Как военнослужащему оформить отказ от жилья
Государство уделяет большое внимание обеспечению военнослужащих необходимым жильем. На основании действующего законодательства каждый военный должен быть обеспечен денежными средствами для приобретения или строительства собственной жилой площади, или же ему должна быть предоставлена жилая площадь.
Безусловно, каждый человек мечтает о собственной квартире, и на первый взгляд кажется, что желающих отказаться от предоставляемого жилья не существует. Тем не менее, на практике далеко не редкость, когда человек, проходящий военную службу по контракту, или профессиональный военный отказывается от выделяемой жилплощади.
В данном материале мы расскажем о том, почему не всегда выгодно получать жилье от государства, и как правильно оформить соответствующий отказ.
Подробнее о поднаеме жилья военнослужащим читайте по этой ссылке.
Получение служебного жилья взамен общежития
Предоставление служебного жилья военнослужащим – законодательно закрепленная мера социальной поддержки со стороны государства. Ст. 15 закона «О статусе военнослужащих» требует обеспечивать жилыми помещениями в срок до 3 месяцев с момента прибытия к новому месту службы.
Выбор жилья осуществляется по нормативам площади, рассчитываемой по количеству членов семьи.
Помещения должны соответствовать качественным стандартам, предоставляться на все время прохождения службы, располагаться поблизости от части, гарнизона или в населенных пунктах, ближайших к ним.
К сожалению, это в теории, а на практике далеко не всегда и везде жилищные органы соблюдают закон и порядок. В Москве, например, считается нормальным, когда служебное жилье для военнослужащих по контракту выделяется с нарушением сроков, в течение не трех месяцев, а куда более длительного периода, несмотря на достаточное количества служебного жилья.
Обеспечение служебным жильем – проблемы и нарушения
Но самым частым нарушением стало предоставление помещений, находящихся в ужасающем техническом состоянии. Комнаты в общежитиях, непригодные для жизни, предлагаются в качестве жилья для прапорщиков, сержантов и контрактников. В эти «бомбоубежища» необходимо перевезти семью, но жить в них невозможно.
Естественно, что получивший такое «предложение» поспешит отказаться от него. А потом ситуация развивается по стандартному сценарию: сотрудник уполномоченного жилищного органа предупреждает, что решение о вселении или отказе необходимо принять в течение пяти дней.
В случае отказа комната или «квартира» открепляется от военнослужащего, которому была предложена, и вновь поступает в распределение. И это несмотря на то, что о техническом состоянии таких помещений хорошо известно инспекторам. Дальше – больше.
«Отказнику» прекращают выплачивать денежную компенсацию за поднаем, а других предложений о жилье не поступает. Человек остается с колоссальной проблемой – служебного жилья нет, денег на съем не выплачивают.
Важно! Если ситуация развивается по такому сценарию, вам необходима помощь юриста! Не торопитесь писать отказ от предложенного помещения в корешке № 2, предлагаемом вам инспектором.
При написании немотивированного отказа вам будет прекращена выплата компенсации за поднаем.
Обратитесь к нам, и мы составим мотивированный отказ от предложенного жилья, который позволит вам сохранить компенсацию и на законных основаниях продолжить претендовать на служебное жилье по месту прохождения военной службы.
Порядок предоставления жилья – сроки
Очевидно, что не только Москва, но и другие города преподносят такие «сюрпризы» военнослужащим. Причины ситуации типичны: значительная часть служебных квартир была приватизирована незаконно, другие заняты непонятно кем, новые – не строят и т.д. А расселять контрактников нужно, тем более что законодатель четко оговорил сроки – три месяца.
Эта норма содержится в ч. 1 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих». Другая, содержащаяся в ч.3 статьи 15 Закона, устанавливает порядок, согласно которому должны предоставляться пригодные для проживания служебные жилые помещения в общежитиях или маневренном фонде.
Отмечается, что такое жилье предоставляется не на весь период, а только до момента получения жилых помещений. По нашему мнению, речь идет о том, что комнаты в общежитиях и маневренном фонде к служебному жилью не приравниваются, а предоставляются лишь временно, до предоставления постоянной жилплощади, отвечающий установленным нормам.
Более того, ст.106 Жилищного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым предоставляются жилые помещения маневренного фонда.
Считаю, что предоставление военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и состоящим в списках на предоставление служебных жилых помещений, предоставление уполномоченным органом жилых помещений маневренного фонда, вместо служебного жилья, является незаконным!
Таким образом, выявляются основные нарушения, с которыми связано получение служебного жилья военнослужащим.
- Затягивание сроков. Многие остаются в списках на служебку значительно дольше положенных трех месяцев. При этом проживают в комнатах общежитий и фонде, не предназначенном для постоянного проживания.
- Позиционирование общежитий в качестве служебного жилья. Согласно ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», не позднее 3-х месяцев должны предоставляться служебные квартиры, а не комнаты. Кроме того их техническое состояние, место отдаленности от места прохождения военной службы, площадь должны отвечать установленным нормам.
