае с ненадлежащим качеством услуг это может быть заключение эксперта или уведомление о проведении работ. Такой перечень не является исчерпывающим. Человек по своему усмотрению может приложить к заявлению и другие подтверждающие документы.
По общим правилам временное отсутствие проживающих может быть поводом для перерасчета платы за ЖКХ. Однако в случае с ОДН все несколько иначе. При временном отсутствии жильцов перерасчитаны могут быть лишь их индивидуальные расходы. Сумма общедомовых нужд не будет изменена. Такое правило указано в пункте 88 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354.
ОДН отнесли в нормативы
По данному поводу мы не раз выступали на страницах «Управдома» о том, что при подобном подходе название «общедомовые нужды» не соответствует действительности. Ведь в разницу показаний попадали все потери от утечек, погрешностей до незаконных врезок и воровства ресурса, а не конкретно объем, затраченный на обслуживание общего имущества МКД. При всех минусах данный вариант все же позволял определить реальные потери коммунальных ресурсов на доме и стимулировал собственников предпринимать действия для снижения ОДН.
Какой смысл им платить по нормативу, если у них минусовой ОДН? И пока на этот счет разъяснений от Правительства или законодателей нет. Однако в администрации Ульяновска заверили, что данная ситуация будет рассмотрена дополнительно с тем, чтобы вернуть деньги собственникам таких ответственных МКД. Брать плату за фактически не потребленные коммунальные ресурсы, пусть даже по нормативу, как минимум не справедливо.
Перечень
В перечень общедомовых расходов включены: оплата за содержание строения, услуги по управлению, ремонтные работы, обеспечение газом, теплом, водой, канализация. Примерами таких затрат может быть освещение чердачных, подвальных и технических помещений, лифтов и подъездов, электроснабжение антенн, насосов и другого инженерного оборудования, обслуживание отопительных коммуникаций в местах общего пользования, расходы при сезонных проверках систем обеспечения.
Электроэнергия
Объем общедомовых затрат электроэнергии зависит от ряда факторов.
В качестве таковых выступают – этажность дома, наличие лифтовых устройств, домофона, усилителей связи, технические особенности установленного оборудования. Электроэнергия необходима для нормального функционирования всех устройств. Без неё работа оборудования невозможна.
Водоснабжение
Вода, которая поступает в жилой массив, также может быть использована не только на личные, но и на общие нужды. Примерами этого являются:
- Уборка лестничных пролетов, промывка перил и систем коммуникации.
- Полив прилегающей территории – садов, палисадников, газонов.
- Сброс воды из системы отопления в целом и из отдельных составляющих, при проведении ремонтных работ.
- Плановая и внеплановая опрессовка отопления.
- Технологические потери воды в связи с особенностями труб, стояков, радиаторов и других элементов системы водопровода.
Указанные расходы связаны с обеспечением общих нужд и поэтому включены в оплату услуг.
Тепловая энергия
Тепловая энергия расходуется не только на отопление жилых помещений. Она используется и для обогрева подъездов и лестничных пролетов. В большинстве случаев там установлены батареи. Обогрев подъезда актуален ещё и в домах, где используются услуги консьержа, чтобы человек работал в комфортных условиях.
Обеспечение надлежащего температурного режима не только в жилом помещении, но и в местах общего пользования благоприятно сказывается на общем качестве жизни. По этой причине расходуемая энергия должна оплачиваться вместе с остальными коммунальными услугами. Так или иначе, затраты на транспортировку тепла в квартиры связаны с некоторыми потерями при передаче. А поскольку коммуникации пролегают, в том числе и внутри здания, часть энергии будет его обогревать, то есть идти на общедомовые нужды.
Когда сверхнормативный ОДН оплачивает УК
Управляющая организация предоставляет коммунальные услуги потребителям. Для этого она заключает с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов для их использования при предоставлении коммунальных услуг потребителям (п. 13 Правил № 354).
