Лифтовое хозяйство: организуем систему планово-предупредительных ремонтов


Законодательные нормы

Замена лифта

В ст. 36 Жилищного кодекса (ЖК) перечислены объекты, относящиеся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме (МКД). В этом списке есть и лифты. Согласно ст. 39 ЖК, бремя трат на обслуживание, восстановительные работы при аварии и поломке ложится на них. Причем неважно, на каком этаже размещена квартира.

Как организовать безаварийное использование, содержание и ремонт лифтов, зафиксировано в правилах (далее – Правила), утвержденных в 2017 году постановлением Правительства № 743. Кроме того, действует технический регламент Таможенного Союза 011/2011 о безопасности лифтов (далее – Регламент) и постановление Правительства РФ от 02.10.2009 № 782 (ред. от 03.03.2011). Документы содержит требования к состоянию стационарных грузоподъемных машин, порядок их обследования и иные положения.

Срок службы

Для любого оборудования устанавливается период, в течение которого оно должно безаварийно эксплуатироваться. Этот параметр обычно фиксируется в его техническом паспорте. Что касается срока службы лифта в жилом доме, норматив отражен в п. 5 ст. 4 Регламента. Здесь сказано, что при отсутствии такой информации в паспорте период эксплуатации составляет 25 лет. После окончания этого срока лифт нельзя использовать по назначению без проведения экспертизы его технического состояния.

Обследование оборудования должна производить компания, аккредитованная на этот вид деятельности, в итоге она и определяет предельный срок эксплуатации пассажирских лифтов. По итогам экспертизы составляется акт, в котором рекомендуется либо продлить работу подъемника, либо модернизировать или заменить его. Информация об обследовании фиксируется в паспорте стационарной грузоподъемной машины.

Модернизация лифтов — особенности процедуры

Процесс модернизации лифтов, осуществляемый нашей компанией, подразумевает замену износившихся элементов лифта на новые детали, с целью повышения уровня безопасности использования данного грузоподъемника. Также мы проводим работы, которые способствуют снижению электроэнергии, при работе механизма, и уменьшению риска его поломки.

Огромным преимуществом ремонта пассажирских лифтов с использованием данного метода починки является то, что Вы сможете предупредить поломку, а соответственно грузоподъемный механизм будет функционировать бесперебойно. Кроме этого, модернизация позволяет существенно улучшить дизайн конструкции и повысить уровень комфорта в эксплуатации.

Техническое обслуживание лифтов

В ст. 36 ЖК четко определено, что такое МОП в многоквартирном доме. Это подвальные помещения, крыши, территория вокруг строения, лестничные пролеты, коммуникации. В этот же перечень входит и лифтовое оборудование, техническое обслуживание которого является обязательной процедурой.

Управляющая компания (далее – УК) обязана производить ТО и осмотр согласно графику. Сотрудники организации должны реагировать на вызовы людей, оказавшихся в запертой кабине, запускать остановившийся в результате поломки подъемник. Ремонт лифтового оборудования также находится в зоне ответственности управляющей компании. Она должна привлекать только аккредитованные организации, которые обязаны проводить диагностику, ликвидировать поломки внутридомового транспорта.

Что включает в себя текущий ремонт?

Проведение технического обслуживания предполагает периодический осмотр конструкции. Кроме этого, обратившись в нашу сервисную службу лифтов, Вы можете рассчитывать на проведение проверки всех грузоподъемных механизмов на наличие неисправностей. В зависимости от особенностей заключенного договора между заказчиком и нашей компанией процедура осмотра лифта может осуществлять раз в месяц, квартал, каждые полгода, либо в другие оговоренные сроки.

К числу услуг предоставляемых нами по текущему ремонту также включены и многие другие работы, в том числе аварийно-эвакуационного плана, когда возникает необходимость срочного извлечения пассажиров >«застрявших» в кабине лифта.