- Требование справки о (необеспеченности) сдаче жилья по предыдущему месту службы. По общему правилу эта справка предоставляется в уполномоченный орган с пакетом документов для постановки в очередь. Но как быть, если такой справки нет? Например, по предыдущему месту службы осталась проживать семья, не пожелавшая переезжать с супругом-военнослужащим жена и т.д. Без этого документа в предоставлении квартиры отказывают. А нередко требуют предоставить несколько справок – со всех мест службы. Последнее требование вообще далеко от буквы закона, а о возможности получения квартиры без сдачи предыдущей вы можете узнать здесь. Мы убеждены, что эта справка является чисто техническим документом, который позволяет отследить «судьбу» конкретной жилплощади, однако не позволяет диктовать условия при распределении квартиры.
Отказ в предоставлении служебного жилья ввиду отсутствия справки о сдаче жилого помещения, выдача комнаты в общежитии или маневренном фонде, проживание в таких помещениях более трех месяцев – все это нарушения законодательства, направленные на маскировку проблемы катастрофического недостатка служебных квартир и попыток компенсировать ее сомнительными мерами. В судебном порядке мы поможем опротестовать противоправные действия распределяющего органа и добиться выделения достойного жилья для вас и семьи.
Нормы предоставления служебного жилья
При выделении квартиры уполномоченный орган должен руководствоваться нормами, установленными для расчета площади помещений. Указанным законом утвержден параметр площади на каждого члена семьи.
Он составляет 18 кв.м.
, соответственно, для двоих может предоставляться квартира площадью 36-45 (9 – конструктив) квадратных метров, для семьи с ребенком – двухкомнатная, от 45-54 (9-конструктив) квадратов и т.д…
Заключение договора на служебное жилье подразумевает срочный характер, его действие прекращается с окончанием службы в конкретном населенном пункте и переводе в другой.
Кроме того жилищный договор должен адаптироваться потребностям семьи военнослужащего в конкретный период времени. Например, по прибытию в часть количество членов семьи составляло два человека, но через некоторое время увеличилось.
С рождением ребенка военный имеет право подать рапорт с требованием предоставления большей жилплощади, отвечающей социальному нормативу.
Нередки ситуации, когда приходится доказывать право на выделение большей площади, чем предлагает Департамент.
Они связаны с проживанием с военнослужащим детей, достигших совершеннолетия, а также детей, в отношении которых не оформлено опекунство, усыновление (от первого брака супруги).
Отказ Департамента учитывать детей этих категорий при расчете жилплощади неправомерен, так как к членам семей относят:
- супругов;
- детей, не достигших совершеннолетия;
- детей, достигших совершеннолетия, имеющих инвалидность;
- детей возрастом до 23 лет, проходящих обучения по очной форме;
- иждивенцев.
Категория лиц, находящихся на иждивении, включает престарелых родителей, больных родственников, совместно проживающих несовершеннолетних. Эти граждане также учитываются при расчете жилой площади. Если вопрос, сколько положено военнослужащему квадратных метров служебного жилья, решается с нарушениями, необходимо обратиться за юридической помощью.
Выдача жилья военнослужащим – практика
Жилой фонд, предназначенный для проживания военных и членов семей, располагается в населенных пунктах расположения части. Однако законом не воспрещается предоставлять жилплощадь в других населенных пунктах, наиболее близко расположенных, если свободных жилплощадей нет.
Регламент требует подготовки заявления с приложением документов установленного перечня, включающего:
- копии паспортов всех членов семьи, свидетельств о рождении детей;
- справку о прохождении службы;
- справку о составе семьи;
- копию свидетельства о браке для граждан, состоящих в браке, о расторжении – для граждан, расторгнувших брак;
- выписку из ЕГРП, подтверждающую отсутствие прав на недвижимое имущество;
- справку БТИ.
На основании заявления и представленного пакета документов военнослужащий заключает договор со структурным подразделением Департамента на съем указанного помещения. Оно предоставляется на весь период службы или до изменения семейных обстоятельств.
Законодатель закрепил интересную норму, которой сегодня активно пользуются сотрудники Департамента. При невозможности предоставить жилплощадь, отвечающую установленным нормам, допускается предоставление квартир меньшей площади или жилых помещений для временного проживания из числа общежитий и маневренного фонда.
Однако здесь важно уточнить два момента. Во-первых, указывается, что предоставление такой альтернативы возможно только по согласию военнослужащего.
Настоятельно рекомендовать и навязывать – нарушение, и тем более считать отказ въехать в полуразрушенную комнату общаги основанием для удаления из очереди или прекращения выплаты компенсации за поднаем.
Во-вторых, указывается на временный характер такой меры, соответственно, считать постоянной такую жилплощадь недопустимо.