Предлагаем ознакомиться: Доверенность для приставов от организации
Управляющая организация начинает предоставлять коммунальные услуги потребителям в МКД с одной из двух дат:
- указанной в решении ОСС о выборе управляющей организации;
- заключения договора управления МКД, но не раньше даты начала поставки коммунального ресурса по договору, заключённому управляющей организацией РСО (п. 14 Правил № 354).
Выходит, УО не может считаться исполнителем коммунальной услуги, пока не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией и не начнёт поставку коммунального ресурса.
До наступления указанных дат или если способ управления в МКД не выбран, собственники и пользователи помещений получают коммунальную услугу напрямую от РСО. Поэтому в судебных спорах о взыскании задолженности за коммунальные услуги, суду важно разобраться, предоставляла ли в спорных период УО коммунальную услугу, была ли у неё такая обязанность.
Нормативы потребления ресурсов на общедомовые потребности представляют собой усредненные показатели учетных приборов. При этом такие данные берутся не по одному, а по нескольким сотням жилых массивов. Следует отметить, что учитываются показатели не только общего, но и индивидуального оборудования. Единых четких норм законодательством не определено.
Решение принимается в каждом конкретном случае по отношению к отдельно взятому жилому массиву. Учитывается масса показателей: регион, в котором располагается здание, степень его износа и благоустройства, время года, состояние инженерных систем. Нормативы потребления являются величиной, определяющей максимальный расход ресурсов, превышать который не рекомендуется.
Старый новый ОДН
В-третьих, из постановления № 306, которым утверждены “Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг”, исключена табличка, распределяющая начисление повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета. Нет, сами коэффициенты никуда не исчезли, но теперь они включены в формулы, которые содержатся в приложениях к “Правилам предоставления коммунальных услуг” (постановление № 354), с пометкой: “Повышающий коэффициент, величина которого в 2021 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2021 года — 1,5”. Да-да, размер коэффициента изменился, и хотя сейчас в Новокузнецке ресурсоснабжающие организации его не начисляют, “потолок” повышения норматива потребления определен в 1,5, а не в 1,6, как раньше.
Рекомендуем прочесть: Новые оквэд 2021 осуществление фармацевтической деятельности
Во-вторых, регионам предоставили право принимать решение о способе оплаты услуги по отоплению: либо равномерно в течение календарного года, либо только в течение отопительного периода. Это решение принимается органами власти субъектов не чаще одного раза в год до 1 октября.
Как РСО заключить договор с УК
Для того, чтобы РСО заключить договор поставки коммунальных услуг с УК необходимо, прежде всего, расторгнуть существующие договоры с конечными потребителями ресурса – владельцами жилых и нежилых помещений в МКД.
Затем нужно направить в УК предложение о заключении договора поставки ресурса, приложив к нему проект договора, подписанный со стороны РСО.
После подписания договора ресурсоснабжения обеими сторонами договор вступает в силу, и с этого момента РСО приобретает законное основание выставлять счета за ОДН, потребленный сверх установленного лимита, не владельцам помещений в МКД, а УК, которая его обслуживает.
УО по договору управления по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и оказывать услуги по управлению МКД, по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги в такой дом (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
УО не может предоставлять коммунальные услуги в МКД без заключения договора ресурсоснабжения (п. 9 раздела VI Обзора судебной практики ВС РФ № 1 (2014)). Если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом МКД, исполняя решение ОСС и собственники помещений платят ей за КУ, а РСО выставляет ей счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между УО и РСО можно расценивать как договорные по снабжению ресурсом (п. 1 ст. 162 ГК РФ).
В этом случае управляющую организацию можно признать выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг. Эта позиция поддерживается п. 35 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22.
В нашем случае сложившиеся между УО и РСО отношения нельзя считать договорными отношениями по снабжению ресурсом на общедомовые нужды.
Изменение нормативов одн с 1 июня 2021-2021 года особенности и последствия
А есть разные приемы занижения своего потребления. Некоторые жильцы , например , ставят в ванну ведерко: в него вода поступает по каплям , а такой расход счетчик не видит. Другие магниты на счетчики ставят — это самый известный прием. Причем , кары , которые ждут таких потребителей , их вовсе не смущают.