Замена лифта в МКД

По итогам обследования механизма может быть вынесено решение о восстановлении отдельных элементов. Если это признано нерациональным, подъемник демонтируется, и устанавливается новый. Процедура довольно длительная. Она включает такие этапы:

  1. Подготовка и экспертиза проекта.
  2. Строительные работы.
  3. Демонтаж старого и установка нового лифта.
  4. Действия по электрификации, автоматизации.
  5. Пусконаладочные работы.
  6. Сдача лифта в эксплуатацию.

Вместо замены возможна модернизация оборудования.

Кто несет ответственность

Сотрудник управляющей организации обязан пройти специальное обучение и аттестацию, знать Правила, инструкцию по эксплуатации. В каждой компании ответственный за лифтовое хозяйство назначается приказом. Чаще всего, все вопросы, связанные с обеспечением безопасности работы подъемника, регулирует главный энергетик УК.

Замена лифтов по программе капремонта

Региональная программа капитального ремонта считается реальным инструментом, позволяющий решить вопрос замены лифтового оборудования, у которого вышел срок эксплуатации. Решение о необходимости монтажа нового устройства вырабатывается собственником многоэтажного дома, а также общим собранием жильцов. Организуется подготовка пакета документов, включающего техпаспорт дома, заключение уполномоченной компании о выработке эксплуатационного ресурса, акт техсостояния, а также перечень работ (смета), по восстановлению механизма.

Решение субъекта, распоряжающегося жилым фондом, и комплект документов передается в территориальный орган Ростехнадзора, подтверждающий целесообразность выполнения замены оборудования согласно положениям программы капремонта. 80% средств выделяются с госфонда, а остальная часть оплачивается собственником. Для записи в программу анализируются следующие факторы:

  • срок и особенности эксплуатации подъемного механизма;
  • стоимость запланированных операций и сумма взноса собственника;
  • общее техсостояние лифтового оборудования и жилого дома.

Замена по программе проводится компаниями, которые специализируются на лифтовых устройствах. Оформляется акт передачи машинного помещения управляющей организации для ввода в эксплуатацию. С целью контроля над сроками и полнотой выполнения работ за объектом закрепляется инженер технадзора от Фонда.

Жители могут узнать наличие в программе капремонта подъемных устройств своего дома, подав заявление представителю территориальной администрации, специализирующегося на жилищных вопросах. Для ускорения процесса можно зайти на сайт администрации и посмотреть в разделе перечень домов, включенных в план капремонта.

Входит ли в капитальный ремонт

Помимо замены нового оборудования в рамках региональной программы, возможны и другие варианты финансирования мероприятий. Владельцы жилых помещений в высотном строении ежемесячно делают взносы на капитальный ремонт. Эта сумма аккумулируется на специальном счете и в последующем тратится на крупные работы по восстановлению общедомового имущества.

Капитальный ремонт лифта в многоквартирном доме производится на основе акта обследования. В нем должен быть зафиксирован и факт того, что подъемник не может эксплуатироваться. Только в этом случае замена лифта возможна за счет взносов на капремонт. Причем учитываются и ежемесячные суммы, вносимые теми, кто проживает на нижних этажах МКД.

В рамках текущего ремонта

Этот вид работ направлен на поддержание стационарной грузоподъемной машины в рабочем состоянии. Если в акте обследования лифта перечислены поломки, указано на некорректную работу комплектующих, возможна замена отдельных элементов механизма. Текущие восстановительные мероприятия подразумевают оперативное восстановление транспорта, если он внезапно вышел из строя.

ОРГАНИЗУЕМ СИСТЕМУ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕСУРСА ЛИФТОВ

Система восстановления ресурса лифта включает в себя проведение:

  • капитального ремонта (замены оборудования);
  • модернизации оборудования.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 19.12.2019 № 112 «О внесении изменения в технический регламент Таможенного союза “Безопасность лифтов” (ТР ТС 011/2011)» продлен срок приведения лифтов в соответствие требованиям ТР ТС 011/2011:

  • введенных в эксплуатацию до вступления в силу ТР ТС 011/2011;
  • назначенный срок службы у которых истек до даты вступления в силу ТР ТС 011/2011, т. е. до 15.02.2013.