Также в рекомендациях Министерства обороны уточняется, что гражданам, которым по прежнему месту службы предоставлялось служебное жилье, аналогичное должно быть предоставлено по возможности и при переводе.
Сама формулировка «по возможности» закону не соответствует, так как при переводе военнослужащий, уже получавший служебные квадратные метры, обладает теми же правами на обеспечение ими, что и его коллеги, которым квартиры выдают впервые.
Освобождение служебного жилья военнослужащим
Не меньше вопросов вызывает практика освобождения жилья военнослужащим, ушедшим в отставку, при предоставлении квартиры по договору социального найма или просто при переезде на новое место службы. В этом случае сотрудники подразделения Департамента до предоставления жилплощади требуют представить справку, что прежняя жилплощадь сдана.
Таким образом, процесс переезда служивого с семьей должен выглядеть так: сдать квартиру, получить об этом документ, собрать скарб и отправиться… в никуда. Другое жилье получить в течение одного-двух дней не получится, на это уходят месяцы.
С точки зрения внутренних инструкций такой порядок, кстати, вполне законен. Он оговорен статей 18 «Инструкции о предоставлении …. жилых помещений по договору социального найма».
Она даже была обжалована в Верховном Суде, который разъяснил, что в случае неправомерного ее толкования следует обратиться в суд за защитой нарушенного права.
Важно учитывать, что порядок обеспечения ведомственными квадратными метрами регламентируется не только отраслевыми нормами, но и Жилищным Кодексом. А согласно его 103 статье, выселять из служебного жилья без предоставления другого запрещено. Под действие этой нормы попадают и военнослужащие с семьями.
Служебные квартиры – одна из злободневных проблем современной армии. И, кажется, никакие попытки его разрешить со стороны командования, не работают.
Защищать свое право жить в нормальных, достойных условиях служивым приходится самостоятельно, но к сожалению, часто доказать что-либо Департаменту или специалистам 1-го отдела ФГУ «Западрегионжилье» невозможно.
Зависимость от решений чиновников в этой ситуации лишь видимая.
Юридическая помощь военадвоката поможет вам решить эту проблему. Обратитесь к нам, если вам предлагают сомнительные квадратные метры, при отказе угрожают прекратить выплачивать компенсацию за поднаем.
Позвоните, чтобы обязать уполномоченный орган предоставить ту квартиру, которая соответствует нормам по площади и качеству. Мы готовы помочь, если очередь на жилье затянулась более трех месяцев или вам предъявляют незаконные требования по освобождению жилья.
При наличии полномочий мы соберем документы, представим ваши интересы в Департаменте и иных ведомствах Москвы, области.
При возникновении вопросов позвоните нам по тел., 8 (968) 663-91-63 и получите бесплатную консультацию. В разделе Заказать услугу можете задать нам письменный вопрос, или заказать бесплатный обратный звонок.
Мы сразу вам перезвоним. Вы можете рассчитывать на компетентную консультацию опытного военного адвоката, которая всегда является конкретной и понятной для наших клиентов.
С перечнем оказываемых нами юридических услуг, Вы можете ознакомиться в разделе “Услуги”.
Источник: https://voenadvokat.ru/nashi-uslugi/voennosluzhaschim/pomoch-v-poluchenii-slugebnogo-gilya/
Снятие с учета
Гражданин может получить не только отказ в принятии, но также к нему может быть применено снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в ситуации если:
- он обратился в орган по месту учета для снятия с учета с официальным запросом;
- утрачены основания, которые давали ему право получить жилье по контракту соцнайма;
- человек переехал в иное муниципальное образование, исключение составляет переезд в пределах Санкт-Петербурга и Москвы, которые являются городами федерального значения;
- получены бюджетные средства от органов госвласти или местных органов самоуправления на строительство или покупку жилища;
- орган госвласти/местного самоуправления предоставил человеку участок земли для проведения строительства жилья;
- в документах, предоставленных заявителем, выявлена информация, которая не отвечает реальности и стала основополагающей в принятии на учет, а также, если официальными лицами органа, отвечающего за ведение учета, были совершены противозаконные действия при вынесении решения.
Снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, идентично постановке. Порядок вынесения решения следующий:
- заключение о снятии граждан с учета производится той же структурой, которая выносила решение о принятии нуждающихся на учет;
- решение должно быть принято в течение 30-ти дней (рабочих) с момента выяснения факторов, которые являются причиной для снятия;
- решение, как и в ситуации, если дан отказ в принятии на учет, должно включать весомые причины для этого с разъяснением обстоятельств, которые повлекли принятие подобного решения;
- решение о снятии людей с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении направляется в течение 3-х дней с даты принятия подобного решения. Человек имеет право обращаться в суд для обжалования принятого решения.
Таким образом, основания для отказа во взятии на учет изложены в статье 54 Жилищного кодекса. Они являются исчерпывающими, что исключает возможность приведения иных причин отказа органом, который отвечает за рассмотрение данного вопроса.