Рекомендуем прочесть: Образец расписки за получение заробной оплаты
Эта простая , на первый взгляд , операция , судя по публикациям в СМИ , поставила в тупик всю страну. Неясно было главное: сколько в рублях включить в тариф на текущее содержание , если за ОДН каждый месяц люди платят разные суммы , а за текущее содержание одинаковые?
Порядок установления
Нормы расхода ресурсов на общедомовые нужды могут устанавливать местные власти.
Для этого собираются и анализируются данные о расходах за определенный период. Например, если нормы принимаются на будущий год, в расчет берутся данные за предыдущий. После того как вся необходимая информация проанализирована, производится расчет новых показателей. При этом во внимание должны приниматься цены на ресурсы, плотность проживающих, климатические условия, наличие категорий плательщиков, которые пользуются льготами.
По сути, указанные нормативы устанавливаются для того, чтобы возместить разницу между тем сколько ресурсов было расходовано на индивидуальные нужды и сколько поставлено фактически.
Кем утверждаются
Установленные нормативы должны быть утверждены. Такими полномочиями наделены органы власти на местах. Это отражено в действующих нормативно-правовых актах. Поэтому нормативы в различных регионах не будут идентичными. То есть законодательством не утверждены единые показатели. Решение принимается на заседании органа власти. Оно должно быть оформлено документально.
В тексте указывается следующее:
- Дата и место принятия решения.
- Его регистрационный номер.
- Основание для его принятия. Как правило, это ссылка на нормативный акт.
- Предмет обсуждения. В данном случае это будут нормы расхода ресурсов на общие нужды.
- Суть принятого решения. Здесь указываются утверждаемые нормы и период их применения.
- Сроки реализации постановления, то есть когда оно должно применяться.
- Круг лиц, которых оно касается.
- Подпись руководителя регионального органа власти.
Решение оформляется на гербовом бланке учреждения. Если используется обычный лист бумаги, то на документе должна стоять печать. Сами нормативы оформляются в виде отдельного приложения. Они должны быть оформлены на сайте управляющей компании, а также размещены в доступном для пользователей месте.
Как снизить ОДН в многоквартирном доме
Эффективным способом снижения потребления энергоресурсов на ОДН является автоматизированный контроль показаний ресурсов по телекоммуникационным каналам, в частности, посредством радио.
Основные преимущества автоматизированного сбора показаний приборов учета:
- точность учета потребления энергоресурсов с каждого прибора;
- эффективное сокращение времени и ресурсов на обработку данных;
- доступность полученных показаний с любого компьютера в режиме онлайн;
- возможность быстро добавить в систему любое количество новых устройств при увеличении количества обслуживаемых МКД.
Автоматизированная система коммерческого учета энергоресурсов «СТРИЖ» работает по протоколу LPWAN. Радиус действия одной базовой станции составляет до 10 км без применения концентраторов и ретрансляторов.
Решения по снижению ОДН до 1,5%для РСО/УК/ТСЖ
Предлагаем ознакомиться: Исчисление срока лишения права управления ТС прервано
СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЯ
ОДН с июня 2021: введение нормативов на потребление
Жителям МКД разрешат подавать в суд на плохое ведение ЖКХ
Точку в истории высокого ОДН поставят счетчики воды с удаленной передачей показаний
Шевченко заявила, что в Тульской области нет проблем с начислением платы за ОДН сверх норматива
В 2021 году государственной жилищной инспекцией рассмотрено 10452 обращения граждан, что в 1,5 раза больше по сравнению с 2021 годом. Этот показатель не снижается: за 5 месяцев текущего года поступило 3772 обращения.