Срок приведения таких лифтов в соответствие требованиям ТР ТС 011/2011 — не позднее 15.02.2025.

Капитальный ремонт

Капитальный ремонт обеспечивает восстановление исправности, полного или близкого к полному ресурса лифта.

Продолжительность циклов (в годах) между плановыми капитальными ремонтами устанавливается как средневзвешенная (по годам выпуска лифтов, находящихся в эксплуатации) величина (п. 3.6.1 Положения о ППР) (см. табл. 2).


При плановых капитальных ремонтах специализированная организация проводит работы по замене и регулировке узлов и деталей, выработавших свой ресурс или близких к его выработке. При этом дополнительно выполняются (п. 3.6.2 Положения о ППР):

  • работы, входящие в состав текущего ремонта;
  • пусконаладочные работы.

Чтобы сократить сроки простоя лифтов, капитальный ремонт составных частей и деталей специализированной организацией должен производиться вне зависимости от ремонтного цикла по мере необходимости (п. 3.6.3 Положения о ППР). Это обусловлено тем, что большое количество составных частей и деталей, входящих в комплект лифтового оборудования, имеет рабочий ресурс ниже регламентированного для лифта в целом.

Долговечность работы частей и деталей лифта зависит (п. 3.6.3 Положения о ППР):

  • от интенсивности и условий эксплуатации лифта;
  • требований безопасности;
  • качества заводского изготовления.

В состав работ, выполняемых при капитальном ремонте составных частей и оборудования (работы капитального характера), входит замена одного или нескольких нижеперечисленных узлов (п. 3.6.3 Положения о ППР):

  • электродвигателя главного привода;
  • редуктора лебедки или червячной пары редуктора;
  • тормозного устройства;
  • электрощита (панели) управления лифтом;
  • купе кабины;
  • ограничителя скорости;
  • створок дверей шахты и кабины;
  • пружинных и балансирных подвесок противовеса и кабины;
  • канатоведущего шкива;
  • канатов.

Капитальный ремонт лифта, имеющего преждевременный физический и моральный износ оборудования, проводится исходя из его технического состояния (п. 3.6.4 Положения о ППР).

Модернизация

Решение о модернизации лифта принимает его владелец[11] на основании требований технических стандартов, разработанных к ТР ТС 011/2011 и утвержденных Решением Коллегии ЕЭК от 29.05.2018 № 93.

В соответствии с п. 4.3 ГОСТ Р 58495-2019 владельцу лифта необходимо осуществить его модернизацию до истечения срока службы, указанного в паспорте лифта. Пошагово этот процесс выглядит следующим образом:

Если модернизацию лифта проводит специализированная организация, то она:

  • разрабатывает проект модернизации;
  • выполняет организационно-технические мероприятия для приостановки использования лифта по назначению на период модернизации;
  • поставляет требуемое для модернизации лифтовое оборудование;
  • демонтирует заменяемое лифтовое оборудование;
  • проводит монтаж устанавливаемого лифтового оборудования;
  • оформляет, в том числе дополняет сопроводительную документацию на модернизированный лифт[12].

После проведения модернизации лифта лицу, ответственному за эксплуатацию лифта в организации или на предприятии, необходимо будет получить от специализированной организации и хранить в архиве обновленную документацию (п. 6.4, 6.5, 6.6 ГОСТ Р 58495-2019):

  • руководство (инструкцию) по эксплуатации;
  • паспорт лифта;
  • монтажный чертеж;
  • принципиальную электрическую схему с перечнем элементов;
  • принципиальную гидравлическую схему (для гидравлических лифтов);
  • копии сертификатов соответствия устройств безопасности требованиям ТР ТС 011/2011;
  • акт проверки функционирования модернизированного лифта;
  • акт оценки соответствия модернизированного лифта.

Кроме этого, в архиве могут храниться акты на скрытые работы и акты на электросварочные работы.