Государственная жилищная инспекция в рамках нового полномочия осуществляет надзор за формированием фондов капитального ремонта. Сотрудники приняли участие в 475 собраниях на территории региона. Начальник государственной жилищной инспекции сообщила, что в настоящее время в инспекцию предоставлено 16 уведомлений от ТСЖ и уведомление по 57 домам от Регионального оператора по формированию фонда. Самыми активными стали жители Арсеньевского, Воловского, Плавского, Тепло-Огаревского, Чернского районов, г. Тулы и Новомосковска, где процент принятых законных решений выше, чем средний по области.
Возможен ли перерасчет платы
Расчет размера расходов на общедомовые нужды производится по формулам, установленным Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354. Все зависит от того, установлены ли счетчики или нет.
Не всегда здание оборудована учетными приборами. Для таких случаев предусмотрен свой вариант расчета.
Для этого потребуются следующие данные:
- Норматив, установленный региональными властями, для отдельного вида услуги.
- Общая площадь здания.
- Размер конкретной квартиры.
- Общая площадь жилых и технических помещений в доме.
После этого применяется определенная формула. Берется результат разделения площади квартиры и всех помещений в здании. Он умножается на норматив потребления и общую площадь. Рассчитанный показатель для каждого собственника жилплощади прибавляется к индивидуальному показателю или нормативу и находит отображение в квитанции.
Такой вариант расчета складывается из следующих этапов:
- Снимаются данные с общедомовых приборов учета.
- Берутся сведения о расходах по индивидуальному оборудованию.
- Рассчитывается разница между двумя указанными показателями.
- Полученный результат делится на общую площадь дома.
- Рассчитанная сумма умножается на площадь конкретной квартиры.
- Полученная цифра умножается на тариф, установленный для каждого вида услуг.
- Результат пользователь должен будет оплатить.
Откуда берется высокий ОДН по воде
Причин высокого ОДН несколько:
Неточность приборов учета
Первый фактор — технологические потери, обусловленные погрешностью приборов учета воды. По ГОСТУ водяные счетчики должны учитывать расход с точностью ±2%. Однако, при поверке недорогих моделей на стационарной установке бракуется до половины бытовых водосчетчиков и погрешность измерения у них порой доходит до существенных величин – 20% и более.
Порог чувствительности
Кроме инструментальной погрешности у каждого водосчетчика есть определенный порог чувствительности, выше которого прибор достаточно стабильно и точно считывает расход потребляемой воды. Но вот c расходом меньше порога чувствительности счетчики вообще могут не фиксировать потребление.
У приборов различного класса, различный порог чувствительности. Минимальный паспортный расход для водомера класса А и В — 60 и 30 литров в час, для класса С — 15. Приборы класса А более дешевы и более «экономичны» с точки зрения жильцов, потому что попросту перестают работать при минимальном потоке.
Зачастую такие потери дополнительно провоцируются неотрегулированной арматурой или подтеками сливных бачков унитазов, протечками в кранах, использованием бытовых фильтров воды (обращали внимание, как медленно поступает вода в трехступенчатый фильтр очистки питьевой воды?) и пр.
Подобные утечки суммируются по квартирам и «оседают» на общедомовом приборе учета. В составе ОДН из-за такой погрешности учета может быть «спрятано» до 30-40%. В норме же этот показатель не должен превышать 4-5% от общей суммы ОДН.
Водоснабжение рассчитывается по нормативу для тех у кого нет счетчиков
Простой пример: житель квартиры не имеет счетчика на воду и платит по нормативу. Он не заинтересован в экономии и льет воду сутками. Ему плевать на подтекающий бачок или не закрытый в ванной кран. Он каждый месяц будет платить фиксированную сумму, даже если израсходует в разы больше воды, чем положено по нормативу.
Проблема очень актуальна для «резиновых квартир», где прописан 1 человек и оплата за воду начисляется исходя из норматива на одного жильца, а живет в квартире пятеро и более человек. Если в многоквартирном доме процветает арендаторство, что практически всегда характерно для городов-миллионников, то превышение норматива может провоцировать до 20% от всего ОДН по воде.
Таких владельцев квартир стараются стимулировать к установке приборов учета «пугающими» коэффициентами: так с 1 с июля по 31 декабря 2015 года норматив будет умножаться на 1,2, а к 2021 году он вырастет до 1,6.
Сроки снятия показаний счетчиков воды не одинаковы
Каждый житель дома снимает показания тогда, когда ему это удобно. Кто-то снял 20 числа, кто-то 30-го. А с общедомового прибора учета снимают 24-26-го числа. Из-за такого временного лага возникает очередная неточность, которая вносит погрешность в учет ОДН.
Кроме того, некоторые жильцы попросту не сдают показания вовремя, просто потому что забыли, уехали в командировку или на дачу. Таким жильцам расход начисляют исходя из среднего потребления за пол года, который так же будет отличаться и не факт, что в меньшую сторону.
За счет разницы в сроках передачи показаний разница между ОДПУ и расходом, который передали жильцы может достигать 30-40% от всего расхода воды на общие нужды дома.
Протечки воды в подвалах, аварии трубопроводов
Во время аварийного прорыва водопровода в подвале дома часть воды «уходит в землю» до того, как авария будет локализована. При этом показания общедомового счетчика увеличатся, а вслед за ним увеличится и ОДН.
При хронических мелких подвальных протечках, на которые никто не обращает внимание, может стабильно утекать несколько кубометров в месяц. Эти потери также лягут в квитанции жильцов в графу ОДН и могут составлять от 1 до 3% общей суммы ОДН.
Воровство, манипуляции со счетчиками
Если ваш сосед умеет пользоваться поисковиком, он без труда найдет несколько рабочих инструкций по остановке водяного счетчика или уменьшения его показаний. Переходники, врезки, пылесосы, магниты в арсенале недобросовестных жильцов значительно уменьшают показания индивидуальных приборов учета и приводят к резкому увеличению ОДН.
Фальсификация и ошибки в показаниях счетчиков
Показания счетчиков могут сдаваться с ошибками. Иногда жильцы делают это непреднамеренно, а просто потому что у них плохое зрение, а в коробе стояка темно — им сложно снять точные цифры.
Но не забудьте про квартиросъемщиков, которые платят «по счетчикам», они часто занижают реальные показания водомеров вполне умышленно, а при контрольных проверках не открывают двери. Попасть в квартиру невозможно, узнать реальные показания тоже. В результате они повышают ОДН, моются и стираются за счет других жильцов.
Манипуляции со счетчиками, ошибочные и заниженные показания в сумме могут составлять больше 50% от общедомового расхода воды.
Особенно остро встает проблема в регионах на фоне постоянно повышающихся тарифов ЖКХ. Жильцы негласно пытаются восстановить справедливость путем остановки приборов учета и подачи ложных цифр.
Халатность управляющих компаний
Редкость, но бывает, что отдельные управляющие организации без должного контроля и надзора решают какие-то свои финансовые проблемы за счет повышения отдельных статей в квитанциях, в том числе, и ОДН. Для борьбы с подобным жульничеством правительство вводит информационную систему, в которой должны будут отображаться показания приборов учета и расчеты за ЖКУ произведенные на основе этих показаний.
Не бойтесь доказать свою правоту в суде
Если управляющая организация не будет отдавать долги за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в МКД, РСО может обратиться в суд. И здесь главное не растеряться и продолжать бороться, даже в Верховном Суде РФ.
РСО обратилась в суд с иском к управляющей организации о взыскании задолженности за электроэнергию, потреблённую на общедомовые нужды сверх норматива.
Суд первой инстанции удовлетворил иск частично – постановил взыскать задолженность и пени только за определённый период. Апелляционный суд решение суда первой инстанции отменил и отказал в удовлетворении иска. Тогда РСО обратилась в Верховный Суд РФ и Верховный Суд РФ не нашёл оснований, по которым можно было бы не согласиться с решением апелляционного суда.