Требования к оформлению дополнений, вносимых в руководство по эксплуатации и паспорт модернизируемого лифта, содержатся в п. 6.4.1.1 ГОСТ Р 58495-2019. Так, в паспорт вносятся сведения:

  • о выполненных работах по модернизации лифта, в том числе об изменениях состава лифтового оборудования;
  • о дополнении руководства по эксплуатации лифта новой сопроводительной документацией.

Указанные сведения в паспорт лифта вносит и заверяет своей подписью представитель специализированной организации, выполнившей модернизацию лифта (п. 6.4.2 ГОСТ Р 58495-2019).

В случае сохранения хотя бы одной составной части старого лифта при замене лифтового оборудования такие работы следует относить в соответствии с положениями ТР ТС к модернизации лифта. Замена лифта предполагает полную замену всех его частей без исключения!

Плата за содержание

Плата

Граждане, квартиры которых расположены на 1 и 2 этаже, вносят ежемесячные суммы за обслуживание подъемника, хотя большинство считает это несправедливым. Однако учитывая положения ЖК, лица, проживающие на нижних этажах, являются такими же долевыми собственниками общедомового имущества, как и владельцы прочей недвижимости. Поэтому плата за лифт в многоквартирном доме распространяется и на них.

Освободить эту категорию населения от внесения ежемесячных сумм на обслуживание подъемного механизма теоретически можно: решение должно быть принято большинством голосов на общем собрании жильцов МКД. Однако на практике это маловероятно – вряд ли граждане захотят освободить соседей от участия в расходах на содержание общедомового имущества.

ПРОВОДИМ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ И ОБСЛЕДОВАНИЕ

Оценка содержания лифта в технически исправном состоянии, обеспечивающем его безопасную работу, производится при его техническом освидетельствовании в соответствии с требованиями Правил (п. 4.1, 4.3 Положения о ППР) после выполнения ежегодного текущего ремонта. Проводят такую оценку специалисты по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности аккредитованной испытательной лаборатории. Срок технического освидетельствования для введенных в эксплуатацию лифтов не может быть реже одного раза в 12 месяцев (п. 25, 26 Правил).

Техническое освидетельствование

Техническое освидетельствование проводится в три шага (п. 3 ТР ТС 011/2011):

После проведения технического освидетельствования сотрудник организации, выполнившей его, оформляет акт и вносит запись о нем в паспорт лифта.

Техническое обследование

По истечении срока службы лифта проводится его техническое обследование, цель которого — определить, возможна ли дальнейшая эксплуатация этого лифта. Назначенный срок службы лифта устанавливается равным 25 годам со дня ввода его в эксплуатацию[13].

Запрещено использовать лифты, срок службы которых истек, без:

  • проведения обследования;
  • оформления заключения о соответствии объекта условиям его использования[14].

Результаты обследования оформляются соответствующим актом.

Периодичность выполнения работ по ремонту, техническому обслуживанию и освидетельствованию лифтов см. в табл. 3.

Если средств на техническое обследование нет, то эксплуатация лифта должна быть прекращена путем его остановки.

Как и после монтажа лифта в связи с заменой или установкой во введенном в эксплуатацию здании или сооружении, так и после модернизации владелец объекта направляет в уполномоченный орган уведомление о вводе объекта в эксплуатацию.

Замена в принудительном порядке

Восстановительные работы или демонтаж и установка нового лифта возможны и без учета сроков, заявленных в региональной программе. Если деньги на капремонт аккумулируются на спецсчете, чтобы произвести замену, надо организовать собрание и вынести вопрос на голосование. Решение будет положительным при одобрении большинством голосов. Заявление и приложенный к нему протокол собрания следует направить в местный департамент ЖКХ. Если денег на счете недостаточно, опять же на собрании собственников решается, как будет погашаться разница. Можно повысить ежемесячный взнос или взять кредит.