Отменили одн или нет в 2021 году
Электричество по ОДН = (Значения, зафиксированные на электросчетчике – Совокупное количество электроэнергии, потребленной в нежилых квадратных метрах, которые не относятся к общедомовому имуществу – Совокупное количество ресурса во всех жилых квартирах, где монтированы счетчики – Объем использованной электроэнергии и квартирах, где нет счетчиков) × Площадь квартиры × Площадь всех квартир в многоэтажном доме.
В случае наличия или отсутствия счетчиков тепловой энергии в квартирах с индивидуальной системой отопления оплата за общедомовые нужды (ОДН) рассчитывается в соответствии с пунктами 44 и 48 настоящих Правил.
Выше уже говорилось, что в соответствии с ЖК РФ, собственник недвижимости обязан оплачивать ОДН, ровно, как и другие коммунальные услуги. Отказ от выплат приведет к накоплению долга. В дальнейшем возможно наложение штрафов и начисление пени. Если собственник не оплатит свои долги, дело вполне может быть передано в суд.
- Назначения весомых сумм штрафа.
- Необходимости оплаты судебных издержек, помимо основной суммы долга и накопившейся пени.
- Ареста банковских счетов в счет погашения задолженности.
- Ареста имущества и его продажа через аукционы.
- В редких случаях, собственника могут привлечь к исправительным работам.
Определите исполнителя коммунальных услуг
РСО поставляет коммунальный ресурс в МКД, а оплачивает его исполнитель коммунальных услуг. Если в спорный период управляющая компания не была исполнителем КУ на объекте, требовать с неё возмещения задолженности нельзя.
С вступлением в силу постановления Правительства РФ от 29.06.2016 № 603 у исполнителя коммунальных услуг появилась обязанность возмещать стоимость сверхнормативного объёма коммунальной услуги, поставленной на ОДН.
Определение понятия «исполнитель коммунальных услуг» устанавливают Правила № 124. В спорный для рассматриваемого дела период исполнителем коммунальных услуг, согласно п. 2 Правил № 124, было юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исполнителем КУ могла быть как управляющая организация, так и РСО в зависимости от обстоятельств их взаимоотношений с потребителем. Чтобы безошибочно установить исполнителя КУ суды рекомендуют руководствоваться законодательством, действовавшим в спорный период.
Докажите бездействие РСО
Если договор ресурсоснабжения не заключён в письменной форме, ресурсоснабжающая организация вправе направить исполнителю КУ оферту о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к этой оферте проекта договора (п. 10 Правил № 124).
Исполнителю КУ после получения оферты отводится 30 дней на её рассмотрение. Если в течение этого срока не дать ответ в РСО о согласии или отказе заключить договор ресурсоснабжения, РСО может обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны к заключению договора ресурсоснабжения (п. 11 Правил № 124).
В нашем случае ресурсоснабжающая организация бездействовала. Более того, с предложением заключить договор в РСО обратилась сама управляющая организация.
Выводы
Верховный Суд РФ встал на сторону управляющей организации в вопросе взыскания задолженности за сверхнорматив на ОДН, потому что управляющая организация:
- Не побоялась доказать свою правоту в суде.
- Смогла правильно определить исполнителя коммунальных услуг.
- Изучила нормативные правовые акты и смогла грамотно ими воспользоваться.
- Смогла доказать бездействие РСО.
- Доказала отсутствие договорных отношений с РСО.
И всё же управляющая организация не смогла бы выиграть суд без хороших юристов. Экспертное заключение для суда помогли составить Елена Шерешовец, директор НП СРО УН «КИТ», член Экспертного совета Комитета по энергетике Государственной думы РФ, практикующий юрист и Сусана Киракосян, кандидат юридических наук, доцент, советник компании ALTHAUS Group, независимый эксперт по антикоррупционной экспертизе НПА.
«У нас получилось победить в борьбе с незаконным взысканием ОДН. Суд признал, что между истцом и ответчиком отсутствуют фактические правоотношения по поставке электроэнергии, а ресурсоснабжающая организация приняла на себя статус исполнителя коммунальной услуги» – прокомментировала Елена Шерешовец.