ОРГАНИЗУЕМ ДОКУМЕНТООБОРОТ

Естественно, на каждом этапе жизненного цикла лифта образуются документы и их нужно хранить, что является одной из обязанностей ответственных лиц. Требования к перечню документов установлены:

  • пунктом 3 ст. 3 ТР ТС 011/2011;
  • пунктом 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743;
  • разделом 1.8 Правил, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6.

Первый пакет документов

Первый пакет документов на лифты и устройства безопасности лифтов, выпускаемые в обращение на рынке, комплектуется производителем оборудования. Это сопроводительная документация, включающая:

  • руководство (инструкцию) по эксплуатации;
  • паспорт;
  • монтажный чертеж;
  • принципиальную электрическую схему с перечнем элементов;
  • принципиальную гидравлическую схему (для гидравлических лифтов);
  • копию сертификата на лифт, устройства безопасности лифта (с учетом п. 2.7 ст. 6 ТР ТС 011/2011), противопожарные двери (при наличии).

Руководство (инструкция) по эксплуатации включает:

  • инструкцию по монтажу, содержащую указания по сборке, наладке, регулировке, порядку проведения испытаний и проверок;
  • указания по использованию и меры по обеспечению безопасности лифтов в период эксплуатации, включая ввод в эксплуатацию, применение по назначению, техническое обслуживание, освидетельствование, осмотр, ремонт, испытания;
  • перечень быстро изнашиваемых деталей;
  • методы безопасной эвакуации людей из кабины;
  • указания по выводу из эксплуатации перед утилизацией.

Второй пакет документов

Второй пакет документов комплектует владелец лифта в процессе ввода его в эксплуатацию. В этот пакет входят:

  • декларация о соответствии лифта — для лифтов или сертификат соответствия подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки) и эскалатора требованиям техрегламента — для подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки) и эскалатора;
  • страховой полис, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте;
  • копии заключенных договора (договоров) со специализированными организациями о выполнении работ по монтажу (демонтажу) в случае их заключения в соответствии с п. 16 Правил и копию акта технического освидетельствования подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки) и эскалатора по форме, утверждаемой в соответствии с п. 25 Правил, — для подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки) и эскалатора;
  • акты контрольных осмотров и ввода в эксплуатацию;
  • уведомления о постановке на учет.

Третий пакет документов

Третий пакет документов комплектует ответственный за электрохозяйство в соответствии с требованиями ПТЭЭП[15].

Также организации, эксплуатирующей лифт, необходимо принять следующие локальные акты о назначении лиц, ответственных за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта:

  • приказ о назначении лиц, ответственных за организацию эксплуатации лифта;
  • список адресов лифтов, переданных заказчиком и принятым подрядчиком для выполнения работ по техобслуживанию, ремонту и модернизации;
  • список адресов лифтов, на которых согласно договору исполнитель выполняет работы по техосвидетельствованию и электрическим измерениям;
  • заявка на полное техосвидетельствование;
  • заявление о регистрации технического устройства;
  • заявление, договоры и копии документов об обучении обслуживающего персонала.

В обязанности владельца лифта входит также разработка производственных инструкций, учитывающих конкретные условия эксплуатации и требования инструкции по эксплуатации заводов-изготовителей лифтов[16].

Причины поломок лифтового оборудования

Компания по лифтовому производству «Стальной канат» занимается обслуживанием лифтов и оборудования для них без малого 20 лет. В практике мы сталкивались с разными причинами поломок, проводили восстановительные операции любого уровня сложности и разработали условную классификацию причин, следствием которых является ремонт лифтов и оборудования. Их можно разделить на три большие группы.

  1. Поломки, связанные с условиями эксплуатации. Это естественный износ или нарушение лимитов нагрузок, высокая интенсивность работы устройств и т. д.
  2. Неисправности, вызванные нарушением правил эксплуатации (самая большая группа).
  3. Заводской брак или ошибки монтажа – причины поломок, которые не зависят от пользователя, но часто провоцируют его дополнительные расходы.

По статистике, в лифтовых механизмах чаще всего ломаются узлы, подверженные максимальной нагрузке. Это системы торможения, электронные блоки, редукторы и их червячные пары, детали приводных механизмов, противовесы, подвесные компоненты, несущие конструкции, обшивка кабин и т. д. Практически любой вид поломки можно устранить, если вовремя провести ремонт лифтового оборудования.

Капитальный ремонт лифтов от ЛифтКомфортСервис

Компания ЛифтКомфортСервис выполнит ремонтные работы лифтового оборудования любой сложности. В постоянно доступе наших мастеров – все необходимые детали и инструменты. Высокий уровень подготовки исключает любое ожидание недостающих элементов и позволяет отремонтировать лифт здесь и сейчас. Наша компания не только восстанавливает ресурсы лифта, но и занимается техническим обслуживанием системы, что позволяет вовремя заметить и заменить устаревшие и изношенные детали.

Мы не только отремонтируем элементы механизма, но и заменим отделочные материалы внутри кабины, а также оснастим лифт дополнительным оборудованием и современными оттенками дизайна, повышающими уровень безопасности и комфорта. Узнайте подробности сервисного обслуживания, а также все о капитальном от компании ЛифтКомфортСервис, позвонив по телефону.

Виды работ по обслуживанию лифтового оборудования

Поскольку лифты являются источниками повышенной опасности, к ним предъявляют повышенные требования по надежности материалов, из которых они изготовлены, и своевременному плановому и капитальному ремонту.

Самым простым видом поддержания лифта в рабочем состоянии является техническое обслуживание (ТО). В соответствии с указанными нормативными документами (ГОСТ Р 54999-2012) существуют следующие виды обслуживания:

  • ТР – ежемесячное;
  • ТР-1 – ежеквартальное;
  • ТР-2 – полугодовое;
  • ТР-3 – годовое.

Любой из перечисленных видов техобслуживания предусматривает:

  • очистку лифтовых шахт от пыли и мусора;
  • очистку кабин от загрязнений;
  • регулировку и смазку дверей лифтовой кабины и этажных дверей;
  • смазку блоков тросов и трущихся (скользящих) деталей;
  • замену выработавших ресурс узлов и деталей;
  • проверку (тестирование) на соответствие требованиям ГОСТ и ТО по безопасности эксплуатации.

Не относятся к работам, выполняемым в соответствии с требованиями ТО. Это: ежедневная уборка лифтовой кабины – осуществляется работником клининговой компании, заключившей договор с УК (ТСН). Замена основных деталей – электродвигателя, лебедок, тросов, лифтовых кабин, модернизация электронного блока управления кабиной. Эти работы относятся к категории ППР – планово-предупредительного ремонта. При полной выработке ресурса основных узлов и деталей, лифт подлежит замене со всем оборудованием. Такой ремонт является капитальным.

Кто отвечает за эксплуатацию и ремонт лифтов

Казалось бы – лифт хоть и сложное, но не настолько оборудование, чтобы назначать несколько государственных служб, контролировать его работоспособность. Однако, это так.

  • производством лифтового оборудования занимаются предприятия, подчиненные Росстандарту;
  • монтаж пассажирских и грузовых лифтов, а так же эскалаторов курирует Госстройнадзор;
  • гарантийное и постгарантийное обслуживание лифтов находится в ведении Ростехнадзора;
  • к ведению Жилинспекций и УК (ТСН) отнесены вопросы эксплуатации и поддержания в чистоте лифтового оборудования в конкретных МКД.

Каждое из перечисленных ведомств руководствуется собственными локальными нормативными актами. Но есть документ, придерживаться которого обязаны все организации, в той или иной мере вовлеченные в производство и эксплуатацию лифтового оборудования. Называется документ: ТР ТС 011/2011 (Технический регламент Таможенного союза). Он полностью посвящен проблемам безопасности лифтов. Кроме указанного Регламента, эксплуатирующие организации обязаны руководствоваться нормативом, установленным ГОСТ Р 54999-2012 (ЕН 13015:2001) «Лифты», устанавливающему общие требования к эксплуатации данного оборудования.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]